Мы общаемся всюду: дома и в гостях, в магазине и в транспорте, с родственниками и соседями, с друзьями и незнакомыми людьми – младше или старше нас, ровесниками.
А легко ли наш ребёнок вступает в контакт с собеседником? Всегда ли он бывает вежлив с окружающими? Увы, не всегда. Разумеется, мы хотим видеть наших детей доброжелательными, интеллигентными, умными, коммуникабельными. Маленький человек очень восприимчив ко всему, что его окружает, чуток к фальши. Он покоряет нас своей непосредственностью. Сохранить эти кристаллики чистоты и доброты – наша задача.
С этой целью я познакомилась с технологией «Ты словечко, я – словечко» (автор З.И. Курцева, научный редактор Т.А.Ладыженская). Главная цель этого пособия – бережное отношение к слову, с которым ты обращаешься к собеседнику: слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Составила перспективный план примерных бесед для детей старшего возраста. Провожу один раз в месяц, продолжительностью 10 минут. Часто дополнительно включаю упражнения на развитие неречевых психических функций: тактильного, зрительного и слухового восприятия и памяти; конструктивного, пространственного и динамического праксиса; моторной сферы.
Стараюсь, чтобы беседы были содержательны, интересны и носили воспитательный характер, способствовали развитию устной речи у детей. Учу их быть вежливыми, добрыми, общительными. Многие встречи проходят в форме игры, путешествия с использованием загадок, пословиц, скороговорок, юмора, разных видов наглядности. Они основаны на жизненном опыте детей и их представлениях, способствуют развитию творчества и воображения.
Меня устраивает то, что любая беседа может быть проведена в зависимости от интересов детей.
Тематический план факультатива
Дата |
Тема |
Задания детям |
Ноябрь |
«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» Совместная продуктивная деятельность |
- Ты можешь сказать родным или друзьям что-нибудь приятное, доброе? Сделай это прямо сейчас. - Что ты увидел? Почувствовал? Расскажи. Рассматривание вырезки из иллюстраций с изображением двух и более говорящих. Дети рассказывают свои предположения о чём они говорят, какие эмоции при этом выражают. Оформляют детскую газету «Так и не так» (располагают вырезки из иллюстраций с правильной манерой поведения во время беседы с одной стороны и неправильные – с другой) С юмором обсуждаем. |
Декабрь |
«От улыбки стало всем светлей» Совместная продуктивная деятельность |
- Подари кому-нибудь улыбку! Расскажи, как реагировали те, кому ты улыбнулся. Что ты чувствовал при этом? - Фотоколлаж. (беседа о том, что вызвало улыбку) |
Январь |
«Извинение» Совместная продуктивная деятельность |
- Вспомни, дорогой друг, не обидел ли ты кого-нибудь. Не стесняйся извиниться! Сделай это! - Что ты почувствовал после того, как извинился? Попробуй представить своё настроение в цвете или с помощью линий до, и после извинения. - Драматизация произведения «Бука». |
Февраль |
«Можно ли общаться без слов» Совместная продуктивная деятельность |
- Что бы ты хотел изобразить, стоя перед зеркалом? Какие слова ты произнёс бы в этот момент? - Вспомни ситуации, когда у тебя было такое настроение. Расскажи об этом. - Игровое упражнение «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» |
Март |
«Алло! Алло!» Совместная продуктивная деятельность |
- Как ты поступишь, если по телефону услышишь говорящего? Выбери варианты ответов: положу трубку; скажу: «Вас не слышно!»; скажу: «Вас не слышно, перезвоните, пожалуйста» - Произнеси чистоговорки: - Ри-ри-ри на собеседника смотри; - Ря-ря-ря не отвлекаясь говоря - Зя-зя-зя- перебивать его нельзя - Чтение по ролям отрывка (драматизация отрывка) из произведения К.Чуковского» «Телефон» |
Апрель |
«В сказочном магазине» Совместная продуктивная деятельность |
- Какие слова ты будешь использовать, выбирая в магазине нужный предмет: дайте посмотреть; разрешите, пожалуйста, посмотреть; извините, вы не могли бы показать; покажите мне… - Оформление Дид. игры «Магазин игрушек» (дети красиво оформляют витрину, готовят атрибуты, беседуют о подборе игрушек) |
Май |
«Какой ты слушатель» Совместная продуктивная деятельность |
- Сравни рисунки. Найди отличия в изображении собеседников. О чём говорят те отличия, которые ты обнаружил. Рассказывание стихотворений с изменением темпа речи:
- Концерт для детей (чтение стихов, слушание музыки…) Умение слушать других. |