Цель: организация преемственности в работе педагогов ДОУ и родителей по подготовке дошкольников с ОВЗ к обучению грамоте.
Вечер начинается традиционным чаепитием, на котором сотрудники детского сада приветствуют пришедших родителей, обмениваются с ними новостями, угощают родителей чаем.
Установочный доклад об актуальности выбранной темы мероприятия.
Пройдет один, два года и наши дети пойдут в первый класс. Все мы - и родители, и педагоги - искренне желаем, чтобы этот период для ребенка прошел как можно более безболезненно, чтобы трудности, которые встретятся ему в начале учебного пути, не оказались для него непреодолимыми. У каждого из вас, вероятно, свои представления о том, в чем именно должна заключаться подготовка ребенка к школе. Однако ребенок только выиграет, если усилия педагогов и родителей будут идти в одном направлении. Для того, чтобы вы знали, чем занимаются ваши дети на занятиях по обучению грамоте, как готовим их к школьному обучению мы, педагоги, предлагаем вам заглянуть на одно из занятий.
Конспект открытого занятия к тематическому вечеру
Тема занятия: Интеллектуальная игра "Звездный дождь"
Цель: Выявить знания и умения детей по следующим направлениям логопедической работы: анализ структуры предложения, слоговой анализ слова, фонематический анализ и синтез, профилактика оптической и грамматической дислекии и дисграфии.
Оборудование: Демонстрационный материал: сюжетная картина: "Дети одеваются на прогулку"; таблица- схема для характеристики звука Н, полоски для составления схемы предложения, схемы предлогов НА, НАД, ПОД, ИЗ- ПОД, ИЗ-ЗА; кубики, игрушки (гриб, слон, мишка, паровоз, матрешка, кукла), панно "Разноцветная дорожка", плоскостные изображения предметов посуды; фишки для фонетического анализа слов КОТ, КИТ, буквы; изографы "Птица", "Кошка";
Раздаточный материал: Полоски для звукового анализа предложения, пособие "Змейка- Угадайка"
Ход занятия
Логопед: Сегодня мы покажем родителям, чему научились за эти три месяца. Мы поиграем в игру, которая называется "Звездный дождь". Сейчас ребята разделятся на две команды. Первая команда- Артем, Слава и Никита. Вторая команда: Яна, Тимур, Даша. Каждая из команд возьмет себе "звездное" имя. Первая команда - как можно ласково назвать звезду?
Дети: Звездочка.
Логопед: Команда "Звездочка" занимает места за столами у окна. Вторая команда, ответьте, пожалуйста, как называется летящая по небу звезда?
Дети: Комета.
Логопед: Команда "Комета" займите, пожалуйста, свои места. Объясняю правила игры. Я буду задавать вопрос, а вы, если знаете ответ, быстро и молча подымаете руку. За правильное выполнение задания команда получает звездочку. Если ответ будет неверным, право ответа переходит к другой команде. Кроме того, каждая команда имеет право на три подсказки от родителей. Посмотрим, игроки какой команды у нас самые умные и сообразительные.
1 тур.
Логопед: Посмотрите на картинку. Ответьте на вопрос: кто нарисован на картине?
Дети: На картинке нарисованы дети, девочка и мальчик, и их кошка.
Логопед: А теперь я спрошу: что нарисовано на картине?
Дети: На картинке - комната, прихожая.
Логопед: Почему вы назвали разные предметы в ответ на первый и второй вопрос?
Дети: Потому что вопрос "кто это?" можно задать только про людей и животных, а вопрос "что это?"-про неживые предметы.
Логопед: Отгадайте, как зовут девочку? Для этого вам нужно узнать звук, на который начинается ее имя.(выставляется схема артикуляционных признаков звука Н). "Прочитайте" схему и назовите звук.
Ребенок: Это звук согласный, твердый, звонкий. Когда мы его произносим, язык упирается в верхние зубы.
Логопед: Что это за звук?
Ребенок: Это звук Н.
Логопед: Какие имена, начинающиеся на звук Н, вы знаете?
Дети: Надя, Настя, Наташа.
Логопед: Команда "Комета", прочитайте, пожалуйста, схему, и назовите первый звук имени мальчика.
Ребенок: Это звук согласный, звонкий, мягкий. Когда мы его произносим, язык упирается в верхние зубы. Это звук Нь.
Логопед: Какие имена, начинающиеся на звук Нь, вы знаете?
Дети: Никита, Нияз.
Логопед: Составьте предложение по этой картине.(Дети называют несколько предложений). Выложим схему предложения: "Дети одеваются на прогулку".(Один ребенок работает у доски, остальные- на местах)
Сколько слов в предложении? Назовите первое, второе, последнее слово.
Какой предлог встретился вам в этом предложении?
Дети: Предлог НА.
Логопед: Посмотрите на схемы предлогов, которые мы прошли. Составьте предложения по картинке с любым из этих предлогов. (В, НА, ПОД, ИЗ, ИЗ-ПОД)
Попросим жюри подвести итог первого конкурса.
2 тур.
Слоговая структура слова.
Логопед: А сейчас я предлагаю вам немного размяться и посоревноваться не только в сообразительности, но и в ловкости, и в быстроте. Каждая команда построит лесенку из кубиков и поможет игрушкам встать на ту по счету ступеньку, сколько слогов в названии игрушки.
Проводится эстафета: "Слоговая лесенка" с игрушками.
Логопед: Проверим правильность выполнения задания. Сколько слогов в слове "паровоз"?
Дети: В слове "паровоз" три слога.
Логопед: Почему вы поставили куклу на вторую ступеньку?
Дети: Потому что в слове "кукла" два слога.
Попросим жюри подвести итоги этого конкурса.
3 тур.
Речевая зарядка.
Логопед: Сейчас мы проверим насколько быстро и правильно вы можете подобрать нужные слова.
Я называю один предмет, а дети команды "Звездочка" - много предметов: стол - :, стул -:, диван - :, кровать - :
А теперь я назову много предметов, а вы - один: туфли - одна :, тапки - пальто - :, платья - :
Я называю животного - папу, а вы - животного маму: лис - :, белка - :, медведь - :, заяц - :,
Я назову взрослого животного, а вы детеныша: корова - :, овца - :, лошадь - :, свинья - :
Скажите какое варенье в этой банке: (с использованием картинок) сливовое, грушевое, яблочное, клубничное.
Как называется сок, который приготовили из помидоров, из моркови, из капусты, из картофеля.
Музыкальная пауза
"Веселая зарядка"
4 тур.
Фонематический анализ слов.
Логопед: Все вы знаете сказку про Федорино горе. В этот раз посуда обиделась на то, что Федора так и не смогла определить, какой звук слышен в названии всех предметов посуды. А вы сможете? (логопед перечисляет посуду, выделяя голосом звук К)
Посуда вернется к Федоре, если вы определите, где в слове стоит звук: в начале, в конце или в середине. А поможет нам в этом змейка - Угадайка.
Слова: кастрюля, половник, кувшин, вилка, ножик, чашка, ложка, стакан, миска, котел, кружка.
Логопед:
Что за зверь есть у Федоры:
Лазает он по забору,
Молоко из блюдца пьет.
Ну конечно, это :КИТ !
Дети: Нет, неправильно, это кот.
Логопед: Не может быть! Вот у меня на карточке ответ записан, читайте сами- КИТ.
Дети: Наверное, в слове ошибка, неправильно написали.
Логопед: Чтобы понять, чем различаются слова КОТ и КИТ, составим их схемы. (По одному ребенку от команды выкладывают схемы слов). Чем же различаются слова?
Дети: В слове КИТ первый согласный мягкий, а в слове КОТ- первый согласный твердый.
Логопед: Запишите эти слова буквами.(Дети выкладывают буквы поверх фонетических схем). Чем же различаются слова?
Дети: В слове КИТ в середине гласная И, а в слове КОТ- в середине гласная О.
Логопед: Кто сможет превратить слово КИТ на карточке в слово КОТ? (Ребенок заменяет букву И на букву О)
Вот и навели порядок.
В сказке больше нет загадок.
В океан уходит кит,
Кот на кухне мирно спит.(по Б. Заходеру).
Логопед: Так как обе команды помогли мне навести порядок в сказке, я прошу жюри присудить обеим командам еще по одной звездочке.
5 тур.
Работа с изографами.
Логопед: В этих картинках спрятались знакомые вам буквы. Попробуйте найти их все. Помните, что работать нужно быстро и правильно, но ещё и дружно, ведь вы - одна команда.
Команды ищут буквы на изографах: "Кошка", "Ворона".
Логопед: вот и подошла к концу наша игра. Попросим жюри подвести итоги.
Один из членов жюри объявляет, что обе команды набрали равное количество звездочек, так как в обеих командах ребята одинаково хорошо справились с заданиями, показали свой ум и смекалку, и награждает детей сладкими призами.
Практическое занятие для родителей
Логопед: Как вы смогли убедиться, задачи детского сада не ограничиваются только постановкой и автоматизацией звуков. Как правило, в логопедические группы попадают дети, имеющие нарушения всех сторон речи: они не умеют рассказывать, делиться впечатлениями, не могут правильно построить фразу. У детей нарушен фонематический слух: они не могут в полной мере анализировать то, как они говорят, чем их речь, произношение отличается от нормативного, и поэтому не стремятся ее исправить.
Однако нечистая, аграмматичная речь ребенка становится препятствием для успешного обучения в школе. Когда малыш начинает писать, он проговаривает каждое слово по звукам про себя, во внутреннем плане, и если он произносит это слово неверно, то и писать его он будет точно так же.
Одно из наиболее бросающихся в глаза нарушений - это несформированность лексико- грамматического строя речи. Неумение образовывать правильные формы слов характерно для детей, которые достаточно поздно начали говорить- в 3, в 4 года, и не успели накопить тот объем речевых умений, которые их сверстники приобретают в возрасте 2-4 год. Чтобы в полной мере овладеть категориями рода, числа, научиться правильно склонять слова по падежам, нашим детям нужны многократные повторения, тренировки . Такие упражнения не требуют от родителей никакой специальной подготовки, оборудования. Возвращаясь из детского сада, можно предложить малышу поиграть в игру "Один- много" или назвать детенышей разных животных. Главное- чтобы эта работа велась постоянно, а не от случая к случаю.
Родителям предлагается поиграть в игру "Назови ласково", выступая в роли детей. Игра проводится с мячом.
Следующий вид затруднений, с которым сталкиваются первоклассники -это неумение выделять в речи ее составляющие: слова, предложения. Ребенок воспринимает речь как нечто целое и соответственно пишет. Поэтому мы учим ребенка выделять в речевом потоке отдельные слова, различать слова, обозначающие предметы, действия и признаки. Имеются также особые слова- предлоги, они говорят о том, где этот предмет находится по отношению к другому предмету. Этим мы предупреждаем такой вид ошибок, как слитное написание предлогов со словами. Значение каждого предлога разбирается, он многократно включается в различные словосочетания, предложения, составляются их схемы. Для того, чтобы вы могли представить важность этой работы, предлагаю вам прослушать некоторые "сконструированные" нашими детьми обороты речи, и попытаться объяснить малышу, в чем ошибка.
"Мяч лежал а столу"
"Мяч упал стол:"
"Я достал машинку из стула.."
"Под на столом висит лампа:"
"Птички прилетели из кормушку:"
В речи слова связанны в предложения. Предложения имеют начало и конец, и записываются по правилам: первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы, в конце ставится точка. Мы учим детей составлять схему предложения, анализировать его, составлять предложения по опорным словам, по предметным и сюжетным картинкам, по набору слов.
Логопед предлагает составить как можно больше предложений с опорой на предметные картинки: самолет, лес, облако, и составить их схему.
Деление слов на слоги - также важный этап на пути профилактики нарушений письма и чтения у младших школьников. Для детей, начинающих писать, характерно, что они воспринимают гласные звуки не как самостоятельную единицу речи, а как некий отзвук, присущий согласным звукам. Отсюда достаточно распространенная ошибка, когда ребенок пропускает на письме гласные буквы, пишет, например, "мам пршла с рбты". Между тем именно гласные звуки играют слогообразующую функцию, они формируют слог. В каждом слоге есть гласный звук, гласных звуков в слове столько, сколько в нем слогов. Поэтому мы учим ребенка делить слова на слоги и находить в них гласные звуки.
К моменту поступления в школу наши дети, помимо слогового анализа, должны уметь выполнять звуковой анализ слов, т.е. уметь выделять последовательность звуков в слове, их количество, место по отношению к другим звукам. Этим умением дети с ОНР самостоятельно, без специального обучения овладеть не могут. Учитывая важность данного вида работы, она проводится на протяжении всего периода подготовки ребенка к обучению в школе. Сначала мы учим малыша определять на слух наличие заданного звука среди других звуков звукового ряда или в слове. На следующем этапе нам необходимо научить ребенка определять, где стоит данный звук в слове: в начале, в конце, в середине. Высшей формой овладения звуковым анализом является умение составлять звуковую схему слова, в которой отражена последовательность звуков в слове.
Логопед предлагает родителям перевоплотиться в детей и выполнить ряд игровых упражнений, направленных на формирование звукового анализа:
"Чья картинка?" : раздаются символы звуков, объясняется их значение. Логопед показывает картинку, ребенок доказывает, выделяя голосом соответствующий звук, что он может взять эту картинку.
"Змейка- Угадайка": с помощью изображения змейки, разрезанного на три части, дети самостоятельно определяют положение заданного звука в слове- начало, середина, конец.
"Звуковые домики" : с помощью общепринятой системы обозначений звуков (кружки красного, синего и зеленого цвета), педагог предлагает составить схему слова и преобразовать его СОН- СОК- СТОК.
Рефлексия
После выполнения практических заданий логопед предлагает родителям обменяться впечатлениями о проделанной в течении вечера работе в виде игры "Незаконченная фраза". Родителей просят закончить начатое педагогом предложение:
- "Сегодня я впервые узнал, что: "
- "Меня удивило, что:"
- "Меня порадовало то, что:"
- "Мне кажется, такие встречи с родителями нужны, потому что:"
- "Я думаю, гораздо полезнее для нас, родителей, будут такие формы работы, как:"
- "Хотелось бы еще узнать о :"
В завершение вечера логопед благодарит родителей за совместно проделанную работу.
Список литературы
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.СПб., "ДЕТСТВО_ПРЕСС", 2005.
- Астафьева Е.О. Играем, читаем , пишем: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
- Астафьева Е.О. Играем, читаем , пишем: Комплект рабочих тетрадей. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.СПб.: Союз, 1999.
- Ткаченко Т.А. В первый класс- без дефектов речи. СПб.: ДЕТСТВО_ ПРЕСС, 1999.
- Туманова Т.В., Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: "Гном- пресс", 1999.