Андрей Платонов. "Юшка"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель урока:   -работать с текстом А.Платонова «Юшка»;
- углубить представление о платоновской «формуле жизни»;
какими средствами это  достигается;
- работать над развитием монологической речи учащихся.

Оформление:  - стенд «Жизнь и творчество А.Платонова»
- рисунки ребят к произведению «Юшка»

Эпиграф:

« Я всего лишь хочу быть человеком.
                                                  Человек для меня  - это редкость и праздник…»    
                                                                                           А.Платонов   

Ход урока

Вступительное слово учителя:   
Ребята, наш сегодняшний урок посвящён рассказу А.Платова «Юшка».  Мы углубим наше представление о платоновской «формуле жизни», выясним, что значат слова А.Платонова: «Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник».  А что для вас значит слово «человек»? (ответы учащихся)
-Давайте вслушаемся в слова  самого А.Платова. (слайд №1.2)

 Подготовленный ученик:
Я родился в Ямской слободе при самом Воронеже. Десять лет назад Ямская слобода мало чем отличалась от деревни, а деревню я любил, хоть и не видел её по 12 лет. В Ямской слободе было всё: плетни, заборы, сады, огороды, вместо домов хаты и много мужиков.
Единственной музыкой слободы был церковный колокол, который с умилением слушали жители слободы и я. Вскоре для меня наступило время учёбы. Потом время работы. В лдно время в семье было 10 человек, я – старший работник, кроме отца. Отец не мог прокормить такую большую семью.
И вот исполняется моя долгая, упорная детская мечта: самому стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир для меня и для всех людей: и из всех людей я знаю каждого и с каждым спаяно моё сердце.
Я – человек, я живу на прекрасной живой земле. Вы меня спрашиваете о красоте. Но для живого  человека безобразия не существует. Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник.

Опрос.(слайд №3)
-Итак,  что же вкладывает Платонов в понятие человек?
- Каждый ли из людей человек в платоновском понимании слова?
-Если человек – это редкость  и праздник, то о каком человеке пойдёт речь?
-Легко ли быть нравственным человеком?
-Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть нравственным человеком, докажите, опираясь на рассказ Платонова о себе. (Самостоятельная запись  в тетради.) (слайд №4)
-Кого в произведении А.Платова «Юшка» можно назвать нравственным человеком? Почему?(слайд №5)
-Запишите начало предложение и самостоятельно продолжите его: 
Рассказ А.Платонова «Юшка» о человеке, который… (запись и чтение своих предложений)

Работа в творческих группах по вопросам:
1. Выделить основные композиционные части рассказа.
(составление в виде плана с пояснениями) (слайд №6)
2. В чьём восприятии дан образ Юшки? Докажите.  Как к нему относятся взрослые, дети,  автор? (слайд №7)
3. Докажите или опровергните мнение Юшки «Народ меня без понятия любит». (слайд №8)
Можно ли данный рассказ считать притчей? (слайд №9)
4. При помощи каких средств выразительности дан образ Юшки? (слайд №10)
(Выписать эпитеты, метафоры, градацию)
5. Что принесла смерть Юшки людям?  Докажите текстом. Встречали ли в литературе образы героев  подобные   Юшке?
Выступление учащихся со своими ответами.
Учитель:
- Давайте ещё раз обратимся к тексту и подумаем: почему рассказ не заканчивается смертью Юшки? Для этого посмотрим инсценировку последней части рассказа.
Девушка: - Здравствуйте! Вы хозяин кузни?
Хозяин: - Я.
Девушка: - Скажите, пожалуйста, а где мне Ефима Дмитриевича найти?
Хозяин: - Какого Ефима Дмитриевича? У нас такого сроду тут не было.
( Молчание.)
… Уж не Юшка ли он? Так и есть – по паспорту он Дмитриевичем писался.
Девушка:  -Юшка (шепчет). Это правда. Сам себя он называл Юшкой.
Хозяин:     -А вы кот ему будете? Родственница что ли?
Девушка:  -Я никто. Я сирота была, а Ефим Дмитриевич поместил меня маленькую в семейство в Москву, потом отдал в школу с пансионом. Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла. Я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришёл меня проведать. Скажите мне, где же он – он говорил, что работал у вас двадцать пять лет.

-Что показывает данный эпизод? Что же мог ответить хозяин кузни?  (предположения ребят)
-Кто эта девушка? Зачем она ищет Юшку?  (Ответы учащихся)
-Следовательно, любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Отсутствие любви, сочувствия, сострадания может оказаться губительно.

Вывод  по рассказу:
- Почему Ефим Дмитриевич называл себя Юшкой?  Что значит его имя? Ефим – «благочестивый», Дмитрий –от имени древнегреческой богини плодородия –Диметры. (слайды №11,12)
Рус. арго (Елистратов) ЮШКА, -и, м.
Кровь.
Юшку пустить кому — зарезать; наказать, расправиться.
Возм. через уг.; ср. устар. диал. «юша» — человек, насквозь промокший от дождя; «юша юшей»        — мокрый до нитки, «юха», «юшка» — суп, похлебка, навар из мяса или рыбы.
-Что оставил после себя Юшка? (Зачитать последний абзац рассказа)
-Так нужно ли жить  как Юшка?
Учитель:  
Значит,  мы приходим к выводу, что Юшка – нравственный человек. Он маленький, неказистый, одинокий, работает, любит людей, помогает девочке. Он слепец со зрячим сердцем. Страдает от жестокости людей, но сеет зёрна добра.  Как сказано в Евангелии от Матфея, так всякое добро приносит и плоды добрые.
Итак, сокровенность бытия, ценность жизни человека, природа любви к ближнему, добро и милосердие в их противостоянии злу и жестокости – вот философское содержание рассказа.
- Так что же такое «формула жизни» по Платонову? Запишите и продолжите предложение:           «Я считаю, что платоновская «формула жизни» - это ….    (слайд №13)
- Таким образом, формула жизни по Платонову из смерти работать жизнь, уметь любить человека, быть великодушным и милосердным, постоянно трудиться, дарить людям радость, быть кому-то необходимым, заботиться о ком-то.     (слайд №14)

Дом задание.
Написать развёрнутый ответ на вопрос: «Нужны ли сегодня сочувствие и сострадание?» (слайд №15)