1. Искусство слушать. Актуальность
Человечество сегодня испытывает на себе влияние огромного информационного поля.
Умение слушать улучшает процесс общения, помогает лучше понять людей и себя.
Умение слушать как метод используется гораздо чаще, чем умение писать и читать вместе взятые. В среднем люди являются эффективными слушателями, как утверждают психологи, на 25%. Именно этот канал передачи информации задействован наиболее часто в учебном процессе.
Умение слушать – наиболее утончённый мыслительный процесс, чем умение слышать. Слушание требует определённой дисциплины, затрат энергии. Это приобретённый навык, активный, а не пассивный процесс, один из способов «принятия» собеседника, способ, который может повысить самооценку. Те, кто слушает, ценят в собеседнике это умение и идут с ним на контакт.
Умение слушать – мощная сила, ослабляющая воздействие стресса и напряжения, воздействующая на самосознание. Умение слушать себя – шаг к личностному росту.
Ребёнку часто бывает трудно разобраться, что на самом деле говорится или утверждается, оспаривается. Ещё сложнее это сделать детям с теми или иными нарушениями познавательной деятельности, с умственной отсталостью различной степени выраженности. Многие из них имеют индивидуальный опыт психогенного характера. Среди них есть такие, которые неоднократно испытывали агрессию, стали жертвами негативных поступков и эмоций. Эти дети имеют многочисленные трудности в поведении, общении, обучении. Им необходима помощь.
Серия классных часов, проводимых по общей теме «Искусство слушать», способна оказать детям действительную помощь, потому что предусматривает :
- оказание психологической помощи, формирование продуктивного поведения, установление гармонии в общении;
- повышение индекса позитивного самочувствия, психологического комфорта;
- перестройку эмоционального состояния (что делает ребёнка счастливее и более приспособленным к жизни).
Классный час строится на принципах позитивности, духовности, целостности, индивидуального подхода и саморазвития личности; поддерживается атмосфера доброжелательности, помощи, сотрудничества, активизации творческих возможностей. Эти задачи должны решаются сразу на трёх уровнях, на которых они должны создать пространство возможностей, обогащённую развивающую среду.
- информативном;
- на уровне осознания;
- личностном.
Предлагаемый метод работы – групповая дискуссия. Её суть состоит в том, чтобы высказался каждый участник.
Экология классного часа заключается в том, что логопедом (учителем) используются только позитивные установки и инструкции. Оказывается помощь и поддержка каждому. Организуется «обратная связь». Используются игры, упражнения на развитие активного слушания.
2. Задачи:
- учить обучающихся говорить о себе, о своём опыте, говорить о чувствах, мыслях, поступках;
- учить принимать других людей, слушать другого, проявлять к людям доброжелательность, учить воспринимать собеседника;
- сформулировать правила хорошего слушания;
- приобщить обучающихся к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовного нравственного развития человека;
- снять состояние напряжения, дискомфорта, агрессивных и негативных реакций;
- формировать произвольную регуляцию высших психических функций, собственно эмоциональную регуляцию.
3. Результативность: может быть разной для каждого из детей.
Коррекционно-развивающий эффект заключается в желании обучающихся продолжать встречи, идти на контакт с учителем, логопедом, одноклассниками, искренней заинтересованности и открытости, в использовании полученных знаний, умений, опыта в других видах деятельности: игре, учении, общении.
Варианты темы:
- Человек спрятан за своими словами;
- Хорошую речь хорошо слушать;
- Как услышано, так и сказано;
- Сто человек – сто мнений;
- Хороший слушатель – какой он?
Раздаточный материал:
- открытки-символы (в виде медалек с тесёмками), разрезанные на 2 части открытки с текстом пословиц;
- «музыкальный чемоданчик» с набором шумовых музыкальных инструментов.
Оборудование: мультимедийная установка.
Цоры:
- Авторская презентация (Презентация 1)
- Фрагмент презентации Ю. Каспаровой «Звуки леса» (Презентация 3)
- Фрагмент презентации Н. Новолодской «Музыкальные инструменты», часть 1 (Презентация 2)
- Flach BuonNatale (по ссылке Презентации 1)
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Организационный момент (Презентация 1, слайд 1)
Каждый ребёнок выбирает открытку-символ (например, с изображением собачки, тигрёнка, новогодней игрушки и т.п. ).
Ведущий: Мне очень приятно, что сегодня наш классный час мы проводим накануне новогоднего праздника. В это время принято дарить подарки и говорить новогодние пожелания. Чтобы Вы хотели пожелать друзьям, своим знакомым, родным и близким?
Ответы детей.
II. Объявление темы классного часа
1. Вы сейчас очень хорошо говорили и
внимательно слушали. Хорошую речь хорошо и
слушать. Слова этой русской народной пословицы и
будут темой нашего классного часа (Презентация
1, слайд 2)
2. Работа с пословицами
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Ведущий: Есть много русских пословиц, поговорок, которые тоже говорят о том, как важно уметь слушать и хорошо говорить.
Игра парами. Открытки с пословицами разрезаны на 2 части, нужно сложить их (части открыток складываются по картинке на открытке). Тексты пословиц и поговорок напечатаны на обратной стороне открытки (Приложение 1). После того, как открытки сложены, дети парами читают текст пословицы (Презентация 1, слайд 3).
III. Практическая работа
Ведущий: В школе вас, ребята, учат, читать, писать, а чтобы хорошо учиться, нужно ещё уметь слушать. И этому тоже можно научиться. Я предлагаю поиграть.
1. Игра в эхо
Собирайся, детвора!
Продолжается игра!
Да, ладошки не жалей!
Бей и хлопай веселей!
Сколько времени сейчас?
Сколько будет через два?
Сколько будет дважды два?
А сто двадцать минус два?
Замечательный ответ!
Математикам привет!
Вы хорошие всегда?
Или только иногда?
Не устали отвечать?
Попрошу вас помолчать...
2. Игра: «Звуки леса» (Презентация 1, слайды 4, 5)
Ведущий: Сейчас зима, но иногда так хочется оказаться в весеннем лесу. Пускай произойдёт чудо и мы сейчас окажемся в лесу и послушаем звуки природы. (Презентация 3)
Дети прослушивают аудиозапись, и говорят: какие картины представили, прослушивая звуки природы.
– Звуки мы слышали одни и те же, но каждый услышал что-то своё. И каждый из вас выразил это словами.
3. Игра: «Узнай музыкальный инструмент»
Ведущий: Разные музыкальные инструменты тоже имеют своё звучание. Давайте отгадаем – какие музыкальные инструменты прозвучат (Презентация 1, слайды 6-11).
4. Игра « Бывает – не бывает» (Презентация 1, слайд 12 – фон)
Ведущий: А теперь мы опять – у новогодней ёлки. Продолжаем играть.
Ведущий читает фразы. Если это бывает, дети хлопают в ладоши. А если этого не бывает – топают ногами.
Скоро Дед Мороз придет, верно?
Он подарки принесет, верно?
Ствол хорош у нашей елки, верно?
Был он срублен из двустволки, верно?
Что растет на елке? Шишки, верно?
Помидоры и коврижки, верно?
Вид красив у нашей елки, верно?
Всюду красные иголки, верно?
Дед Мороз боится стружки, верно?
Со Снегурочкой он дружит, верно?
Что ж ответы даны на вопросы,
Знаете все вы про Деда Мороза.
5. Игра в рифмы
Задание: выбери из 2 слов 1 правильное.
- Роет свой подземный ход,
Он – подслеповатый – кот? (крот)
Мимо улья проходил косолапый крокодил? (медведь)
Знает каждый карапуз: на бахче растёт яблоко (арбуз)
Он высокий, точно шкаф, как зовут его? воробей (жираф)
Знает девочка любая, что морковка зелёная (оранжевая)
На болоте во весь дух громко квакает петух (лягушка)
Слышала вся улица, как мычала курица (корова)
Нашёл 5 ягодок в траве и съел одну, осталось две (четыре)
Мышь считает дырки в сыре. Три плюс две, всего – четыре! (пять)
Ведущий: Прежде, чем выполнить мои
задания, вы, ребята, внимательно слушали правила
игр, вы были слушателями. Слушать можно
по-разному. Один прослушал и тут же забыл.
Вспомните, когда вы попадали в такую ситуацию? (Ответы
детей)
Как вы думаете – как нужно слушать, чтобы
запомнить то, что вам говорят? (Ответы детей)
В таких случаях говорят, что человек слушает
сердцем.
Как вы думаете, какой он – хороший слушатель? (Ответы
детей)
III. Закрепление
Ведущий: Я согласна с вами, что
человек должен уметь и красиво говорить и
внимательно слушать, потому что такой человек –
думающий , организованный, дисциплинированный.
Это человек, который умеет выслушивать мнения
других людей, имея собственное мнение и, при этом,
умеет работать в одной команде.
Можем ли мы стать одной командой? Представьте
себе, что нам предложили озвучить новогодний
видеоклип.
Невербальная игра «Музыкальный ансамбль»
1. Дети просматривают видеоклип, в котором
олени с Санта Клаусом на крыше дома играют на
разных музыкальных инструментах, исполняя
новогоднюю песенку (Презентация 1, слайд
13, гиперссылка на ёлочке).
2. Ведущий предлагает детям на выбор взять из
«Музыкального чемоданчика»шумовые инструменты,
или предметы, которые можно использовать для
шумовых эффектов.
3. Репетиция: дети «осваивают» музыкальные инструменты. (Презнтация 2)
4. Выступление ансамбля.
Ведущий: Итак, выступает ансамбль … (название ансамбля, которое придумали дети).
Каждый ребёнок представляет себя, назвавшись словом-символом, которое получил вначале занятия. На видеоклипе отключается звук (щёлкнуть левой кнопкой мышки по каждому оленю, Санта Клаусу). Дети, играя в шумовые инструменты, озвучивают видеоклип (Flach BuonNatale).
IV. Итог классного часа
Ведущий: Сегодня на классном часе
вы. ребята, показали, что умеете хорошо
говорить, внимательно слушать, работать в
команде. Вы прекрасные слушатели и интересные
собеседники! Действительно, хорошую речь
хорошо и слушать (Презентация 1,
слайд 14).