Анализ стихотворения Н.Рубцова "Видения на холмах", 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Тема: В поэтическом мире стихотворения Н. М. Рубцова «Видения на холме».

Основные установки:

  • на понимание смыслового богатства стихотворения;
  • на дальнейшее развитие читательского опыта.

Цели урока:

  • активизация опыта восприятия и истолкования лирического произведения (в соответствии с Программой по литературе для 8 класса);
  • формирование умений, связанных с анализом и интерпретацией художественного произведения;
  • приобщение учащихся к творческой деятельности.

Форма урока: литературная беседа.

Методы: сочетание методов творческого чтения, эвристического и исследовательского.

Подготовка к уроку:

  • вспомнить структуру анализа лирического произведения;
  • повторить определения следующих терминов: лирика, лирический герой, композиция, ритм, стихотворный размер, средства художественной изобразительности;

Ход урока

…стихотворение с беспредельным, самородным началом…


Слово учителя. Установки урока. Вступление к анализу произведения (данный урок проводится после изучения стихотворения Н.Рубцова «Русский огонек»):

Вопросы к классу:

Какой лейтмотив стихотворения? Основная мысль? Основной образ?

Тихий свет скромного огонька, в «предчувствии тревожном» горящего для всех «в бескрайнем мертвом поле», во мгле, рождает у лирического героя «добрую веру» в жизнь, желание за добро расплатиться добром, а за любовь – любовью.

Каков лирический герой в стихотворении «Видения на холме», что его тревожит, что он любит? Русь для Рубцова – самое дорогое, что он оставляет на этом свете. Бесприютный и неприкаянный странник, познавший холод и бездомье, поэт любил Россию так, как любят самых близких людей – мать и отца.

Выразительное чтение стихотворения Н. М. Рубцова «Видения на холме» (один из самых эмоциональных моментов урока)

Выявление и активизация опыта первичного восприятия.

Вопросы и задания для беседы:

  • Поделитесь впечатлениями от встречи со стихотворением Н. М. Рубцова. Кто является лирическим героем стихотворения «Видения на холме»?
  • Вспомните структуру анализа лирического произведения и запишите его план в левой части тетради (работа проводится коллективно).

Правую сторону тетради старшеклассники заполняют самостоятельно.

Первоначальная запись может выглядеть следующим образом:

  • Основная тема и мотивы.
  • Композиционное строение.
  • Ритмическая организация стихотворения.
  • Интонационно-синтаксические средства художественной выразительности.

Вспомнив структуру анализа лирического произведения, школьники должны придумать как можно больше вопросов к стихотворению и постараться на них ответить.
В процесс данной творческой деятельности включается и учитель. Цель педагога в данном случае связана с совершенствованием навыков анализа поэтического текста у старшеклассников. Например, на данном этапе урока формулировались вопросы:

  • Какая тема стихотворения, на ваш взгляд, главная?
  • Какой видит свою родину поэт?
  • Какие страницы истории Руси вспоминаются поэту? Как изображаются враги России? Что им противопоставляется в стихотворении?
  • Какова композиция стихотворения? Какие выразительные средства использует поэт?
  • строфического и стихового членения этого поэтического текста?
  • Как воплощается в этом стихотворении основная для лирики Р. антитеза «Свет-мгла»? Какие уже знакомые образы появляются вновь?
  • Какие картины «грозного раздора» в миг прозрения увидел лирический герой будто «наяву»? Что беспокоит поэта? Какие опасности подстерегают Русь? Кто они, «иных времен татары и монголы»?
  • На осмысление названия стихотворения: что такое видение? Связываю с картиной М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Ниже привожу примеры ответов на некоторые вопросы.

Видение у Н.Рубцова – отдых для души, опутанной житейскими цепями. Это состояние заставляет человека осознать свою связь с миром, ощутить причастность своей судьбы к судьбе родины. Душа человека во сне, в полудреме не знает пространственных и временных границ, черпает силы в том, что было давно с человеком и его отчизной, переживает боль давно минувших столетий. Чтобы уберечь родину от ошибок в настоящем, видения воскрешают картины русской старины. Будто наяву видит лирический герой «в крови и жемчугах тупой башмак скуластого Батыя». Его историческая память очень тревожна. Трагические моменты истории он переживает как непреходящую личную боль.

Рубцову было свойственно глубочайшее чувство исторического прошлого. В стихотворении оно раскрывается с наибольшей силой. Перед нами прошлое, настоящее и перспектива будущего. Перед глазами лирического героя предстает прошлое: цепь грозных событий: картины грозного раздора, татаро-монгольское нашествие, затмившее свет на звездных берегах, другие бесчисленные страданья и битвы (о них свидетельствует многоточие в конце первой строфы).

Холм – за деревенской околицей – не такая уж большая высота, но с нее видна вся Родина – не в пространственном, а в историческом временном плане. Холмы воспринимались поэтом как своеобразные следы истории народа: древность, повеет, дол. Очень удачное сочетание, точное и единственно возможное: дол – впадина, углубление. Древность – далекое прошлое, ушедшее в глубь веков. Лексический пласт подчеркивает далекое прошлое. Традиционно-поэтическое дол органично вписывается в идейно-художественный план произведения.

Обращаем внимание на тщательно продуманную композицию стихотворения. Оно состоит из четырех восьми-девятистрочных строф пятистопного ямба, обособленных не только обычными пробелами и многоточиями, завершающими каждую строфу. Важную роль играет и графическое выделение в отдельную строку эмоционально напряженного повтора кресты, кресты: лирический герой медленным взглядом охватывает бесконечный ряд крестов, этих безмолвных свидетелей людского горя. Интонационно эта строка не сливается ни с предыдущей, ни последующей строками. Возникает пауза, в течение которой в душе лирического героя окончательно созревает горькое осознание – «Я больше не могу!»

Формальное деление стихотворения на четыре строфы четко отражает ход грустных размышлений поэта и смену чувств и настроений.

Слово учителя. В. Кожинов, исследователь творчества Н. Рубцова, писал: «Первая строка стихотворения всегда очень важна; это своего рода камертон, задающий всю мелодию. Но мало того: в лирической миниатюре (а большинство стихотворений Николая Рубцова состоит из 12-24 строк) первая строка по своей весомости сравнима с прологом или начальной главой романа».
Перечитайте первую строку стихотворения «Видения на холме». Согласны ли вы с мнением ученого? Обоснуйте свой ответ.

Слово учителя. Обратите внимание, что эмоциональным настроением эта строка перекликается с последней строфой, образуя кольцевую композицию произведения, здесь несколькими штрихами поэт создает выразительную, полную гармонии, чарующую картину жизни:

Cмирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они – и где-то у осин
Подхватит эхо медленное ржанье,
И надо мной –
бессмертных звезд Руси,
Спокойных звезд безбрежное мерцанье…

Кони, пасущиеся в поле, издавна служили в народной поэзии символом мира, спокойствия, вольности.

Творчески используя этот символ, Рубцов подчеркивает его значение эпитетом стреноженный (треножить – значит связывать путами обе передние ноги животного с третьей или только передние ноги. Никому в голову не придет стреножить коней в неспокойной, тревожной обстановке. Значение «спокойный, лишенный тревог» несут в себе и наречие смирно, и несколько неожиданный на первый взгляд эпитет медленное ржанье (медленный – «неторопливый, неспешный», то есть спокойный).

Не нарушает тишины и далекое (но слышное в тишине) эхо, откликнувшееся на спокойное ржание коней.

Композиционной основой произведения служит контраст между «видениями» прошлого и реальностью. Альтернативой «грозному раздору» звучит мотив тишины и покоя, в четвертой, заключительной строфе.

Накопление эпитетов в последних строчках (бессмертных, спокойных, безбрежное) настойчиво утверждает мысль о вечном сиянии звезд в небе над Русью.

На протяжении всего стихотворения не раз меняется эмоциональная тональность речи, отражая смену чувств и настроений лирического героя.

Просветленный финал.

Проследите за звукописью стихотворения, как изменяется она с изменением настроения?

Поэт использует прием звукописи. В начальной строке повторяются гласные а, у, придающие гармонию стиху: «Взбегу на холм и упаду в траву»

Выразительна звукопись второй и третьей строк: «…древностью повеет вдруг из дола!/ И вдруг картины грозного раздора/ Я в этот миг увижу наяву». Смысловая значимость буквосочетаний др, вдр, грз, рздр нарастает постепенно, достигая полного завершения в последнем, логически ударном слове, создавая тем самым яркий слуховой образ. Сильное впечатление производит звуковое оформление второй части третьей строфы:

Они несут на флагах черный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов
В окрестностях
России.

Кресты, кресты…

В каждой строке повторяется корень крест, создается ритмический рисунок, в котором мы явственно слышим мерный марш вражеских колонн. «Они крестами небо закрестили» - повторение через сотни лет летописного «И тьма землю объяла…». «лес крестов в окрестностях России» - черные кресты покрыли не только небо, но и землю, то есть земля русская усеяна могилами, отмеченными могильными крестами. Множественное число слова «окрестность» подчеркивает безграничность пространства, охваченного бедой. Создается образ необычной силы обобщения.

И звукопись, и ломаная структура последней строки третьей строфы, нагнетающий повтор кресты, кресты, многоточие как тревожное предчувствие бесконечного множества этих «знаков беды» усиливают чувство эмоционального напряжения и как взрыв отчаяния – «Я больше не могу!» Отсутствие глагола, обозначающего конкретное действие (не могу что делать?) говорит о том, что лирический герой больше не может находиться в плену нахлынувших видений. Он делает спасительный жест («Я резко отниму от глаз ладони»), который возвращает его к настоящему, к свету, солнцу, тишине и покою.

Сделайте вывод об особенности поэтического мира Рубцова.

Родина для поэта – это прежде всего сельская Россия с ее бескрайними полями, лесами, безбрежным небом. Звездное небо символизирует собой вечность, перед лицом которой даже нашествие Батыя – лишь миг. Гармоничность природы Руси противостоит здесь смерти и горю, что приносили на русскую землю враги. Однако финальная картина мирной жизни утверждает незыблемость миропорядка.

Как меняются картины в каждой из строф? Какие штрихи создают в первой строфе тягостное состояние? Грозный раздор. Пустынный свет – это лишь предчувствие, заканчивающееся разорванной строкой:

Затмит на миг
В крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя…

Сравним последний стих со стихом, начинающим это предложение: Пустынный свет на звездных берегах.

Редкое у Рубцова нагнетание эпитетов в каждой из этих строк несет глубокую эмоциональную нагрузку.

Какое видение сменяет предыдущее? Найдите ряд однокоренных слов, помогающих передать высокий драматический момент стихотворения. (Черный крест, крестами небо закрестили, окрест, лес крестов в окрестностях России, кресты, кресты… и это фактически в четырех строках стихотворения!)

Заметим, что последняя строка «кресты, кресты…» по законам стихосложения должна была бы быть частью следующей, начинающей третью строфу: «Я больше не могу!» Почему происходит такой разрыв? Что разрывает не только строфу, но и вводит строфический пробел?

Усилием воли поэт стряхивает тяжесть мрачных видений. И высокий пафосный подъем сменяется мирной, спокойной картиной.

Неизмеримое звездное небо, бессмертные звезды Руси, безбрежное мерцанье, красота окружающего мира. Спокойствие и доброта – все это разве не может перебороть злобу и мстительность, вражду и ненависть?

Заключительный этап урока. Обращение к словам Г. Горбовского:

"Поэзия Н.Р. несет в себе мощный нравственный заряд, она, эта поэзия, способна не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала…И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую."

Домашнее задание: используя полученные на уроке знания, дать развернутый ответ на любой вопрос, прозвучавший в классе.