Оборудование: рисунки учащихся, портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к поэме.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Учитель:
Мы познакомились с героями поэмы М.Ю.Лермонтова, увидели мир купеческой Москвы 16 века, перенеслись в суровые времена правления царя Ивана Васильевича. По прозвищу Грозного, увидели, какие могучие богатыри жили в те далёкие времена.
– Какими же вы увидели главных героев? Зачитать.
– Автор с любовью описывает их нам. Но отношения между ними не сложились.
Почему? –
– Между героями возникает борьба, конфликт. Что такое конфликт?
– Как мы можем определить его? (Борьба добра со злом.)
2. Учитель:
И сегодня мы посмотрим, как же этот конфликт разрешается М.Ю.Лермонтовым.
Выразительное чтение 3 части (7 минут) .
Вопросы по содержанию:
– Как бы вы озаглавили главу?
– С чего начинается повествование о поединке?
– Прочитайте. Что нам описывает автор? С помощью каких средств?
(Олицетворения, сравнения, эпитеты делают зарю живой, красивой. Передаётся радость от утра.)
– Как автор относится к пейзажу? О чём говорит этот вопрос?
(Предчувствие кровавых событий. Контраст.)
Учитель:
И вот начинаются эти события. Перескажите.
Зачем на Москве-реке собрался народ?
(Праздник, потешиться, кулачные бои посмотреть, себя показать.)
– Что значит кулачный бой? Кто их провозглашает?
(Рассказ учащихся о кулачных боях на Руси. Об условиях боя. Правилах поведения.)
Учитель:
И вот выходит первый боец. Кто он? Зачитать.
– Почему он первый? (Чувствует уверенность.)
– Каким показывает его автор? Зачитать. (Удалой, могучий, но и хвастливый,
высокомерный, самоуверенный.)
– Почему же не выходит никто? (Могучий боец, опричник царя.)
– Однозначна ли оценка авторская? Зачитать. (М.Ю.Лермонтов показывает и
отрицательные характеристики Кирибеевича.)
– Нашёлся ли ему противник? Кто он? Зачитать.
– Достойный противник?
– В чём разница героев? Как это подчёркивается автором? (Поклоны: Кирибеевич
кланяется только царю, сказывает ему только уважение, а Калашников – царю,
народу, церквям.)
– Как это характеризует героев?
Учитель:
Противники готовы к бою. Сразу ли он начинается? Почему?
(Кирибеевич уверен в победе, ему нравится потешаться над другими. Это устрашит Калашников согласен с ним. Что один умрёт. Называя себя, он обвиняет опричника в преступлении перед божьими законами. Он готов к смерти, защищая честь семьи.)
– А что Кирибеевич? Зачитать.
– Как автор описывает состояние опричника? (Как осенний снег, бойки очи
затуманились, пробежал мороз.)
– Что изменилось в поведении Кирибеевича? (Виноват. Душевное состояние опричника
поменялось, он понял, что Калашников пойдёт на смерть, защищая честь жены, рода.)
Учитель: Калашников уже победил. Это возмездие за вседозволенность.
3. Учитель:
Поединок. Как автор называет бой? (Богатырский.)
Вышли могучие бойцы, удалые молодцы. Как в былине – поединщики.
М.Ю Лермонтов любуется ими, и мы тоже.
Ход боя. Кирибеевич бьёт первым.
– Почему удар приходится именно по кресту? (Опричник попрал Божьи законы по отношению к священным узам брака, недаром Калашников называет его басурманским сыном. Крест на груди у купца – это символ защиты Бога того, кто стоит за правду.)
– Удар сильный? Где автор показывает это? (Крест погнулся, грудь затрещала, кровь, как роса, закапала на снег, окропив его в алый цвет. Как алая заря.)
Удар Калашникова. Зачитать.
– Есть ли сомнения у купца? (Нет, он готов до последнего идти за правду.)
– Смерть Кирибеевича. Зачитать.
– На чьей стороне мы? Автор?
– Где автор сожалеет о гибели? (Автору жаль такого красивого, молодого бойца.)
– Какими художественными средствами он это передаёт? (Сравнения – будто сосенка, повторы.)
– С каким деревом сравнивает? (Сосна – могучее, красивое, стройное дерево. Ему бы
жить да жить. Но....)
Автор показывает нам, читателям, что вседозволенность сгубила такого молодца.
4. Учитель:
В.Г. Белинский о смерти Кирибеевича сказал так в своём “Стихотворении о Лермонтове”:
“Не правда ли: вам жаль удалого, хотя и преступного бойца? С невыразимой тоской повторите вы за поэтом жалобную мелодию, которою выразил он его падением. А между тем вы же сами желали победы благородному купцу и гибели его преступному оскорбителю”
– Согласны ли вы с этим?
5. Исход боя. Что следует из условий, которые провозгласил царь? (Победителю – награда.)
– Как награждён Калашников? (Казнить!)
– Почему?
– Давайте рассмотрим поведение героев. О чём спрашивает царь? (По доброй ли воле
убил слугу. По правилам боя. Если убил в бою, то казнить нельзя.)
– Что отвечает Калашников? (Убил волей вольною.)
– Как это характеризует купца? (Он знал исход, шёл к нему целенаправленно,
поэтому принимает смиренно приговор, но уповает не на царский суд, не людской
суд. Ведь это всё происходит на глазах у народа. “Скажу только Богу единому”. То
есть Калашников признаёт только суд Божий, так как он истинный христианин. Жил
по законам Господним.)
6. Справедливо ли решение царя? (Да)
Ведь Калашников – убийца.
– А нам жаль купца?. Почему же он не оправдывается? (О своём позоре нельзя
говорить.)
– Был ли другой выход у Степана Парамоновича? (Рассказ о быте и нравах того
времени, у Калашникова не было иного выхода, как превратить потешный бой в
своеобразный суд чести. Он мстит обидчику, осознавая грех. Но поступить
по-другому нельзя. В лице Кирибеевича он обидел и царя, а значит и власть.)
– Как царь спрашивает у купца о поединке?
– Кто сделал Кирибеевича таким самоуверенным? (Власть царя.)
– Как же относится к приговору царя Калашников? (Зачитать.)
– Что обещает царь купцу?
7. Как теперь изменилось настроение в “Песне..”? Зачитать. (“ И казнили Степана Калашникова.....)
– Почему смерть купца лютая, позорная? (Страшная казнь, позорная для
Калашникова, так как он стал убийцей. Может быть, поэтому он наказывает братьям
не говорить детушкам о нём. Помолиться в церкви за душу его грешную.)
– Калашников – преступник? Где могила его?
8. Учитель:
Сюжет закончен. Что осталось? Своё слово автор передаёт гуслярам. Как представителям народа. Они высказывают свою точку зрения. И они это говорят. Зачитать. (“ И проходят мимо люди добрые...”)
Согласен с ними автор?
Как же получается: Калашников – убийца. А народ его прославляет? (Народ оценил подвиг Калашникова. Не считает его преступником, так как стоял Степан Парамонович на защите человеческого достоинства. Своей жизнью и смертью он утверждает, что нет на свете ничего выше человеческого достоинства. Что борьба за правду не обходится без жертв. Но лучше погибнуть, чем смириться с бесчестьем. Поэтому и живёт среди людей память о герое и его подвиге. Гусляры, рассказывая о могиле. Утверждают, что подвиг не только делает бессмертным человека в памяти людей, но и рождает новых героев.)
Зачитать заключительные строки поэмы.
9. Учитель:
Подведём итоги. Произведение прочитано, осознано, каждый из вас, надеюсь,
открыл героев М.Ю.Лермонтова ещё раз. Стали понятнее проблемы, поднятые автором.
Какие?
Домашнее задание:
- Письменно охарактеризуйте одного из героев. Отметьте средства создания характера.
- Сравните Калашникова и Кирибеевича.