Цели:
- Познакомить детей со звуком и буквой Э.
- Учить соотнесению звука с буквой и символом, познакомить с нормой артикуляции звука Э.
- Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
- Обогащать словарный запас слов со звуком Э.
- Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, чтения слогов.
- Воспитание любви и уважения к близким людям.
Оборудование: Зеркало для каждого ребёнка, картинки : ЭСКИМО, ЭКРАН, КАРАТЭ, ПОЭТ, карточка (вклеивается в тетрадь каждого ученика) (Приложение 2), карточки-вкладыши для звукобуквенного анализа для каждого ребёнка с цветными кружками, “Волшебный мешочек” с пластмассовыми буквами.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Куда вы сейчас пришли, на какое занятие? (К логопеду). Зачем ходите к логопеду? (Чтобы правильно произносить звуки, правильно говорить.) Откуда приходите в школу? (Из дома). Кто живёт у вас дома? (Мама, папа, и т.д.) Кто ждёт вас со школы дома? (Семья.) Расскажите мне о ваших семьях.
2. Знакомство с темой занятия через звуковой анализ. (Презентация 1)
1. Введение в тему. (Слайд 1).
– Сегодня на занятии мы будем учиться правильно, чётко и красиво говорить.
Сегодня мы отправимся в гости к одной интересной семье. А чем она интересна вы
мне сами расскажите. (Слайд 2).
– Посмотрите и расскажите, как зовут маму? (Эмма.) Папу?
(Эрик.) Братика? (Эдик.) Сестру? (Эля.)
– Кто заметил что-то интересное? (Есть собачка –Эльф). Давайте хором
прочитаем фамилию этой интересной семьи. (Семья Эпиковых). Какой звук
слышим в начале каждого имени ? ([Э])
– Правильно, сегодня мы учимся правильно произносить звук Э и обозначать его
на письме буквой Э. А семья Эпиковых нам в этом поможет.
3. Артикуляция звука э.
1. Знакомство с нормой артикуляции. (Зеркала.)
Правильная артикуляция звука [э] – рассматриваем профиль. (Слайд 3).
Логопед: Давайте посмотрим на наш профиль, и вы расскажите мне, что видите.
– Что происходит с губами? (Губы растянуты в улыбке.)
– Где находится язык? (Язык чуть впереди, он приподнят.)
Логопед: Язык немного продвинут вперед и приподнят. Кончик языка находится у нижних зубов, спинка языка приподнята. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость. Голосовые связки напряжены и сдвинуты, они работают, горло дрожит (есть голос). Пробуем произносить с детьми звук э.
– Есть ли преграда при произнесении звука? Дрожит ли горлышко? (Да.)
– Значит звук Э какой? (Он поётся, тянется). Пробуем пропеть, протянуть.
Если звуки поются и тянутся мы называем их ..? (Гласными.)
1-й ребёнок читает стихотворение:
Воздух свободно идёт через рот,
Нет преград разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук называется – ГЛАСНЫЙ.
– Как мы будем обозначать звук Э, каким цветом? (Красным, потому, что он гласный.)
(Слайд 4).
2. Логоритмика . Покажи звук Э.
Логопед: Давайте встанем, покажем звук э.
(Слайд 5).
(И.П.– Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы. Пальцы округлены, локти не
выпрямляем до конца. Движения – при произнесении (Э) руки разводятся в стороны,
слегка поднимаются вверх, кончики пальцев опускаются на плечи, локти немного
опускаются вниз. Подбородок вначале приподнимается, а в конце – опускается.(Э)
произносится с нарастанием в начале, а затем – в диапазоне затухания.
Динамика – в начале незначительное мышечное напряжение, затем в напряжение,
затем – полное расслабление.)
Логопед показывает движения и просит повторить детей, выполняя упражнения вместе с детьми 5–6 раз.
4. Знакомство с буквой э.
Логопед: Звуки мы слышим и произносим, а на письме мы их обозначаем буквами, которые видим и пишем. Давайте просмотрим на букву э.
1. Рассматривание стилизованной буквы Э. (Слайд 6).
Логопед:
– Буква Э с огромным ртом
И огромным языком.
Эге – гей! – крикун кричит.
Изо рта язык торчит!
– Посмотрите и расскажите из каких элементов состоит буква Э?
(Правый полуовал и палочка посередине.) (Слайд 7).
Вправо смотрит полукруг,
В середине язычок, мой друг.
– Выбери элементы, которые необходимы для буквы Э. (Слайд 8).
1–2 ребенка выходят к доске, объясняют какие элементы нужны и почему .
Логопед: Мы произносили звук э, давайте теперь покажем букву э с помощью пальцев. (Слайд 9).
– Построим из пальцев букву э.
Правую руку направим влево.
3 пальца прямо направим умело:
Указательный с большим
В полукруг объединим.
Поглядим на построенье –
Буква Э наше творенье.
2. Игра “ Найди букву Э”.
– Давайте посмотрим, кто из нас самый внимательный и найдёт букву э в разных алфавитах. По очереди ученики выходят к доске и показывают букву.
(4 разных изображения алфавита.) (Слайд 10, 11, 12, 13).
3. Прописываем букву Э. (Слайд 14).
(Логопед объясняет, как пишется буква Э.)
Ученики в тетрадях прописывают заглавную и строчную букву э.
4. Игра “Волшебный мешочек” (с буквами).
Логопед: Ребята, у меня есть для вас интересная игра– “Волшебный мешочек”.
В этом мешочке лежат буквы, которые мы изучили, опускаете руку в мешочек, не смотрите, нащупываете букву и говорите:
–Это буква…
Подойти с мешочком к каждому ребёнку.
5. Фонетическая зарядка. (Слайд 15).
Логопед: В нашей дружной семье все любят весело проводить время и петь. -Так как э– гласный поётся и долго тянется, давайте попробуем его пропеть вместе с членами нашей семьи.
– Каждый член семьи поёт свою песенку, помогите по очереди спеть маме, папе и
детям, но будьте внимательны, не запутайтесь – найдите и пропойте свой звук, в
зависимости от того, кому принадлежат эти предметы. (Например, выходит 1-й
ученик, он поет с мамой Эммой – Э – М)
– Что вы пропели? (Слоги.) (Слайд 16).
Затем каждый ребёнок называет прямой и обратный слог. Ёще раз читаем хором слоги.
- ЭМ МЭ
- ЭН НЭ
- ЭК КЭ
- ЭС СЭ
6. Физкультминутка.
– В нашей семье Эпиковых все дети любят не только петь, но и заниматься спортом. Мальчик Эдик предлагает нам что-то изобразить, а что это, вы мне скажите потом.
– Эдик любит физкультуру,
Нам покажет он фигуру.
Ногу левую вперёд,
А потом её назад,
А потом опять вперёд
И немножко постоим.
Ногу правую, смотри,
В сторону ты отведи,
Поставь на пятку, вверх носок
И тяни её дружок.
Руку правую согну, поперёк её держу.
Ну, а левую, друзья вверх, повыше,
Как и я.
Наша ладонь словно флажок,
Помаши-ка мне дружок.
Это кнопка и шнурок –
Электрический звонок.
Мы позвоним влево, вправо,
Вот такая вот забава.
Логопед: Что хотел показать нам Эдик? (Букву Э.)
7. Закрепление.
1. Место звука в слове.
Раздать каждому ученику 1 картинку, дети называют предметы, изображённые на картинках. Ученик, получивший картинку, делает звукобуквенный анализ в виде схемы в тетраде. Устно делим на слоги, определяем место звука в слове: в начале, в середине, в конце, затем каждую схему проверяем индивидуально.
(ЭСКИМО, ЭКРАН, КАРАТЭ, ПОЭТ).
2. Работа в тетраде – задание “Найди букву э в словах”.
Логопед: У вас следующее задание: помогите маленькому Эдику найти все буквы Э, обведите э в кружок красным карандашом. Раскрась понравившуюся картинку.
8. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Мы много работали и устали, поможем нашим пальчикам отдохнуть.
“Семья”.
Вот и встретилась семья.
Рад тебя увидеть я.
Всех мы в гости пригласили.
Всех здороваться учили.
В знак приветствия кивать
Может пальчик номер 5.
Безымянный может ниже.
Средний – силой не обижен,
Этот – знает всё на свете.
А вот этот любят дети!
(Поочерёдно сгибаем пальцы на двух руках навстречу , начиная с мизинца, и заканчивая большими пальцами).
9. Закрепление.
1. Развитие речи.
Логопед: Девочка из нашей семьи – Эля Эпикова любит загадки, она и вам одну приготовила. Внимательно слушаем, стараемся отгадать.
Загадка.
Оно в горах встречается,
С тобой, со мной, общается,
Не спорит в разговоре –
Что скажешь, то и вторит. (Эхо.)
Составляем схему слова на карточках – вкладышах, устно делаем звуковой анализ слова. (Приложение 1)
Работаем над грамматическим строем речи. Каждый ребёнок составляет словосочетания и предложения .
– Каким бывает эхо? (Громким, тихим, смешным и т.д.)
– Составьте своё предложение про эхо. (Я и Эдик слушали эхо. В лесу я услышал
громкое эхо. И т. д.)
2. Развитие фонетического восприятия.
В семье Эпиковых все ведут активный и правильный образ жизни, Эпиковы любят путешествовать, сегодня они отправились в горы. Но там произошла такая ситуация.
(Слайд 17).
Логопед читает стихотворение:
– ЭРИК С ЭДИКОМ ОТСТАЛИ,
ЭДЕЛЬВЕЙС ОНИ ИСКАЛИ.
ЭЛЯ – ЗВАТЬ, В ОТВЕТ – ЛИШЬ
ЭХО,
ЭЛЕ ВОВСЕ НЕ ДО СМЕХА.
– Что произошло в лесу? Кто заблудился? Что такое эдельвейс? Кому совсем не
смешно? Почему? Кто может помочь?
– В семье важно жить дружно, помогать в беде, слушаться старших.
Назовите в этом стихотворении все слова, которые начинаются со звука Э. Сколько таких слов? (Эрик, Эдик, Эля, эдельвейс, эхо– 5 слов).
10. Развитие пространственной ориентации
Игра “Что изменилось?” (Презентация 2.) (4 слайда , 4-й– проверка.)
– Расскажите, что изменилось? (Вспомните, как зовут членов семьи Эпиковых и расскажите, кто находится слева, справа, по середине и т.д.)
11. Итог урока. (Слайд 18).
– С какой буквой познакомились? (Э) Что делали на занятии? (Учились правильно и красиво говорить, произносили звук Э.)
Кто нам помогал? (Семья Эпиковых.)
Литература:
- Кожевникова Д.В., Кожевников П.В. Домашний логопед. Практическое пособие .– СПб: Наука и Техника, 2009.
- Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. Изд-во: ГНОМ и Д., 2008.
- Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М., АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ: 2009.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков (пособие для логопедов) – Гуманит. Изд-во ВЛАДОС, – М., 1999.