Интегрированный урок (литературное чтение + логопедия). Э.Н. Успенский. "Все в порядке"

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока.

  1. Продолжить работу над произведениями Э.Н.Успенского.
  2. Развивать навыки выразительного, беглого чтения; совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью.
  3. Учиться анализировать используемые автором в данном произведении средства языковой выразительности, делать разметку текста для выразительного чтения: постановку логического ударения, пауз.
  4. Развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, память, произвольное внимание, речь.
  5. Воспитывать любовь к чтению, культуру поведения.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Посмотрите на гномика, какое у него лицо? Что он чувствует, испытывает? Какая это эмоция? Покажите (радость, злость, страх, спокойствие). Настройте себя на эмоцию спокойствия. Именно она поможет нам сегодня работать на уроке.

II. Проверка домашнего задания

Чтение учащимися стихотворений.

III. Постановка цели урока

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством Эдуарда Николаевича Успенского. Он удивительный художник слова, пишет не только стихи, но и сказки, фантастические и приключенческие рассказы, сценарии, то есть тексты к мультфильмам, кинофильмам.

Какие произведения Эдуарда Николаевича Успенского вы знаете?

Своими произведениях Успенский учит маленьких друзей, то есть вас, ребята, доброте, дружбе, уважения к взрослым, быть воспитанными. Об этом мы прочитаем в стихотворении, которое называется “Всё в порядке”.

IV. Изучение нового материала

1. Словарная работа.

БОТЫ – резиновая обувь, надеваемая во время плохой погоды.

НАЛЁТ – стремительное, внезапное нападение.

ОБВАЛ – разрушение, обломки чего-нибудь.

2. Первичное чтение стихотворения.

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

– Был на квартиру налёт?

– Нет.

– К нам заходил бегемот?

– Нет.

– Может быть, дом не наш?

– Наш.

– Может, не наш этаж?

– Наш.

Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко.

– Значит, это не обвал?

– Нет.

– Слон у нас не танцевал?

– Нет.

– Очень рада.

Оказалось,

Я напрасно волновалась!

3. Понимание прочитанного.

– Понравилось стихотворение?

– Почему?

– О чем оно?

– Что можно сказать о маме?

– Какой у мамы сын?

– Чем он занимался дома?

– Какое настроение было у мальчика?

– Что чувствовала мама?

– Как вы думаете, правильно ли повел себя мальчик?

– Как должен был поступить? (Извиниться, самому все убрать, расставить на места.)

– Как можно передать настроение, состояние мамы и мальчика? (Интонацией)

4. Фонетическая разминка

Какими бывают предложения по цели высказывания? (Вопросительными, побудительными, повествовательными)

– Какими являются предложения по интонации? (восклицательными, невосклицательными)

– Сделаем с вами разминку для наших губ. (Отработка “скользящей” восходящей и нисходящей интонации по системе (В.В. Емельянова)

5.Физкультминутка.

Для начала мы с тобой
Повращаем головой.
Оборот и оборот,
А потом наоборот.
Поднимаем руки вверх,
Плавно опускаем вниз.
Снова тянем их наверх.
Ну, дружочек, не ленись!
Повороты влево – вправо,
Это лёгкая забава.
Нам известно всем давно –
Там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.
Отдых кончен наш, ребята,
Нам пора опять за парты.

6. Интонирование текста.

Читается стихотворение по строкам.

Мама приходит с работы,

– Как читаем строчку? (плавно, без пауз) Что стоит в купце строки? (запятая) Какую паузу мы должны мы при чтении сделать? (короткую)

Мама снимает боты,

– Как читаем строчку? (плавно, без пауз) Что стоит в конце строки? (запятая) 'Какую паузу мы должны при чтении сделать? (короткую)

Мама проходит в дом,

– Как читаем строчку? (плавно, без пауз) Что стоит в конце строки? (запятая)

Какую паузу мы должны при чтении сделать? (короткую)

Мама глядит кругом.

Как читаем строчку? (плавно, без пауз) Что стоит в купце предложения? (точка) Какую паузу мы должны сделать при чтении? (длинную) Какое предложение по интонации? (повествовательное) Как будет идти интонация (сверху вниз)

Был на квартиру налёт?

– Как читаем строчку? (плавно, без пауз) Что стоит в конце предложения? (вопросительный знак) Какую паузу мы должны сделать при чтении? (длинную) Какое предложение по интонации? (вопросительное) На каком слове интонация будет подниматься вверх? (на слове налёт)

Нет.

– Что стоит в конце предложения? (точка) Какую паузу мы должны сделать при чтении? (длинную) Какое предложение по интонации? (повествовательное) Как 6удет идти интонация (сверху вниз)

К нам заходил бегемот?

Как читаем строчку? (плавно, без пауз) Что стоит в конце предложения? (вопросительный знак) Какую паузу мы должны сделать при чтении? (длинную) Какое предложение по интонации? (вопросительное) На каком слове интонация будет подниматься вверх? (на слове бегемот)

Нет.

Что стоит в конце предложения? (точка) Какую паузу мы должны сделать при чтении? (длинную) Какое предложение по интонации? (повествовательное) Как будет идти интонация (сверху вниз)

Может быть, дом не наш?

Как читаем строчку? (плавно, без пауз) Что стоит в конце предложения? (вопросительный знак) Какую паузу мы должны сделать при чтении? (длинную) Какое предложение по интонации? (вопросительное ) На каком слове интонация будет подниматься вверх? (на слове дом)

Наш

– Что стоит в конце предложения? (точка) Какую паузу мы должны сделать при чтении? (длинную) Какое предложение по интонации? (повествовательное) Как будет идти интонация (сверху вниз)

Может, не наш этаж?

ак читаем строчку? (плавно, без пауз) Что стоит в конце предложения? (вопросительный знак) Какую паузу мы должны сделать при чтении? (длинную) "Какое предложение по интонации? (Вопросительное) На каком слове интонация будет подниматься вверх? (на слове этаж)

Наш.

Что стоит в конце предложения? (точка) Какую паузу мы должны сделать при чтении? (длинную) Какое предложение по интонации? (повествовательное) Как будет идти интонация (сверху вниз)

Просто приходил Серёжка,

Как читаем строчку? (плавно, без пауз) Что стоит в конце предложения? (запятая) Какую паузу мы должны сделать при чтении? (короткую)

Поиграли мы немножко.

– Как читаем строчку? (плавно, без пауз) Что стоит в конце предложения? (точка) Какую паузу мы должны сделать при чтении? (длинную) Какое предложение по интонации? (повествовательное) Как будет идти интонация (сверху вниз)

Значит, это не обвал?

Что стоит в середине предложения (запятая) Какая это пауза (короткая) Что стоит в конце предложения? (вопросительный знак) Какую паузу мы должны сделать при чтении? (длинную) Какое предложение по интонации? (вопросительное) На каком слове интонация будет подниматься вверх? (на слове обвал)

Нет.

Что стоит в конце предложения? (точка) Какую паузу мы должны сделать при чтении? (длинную) Какое предложение по интонации? (повествовательное) Как будет идти интонация (сверху вниз)

Слон у нас не танцевал?

Как читаем строчку? (плавно, без пауз) Что стоит в конце этого предложения? (вопросительный знак) Какую паузу мы должны сделать при чтении? (длинную) Какое предложение по интонации? (вопросительное) На каком слове интонация будет подниматься вверх? (на слове не танцевал)

Нет

– Что стоит в конце этого предложения? (точка) Какую паузу мы должны сделать при чтении? (длинную) Какое предложение по интонации? (повествовательное)Как будет идти интонация (сверху вниз)

Очень рада.

– Как читаем строчку? (плавно, без пауз) Что стоит в конце этого предложения? (точка) Какую паузу мы должны сделать при чтении? (длинную) Какое предложение по интонации? (повествовательное) Как будет идти интонация (сверху вниз)

Оказалось,

– Что стоит в конце строки? (запятая) Какую паузу мы должны сделать при чтении? (короткую) Как, будет идти интонация (сверху вниз)

Я напрасно волновалась!

– Как читаем строчку? (плавно, без пауз) Что стоит в конце этого предложения? (восклицательный знак) Какую паузу мы должны сделать при чтении? (длинную) Какое предложение по интонации? (восклицательное) Как будет идти интонация (снизу вверх)

7. Разминка для глаз

8. Выразительное чтение стихотворения детьми.

V. Итог урока:

– Какое стихотворение Э. Н. Успенского читали?

– Чему оно учит?

– Еще мы учились выразительно читать, в этом помогли выразительные средства языка: интонация.