Цели урока: (слайд 2)
- Способствовать формированию умения анализировать художественный текст; развитие внимания к тексту.
- Формирование навыков самообладания, умения справляться с трудными жизненными ситуациями.
- Воспитывать нравственные качества: любовь и к природе, внимательное и вдумчивое отношение к ней, забота о близких.
Задачи урока: (слайд 3)
- Учить работе с изобразительно-выразительными средствами языка, помогающими понять сюжетную основу произведения.
- Анализ эпизодов рассказа, описывающих переживания Васютки, осмысление их психологической составляющей как попытки перебороть свой страх.
- Словесное рисование эпизодов рассказа, раскрывающих внутренние переживания мальчика с использование образных слов и выражений из текста
- Учить умению делать выводы, производить рефлексию по прочитанному произведению.
Техническое обеспечение урока: медиапроектор, компьютер, экран, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Чтение и обсуждение эпиграфов. (слайд 4)
Природа –не только источник жизни. Она и воспитатель души.
Мир природы всегда отражает мир человека.
Природа - одна для всех. Она нужна всем.
В.П. Астафьев
2.1. Вступительное слово учителя: (слайд 5)
Виктор Петрович Астафьев – писатель, который пишет “для детей и о детях”. Он любим разными поколениями людей. В своих произведениях он глубоко исследует внутренний мир человека на переломе жизненных обстоятельств. Автор показывает нам, как человек, попадая в невообразимо сложные перипетии жизни, испытывая страдания, изо всех сил сопротивляясь невзгодам, все-таки побеждает.
2.2. История появления рассказа “Васюткино озеро” (работа со слайдом 6)
3. Этап открытия новых знаний.
1. Аналитическая беседа по прочитанному:
Чтение отрывка из рассказа (слайд 7)
“Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем!”
Учитель: Есть много географических мест, улиц, школ, названных именами некоторых людей. Что это за люди, что же такое они совершили? А в нашей местности имеются такие места, названные именами чем-то выдающихся людей.
(Да, вот наша школа носит имя выпускника Валерия Маскина, есть улицы, названные именами легендарных людей: улица Ворошилова, улица Чкалова, Чапаева и др.)
- А обыкновенный мальчик? Что такого он должен был совершить, чтобы его именем назвали озеро? (высказывания ребят) (слайд 8)
- Мы пойдем по пути Васютки, чтобы понять, что пережил мальчик, заблудившийся в тайге, но не раскисший, не растерявшийся, не потерявший веры в себя.
- Можно ли понять, как автор относится к главному герою, прочитав название рассказа? (Да, ласково, с любовью- “Васюткино”. Сразу понятно, любит своего героя.)
- Каким было занятие Васютки у рыбаков? (Снабжал их кедровыми орехами: “Охота ведь рыбакам пощелкать вечером”.)
- Как же он выглядел, когда в очередной раз пошел за орехами?
(“Похожий на коренастого, крепкого мужичка”). Какие слова в этом портрете вселяют уверенность, что все с маленьким героем будет хорошо?
- Почему был заведен такой строгий порядок: “идешь в лес- бери еду, бери спички”?
(В тайге все может случиться.)
- А каким чувством веет от наказа матери? (Заботой, тревогой. “Ты от затесей далеко не отходи – сгинешь”.)
- Что такое “затеси”? (Зарубки на деревьях). (слайд 9)
- Мы знаем, что тропинка в тайге начинается с затесей. Она появляется тогда, когда по ней пройдут многие люди, потрудятся, прошагав, приложив усилия.
- А как вы думаете, какой литературный прием применяет автор, когда пишет: “лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия”? (Сравнение)
- А у человека отчего бывают морщинки? (Они появляются, когда человек много поживет, многое увидит и испытает.) (слайд 10)
- Ребята, а только ли в тайге нужны “затеси”? Где еще?
(Затеси – ориентиры, они нужны в жизни, чтоб не потеряться, не сбиться с хорошей дороги.)
4. Художественное чтение отрывка “Как Васютка заблудился и его анализ”.
1. А теперь давайте посмотрим, почему сбился с пути Васютка?
(Он увлекся охотой за глухарем, забыл о затесях, потерял их.)
“Он посмотрел кругом. Деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны зарубки. Лес стоял неподвижно. тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий . полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые березки с редкими желтыми листьями. Да, лес был такой же. И все же от него веяло чем-то чужим...
- Когда он окончательно понял, что заблудился. (Когда увидел попавшую в тенета муху.
И опять очень образное сравнение и использованный литературный прием –сравнение).
2. Чтение и анализ отрывка. (слайд 11, 12)
“Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. Опытный охотник-паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет- убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушки бросил. Попалась в него сытая крупная муха-плевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!”
- До каких пор длилось его оцепенение? (До тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох и бросился бежать.)
- Какие чувства испытал Васютка, поняв, что он окончательно заблудился? (Отчаяние. “Будь, что будет, - отрешенно подумал он.)
- Что он вспомнил, что заставило его действовать? (“Тайга”, наша кормилица, хлипких не любит!”)
- Ребята, что значит хлипких? Давайте подберем синонимы к слову “хлипких”. (слайд 13)
- слабых
- слобохарактерных
- слабосильных
- малосильных
- бессильных
- бесхарактерных
- расслабленных
- тщедушных
- маломощных
- болезненных
- растерянных
- отчаявшихся
- Помните, когда вы читали рассказ, вы узнали, что Васютка все умел, знал, как вести себя в тайге, что делать. Еще бы! Ведь он внук и сын таежников, охотников, рыбаков. А как ему было страшно! Как он испугался корня-выворотня! Да и как было не испугаться такого чудовища!
- Ребята, а если бы он ничего не знал и не умел? (Пропал бы, сразу пропал. Главное – не терять присутствия духа!)
3. Сравнение двух эпизодов. (слайды 14, 15)
- А теперь давайте посмотрим, как описана пробудившаяся тайга.
Чтение и анализ 1 эпизода.
Кедровки кричали
Желна заплакала
Синички потрошили, попискивая
Белка пронеслась, всполошено цокая
Уставилась на Васютку
- Зачем в таком маленьком кусочке текста столько глаголов? (Глагол обозначает действие, движение, в данном случае с помощью глаголов автор показывает картину пробуждения тайги).
2 эпизод. Какой же увидел тайгу Васютка, забрвшись на высокое дерево? (Чтение отрывка : Тайга...Тайга...)
- Обратим внимание на эпитеты - красочные определения.
Тайга – молчаливая, равнодушная, казалась огромным, темным морем.
Облака редкие
Проемы голубые
Ватой спрессованной
Ложились на тайгу
- Здесь их очень много, потому что это описание. Писатель хотел подчеркнуть с их помощью величие природы.
4. - А теперь среди этих красочных определений найдите то, которое помогает нам понять отчаяние Васютки? (слайд 16)
- безразличная
- безучастная
- спокойная
- бесчувственная
- холодная
- бесстрастная
- неотзывчивая
Васютка понял, что погибает. Пусть с тобой будет, что угодно, а она останется такая же холодная, величавая, вечная.
5. - Ребята, попробуйте словами изобразить внутреннее состояние Васютки в этот момент. (Словесное рисование внутреннего состояния героя)
6. Спасение Васютки.
- Васютка решил идти на север (“...в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнется тундра”.)
- Какие качества характера помогают мальчику выбираться из тайги? (Наблюдательность, смекалка, жизненный опыт его предков-таежников.)
- Как Васютка открыл озеро? (Идя на север, он увидел на своем пути воду, подумал, что вышел к Енисею, но это оказалось проточное озеро, да к тому же полное белой рыбы. Опять же помогла его наблюдательность, смекалка.)
- Какие чувства испытывает Васютка, когда обнаруживает, что то место, возле которого он ночевал, всего лишь небольшой залив, а озеро открылось перед ним потом. (Он очень обрадовался –это и путь к спасению и возможность помочь рыбакам. “Вот где рыбищи-то, наверно... Уж здесь не пришлось бы зря сетями воду цедить. Выбраться бы, рассказать бы.”)
7. Подведение итогов урока.
- Почему взрослые решили назвать озеро Васюткиным именем? (слайд 17)
- Ребята, как вы думаете, почему Васютка умеет так видеть и чувствовать красоту природы? (Он всегда с природой, в природе, он как бы растворен в ней, впитал от рождения с молоком матери любовь к тайге, любовь к природе.)
8. Домашнее задание. (слайд 18)
На выбор: нарисовать иллюстрации к рассказу или вспомнить и подготовить рассказ о событиях, происходивших с вами в лесу, с использованием образных слов и выражений из текста рассказа “Васюткино озеро”.
9. Рефлексия. Выберите начало фразы из рефлексивного экрана и скажите одним предложением о том, что узнали сегодня на уроке, как работали, оценили свою активность, эффективность работы своей группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. (слайд 19)