Эпизоды в художественном произведении играют важную роль в раскрытии характеров, образов героев, они являются связующим звеном последующих событий повествования.
Анализ таких эпизодов требует наиболее тщательного изучения, потому что он помогает заинтересовать в дальнейшем прочтении художественного произведения даже тех ребят, кому не очень хочется учиться. Рисунки же, подготовленные самими учащимися вызывают особый интерес и особый разговор о романе. Всё это улучшает качество написания письменных работ, своих собственных рассуждений и выводов.
Цели:
- анализ эпизода (ч.1, гл. 2 романа), характеристика героев эпизода.
- развитие мышления, умения сравнивать и анализировать ситуации,
- способствовать воспитанию стойкости характера, творческой активности.
Оборудование урока:
- портрет писателя,
- вопросы для анализа эпизода,
- тест,
- цитаты,
- презентация иллюстраций,
- образцы сочинений.
Девиз урока: “Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия человеческого”, - Ф.М.Достоевский.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
2. Анализ эпизода – ч.1, гл.2
На столах тексты и план работы с эпизодом.
Сообщение учащегося. “Предыстория: время, отраженное в книге, герои, их характеры”.
Место данного эпизода в сюжете.
Работа с текстом, беседа по вопросам:
“Встреча 1”:
Чтение фрагментов: “трактир и люди”, “портрет чиновника Мармеладова”
Вопросы:
а) Как относятся к Мармеладову люди из трактира?
б) Почему Мармеладов рассказывает свою историю жизни Раскольникову?
в) Расскажите о семье чиновника, подтвердите цитатами из текста.
г) Почему дочь Мармеладова вынуждена жить по желтому билету?
д) Почему Мармеладов оказался на сенных барках?
е) Чего боится чиновник?
“Встреча 2. На квартире Мармеладова”.
Чтение фрагментов: “портреты жены, детей”, “описание комнаты”, “жильцы дома”.
Вопросы:
а) Как был встречен чиновник дома после разговора с Раскольниковым?
б) Квартира Мармеладовых глазами Раскольникова?
в) С каким настроением Раскольников покидает квартиру Мармеладовых?
Художественные приёмы, работающие в эпизоде (подтверждаем цитатами из текста):
- описание помещения, где находятся герои, внешнего вида героев эпизода,
- ключевые слова,
- цвет,
- музыка,
- использование фамилий и имен,
- детали.
Учащиеся объясняют значение непонятных слов:
Драдедамовый платок, нанковый жилет, втуне, колодник, витиеватая речь, приватный разговор, бурнус, манкировать, на сенных барках, титулярный советник.
В беседе используются цитаты из текста, предложенные в качестве раздаточного материала.
В процессе работы учащиеся вместе с преподавателем рассматривают презентацию рисунков, созданных учащейся нашего лицея.
Последствия данного эпизода.
Вопрос: Что станет с героями рассказа? Ваши предположения?
Для обобщения материала используется опорный конспект и сообщения учащихся “Смерть Мармеладова” (часть 2, глава 7), “Смерть Катерины Ивановны” (часть 5, глава 5).
3. Рефлексия. Выводы урока.
Вопросы:
1. Удалось ли Достоевскому отобразить реальность жизни, жизненные ситуации бедняков?
2. Какие проблемы перекликаются с нашим временем?
3. Какие уроки дает нам Мармеладов и его семья?
4. Каковы причины гибели Мармеладова и его жены?
Что необходимо делать, чтобы не попасть в подобные жизненные ситуации?
Завершают урок слова Достоевского: “Любите человека и во грехе его, ибо сие уже подобие божеской любви и есть верх любви на земле”.
Личные высказывания учащихся.
Знакомство с образцами сочинений по данной теме, в том числе предложенными Интернетом.
Для контроля знаний текста художественного произведения можно предложить тест.
Подведение итогов: Что сделано на уроке? Оценки за урок.
Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру “Встреча с Мармеладовым”. Составить кроссворд на изученную тему.
4. Дидактический материал к уроку
Опорный конспект
Мотивы “тупика” в “Преступлении и наказании”
Цитаты из текста
1.“А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным?”
2.“За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой... Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда идти”
3. “Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, особа образованная и урождённая штаб-офицерская дочь”.
4.“Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная”.
5.“Воспитания, как и представить можете, Соня не получила”
6.“Катерина Ивановна... весь вечер в ногах у нее простояла, ноги ей целовала... а потом они обе и заснули вместе, обнявшись...”
7. “Полечка-то ведь по Сониному пути пойдет”.
8. “Знаете ли вы, что я даже чулки её пропил?”
9.. “Жалеть! Зачем меня жалеть!”
10. “Я не Катерины Ивановны боюсь... Я Глаз ее боюсь,.. .красных пятен на щеках тоже боюсь”.
11. “Я не тебе, я всему страданию человеческому поклонился”.
12. “Сонечка, вечная Сонечка, пока стоит мир”
Анализ эпизода
(Работа с текстом художественного произведения)
План
1. Место данного эпизода в сюжете.
2. Предыстория: время, отраженное в книге, герои, их характеры.
3. Крупным планом сам эпизод. Объяснить поведение героев, дать нравственную оценку.
4. Художественные приемы, работающие в этом эпизоде.
5. Последствия данного эпизода.
6. Озаглавить эпизод.
Темы сочинений
1. Бунт Родиона Раскольникова.
2. Трагичность образа Мармеладова в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
3. Образ Сони Мармеладовой.
4. “Надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти...”
5. Трагедия семьи Мармеладовых.
6. Почему Достоевский говорит о Сонечке - “вечная”?
7. Это сладкая фамилия!
8. Почему личность Раскольникова вызывает сочувствие и сострадание.
9. Двойники и антиподы Раскольникова.
10. “В Петербурге Достоевского”.
11. Моё открытие романа “Преступление и наказание”.
Пояснение слов
- Бурнус - женское пальто
- Витиеватая речь – возвышенная речь
- Втуне – в тайне
- Драдедамовый платок - полушерстяной платок
- Колодник – арестант
- Манкировать - небрежно относиться
- Нанковый жилет – жилет из бумажной ткани
- На сенных барках – место для нищих в Петербурге
- Приватный разговор – частный
- Титулярный советник – один из низших чинов по “табелю о рангах”
Литература
- Волкова Л.Д. Изучение романа Ф.М.Достоевского в школьном изучении. Л,1977.
- Гроссман Л.П. Достоевский. М,1965.
- Коженов В.В. “Преступление и наказание” Ф.М.Достоевского//Три шедевра русской классики. М.,1971.
- Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М,.1970.