Материал. Искусственная береза, декорации весенней полянки, веточка живой березы, конверты с заданиями, домик для зверей с окном, 2 стола, магнитофон, музыкальные фонограммы для проведения игр, мяч, маски и элементы костюмов зверей, шапочки для звуков (гласные и согласные), мягкая игрушка – «язычок», фишки, пробки, кубики, карточки красного, синего и зеленого цвета.
Предварительная работа. Музыкальный зал украшен весенней тематикой. Рассматривание иллюстраций известных художников, заучивание стихотворений, загадок о весне, ролей героев сказки. Закрепление речевых игр по заданию логопеда.
Цели.
Образовательные: формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Коррекционно – развивающие:
Воспитательные:
Ход праздника
1. Организационный момент
Звучит мелодичная музыка. На сцене появляется ребенок, читает стихотворение, дети и родители сидят полукругом.
Ребенок.
Она пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
– А ну вставай, медведь! –
На веточки дохнула –
Пора зазеленеть!
Пора ее пригласить!
Ребенок. Кто же она?
Дети. Весна.
Логопед. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Меня зовут Весна – Красна. Какой сегодня прекрасный день, уютный зал, пожелаем, друг другу доброго дня, а поможет нам в этом моя весенняя веточка березы.
- Мы будем передавать ее по кругу правой рукой. Добрый день, Саша…
- Будем мы сегодня опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
- Сегодня на весенней полянке, радует нас необычная береза. Почему?
Дети. На березке мы видим разные конверты.
Логопед. Возьмем первый и прочитаем: « У нас сегодня весенний праздник красивой речи». Дорогие гости, сегодня перед вами выступят ребята подготовительной группы. Они старательно овладевали правильным звукопроизношением, развивали умение говорить красиво, связно и выразительно.
- Ребята, как вы думаете, из чего состоит наша речь?
Дети. Звуки, слоги, слова, предложения.
- Саша, возьми следующий конверт.
2. Разминка. Звуковая зарядка для язычка (Ребенок открывает и читает)
- Вас приветствуют наши Звуковички.
Логопед. - Ребята, скажите, при помощи чего мы говорим?
- Проведем звуковую зарядку для язычка.
Ребенок.
Чики – чики – чики – чок,
Не стесняйся, язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй, не ошибись:
Где - то собаки рычали: р-р-р.
В стойле коровы мычали: м-м-м.
В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж.
Мимо машины бежали: тр-р-р.
Ребенок.
В небе далеком гудел самолет: л-л-л.
Свистели от ветра все провода: с-с-с.
Капала в кухне из крана вода: к-к-к.
Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч.
Листья под ветром шумели: ш-ш-ш.
А комары все пели: з-з-з.
Непоседа мяч и ночью
Успокоиться не хочет: бум-бум-бум
Куклы кашляют в постели –
Днем мороженое ели: кха-кха.
Логопед. Спасибо, Язычок.
- Ребята, скажите, какой конверт самый большой?
Дети. Зеленый. Он весит на верхней веточке.
3. Игра – сценка «Диалог звуков» (Ребенок берет конверт и читает)
Логопед. Приглашаю ребят на диалог звуков.
Ребенок.
Это – не буквы, а – звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Это – не буквы, а звуки речи,
Произносят и слышат нас.
Ребенок.
Гласный – дыхание у нас свободно
Воздух идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет
Тянется в песенке звонкой,
Можем заплакать и закричать,
Можем в кроватке баюкать ребенка,
Но не желаем свистеть и ворчать.
Ребенок.
Согласный – мы согласны
Умеем шелестеть, шипеть, скрипеть и ворчать,
Но не хочется нам петь.
Ссс… - змеиный слышен свист.
Шшш…- шуршит опавший лист.
Жжжж..- шмели в саду жужжат.
Ррр…- моторы тарахтят.
Логопед. Спасибо, вам звуки речи.
- Маша, возьми любой конверт и прочти его.
4. Речевая игра «Живые звуки»
Логопед. Сейчас проведем игру «Живые звуки».
- Я называю слова: МАК, КАША, ОСА, СТОЛ, ЛИСА, а вы выкладываете различными материалами, помогут вам картинки этих слов, приглашаю ребят к столу. (Используются красные, синие и зеленые пробки, фишки, кубики, карточки, звучит музыка).
-Молодцы, справились с заданием.
5. Релаксационная пауза
- Встаньте и оглянитесь вокруг, как хорош окружающий мир, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, выдохните через рот все огорчения и обиды.
- Я открываю следующий красный конверт.
6. Дидактическая игра «Большой – маленький»
Логопед. Предлагаю сыграть в игру «Большой – маленький» с мячом, приглашаются все ребята в центр зала.
Ветка – веточка, лужа - .. , стакан -., кровать - ., ухо-., вагон -., сарафан -., гнездо-., солнце - …, птица-.., птенец-…, сосулька -…
- Ребята, скажите, какое время года сейчас? Месяц? День недели?
- Дети нашей группы приготовили загадки о весне:
Ребенок.
Прилетели певцы –
Молодой весны гонцы.
Они в домике живут,
Песни звонкие поют. (Скворцы)
Ребенок.
Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном,
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки. (Скворечник)
Логопед. Нам необходимо взять следующий конверт с интересным заданием.
7. Дидактическая игра «Путаница»
Логопед. Слова в предложении перепутались, поможем им найти свое место и составим красивые правильные предложения.
Наступить, долгожданная, весна.
Солнышко, ярко, светить.
Ребята, построить, скворечники.
Учитель, помогать, дети.
Дети, приготовить, доски, инструменты.
Скворечники, прикрепить, деревья.
Скворечники, поселиться, скворцы.
Логопед. Ребята, скворцы приглашают нас на веселую, весеннюю игру «Веснянка».
8. Подвижная игра «Веснянка»
Солнышко, солнышко, (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей, («Летят» по кругу.)
А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)
А цветочки подрастают. (Тянуться на цыпочках, руки вверх.)
9. Речевая сказка «Где мой домик?» (На сцене появляются атрибуты сказки)
Ребенок. Вашему вниманию предлагаем просмотр сказки «Где мой домик?», актеры - ребята подготовительной группы.
Автор: - Жил в лесу маленький лисенок со своей мамой – лисой. Днем он бегал, играл, резвился на звериной детской площадке.
Мама-лиса: - Смотри, лисенок, не заблудись! Не гуляй долго. И запомни: наш дом – лисий!
Автор: - Лисенок заигрался и не заметил, как наступила темнота. Испугался лисенок, побежал в одну сторону, видит, заблудился. Страшно лисенку, бегает по лесу, стучит в каждый домик и спрашивает, чей это домик.
Лисенок:- чей это домик?
Автор: Из окошка выглянул волчонок и спрашивает:
Волчонок: - А тебе чей надо?
Лисенок:- Лисий.
Волчонок: - Нет, это не лисий домик. Это волчье логово.
Автор: - Заплакал лисенок и побежал дальше. Видит: чей – то домик.
Лисенок: - чей это домик?
Из домика выглянул бельчонок и спрашивает:
Автор: - А тебе чей нужен?
Лисенок: - Лисий.
Бельчонок: - Нет, это не лисий домик, это беличье дупло.
Автор: - И опять побежал по темному лесу бедный лисенок. Он побывал возле вороньего гнезда, медвежьей берлоги, ежиной норы.
Наконец, устал, усталый, голодный лисенок добежал до заячьей избушки и постучал. Выглянул в окошко зайчонок и сказал, что это заячья избушка. Горько плачет бедный лисенок. Зайчонку стало его жаль:
Заяц: - Не плачь, я покажу тебе твой домик.
Автор: - И они вместе побежали к лисьей норе. Мама – лиса и лисенок очень обрадовались:
Мама-лиса: - Спасибо тебе, добрый маленький зайчонок.
Логопед. Спасибо, актеры, нам очень понравилась ваша лесная сказка, теперь мы точно знаем у каждого лесного жителя свой домик, и как правильно он называется.
Ребенок.
Посмотрите на окно,
Светом залито оно!
Все от солнца жмурятся,
Ведь весна на улице!
Протянуло лучики солнце золотое,
Засияло радостно небо голубое.
Логопед. Дорогие ребята! Вот и подошел к концу наш праздник. Спасибо за внимание! Вы много трудились на протяжении учебного года над развитием своей речи. Это было не так просто. Приходилось много работать, трудиться, верить в победу. И наши родители сегодня увидели прекрасный результат огромного труда: вы правильно, красиво произносите звуки, следите за произношением во время ответов на вопросы, справлялись с трудными заданиями. Не растеряйте свои умения, берегите их!