Анализ стихотворения Н.Заболоцкого "Журавли" в 6-х и 8-х классах

Разделы: Литература


6 класс. Обучение анализу стихотворения.

Предварительное Д/З: нарисовать иллюстрации к стихотворению.

Ход урока

Разминка:

  1. Подберите эпитеты к словам: небосвод, огонь, птица
  2. Ищем метафоры: сердце,стиплер,пирамида лёд,облака аристократ
  3. Подберите глаголы-олицетворения: ружьё, кресло

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Н. Заболоцкого “Журавли”. Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

Чтение стихотворения.

Что вы испытывали, слушая стихотворение?

Реализация Д/З:

- Какие иллюстрации вы выполнили? Почему именно эту картину нарисовали? Почему стало возможным нарисовать иллюстрации?

Запишем в тетради: “К этому стихотворению можно сделать иллюстрацию, потому что…”

- Какие строфы не смогли изобразить? Почему?

- Мы должны разобраться, какое значение имеют данные строфы в стихотворении, проследить за движением чувств в стихотворении, ответить на вопрос: “О чём заставляет задуматься стихотворение?”

Анализ стихотворения:

- Сколько строф в стихотворении?

- Можно ли проследить сюжет в стихотворении?

- На сколько частей и почему можно разделить стихотворение? Озаглавить каждую часть строчками из стихотворения. (6 частей, в каждой своё настроение, сгруппируем глаголы, которые показывают смену картины)

Запишем в тетради: “Композиционно стихотворение делится на…, так как…”

Анализ по частям: после каждой части делаем запись в тетради “Первая (вторая, третья…) часть стихотворения вызывает чувства…Помогает их выразить… ”

Часть 1

  1. Какую картину мы видим? С какой интонацией нужно читать эту часть?
  2. Каков центральный образ этой части?
  3. Кто такой вожак?
  4. Какую роль играет олицетворение “немногочисленный народ”?
  5. Как вы понимаете эпитет “отеческая земля”?
  6. Какие чувства вы испытываете, читая эти строки?
  7. Что помогает создать эти чувства? (метафора “утопая в небе”, эпитет “серебряные крылья”, аллитерация , ассонанс)

Часть 2

  1. Почему строфа начинается с противительного союза?
  2. Главный образ этой строфы? Как длина строк помогает выразить настроение строфы?
  3. Что значит эпитет “зияющее дуло”? Какие ассоциации вызывает это слово, как оно звучит?
  4. Какие сочетания согласных звуков вызывают напряжение?
  5. Какой приём лежит в основе этой строфы?
  6. Что символизируют ОЗЕРО и ДУЛО?

Часть 3

  1. Какие метафоры использует автор? Как вы их понимаете?
  2. Почему поэт не использует слово “выстрел”?(аллитерация, смена ритма)
  3. В чём особенность глагола “обрушилось”?
  4. Какие чувства вы испытываете?

Часть 4

  1. Почему журавли “рванулись в вышину”?
  2. Роль олицетворения “рыданью вторя”?
  3. Какое сравнение использует автор?
  4. Как звукопись помогает передать силу горя? Роль однокоренных слов, эпитетов.

Часть 5

  1. Что вернула природа птицам? Роль эпитетов? Почему стало возможным вернуть птицам веру?
  2. Какие слова можно выделить интонационно?
  3. Только ли о птицах эти строки?

Часть 6

  1. Зачем нужна заключительная часть?
  2. Какие чувства переплетаются в строфе?
  3. Какую смысловую нагрузку несёт алый цвет зари, что символизирует заря?
  4. Как нужно читать заключительные строки?

Заключительное слово:

Если проследить движение наших чувств, то мы увидим, что они движутся по кругу, как и наша жизнь, которая продолжается, несмотря ни на что. Необходимо только помнить обо всех смелых, сильных духом, о тех, кто оставил свой след в жизни. Очень важно, чтобы не нарушилась связь поколений, тогда каждое утро будет освещено восходящим солнцем.

Домашнее задание:

Ответить письменно на один из вопросов:

  1. Расскажите о чувствах, которые вы испытывали, читая стихотворение.
  2. О чём заставило задуматься стихотворение?

8 класс Подготовка к сочинению – анализу стихотворения

Терминологическая пятиминутка:

1. Игра “Видимо-невидимо”* – эпитет, антитеза, олицетворение, метафора, аллитерация, ассонанс, символ, интонация, композиция, ритм, сравнение, инверсия, хорей, пиррихий, амфибрахий, анапест, спондей.

2. Цифровой диктант: определите, какое изобразительное средство используется в следующих строках

1. Лес проснулся,
Весь проснулся
, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
1. эпитет
2. Знакомым шумом шорох их вершин
меня приветствовал
2. олицетворение
3. Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком
3. метафора
4. Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как
мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
4. сравнение
5. Уж вечер…облаков померкнули края,
Последний луч зари на башне умирает
5. аллитерация

Ответы: (2,5,1,4,2)

Слово учителя:

Все теоретические знания, которые мы повторили сегодня, понадобятся нам для работы над стихотворением Н. Заболоцкого “Журавли”. Произведения Заболоцкого проникнуты мыслью о единстве всего мироздания. Человек и природа едины, постоянно взаимодействуют друг с другом, живут по одним законам. Именно об этом стихотворение “Журавли”. Наша задача на уроке – собрать материал к сочинению – анализу этого стихотворения.

Чтение стихотворения.

  • Что вы испытывали, слушая стихотворение? Прочитайте строки, которые взволновали вас больше всего?

Запишем в тетради: “При чтении стихотворения возникают чувства…”

  • Почему стихотворение названо “Журавли”? (центральный образ стихотворения) Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
  • Только ли о журавлях это стихотворение? Какие слова свидетельствуют о том, что речь идёт не только, и не столько о журавлях, сколько о людях?

Запишем в тетради: “В стихотворении говорится о…”

  • Какова композиция стихотворения? (выписываем глаголы, объединяем их, составляем цветовую схему стихотворения)

Запишем в тетради: “Композиционно стихотворение делится на…, так как…”

  • Как звучит стихотворение? Определим стихотворный размер. (хорей с пиррихием придаёт стихотворению свободную интонацию. Замедляется ритм обилием обособленных членов предложения. Первые две строчки четвёртой строфы (хорей) звучат энергично. Большое количество слов высокого стиля придают стихотворению особую торжественность)

Запишем в тетради: “Стихотворение звучит…, так как…”

Работа в группах:

Шесть групп. Каждая группа работает с определённой частью стихотворения по плану:

  1. Выразительно прочитать часть, озаглавить её.
  2. Определить тему, основную мысль части.
  3. Определить настроение.
  4. Какими художественными средствами создаётся настроение (фонетический уровень, лексический уровень, морфологический уровень, синтаксический уровень)

Задача группы подготовить к выступлению самого слабого учащегося.

Отчёты групп:

Учащиеся при прослушивании выступлений записывают в тетради наблюдения, сделанные одноклассниками.

  • Какие вопросы возникли у вас, но вы не услышали ответы на них?
  • Какие выводы вы можете сделать? Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателей?

Оценка работы каждого в группах.

Домашнее задание:

Используя материалы наблюдений, написать сочинение – анализ стихотворения.

Литература:

Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя.- М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.