Цель: дифференциация звуков [Р]–[Р']–[Л]–[Л'] и букв Р–Л, совершенствование произношения звуков [Р]–[Р']–[Л]–[Л'] в самостоятельной речи.
Задачи: учить дифференцировать звуки [Р]–[Р']–[Л]–[Л'], закрепить произношение данных фонем в речи, уточнить кинестетические ощущения положения языка при произнесении звуков [Р]–[Р']–[Л]–[Л'], развивать фонематический слух, звукобуквенный и слоговой анализ и синтез, мышление, память, зрительное внимание, совершенствовать чтение слогов и слов.
Оборудование: презентация “Путешествие с буквами Р–Л”, компьютер, схемы звуков [Р]–[Р']–[Л]–[Л'], буквы Р, Л, В, Ф, Д, М, Я, Б, Г, Ь, З, зеркало для индивидуальной работы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Ребёнок сидит за партой, на которой расположены схемы звуков [Р]–[Р']–[Л]–[Л']. Для обозначения звука [Р] используется изображение головы большой собаки, для обозначения звука [Р'] – изображение головы маленького щенка, для обозначения звука [Л] – изображение большого корабля или парохода, для обозначения звука [Л'] – изображение маленького кораблика или пароходика. На доске прикреплены буквы Р, Л, В, Ф, Д, М, Я, Б, Г, Ь, З.
Инструкция: внимательно посмотри на схемы и назови звуки, с которыми будем сегодня путешествовать (ребёнок называет звуки).
- Какие буквы обозначают данные звуки?
- Внимательно посмотри на доску и найди эти буквы.
- Подбери каждой букве схемы звуков (ребёнок находит буквы и прикрепляет под буквами подходящие схемы звуков).
2. Уточнение произношения звуков [Р]–[Р']–[Л]–[Л'].
Перед ребёнком на парте расположено зеркало на подставке для индивидуальной работы.
Инструкция: посмотри в зеркало. Произнеси звук [Р], вспомни и расскажи, что ты знаешь об этом звуке, как он произносится, где находится язык (звук [Р] согласный, твёрдый и звонкий, при его произнесении язык находится за верхними зубами и дрожит).
Инструкция: посмотри в зеркало. Произнеси звук [Р'], вспомни и расскажи, что ты знаешь об этом звуке, как он произносится, где находится язык (звук [Р'] согласный, мягкий и звонкий, при его произнесении язык находится за верхними зубами и дрожит).
Инструкция: посмотри в зеркало. Произнеси звук [Л], вспомни и расскажи, что ты знаешь об этом звуке, как он произносится, где находится язык (звук [Л] согласный, твёрдый и звонкий, при его произнесении язык касается бугорков за верхними зубами).
Инструкция: посмотри в зеркало. Произнеси звук [Л'], вспомни и расскажи, что ты знаешь об этом звуке, как он произносится, где находится язык (звук [Л'] согласный, мягкий и звонкий, при его произнесении язык также касается бугорков за верхними зубами).
3. Сообщение темы занятия.
Инструкция: сегодня на занятии мы будем путешествовать с буквами Р – Л и играть со звуками [Р]–[Р']–[Л]–[Л']. А поможет нам в этом компьютер. (Далее ребёнку предлагается перейти к компьютеру и сесть на стул. На данном этапе дети, как правило, владеют навыками работы с компьютером, поэтому инструктаж проводится по усмотрению педагога).
Буквы предлагают тебе совершить с ними путешествия (слайд 1, переход к слайду 2 выполняется автоматически).
4. Развитие звукового анализа, фонематического слуха, обогащение словарного запаса.
Слайд 2
Инструкция: перед тобой картинки. Рассмотри их внимательно и помоги букве Р собрать предметы, в названии которых есть звуки [Р]–[Р'].
Алгоритм выполнения для ребёнка.
- Назвать предмет.
- Назвать звук (в слове есть звук [Р] (или звук [Р']) или в слове нет данных звуков).
- Кликнуть по картинке мышкой (предмет двигается к букве и исчезает).
- Назвать оставшиеся предметы (белка, пила, велосипед, самолёт), кликнуть по ним мышкой (предметы улетают со страницы).
- Кликнуть по букве (если правильно выполнил задание – буква увеличиться в размере и исчезнет).
Инструкция и оценка: Молодец, правильно выполнил задание, путешествуем дальше.
Далее по клику мышки по треугольнику переходят к следующему слайду.
5. Развитие буквенного гнозиса, зрительного внимания.
Слайд 3
Инструкция: перед тобой буквы. Внимательно посмотри и найди среди них буквы Р и Л, кликни по этим буквам мышкой. Если буква правильно названа, то тогда она увеличится в размере.
Ребёнок по порядку, начиная слева, смотрит на буквы, называет только буквы Р или Л и кликает по ним.
Инструкция и оценка: Молодец, правильно выполнил задание, путешествуем дальше.
Далее по клику мышки по треугольнику переходят к следующему слайду.
6. Развитие звукового анализа, фонематического слуха, обогащение словарного запаса.
Слайд 4
Инструкция: перед тобой картинки, рассмотри их внимательно. Собери в синюю коробку предметы, в названии которых слышится звук [Л], а в зелёную коробку предметы, в названии которых есть звук [Л']. Если ты правильно определишь, то картинки отправятся в коробки.
Алгоритм выполнения для ребёнка.
- Назвать предмет.
- Назвать звук (в слове есть звук [Л] (или звук [Л']) или в слове нет данных звуков).
- Кликнуть по картинке мышкой (предмет самостоятельно двигается к синей или зелёной коробке и исчезает).
- Назвать оставшиеся предметы (баран, муравей), кликнуть по ним мышкой (предметы улетают со страницы).
- Кликнуть сначала по синей, затем по зелёной коробке (если правильно выполнил задание – коробка исчезнет).
Инструкция и оценка: Молодец, правильно выполнил задание, продолжаем наше путешествие дальше.
Далее по клику мышки по треугольнику переходят к следующему слайду.
7. Совершенствование чтения слогов с буквой Р.
Слайд 5
Инструкция: внимательно посмотри на буквы и прочитай слоги по стрелочкам (ребёнок смотрит на буквы и читает сначала обратный, затем прямой слог).
Инструкция и оценка: Ты правильно выполнил задание, молодец, следуем дальше.
Далее по клику мышки по треугольнику переходят к следующему слайду.
8. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза, внимания, мышления, совершенствование чтения слов.
Слайд 6
Инструкция: перед тобой домик, в котором живут 4 слова. В словах пропали буквы Р и Л. Добавь в слова недостающие буквы Р и Л, кликни по ним мышкой. Найди подходящую картинку.
Алгоритм выполнения для ребёнка.
- Прочитать слово и назвать недостающую букву.
- Кликнуть по букве в нижнем квадрате (по порядку, буква самостоятельно передвинется на своё место в слове).
- Кликнуть по картинке мышкой (предмет самостоятельно двигается к слову).
Инструкция и оценка: Молодец, правильно выполнил задание, путешествуем дальше.
Далее по клику мышки по треугольнику переходят к следующему слайду.
9. Совершенствование чтения слогов с буквой Л.
Слайд 7
Инструкция: внимательно посмотри на буквы и прочитай слоги по стрелочкам (ребёнок смотрит на буквы и читает сначала обратный, затем прямой слог).
Инструкция и оценка: Ты правильно выполнил задание, молодец, следуем дальше.
Далее по клику мышки по треугольнику переходят к следующему слайду.
10. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза, внимания, мышления, совершенствование чтения слов.
Слайд 8
Инструкция: перед тобой два домика, в котором живут буквы. В домике с овальной крышей живут буквы в кружках, а в домике с треугольной крышей живут буквы в треугольниках. Найди букву, на которую начинается название картинки, кликни по букве мышкой и прочитай слово.
Алгоритм выполнения для ребёнка.
- Назвать картинку.
- Определить первый звук в названии изображённого предмета и назвать букву.
- Найти соответствующую букву (в круге или треугольнике) и кликнуть по букве мышкой (самостоятельно двигается к слову).
- Прочитать слово.
Инструкция и оценка: Молодец, правильно выполнил задание, путешествуем дальше.
Далее по клику мышки по треугольнику переходят к следующему слайду.
11. Развитие буквенного гнозиса, зрительного внимания.
Слайд 9
Инструкция: перед тобой лабиринт с буквами. Проведи Алису по лабиринту и собери правильно расположенные буквы. Кликни мышкой по буквам, прочти слово и подари Алисе торт.
Алгоритм выполнения для ребёнка.
- Внимательно посмотреть на буквы.
- Найти правильно расположенную букву, назвать её, кликнуть по ней мышкой (буква Т самостоятельно по щелчку двигается в кружок внизу слайда).
- Аналогично выполнить задание и найти следующие буквы (буквы О, Р, Т).
- Прочитать получившееся слово (ТОРТ).
- Кликнуть по изображению Алисы (если правильно собрал буквы, то Алиса пройдёт по лабиринту).
Инструкция и оценка: Молодец, справился с заданием, продолжим наше путешествие.
Далее по клику мышки по треугольнику переходят к следующему слайду.
12. Развитие слогового анализа, совершенствование чтения слов.
Слайд 10
Инструкция: перед тобой четыре домика, в каждом из них живут слова. Цифра на домике соответствует количеству слогов в слове. Прочитай слова. Сосчитай слоги и распредели слова по домикам с соответствующей цифрой, кликнув мышкой по слову.
Алгоритм выполнения для ребёнка.
- Прочитать слово.
- Сосчитать и назвать количество слогов в слове и кликнуть по нему мышкой (слово самостоятельно по щелчку двигается в нужный домик).
- Аналогично выполнить задание с другими словами.
Инструкция и оценка: ты справился с заданием, молодец. А теперь продолжим играть.
Далее по клику мышки по треугольнику переходят к следующему слайду.
13. Развитие звукового анализа, мышления, памяти.
Слайд 11
Инструкция: перед тобой картинки. Назови картинку, расположенную в синем квадрате. Найди картинки, в названии которых столько же звуков, сколько в названии картинки в квадрате. Кликни по выбранной картинке.
Алгоритм выполнения для ребёнка.
- Назвать выбранное изображённое существо.
- Сосчитать и назвать количество звуков в слове.
- Кликнуть мышкой, если количество звуков в названном слове столько, сколько и в названии изображённого героя в синем квадрате. При правильном выполнении задания предмет увеличится в размере (РЫБА, ГНОМ, ОСЁЛ, СЛОН).
- Назвать оставшихся героев и кликнуть мышкой (картинки исчезнут).
Далее по клику мышки по треугольнику переходят к следующему слайду.
14. Итог занятия.
Сегодня мы путешествовали вместе с буквами Р и Л. Молодец, ты справился с играми, помог буквам выполнить трудные задания, поэтому они дарят тебе похвалюшку (ребёнку вручается яркая цветная картинка размером 6х6 см)
Общие рекомендации к использованию презентации:
- Педагог может использовать все игры данной презентации на одном занятии или разделить их на несколько индивидуальных занятий в соответствии с возможностями ребёнка и этапом работы со звуками [Р]–[Р']–[Л]–[Л'].
- Компьютерной мышкой необходимо кликать строго по букве или картинке, в противном случае возможен переход на другой слайд. Если такой случай произошёл, то необходимо вернуться к данному слайду и продолжить выполнение задания.
ВСЕМ ЖЕЛАЮ УДАЧИ!