В последние годы отмечается тенденция к увеличению количества детей с проблемами речевого развития, которое начинает выявляться уже в раннем возрасте (от рождения до 3 лет).
Многие исследователи (А.Н.Гвоздев, Р.Е.Левина, А.С.Галанов, Е.А.Стребелева и др.) выделяют следующие этапы в развитии речи ребенка:
1) гуление – возникает в результате общения ребенка со взрослым в возрасте от
2 до 5–7 месяцев;
2) лепет – возникает в 4 месяца и продолжается до 30 недель;
3) слова – первые слова возникают на фоне продолжающегося лепета в возрасте
11–12 месяцев;
4) предложение (фраза) – формируется у ребенка в возрасте 2–2,6 лет, появляются
вопросы “где?, “куда?”, с 3-х лет – “почему?”, “когда?”;
5) связный рассказ – появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов,
потешек с 3 лет, к 4-м годам ребенок овладевает умением составлять рассказ по
картинке и об игрушке, а к 5 годам овладевает элементами контекстной речи.
Обследование детей в условиях поликлиники показывает, что одна третья часть детей, достигших трехлетнего возраста, страдают речевым недоразвитием.
Таблица № 1. Сравнительный анализ (в %) причин речевого недоразвития у детей раннего возраста за 2009–2010гг.
Год |
Норма |
Задержка речевого развития |
||||
На фоне родовой травмы | В результате родов Кесаревым сечением | На фоне задержки нервно-психического развития | В результате врожденной расщелины неба | В результате педагогической запущенности | ||
2009 | 60 | 8,5 | 1,4 | 3 | 5,7 | 23 |
2010 | 60 | 17 | 1,7 | 3,6 | 7,27 | 18 |
Если отсутствие речи у детей, воспитывающихся в домах ребенка, кажется вполне объяснимым (изоляция младенца от матери обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллектуального и речевого развития и формирования личностных функций, которые не поддаются исправлению), то увеличение количества детей с задержкой речевого развития (ЗРР) среди малышей, воспитывающихся в семьях и не ограниченных в общении со взрослыми, вызывает тревогу. Неудивительно, что в обществе назрела проблема оказания ранней логопедической помощи детям, страдающим речевым недоразвитием. Многие российские исследователи уделяют большое внимание данной проблеме (А.Н.Корнев, Е.А.Стребелева, Е.И.Морозова, Г.В.Дедюхина, Т.В.Волосовец и др.) По данным Г.В.Жаровой “одним из речевых нарушений является экспрессивная алалия, которая характеризуется двумя основными признаками – отставанием в сроках усвоения языка и его патологическим усвоением. Замедленным темпом усвоения языка характеризуется также задержка речевого развития. Дети с задержкой речевого развития способны к самостоятельному овладению системой языка, что мало доступно детям с экспрессивной алалией”.[10]
Основными причинами раннего речевого недоразвития являются:
1) различные родовые и послеродовые травмы;
2) последствия родов Кесаревым сечением;
3) задержка нервно-психического развития;
4) врожденная расщелина неба;
5) педагогическая запущенность или гиперопека (когда родители и родственники
ребенка, угадывая его желания, лишают ребенка потребности в самостоятельном
говорении).
Результаты обследования детей с ЗРР показывают, что у большинства из них сохранны интеллектуальные функции, понимание речи чаще всего соответствует возрастной норме. Трудности проявляются в использовании активной речи. У большинства малышей она отсутствует (ребенок мычит, использует невербальные способы общения – жесты и интонацию), некоторые дети употребляют отдельные слова, имеющие усеченное, искаженное строение, слова-заменители или лепетные слова, но объем их значительно ниже возрастной нормы. Фраза не сформирована. Дети не пытаются повторять слова за взрослым, не проявляют интереса к чужой речи. Попадая в детский сад, некоторые из них начинают ощущать свою беспомощность, переживают от того, что их никто не понимает, замыкаются и перестают разговаривать. С возрастом разрыв отставания в развитии речи от нормативных показателей увеличивается в геометрической прогрессии. По данным Н.С.Жуковой, если ребенок 3 лет отстает на 1–1,5 года, то в шестилетнем возрасте он отстает почти на 3 года.
Ученые утверждают, что любая задержка в речевом развитии ребенка может привести к отклонениям в его поведении и в различных видах деятельности. Поэтому детям раннего возраста с речевыми нарушениями, с целью предупреждения вторичных отклонений в развитии, необходима специальная помощь.
Мы разделили работу с детьми с ЗРР на два этапа.
Первый этап – растормаживание речи.
На этом этапе мы пытаемся решить следующие задачи:
- Создать коммуникативную среду – т.е. такие условия, при которых у ребенка появится желание общаться с педагогом.
- Научить ребенка повторять слова за взрослым и самостоятельно называть предметы и действия.
- Увеличивать объем пассивного словарного запаса малыша.
- Научить родителей правильному общению с ребенком.
Второй этап – формирование фразовой речи.
Задачи:
- Учить ребенка повторять за взрослым и самостоятельно называть предложения.
- Формировать грамматические формы (число, род, падеж).
- Учить употреблять предлоги.
Средствами для решения данных задач являются все виды деятельности, свойственные детям от 1 года до 3 лет (игра, конструирование, рисование, ритмика и т.п.)
Работа строится с учетом требований “Программы воспитания и обучения в детском саду” и ведется в двух параллельных направлениях: развитие речи и формирование сенсорных навыков.
Результаты обследования показывают, что эти два направления неразрывно связаны между собой. Например, если ребенок не дифференцирует большие и маленькие предметы, то чаще всего он не может образовывать формы существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; несформированность понятий “один-много” приводит к неумению образовывать формы множественного числа; неумение ориентироваться в пространстве, действовать с предметами (конструировать) приводит к непониманию значений предлогов и отсутствию их в речи.
Нужно отметить, что “Программа воспитания и обучения в детском саду” не выделяет сенсорное воспитание в отдельный вид занятий. Воспитание сенсорных навыков происходит в играх-занятиях с дидактическим материалом. Проанализировав программу, мы пришли к выводу, что требования по воспитанию речевых и сенсорных навыков часто пересекаются и, во многих случаях, совпадают. Приведем сравнительный анализ программных требований на основе “Программы воспитания и обучения в детском саду”.
Таблица № 2. Сравнительный анализ программных требований по развитию речи и формированию сенсорных навыков.
Развитие речи | Игры-занятия с дидактическим материалом. |
От 1 года до 1 года 6 месяцев. |
|
– Учить ребенка по слову взрослого находить и
показывать (на картинке и в естественных условиях) игрушки, некоторые
предметы одежды, посуды, овощи, фрукты. – Учить детей понимать слова, обозначающие признаки предметов: а) цвета: красный, синий; б) контрастные размеры: большой, маленький. – Учить детей понимать простые по содержанию и конструкции фразы, которыми воспитатель сопровождает показ игрушек, свои действия. – Научить детей понимать и выполнять просьбу, выраженную простым предложением. |
– Учить распознавать предметы по форме: шар, куб, круг,
квадрат (“Подбери такой же”). – Знакомить детей с цветом: красный, синий. – Различать контрастные размеры: большой, маленький. – Обучать действиям с предметами, предметами-орудиями. |
От 1 года 6 месяцев до 2 лет. |
|
– Расширять активный и пассивный словарь за счет слов,
обозначающих: а) предметы, находящиеся в комнате и вне ее; – Учить понимать речевые конструкции с предлогами в, на, употреблять их в речи. |
– Учить действовать с предметами-орудиями: пользоваться
палочкой с кольцом на конце, притягивая тележку (“Поехала кукла в
гости”); вылавливать игрушки сачком из таза с водой (рыбки, уточки,
шарики); мелкие предметы из банки с водой (“Ловись, рыбка”, “Достань
шарик”). – Учить различать предметы по величине; с помощью взрослого
собирать и разбирать пирамидку из 3–4 колец на конусной основе, строить
башни из 3, а потом из 4–5 кубиков. |
От 2 до 3 лет |
|
– Учить детей по словесному указанию педагога находить
предметы по цвету, размеру (принеси красный кубик; спой песенку
маленькому медвежонку); различать их местоположение (матрешка на верхней
полочке – высоко). – Обогащать словарь детей: а) прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов; б) наречиями (сейчас, близко, далеко, высоко, низко, быстро, медленно, темно). |
– Учить сравнивать и подбирать предметы по цвету и
величине. – Прокатывать шарики через ворота одинаковой с ними окраски, соответствующего размера. |
Все занятия имеют комплексный характер, проводятся в игровой форме и объединены единой тематикой. Тематический принцип позволяет работать над структурой предложения, грамматическими формами, но и формировать и закреплять в речи детей обобщающие понятия (В приложении мы приводим образцы занятий).
Приведем пример тематического планирования.
Таблица № 3. Фрагмент перспективного плана работы логопеда с детьми третьего года жизни (от 2 до 3 лет).
Месяц, неделя | Тема | Развитие речи | Формирование сенсорных навыков |
Сентябрь 2 неделя |
Игрушки | Называть игрушки, показывать части тела, различать твердые и мягкие предметы, соотносить игрушки с их изображением на картинках, выполнять действие с игрушкой, находить соответствующие картинки, читать и воспроизводить потешки. | Различать предметы по количеству (один-много), сравнивать предметы по размеру (большой-маленький), различать предметы по цвету (красный, желтый), различать геометрические фигуры круг, шар |
Сентябрь 3 неделя |
Овощи | Рассматривать овощи (морковь, лук, огурец, репку),
подбирать к ним определения (какой по цвету и размеру). Различать
существительные единственного и множественного числа. Отвечать на вопрос
“Что у тебя?”, используя предлогу. Познакомить детей со сказкой “Репка”. Учить отвечать на вопросы по сказке. |
Различать предметы по количеству (один-много), сравнивать предметы по размеру (большой-маленький), по длине (длинный, короткий), различать предметы по цвету (красный, желтый, зеленый), различать геометрические фигуры круг, квадрат |
Октябрь 1 неделя |
Фрукты | Рассматривать фрукты: яблоко, грушу, апельсин, находить их на картинках, подбирать определения (какой по цвету, по форме), различать существительные единственного и множественного числа. Читать с помощью фланелеграфа сказку Сутеева “Яблоко”. Учить отвечать на вопросы по сказке. | Различать предметы по количеству (один-много), сравнивать предметы по размеру (большой-маленький), по длине (длинный, короткий), различать предметы по цвету (красный, желтый, зеленый), различать геометрические фигуры круг, квадрат, складывать картинку из двух частей. |
Декабрь 2 неделя |
Посуда | Закреплять в речи детей названия предметов посуды, ее назначение. Учить согласовывать существительные с прилагательными, закреплять в речи детей предлоги в, на, под. Соотносить действие и картинку, учить оречевлять свои действия, играть в игру “Кукла обедает”, используя элементы конструирования. | Соотносить предметы по цвету, находить парные картинки, различать большие и маленькие предметы, соотносить предметы по величине (игра “Раздай чашки матрешкам”), собирать разрезные картинки из 2–3-х частей, учить различать количества один, два, много, согласуя числительные с существительными. |
Январь
4 неделя |
Домашние животные | Закреплять в речи детей названия домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза), учить узнавать их на картинках (игра “Кто в домике живет?”, подбирать соответствующие определения, употреблять существительные в единственном и множественном числе. Расширять глагольный словарь. Воспроизводить действия с игрушкой, находить соответствующие картинки и составлять по ним рассказ “Про собаку”. | Различать предметы по количеству в пределах трех, согласовывать числительные с существительными, соотносить предметы по цвету и величине, называть основные цвета в единственном и множественном числах, развивать тактильные ощущения, закреплять понятия твердый-мягкий, выкладывать из палочек “Домик”, собирать разрезные картинки из 3-х частей, собирать доски-вкладыши “Домашние животные”. |
В процессе систематических занятий с детьми раннего возраста нам удается добиться следующих результатов:
- у всех детей значительно увеличивается объем пассивного словаря;
- возрастает количество употребляемых слов в различных грамматических категориях, усложняется слоговая структура (появляются не только двусложные, но и трехсложные слова);
- появляется фраза из трех и более слов;
- дети начинают использовать в речи простые предлоги (на, под, из, реже в, с).
В течение года нам удается преодолеть отставание у детей с ЗРР, возникшей на фоне педагогической запущенности. У детей, имеющих осложненный диагноз, не удается преодолеть речевые нарушения полностью. По-прежнему в речи детей сохраняются аграмматизмы, часто бывает нарушена слоговая структура, к 4-м годам не формируются звуки. Следовательно, необходимость в продолжении логопедических занятий остается. Часто мы направляем детей для дальнейшего обучения в логопедические группы детских садов или занимаемся в условиях поликлиники, продолжая работу над формированием грамматических форм, слоговой структуры, связной речи и исправляя дефекты звукопроизношения.
Список литературы.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль. 1997.
- Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). М., 1999.
- Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России. // Дефектология. 2003, № 4.
- Воспитание детей раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада и родителей / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. – М., 1998.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н.Павловой, М., 1986.
- Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. М., 2003.
- Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М., 1984.
- Дедюхина Г.В. Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М., 1997.
- Дети – сироты: консультирование и диагностика развития. / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 1998.
- Жарова Г.В. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития у детей раннего возраста.//Актуальные вопросы логопатологии, С-Пб., 2009.
- Зинкевич – Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. С-Петербург. 2001.
- Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. С-Петербург. 2003.
- КасицинаМ.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. М., 1999.
- Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста. Клинические и психологические аспекты. С-Петербург. 2006.
- Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Университет Маккуэри. Сидней. М., 2001.
- Малофеев Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики. //Дефектология. 2003, № 4.
- Минеева С.А. Окружающая среда как фактор развития детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка. // дошкольное воспитание. 2006. № 8.
- Морозова Е.И. Новые подходы в организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста. //Дефектология. 1998, № 3.
- Новоселова С.Л. Развитие мышления детей раннего возраста. М., 1978.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., 1986.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М., 1983.
- Программа воспитания и обучения детей в детском саду. М.,
- Развивающие игры с малышами до трех лет. // Сост. Галанова Т.В. Ярославль. 1997.
- Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.,2001.
- Чумакова И.В. Формирование дочисловых представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. М., 2001.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.
- Шматко Н.Д. Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Успехи и опасения. // Дефектология. 2003, № 4.