Цели.
образовательная:
- показать социальную структуру общества в данный период;
- борьба писателя против угодничества, чинопочитания, низкопоклонства;
- выявить авторскую позицию.
развивающая:
- продолжить развитие ЗУН по анализу литературных произведений;
- развитие монологической речи учащихся;
- развитие логического мышления через сравнение героев.
воспитательная:
- способствовать воспитанию у детей отрицательного отношения к низкопоклонству, угодничества, чинопочитания;
- сформировать у учащихся навыки взаимодействия и сотрудничества через групповые формы работы;
- способствовать воспитанию у детей чувства собственного достоинства.
Тип урока: анализ литературного произведения.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Методы работы: частично-поисковый, репродуктивный, иллюстративный.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации, рисунки обучающихся.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Мотивация.
- Постановка целей.
- Фронтальная работа.
- Работа в группах.
- Обобщение изученного материала.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
- Организационный момент.
На доске:
Я всю жизнь выдавливал из себя по каплям раба. А.П.Чехов
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие.
Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас в гостях великий русский писатель А.П.Чехов. Но он пришел не один, а с рассказом “Толстый и Тонкий”. Поэтому мы на уроке будем говорить о его героях, об их поступках, действиях. Постараемся выявить авторскую позицию.
Сегодня нам будет помогать жюри (два-три старшеклассника), которое будет оценивать ответы ребят.
- Скажите, почему мы изучаем рассказы А.П.Чехова? Для чего это нам нужно? (Ответы учащихся)
2. Работа с эпиграфом. Ребята, давайте обратимся к эпиграфу. О чем идет речь? Как вы понимаете выражение: “…выдавливал из себя по каплям раба”. (Ответы учащихся)
Наша задача: показать, как автор борется против унижения личности.
Жюри оценивает ответы учащихся.
3. Конкурс красноречия. Тема: “Чехов и его рассказы”.
(Выступления обучающихся, ребята высказывают свою точку зрения).
Жюри оценивает ответы учащихся.
4. Определение темы и целей урока. (Цели формулируют учащиеся)
- Ребята, скажите, кто прочитал рассказ “Толстый и Тонкий”? (Ответы учеников)
- Что смешного вы увидели в рассказе? (Ответы учащихся)
- Над чем и над кем мы смеемся?
Учитель. Смех бывает разный: добрый и злой. Когда мы смеемся по-доброму? А когда зло смеемся? (Ответы учащихся)
На доске: (словарная работа).
Чинопочитание: почитание старших младшими по службе, чину, званию.
Угодничество: Льстивое, угодливое поведение, стремление расположить в свою пользу таким поведением.
Низкопоклонник: льстивый, угодливый человек.
- Ребята, давайте прочитаем слова, написанные на доске. Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся)
- За что можно уважать человека? (Ответы учащихся)
- К какому выводу мы пришли? (Ответы учащихся)
Жюри оценивает работу обучающихся.
5. Работа с учебником.
- Где встретились наши герои? (Работа учащихся по тексту)
- Как проходила встреча? (Работа учащихся по тексту)
- Кто первым бросается к другу? (Ответы учащихся)
- Как Тонкий называет Толстого? (Ответы учащихся)
- Что вспоминает Тонкий? (Как дразнил Толстого Геростратом, ответы учащихся)
- А как дразнили Тонкого? За что? (Эфиальтом, потому что любил ябедничать)
- Что мы узнаем о материальном положении Тонкого? (Ответы учащихся)
- А как обстоят дела у Толстого? (Ответы учащихся)
- Какие изменения происходят с Тонким? Как он теперь выглядит? Как заговорил? (Ответы учащихся)
- А как изменилось лицо жены, сына? (Ответы учеников)
- Чем занимался Тонкий? (Ответы учеников)
- Почему имя Толстого не вызывает улыбку, а имя Тонкого и его сына вызывает? (Имя Тонкого Порфирий, а имя сына Нафанаил)
- Как распрощались два друга? (Ответы учеников, Тонкий пожал своему другу три пальца, а не руку, как это было вначале встречи)
Учитель. Обратим внимание на последнюю фразу: “Все трое были приятно ошеломлены”. Но эту фразу мы уже читали. Что изменилось в поведении Тонкого? (Ответы учащихся)
- Почему стало противно? И кому? Какое слово находит Толстый, чтобы остановить Тонкого? (Ответы учащихся)
- А какое слово найдете вы? (Ответы учащихся)
Жюри оценивает работу.
6. Работа в группах.
1 группа: “Докажите, что автор показывает две встречи”.
2 группа: “Социальное положение героев”.
3 группа: “Характеристика Тонкого”.
4 группа: “Чем отличается Тонкий от Толстого?”.
На партах “Табель о рангах”, получивший государственный статус при Петре I и им подписанном. Учитель объясняет ребятам о чиновничьей лестнице, которая состояла из 14-ти классов. 14-й класс самый низкий.
Каждая группа готовит ответ на вопрос, высказывают свою точку зрения, доказывают ее правоту.
Вывод: Толстый богат, Тонкий беден, в основе их взаимоотношений лежит противопоставление, контраст (обратим внимание на название рассказа).
Жюри оценивает работу.
7. Следствие ведут “Знатоки”.
Учитель. Итак, дорогие ребята, мы с вами отметили, что Толстого и Тонкого отличают разные манеры поведения, у них разная речь, от них по-разному пахло: Толстый выходил из ресторана, его губы лоснились от хорошего обеда, Тонкий выходил из вагона, от него пахло кофейной гущей.
- Почему рассказ называется “Толстый и Тонкий”? Только ли внешний вид героев характеризуют эти слова? (Ответы учащихся)
- Над чем и над кем смеется А.П.Чехов? (Ответы учащихся)
- Как это он делает? (Зло)
- Как вы поняли эпиграф? (Ответы учащихся)
- Для чего нужна сатира? (Оответы учащихся)
Жюри оценивает работу.
8. Рефлексия.
- С каким произведением А.П.Чехова мы работали сегодня?
- О ком и о чем мы говорили сегодня?
- О чем вы расскажете родителям?
9. Домашнее задание.
Попытайтесь Толстого превратить в Тонкого, а Тонкого в Толстого. Что у вас получится? (Подготовьте выступление в виде рассказа или инсценировки)
10. Организационный момент.
- Жюри подводит итоги.
- Учитель оценивает работу и благодарит учащихся за урок.