Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели: выявить нравственную проблематику и идейно-художественное своеобразие английской народной баллады «Королева Элионор».
Задачи:
Обучающие:
- актуализировать знания учащихся о балладе как о лиро-эпическом произведении, познакомить с исторической основой баллады, определить ее основную мысль;
- учить понимать эпоху и человека в ней, понимать, как жизненные ориентиры героя влияют на его поступки.
Развивающие:
- развивать умения анализировать лиро-эпическое произведение, способствовать формированию интеллектуальных навыков сравнения, обобщения;
- развивать умение учащихся давать сопоставительную характеристику героя на основе текста произведения, находить изобразительно – выразительные средства и определять их роль в произведении;
- развивать монологическую речь, логическое мышление в процессе анализа произведения.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому других стран, толерантность, умение общаться.
- способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво баллады.
Ход урока
1. Приветствие, организационный момент
2. Целеполагание. Установка на работу
- Ребята, на прошлом уроке литературы мы с вами начали путешествие еще по одной стране мира литературы. Как называется эта страна? (Страна лиро-эпических произведений.)
- Кто живет в стране Лиро-эпических произведений? (Баллады.)
- Как вы поняли, что такое баллада? (Небольшое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера. Они часто рассказывают о битвах и гибели героев, об их смелых схватках с врагами, о мире человеческих чувств.)
- Что было источником балладных сюжетов? (Легенды, сказания, рыцарские романы, христианские легенды, античные мифы.)
- Да, ребята, сюжеты баллад построены на раскрытии, узнавании некой тайны, которая держит читателя в напряжении, заставляет его волноваться, переживать за героев. Знакомясь с содержанием баллад, вы обращали внимание на их композиционное построение.
- Вспомните, каков основной композиционный прием баллады? (Диалог. Он вообще становится неотъемлемой частью баллады, заставляет развивать сюжет.)
Действительно, ребята, именно сюжетность выделяет балладу из числа других лирических жанров и начинает ее сближать с эпосом. Именно в этом смысле и принято говорить о балладе как о лиро-эпическом жанре. Эти произведения включают в себя черты лирики и эпоса.
- Какие черты эпоса у баллад? (Имеются сюжет, герои.) Какие черты лирики? (Выражает мысли и чувства автора по отношению к рассказанному)
- С содержанием каких баллад мы с вами познакомились? («Ворон к ворону летит…» - исторический сюжет, «Лорд Рэндэл» - в основе сюжета легенда, сказание.)
- Можете ли вы найти общее в сюжетах этих баллад? (Сюжеты различны, но основа у них общая – таинственность, тайна человеческого бытия.)
- Какие сюжеты называются «бродячими»? Почему сюжет о Маргарет и Вильяме полюбился разным народам? Что воспевается в нем? (Вечная любовь) Но есть и зло, которому ненавистна любовь. Сегодня мы продолжим изучать народные баллады и будем говорить об английской народной балладе «Королева Элионор».
- Какие вопросы, возникшие у вас при чтении баллады «Королева Элионор», вы хотели бы обсудить?
- Что вас заинтересовало или заинтриговало при чтении баллады «Королева Элионор»?
- Какова цель нашего урока? (понять, почему так поступают герои, понять их характеры, почему эта баллада так полюбилась английскому народу и долго жила на устах людей)
3. Индивидуальное (домашнее) задание рассказывает 1 ученик
Историческая основа. Баллада «Королева Элинор» была опубликована в 1685 году в бродсайде (лубочном листке), вскоре она дважды перепечатывалась.
В конце XVIII — начале XIX века бытующие в устном исполнении версии баллады записали несколько английских собирателей фольклора, поэтому существует не менее шести её вариантов. Но сюжет примерно одинаков. Королева Элинор находится при смерти и просит короля Генриха привести исповедников из её родной Франции. Однако король берёт с собой близкого соратника, эрла Маршала, и предлагает исповедать королеву самим. Тот опасается, что если обман раскроется, королева его повесит. Король клянётся своим скипетром и своим мечом, что Маршал не будет казнён. Они входят в покои королевы в чёрных плащах, под видом церковников. Элионор начинает свою исповедь, из которой выясняется, что она любит эрла Маршала, семь лет носит при себе яд для супруга и уже отравила его любовницу Розамунду. А из двух своих детей любит лишь того, отец которого её любовник. Король снимает плащ, приводя королеву в ужас, и говорит своему спутнику, что тот верно был бы казнён, если бы не королевская клятва.
Героев баллады связывают с английским королём Генрихом II, его женой Алиенорой Аквитанской и Уильямом Маршалом. Реальная Элеонора Аквитанская пережила своего мужа, активно участвовала в политической жизни Европы. Королева в балладе говорит об уродстве короля, перечисляя его физические недостатки (плешив, косоглаз, криворук, кривоног), и при этом король не обладает умом и отвагой (это совершенно не соответствует исторической действительности, муж Элеоноры Аквитанской был на 11 лет моложе её, имел крепкое телосложение, ценил поэзию и проявил себя как умный и целеустремленный правитель).
Перевел на русский язык балладу С.Я.Маршак, впервые опубликовали в журнале «Молодая гвардия» (№ 6 за 1938 год).
4. Словарная работа (искали дома значение слов несколько человек). Проводят сами учащиеся
- Что такое исповедь? (очищение души от грехов, раскаяние)
- Кто такой лорд-маршал?
- Кто такой францисканец? (Наряд францисканца – грубошерстная коричневая одежда странствующих монахов).
5. Чтение по ролям баллады «Королева Элионор» (дети готовились дома)
6. Аналитическая беседа
- В балладе всегда должна быть тайна. Есть она и здесь. И не одна. Назовите. (Отчего умирает королева, что стало с ядом в кубке, почему король его не выпил, как дальше поступит король? что будет с Маршалом?)
- Почему король решил сам исповедать королеву? (Не успеют из Франции приехать монахи, ведь королева – француженка. И такое дело нельзя никому другому доверить.)
- Почему именно лорда-маршала позвал король? (самый верный человек, лучший друг)
- Что такое клятва? Почему ее дал король?
Для баллады характерны повторы, найдите их. Зачем нужен этот повтор?
Под запись:
Прием «лексический повтор» - намеренное повторение в тексте одного и того же слова либо речевой конструкции. Лексические повторы придают эмоциональность художественному тексту.
Прием «повторение с нарастанием» используется для сгущения красок. (В данной балладе повтор после реплик королевы «Кайся, кайся!» звучит не одинаково. Сначала печально, потом сурово, затем угрюмо – так ведет себя король. Напряжение нарастает).
- Почему так стремительно меняется настроение короля?
- Почему он кричит «замолчи»? (Он не хочет больше ничего знать о грехах королевы, о своих детях, таких разных?)
Диспут:
- Он сбрасывает наряд и предстает в военном обличье. Почему другому аббату он тихо говорит? Почему называет его отец?
И другому аббату он тихо сказал:
- Будь, отец, благодарен судьбе!
Если б клятвой себя я вчера не связал,
Ты бы нынче висел на столбе!
Одно мнение: Король щадит королеву. Не хочет открывать перед королевой лицо Маршала, расстраивать ее. Другое: чтобы она надеялась, что действительно исповедовалась перед монахом и умирала спокойно.
- Почему он так поступает? (Очень любит королеву, несмотря ни на что, держит слово – он благороден и добр).
- Почему королева его не любит? (Это тайна. Может, насильно была выдана замуж или он слишком уродлив).
- Где подобный мотив мы уже встречали: внешнее уродство и внутренняя красота? (стихотворение «Одинокий дуб»).
- Послушайте начало баллады и скажите, на что похож ритм? (на удары колокола, повторы – тоже удары).
- Скажите, кто кого в этой балладе обманывает? (Много обмана: король совершает грех, имитируя принятие исповеди у умирающей жены; королева совершила грех, изменив своему мужу; лорд-маршал совершил грех с женой своего короля и совершает грех, нарушая таинство исповеди.)
7. Самостоятельная работа (3 мин)
Запишите в тетрадь ваше мнение, о чем эта баллада. Дайте характеристику королю.
8. Чтение и обсуждение мини-сочинений
9. Рефлексия «Незаконченное предложение»
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
10. Домашнее задание
Прочитать и сравнить две баллады: «А ну-ка дверь закрой», «Старуха, дверь закрой».