Изучение рассказов А.П. Чехова в 6-м классе КРО (VII вида)

Разделы: Литература


Цели.

образовательная:

  • показать социальную структуру общества в данный период;
  • борьба писателя против угодничества, чинопочитания, низкопоклонства;
  • выявить авторскую позицию.

развивающая:

  • продолжить развитие ЗУН по анализу литературных произведений;
  • развитие монологической речи учащихся;
  • развитие логического мышления через сравнение героев.

воспитательная:

  • способствовать воспитанию у детей отрицательного отношения к низкопоклонству, угодничества, чинопочитания;
  • сформировать у учащихся навыки взаимодействия и сотрудничества через групповые формы работы;
  • способствовать воспитанию у детей чувства собственного достоинства.

Тип урока: анализ литературного произведения.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Методы работы: частично-поисковый, репродуктивный, иллюстративный.

Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации, рисунки обучающихся.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Постановка целей.
  4. Фронтальная работа.
  5. Работа в группах.
  6. Обобщение изученного материала.
  7. Подведение итогов.
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание.
  10. Организационный момент.

На доске:

Я всю жизнь выдавливал из себя по каплям раба. А.П.Чехов

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Приветствие.

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас в гостях великий русский писатель А.П.Чехов. Но он пришел не один, а с рассказом “Толстый и Тонкий”. Поэтому мы на уроке будем говорить о его героях, об их поступках, действиях. Постараемся выявить авторскую позицию.

Сегодня нам будет помогать жюри (два-три старшеклассника), которое будет оценивать ответы ребят.

- Скажите, почему мы изучаем рассказы А.П.Чехова? Для чего это нам нужно? (Ответы учащихся)

2. Работа с эпиграфом. Ребята, давайте обратимся к эпиграфу. О чем идет речь? Как вы понимаете выражение: “…выдавливал из себя по каплям раба”. (Ответы учащихся)

Наша задача: показать, как автор борется против унижения личности.

Жюри оценивает ответы учащихся.

3. Конкурс красноречия. Тема: “Чехов и его рассказы”.

(Выступления обучающихся, ребята высказывают свою точку зрения).

Жюри оценивает ответы учащихся.

4. Определение темы и целей урока. (Цели формулируют учащиеся)

- Ребята, скажите, кто прочитал рассказ “Толстый и Тонкий”? (Ответы учеников)

- Что смешного вы увидели в рассказе? (Ответы учащихся)

- Над чем и над кем мы смеемся?

Учитель. Смех бывает разный: добрый и злой. Когда мы смеемся по-доброму? А когда зло смеемся? (Ответы учащихся)

На доске: (словарная работа).

Чинопочитание: почитание старших младшими по службе, чину, званию.

Угодничество: Льстивое, угодливое поведение, стремление расположить в свою пользу таким поведением.

Низкопоклонник: льстивый, угодливый человек.

- Ребята, давайте прочитаем слова, написанные на доске. Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся)

- За что можно уважать человека? (Ответы учащихся)

- К какому выводу мы пришли? (Ответы учащихся)

Жюри оценивает работу обучающихся.

5. Работа с учебником.

- Где встретились наши герои? (Работа учащихся по тексту)

- Как проходила встреча? (Работа учащихся по тексту)

- Кто первым бросается к другу? (Ответы учащихся)

- Как Тонкий называет Толстого? (Ответы учащихся)

- Что вспоминает Тонкий? (Как дразнил Толстого Геростратом, ответы учащихся)

- А как дразнили Тонкого? За что? (Эфиальтом, потому что любил ябедничать)

- Что мы узнаем о материальном положении Тонкого? (Ответы учащихся)

- А как обстоят дела у Толстого? (Ответы учащихся)

- Какие изменения происходят с Тонким? Как он теперь выглядит? Как заговорил? (Ответы учащихся)

- А как изменилось лицо жены, сына? (Ответы учеников)

- Чем занимался Тонкий? (Ответы учеников)

- Почему имя Толстого не вызывает улыбку, а имя Тонкого и его сына вызывает? (Имя Тонкого Порфирий, а имя сына Нафанаил)

- Как распрощались два друга? (Ответы учеников, Тонкий пожал своему другу три пальца, а не руку, как это было вначале встречи)

Учитель. Обратим внимание на последнюю фразу: “Все трое были приятно ошеломлены”. Но эту фразу мы уже читали. Что изменилось в поведении Тонкого? (Ответы учащихся)

- Почему стало противно? И кому? Какое слово находит Толстый, чтобы остановить Тонкого? (Ответы учащихся)

- А какое слово найдете вы? (Ответы учащихся)

Жюри оценивает работу.

6. Работа в группах.

1 группа: “Докажите, что автор показывает две встречи”.

2 группа: “Социальное положение героев”.

3 группа: “Характеристика Тонкого”.

4 группа: “Чем отличается Тонкий от Толстого?”.

На партах “Табель о рангах”, получивший государственный статус при Петре I и им подписанном. Учитель объясняет ребятам о чиновничьей лестнице, которая состояла из 14-ти классов. 14-й класс самый низкий.

Каждая группа готовит ответ на вопрос, высказывают свою точку зрения, доказывают ее правоту.

Вывод: Толстый богат, Тонкий беден, в основе их взаимоотношений лежит противопоставление, контраст (обратим внимание на название рассказа).

Жюри оценивает работу.

7. Следствие ведут “Знатоки”.

Учитель. Итак, дорогие ребята, мы с вами отметили, что Толстого и Тонкого отличают разные манеры поведения, у них разная речь, от них по-разному пахло: Толстый выходил из ресторана, его губы лоснились от хорошего обеда, Тонкий выходил из вагона, от него пахло кофейной гущей.

- Почему рассказ называется “Толстый и Тонкий”? Только ли внешний вид героев характеризуют эти слова? (Ответы учащихся)

- Над чем и над кем смеется А.П.Чехов? (Ответы учащихся)

- Как это он делает? (Зло)

- Как вы поняли эпиграф? (Ответы учащихся)

- Для чего нужна сатира? (Оответы учащихся)

Жюри оценивает работу.

8. Рефлексия.

- С каким произведением А.П.Чехова мы работали сегодня?

- О ком и о чем мы говорили сегодня?

- О чем вы расскажете родителям?

9. Домашнее задание.

Попытайтесь Толстого превратить в Тонкого, а Тонкого в Толстого. Что у вас получится? (Подготовьте выступление в виде рассказа или инсценировки)

10. Организационный момент.

- Жюри подводит итоги.

- Учитель оценивает работу и благодарит учащихся за урок.