Цели:
- развитие фонематического восприятия,
- формирование у учащихся навыка звукового анализа;
- учить применять на практике звуковой анализ;
- коррекция мелкой моторики кистей рук;
- воспитание доброжелательности, желания помочь другим.
Оборудование: магнитная доска, магнитные буквы, слоги; чаши с песком.
Ход урока
I. Установка комфортной психологической обстановки.
II. Актуализация прежних знаний.
- что такое звук?
- какие звуки мы слышим в окружающей действительности?
Вывод: Все, что двигается, подает звук.
Артикуляционные упражнения.
"Лопаточка"
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу (на 10-15 секунд).
III. Изучение нового материала.
Учитель: На урок мы приглашаем Незнайку. Он растерялся в мире звуков и решил попросить помощи у детей.
Будем помогать Незнайке?
Выполнение заданий Незнайки.
Какой первый звук в слове ЖАБА? А какой первый звук в слове ШАПКА?
Гласные или согласные звуки [ж] и [ш] ? Твердые или мягкие эти согласные?
Повтори: Ж, Ш. Какой из этих согласных звуков звонкий, а какой глухой?
Напиши букву Ж.Напиши букву Ш.
Напиши букву Ж, когда услышишь звук [ж]; напиши букву Ш, когда услышишь звук [ш]: ш, ж, ш, ш, ж
Прочитай слоги с буквамиЖ и Ш.
Покажи слог жо; шо и т.д.
Напиши букву Ж, когда услышишь в слоге звук [ж]; напиши букву Ш, когда услышишь в слоге звук {ш]:жа, шу, жи, шо и т.д.
3) Запомни и напиши два слога: ша-жа, ... жу-шу, ... жи-ши
4) Послушай слова: ЖАР, ШАР.
Покажи картинку, которая подходит к слову: ЖАР, : ШАР.
Повтори, что нарисовано на каждой картинке.
Расскажи, что такое ЖАР и что такое ШАР.
5) В каком слове -ЖАР или ШАР есть звук ж? В начале слова или в середине слова находится этот звук?
А какой первый звук в слове: ШАР?
6) Назови все звуки по порядку в слове: ЖАР, ... ШАР.
7) Какие буквы нужно написать в пустых клеточках?
8) Прочитай слова между картинками. Покажи слово: ЖАР, ... ШАР.
9) Напиши слово: ШАР. Напиши слово: ЖАР.
10) Послушай предложение - напиши в тетради или
слово ШАР, или слово ЖАР.
Маша купила желтый ... .
IV. Закрепление знаний.
Выполните аналогичное задание со словами ЛУЖОК - ПУШОК
Гласные или согласные звуки [ж] и [ш]? Твердые или мягкие эти согласные?
Повтори: Ж, Ш. Какой из этих согласных звуков звонкий, а какой глухой?
Запомни и напиши два слова: шар- жар, ... уши-ужи, Пушок - лужок
Напиши букву Ж.
Напиши букву Ж, когда услышишь звук [ж]; напиши букву Ш, когда услышишь звук [ш]: шаль, жаль, шил, жил, мешок.
Назови кто нарисован на каждой картинке.
Это люди самых разных профессий.
Назови слова- названия профессий, в которых есть звуки [ж] и [ш].
В начале, в конце или в середине звук [ж] в слове ПОЖАРНЫЙ? -САПОЖНИК? - ХУДОЖНИК?
В начале, в конце или в середине звук [ш] в слове ШВЕЯ?- ШОФЕР?
Напиши предложение: Пушок ловит жука. - Жора носит кошку.
Вспомни и назови слова, в середине которых есть звук [ж], ... [ш].
V. Итог урока.
Учитель благодарит учащихся за помощь Незнайке, за активное участие на уроке.
VI. Задание на дом. Повторить артикуляционное упражнение "Лопаточка".