Цели:
- Развитие словаря синонимов, работа над семантикой слов: имён прилагательных и глаголов, совершенствование и закрепление навыков подбора синонимов и способов их употребления.
- Закрепление понятия "сказуемое".
- Развитие зрительного восприятия.
Лексический материал:
1. Словосочетания:
- Наводить порядок
- Быстро бежать
- Громко говорить
- Громко плакать
- Надевать одежду
2. Слова на отдельных карточках
Плестись, идти, бежать, мчаться.
3. Конверты с отдельными словами:
- Шептать, говорить, кричать, орать
- Капать, моросить, идти, литься
- Хихикать, смеяться, хохотать
- Прохладный, холодный, ледяной
- Тёплый, горячий, огненный
4. Карточки с заданиями для индивидуальной работы
а) Свежий ветер
- Новый
- Тёплый
- Знакомый
- Прохладный
- Странный
б) Свежий хлеб
- Бодрый
- Чистый
- Новый
- Черствый
- Недавно испечённый
в) Свежая рубашка
- Приятная
- Шёлковая
- Белая
- Чистая
- Нарядная
г) Весёлый рассказ
- Короткий
- Смешной
- Грустный
- С картинками
- Детский
д) Верный друг
- Преданный
- Старший
- Живущий рядом
- Новый
- Весёлый
5. Предложения для исправлений:
- Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны. (робкие, трусливые, боязливые)
- Грустные звуки грустной мелодии послышались вдали. (печальный)
- Среди маленьких животных своими маленькими размерами отличается маленькая птичка колибри. (микроскопический, крошечный)
- Тихая старушка тихо шла по тихой улице.(медленно, спокойная)
6. Текст стихотворения:
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Оборудование:
- Листочки для отгадывания кроссворда
- Магниты
- Доска
- Конверты
Ход занятия
1. Организационный момент.
На доске нарисованы 2 таблицы:
6 | 2 | ||
1 | 7 | ||
8 | 4 | ||
5 | |||
и | и | ||
с | м | ||
ы | о | ||
н | н |
Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, надо сопоставить цифры из первой таблицы с буквами из второй.
Возьмите листочки и напишите ответ.
Посмотрим, кто из вас самый внимательный.
Какое слово у вас получилось? (синонимы).
Сегодня мы будем говорить о синонимах.
Вспомните, какие слова называются синонимами? (близкие по значению).
2. Замените каждое словосочетание одним слово.
(см. лексич. материал п.1).
Какие части речи у вас получились? (глаголы).
Придумайте предложения с данными глаголами.
3. Групповая работа.
На доске висят карточки со словами (см. лексич. материал п.2).
Какой частью речи являются эти слова? (глаголами).
Что означает слово плестись (тащиться)? Выполните это действие?
(Один из детей выходит и показывает это действие).
Составьте (придумайте) предложение со словом тащиться.
Запишем это предложение.
(Аналогично работаем со словами идти, бежать, мчаться ).
Подчеркните грамматическую основу записанных предложений.
Какими членами предложений являются наши слова? (сказуемыми).
4. Индивидуальная работа.
На партах в конвертах лежат слова. (см. лексич. материал п.3).
Выньте их и внимательно прочитайте. У кого слова обозначают действия, тому нужно расположить слова по силе действия (от самого слабого к самому сильному).
У кого слова обозначают признаки, тому нужно расположить
от самого слабого проявления признака к самому сильному проявлению.
5. Физминутка (Дыхательная гимнастика).
Стоя. Руки опущены вдоль туловища.
Сделать глубокий вдох через нос (рот закрыт), одновременно со вдохом надуть живот как шарик.
Сделать выдох через широко открытый рот (шумно), одновременно с выдохом втянуть живот.
Какие команды я вам давала? (вдох, выдох).
Эти слова можно назвать синонимами? (нет).
Почему? (они обозначают противоположные действия).
А как можно называются эти слова? (антонимы).
6. Подберите к словосочетаниям слово (сочетание слов), близкое по значению.
(см. лексич. материал п.4).
Запишите в тетрадь словосочетание и выбранное слово.
7. Работа с предложениями.
Где нам могут пригодиться сегодняшние умения подбирать синонимы? (на уроках русского языка).
Перед вами предложения, прочитайте их вслух. (см. лексич. материал п.5).
Хорошие это предложения? (нет).
Почему?
Потому что в каждом предложении используются одинаковые слова, а наш язык разнообразный, богатый. Синонимы всегда подчеркнут оттенок слова, помогут ярче, точнее выразить мысль. Давайте исправим предложения, сделаем их интереснее, красивее.
Какое слово повторяется? При исправлении предложения используйте слова, данные в скобках.
Запишите полученные предложения в тетрадь.
8. Работа со стихотворением.
На доске написано четверостишие. Найдите в нём синонимы и подчеркните их.
(см. лексич. материал п.6).
Какой частью речи являются эти слова? (глаголами).
Какими членами предложений являются наши слова? (сказуемыми).
9. Внимательно прочитайте. Подчеркните все слова, которые встретите.
Каждому ребёнку даётся задание на индивидуальной карточке.
(см. лексич. материал п.7).
Какие слова - синонимы вы нашли? (старый - пожилой, полный - толстый, весёлый - смешной, грустный - печальный, ясное - чистое).
Какой частью речи являются эти слова? (прилагательными).
10. Итог.
Скажите, чем мы сегодня занимались на уроке?
Что было самым трудным?
Что понравилось больше всего?
На этом наш урок закончен.