Анализ стихотворения Н.И. Рыленкова "Все в тающей дымке"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (201 кБ)


Цель проведения: Познакомить учащихся с фактами биографии поэта Н.И. Рыленкова, проанализировать его стихотворение «Всё в тающей дымке».

Оборудование:

  • ПК с акустическими колонками,
  • мультимедиапроектор,
  • презентация «Всё в тающей дымке»,
  • раздаточный материал (таблица).

Задачи:

Образовательные: Научить анализировать прочитанное:

  • определять тему и идею произведения;
  • выделять композиционные части;
  • видеть средства художественной выразительности в тексте.

Повторить пройденное.

Развивающие: Развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы.

Воспитательные: Воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.

Методические приемы: чтение наизусть, выразительное чтение, слово учителя, беседа, работа со словом, работа по вопросам, анализ стихотворения, отбор материала с опорой на план, эвристическая беседа.

Структура урока:

1 этап - организационный:

  • приветствие;
  • проверка готовности к уроку;
  • организация внимания.

2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний:

  • актуализация ранее полученных знаний;
  • постановка учебной цели.

3 этап – обучающий:

  • организация процесса восприятия, осознания и осмысления биографического материала, текста стихотворения;
  • определение настроения;
  • выразительное чтение стихотворения.

4 этап - закрепление и первоначальный контроль изученного материала

  • Сочинение-миниатюра (сравнение стихотворения с очерком К.Г.Паустовского)

5 этап - подведение итогов урока (рефлексия) и постановка домашнего задания.

Ход урока

1. Приветствие учащихся учителем. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.

2. Слово учителя:

На предыдущих уроках мы с вами наблюдали за тем, как русские поэты и писатели, очарованные природой, открывают для читателей красоту окружающего мира, богатство переживаний, вызванных этой красотой. Стихи, рисующие картины родной природы, находят особенный отклик в душе каждого человека. Мы работали с текстами стихотворений Пушкина, Тютчева, Майкова; с очерками Паустовского, мудрые слова которого авторы нашего учебника предлагают нам в качестве напутствия: «Чем больше знает человек, тем полнее он воспринимает действительность, тем теснее его окружает поэзия и тем он счастливее. Наоборот, невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растёт медленно, но неотвратимо, как раковая опухоль…»

Сегодня мы ещё раз попробуем воспользоваться шансом узнать новое, а значит стать счастливее.

3. Тема урока (слайд 1): анализ стихотворения Николая Ивановича Рыленкова «Всё в тающей дымке»

Но сначала мы познакомимся с фактами биографии поэта. (В процессе прослушивания лекции ребята заполняют таблицу. См. приложение) слайд 2

Николай Иванович Рыленков (1909 – 1969)

Рыленков Николай Иванович [2(15).2.1909, д. Алексеевка Смоленской губ.— 23.6.1969, Смоленск] — поэт, прозаик.

В повести «Сказка моего детства» Рыленков вспоминает: «Деревня Алексеевка, где крестьянствовали мои родители и где рос я, была одним из самых глухих углов лесного Рославльского уезда... В годы моего детства в ней не насчитывалось и полсотни дворов. Почти у самой ее околицы начинались дремучие леса...» Отец запомнился «идущим с обнаженной головой и с севалкой на груди вдоль нивы, окруженным золотистым сиянием разбрасываемого зерна». С раннего детства Рыленков осваивал «хитрую науку, / Как строить хаты, как сажать деревья, / В какую пору начинать посев». Судьба «упорно приучала / Ходить босым по жесткому жнивью». К трудностям сельской жизни прибавилось личное горе: в 1916 умер отец Рыленкова, в 1919 — умерла любимая мать. Пять классов начальной школы Рыленков окончил за 4 года и поступил в среднюю школу в с.Тюнино, где участвовал в выпуске школьного рукописного журнала . Отец, деревенский грамотей и книголюб, мечтал сделать сына сельским учителем, и Рыленков поступает в Смоленский педагогический институт. В Смоленске жил трудно, перебиваясь случайными заработками, но продолжал литературное творчество. К стихам тянулся с детства. Рыленков рос в той среде, где фольклор присутствовал в повседневном быту, а в доме Рыленковых звучали стихи великих русских поэтов.

В 1926 девятиклассник Рыленков принес стихи в редакцию газеты «Смоленская деревня», в 1929 начал печататься в местных газетах .

В 1933 окончил факультет языка и литературы педагогического института, работал учителем, затем редактором в книжном издательстве, вел отдел критики в смоленской газете «Рабочий путь». Вспоминал: «Я знал, что в город ухожу, / Но сердце оставляю в поле» — это была не метафора, но жизненная программа: заведует сельскохозяйственными передачами областного радиовещания, затем работает секретарем и председателем сельсовета.

В 1933 в Смоленске Рыленков опубликовал первую книгу стихов «Мои герои». С первых книг Рыленков заявил о себе, как о певце родного края: «Край родной, я рос под шум дубравы, / Все во мне твое — любовь и грусть».

В первые дни Великой Отечественной войны Рыленков ушел добровольцем, хотя не подлежал призыву по состоянию здоровья. Командовал саперным взводом, а по ночам при свете коптилки в землянках продолжал писать стихи. Все более значительным содержанием наполняется тема России: «Солнце жизни моей, Россия, / Укрепи на подвиг меня!» Рыленков стал военным журналистом, листовки с его стихами-призывами сбрасывали с самолетов во вражеском тылу партизанам и жителям временно оккупированных Смоленщины и Белоруссии; автор был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны».

Рыленков обращается к прозе, осмысливая пройденный народом путь, возникают повести, выстраивается автобиографическая трилогия: «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу». Чист и емок язык этой прозы — «русский язык со всеми присущими только ему прелестями, со всеми оттенками — скромности, простоты, застенчивости, ясности, улыбки, душевности» Слайд 4 В прозаических этюдах Рыленкова соединен опыт поэта и крестьянина. «Журавлей путеводная нить» проходит сквозь все творчество поэта, свою последнюю книгу он назвал «Журавлиные трубы».

Народной песней стало написанное в 1948 стихотворение Рыленкова «Ходит по полю девчонка». К песенным стихам Рыленкова обращались многие композиторы.

Рыленков создал собственный стихотворный пересказ «Слова о полку Игореве».

Значительным вкладом в литературу стали книги Рыленкова по истории поэзии — «Традиции и новаторство» (1962), «Душа поэзии» (1969), в которую включены статьи о Пушкине, Крылове, Сурикове, Шевченко, Блоке и многие другие.

Ныне имя Рыленкова носят в Смоленске улица, библиотека, школа. Его строки начертаны у Смоленской крепостной стены на могиле погибших во время Великой Отечественной войны.

4. Проверка таблицы (слайды 5 и 6)

Где и когда родился поэт? Смоленская губерния, 1909 год
В какой атмосфере прошло детство? Трудности сельской жизни. Личное горе.
Что способствовало развитию поэтических способностей? Отец – грамотей и книголюб (в доме звучали стихи). Приобщение к литературе (выпуск школьного журнала)
Каков творческий путь? Основное направление – поэзия, причём музыкальность делает стихи песнями, но и проза, публицистика.

5. Выразительное чтение стихотворения «Всё в тающей дымке».

6. Анализ стихотворения по вопросам (слайд 7):

– О каких особенностях русской природы написал Рыленков?

– С помощью каких эпитетов поэт рисует её своеобразие?

– Что помогло поэту открыть эти особенности? Объясните смысл слов «увидеть» и «всмотреться», «услышать» и «вслушаться».

– Какие ещё приёмы удалось обнаружить?

7. Теперь, когда стихотворение проанализировано, попробуем определить, какое настроение создаётся этим произведением.

8. А теперь обратимся к заданию учебника на странице 19: что сближает стихотворение Рыленкова и очерк Паустовского «Обыкновенная земля»?

9. Подведём итог: что удалось открыть для себя в течение урока?

10. Домашнее задание: стихотворение выучить наизусть.