6 класс. Обучение анализу стихотворения.
Предварительное Д/З: нарисовать иллюстрации к стихотворению.
Ход урока
Разминка:
- Подберите эпитеты к словам: небосвод, огонь, птица
- Ищем метафоры: сердце,стиплер,пирамида лёд,облака аристократ
- Подберите глаголы-олицетворения: ружьё, кресло
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Н. Заболоцкого “Журавли”. Какие ассоциации у вас вызывает это слово?
Чтение стихотворения.
Что вы испытывали, слушая стихотворение?
Реализация Д/З:
- Какие иллюстрации вы выполнили? Почему именно эту картину нарисовали? Почему стало возможным нарисовать иллюстрации?
Запишем в тетради: “К этому стихотворению можно сделать иллюстрацию, потому что…”
- Какие строфы не смогли изобразить? Почему?
- Мы должны разобраться, какое значение имеют данные строфы в стихотворении, проследить за движением чувств в стихотворении, ответить на вопрос: “О чём заставляет задуматься стихотворение?”
Анализ стихотворения:
- Сколько строф в стихотворении?
- Можно ли проследить сюжет в стихотворении?
- На сколько частей и почему можно разделить стихотворение? Озаглавить каждую часть строчками из стихотворения. (6 частей, в каждой своё настроение, сгруппируем глаголы, которые показывают смену картины)
Запишем в тетради: “Композиционно стихотворение делится на…, так как…”
Анализ по частям: после каждой части делаем запись в тетради “Первая (вторая, третья…) часть стихотворения вызывает чувства…Помогает их выразить… ”
Часть 1
- Какую картину мы видим? С какой интонацией нужно читать эту часть?
- Каков центральный образ этой части?
- Кто такой вожак?
- Какую роль играет олицетворение “немногочисленный народ”?
- Как вы понимаете эпитет “отеческая земля”?
- Какие чувства вы испытываете, читая эти строки?
- Что помогает создать эти чувства? (метафора “утопая в небе”, эпитет “серебряные крылья”, аллитерация , ассонанс)
Часть 2
- Почему строфа начинается с противительного союза?
- Главный образ этой строфы? Как длина строк помогает выразить настроение строфы?
- Что значит эпитет “зияющее дуло”? Какие ассоциации вызывает это слово, как оно звучит?
- Какие сочетания согласных звуков вызывают напряжение?
- Какой приём лежит в основе этой строфы?
- Что символизируют ОЗЕРО и ДУЛО?
Часть 3
- Какие метафоры использует автор? Как вы их понимаете?
- Почему поэт не использует слово “выстрел”?(аллитерация, смена ритма)
- В чём особенность глагола “обрушилось”?
- Какие чувства вы испытываете?
Часть 4
- Почему журавли “рванулись в вышину”?
- Роль олицетворения “рыданью вторя”?
- Какое сравнение использует автор?
- Как звукопись помогает передать силу горя? Роль однокоренных слов, эпитетов.
Часть 5
- Что вернула природа птицам? Роль эпитетов? Почему стало возможным вернуть птицам веру?
- Какие слова можно выделить интонационно?
- Только ли о птицах эти строки?
Часть 6
- Зачем нужна заключительная часть?
- Какие чувства переплетаются в строфе?
- Какую смысловую нагрузку несёт алый цвет зари, что символизирует заря?
- Как нужно читать заключительные строки?
Заключительное слово:
Если проследить движение наших чувств, то мы увидим, что они движутся по кругу, как и наша жизнь, которая продолжается, несмотря ни на что. Необходимо только помнить обо всех смелых, сильных духом, о тех, кто оставил свой след в жизни. Очень важно, чтобы не нарушилась связь поколений, тогда каждое утро будет освещено восходящим солнцем.
Домашнее задание:
Ответить письменно на один из вопросов:
- Расскажите о чувствах, которые вы испытывали, читая стихотворение.
- О чём заставило задуматься стихотворение?
8 класс Подготовка к сочинению – анализу стихотворения
Терминологическая пятиминутка:
1. Игра “Видимо-невидимо”* – эпитет, антитеза, олицетворение, метафора, аллитерация, ассонанс, символ, интонация, композиция, ритм, сравнение, инверсия, хорей, пиррихий, амфибрахий, анапест, спондей.
2. Цифровой диктант: определите, какое изобразительное средство используется в следующих строках
1. Лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся… |
1. эпитет |
2. Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал |
2. олицетворение |
3. Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком |
3. метафора |
4. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. |
4. сравнение |
5. Уж вечер…облаков померкнули края, Последний луч зари на башне умирает |
5. аллитерация |
Ответы: (2,5,1,4,2)
Слово учителя:
Все теоретические знания, которые мы повторили сегодня, понадобятся нам для работы над стихотворением Н. Заболоцкого “Журавли”. Произведения Заболоцкого проникнуты мыслью о единстве всего мироздания. Человек и природа едины, постоянно взаимодействуют друг с другом, живут по одним законам. Именно об этом стихотворение “Журавли”. Наша задача на уроке – собрать материал к сочинению – анализу этого стихотворения.
Чтение стихотворения.
- Что вы испытывали, слушая стихотворение? Прочитайте строки, которые взволновали вас больше всего?
Запишем в тетради: “При чтении стихотворения возникают чувства…”
- Почему стихотворение названо “Журавли”? (центральный образ стихотворения) Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
- Только ли о журавлях это стихотворение? Какие слова свидетельствуют о том, что речь идёт не только, и не столько о журавлях, сколько о людях?
Запишем в тетради: “В стихотворении говорится о…”
- Какова композиция стихотворения? (выписываем глаголы, объединяем их, составляем цветовую схему стихотворения)
Запишем в тетради: “Композиционно стихотворение делится на…, так как…”
- Как звучит стихотворение? Определим стихотворный размер. (хорей с пиррихием придаёт стихотворению свободную интонацию. Замедляется ритм обилием обособленных членов предложения. Первые две строчки четвёртой строфы (хорей) звучат энергично. Большое количество слов высокого стиля придают стихотворению особую торжественность)
Запишем в тетради: “Стихотворение звучит…, так как…”
Работа в группах:
Шесть групп. Каждая группа работает с определённой частью стихотворения по плану:
- Выразительно прочитать часть, озаглавить её.
- Определить тему, основную мысль части.
- Определить настроение.
- Какими художественными средствами создаётся настроение (фонетический уровень, лексический уровень, морфологический уровень, синтаксический уровень)
Задача группы подготовить к выступлению самого слабого учащегося.
Отчёты групп:
Учащиеся при прослушивании выступлений записывают в тетради наблюдения, сделанные одноклассниками.
- Какие вопросы возникли у вас, но вы не услышали ответы на них?
- Какие выводы вы можете сделать? Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателей?
Оценка работы каждого в группах.
Домашнее задание:
Используя материалы наблюдений, написать сочинение – анализ стихотворения.
Литература:
Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя.- М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.