В системе уроков по изучению произведений русской классики особое место занимает роман Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Гениальная эпопея великого писателя по объёму, глубине и сложности содержания представляет серьёзные трудности при её изучении. Недостаточное количество часов, выделяемое на изучение романа “Война и мир”, осложняет задачу преподавателя. Помочь в решении задачи текстуального изучения романа Л.Н. Толстого в течение 8 – 10 учебных часов призваны развернутые планы, предлагаемые автором данной разработки. На уроке такой план в качестве раздаточного материала предлагается каждому студенту. По ходу записей плана преподаватель комментирует каждый пункт, используя при этом как текст романа, широко его цитируя, так и отдельные эпизоды художественного фильма “Война и мир” С. Бондарчука.
Непосредственный анализ романа “Война и мир” целесообразно начинать темой войны, т. к. в связи с военными потрясениями, пережитыми Россией в начале XIX века, общественные классы и отдельные персонажи раскрываются Толстым с наибольшей полнотой и глубиной.
В центре романа “Война и мир” находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу, выдвинувшей простых русских героев и гениального полководца.
Студентам предлагается следующий план по теме “Изображение Отечественной войны 1812 года”:
- Июнь 1812 года. Рассуждения автора о начале вторжения Наполеона в Россию (… пришел час, когда стало важно только одно – общая судьба всех, судьба Отечества”).
- Переход французских войск через Неман. (Наполеон в походном сюртуке на берегу Немана – Александр I на бале, “веселом, блестящем празднике”).
- Различные направления и партии в армии (9 партий).
- Москва в начале июня (похожа на “потревоженный улей”).
- Рассуждения Л.Н. Толстого о роли Наполеона и Александра I в событиях 1812 года: Наполеон и Александр I – разные люди, разного типа властители. Но оба они, по мнению Толстого, несут людям зло тем, что считают себя вправе решать судьбы народов.
- Назначение Кутузова главнокомандующим (8 августа). (Кутузов “умеет понять и Лаврушку (денщик Ростова), и Николая Ростова, князя Болконского, и каждого солдата” – этим он и отличается от Наполеона, от Александра I; это и определит его понимание народной войны, которую он возглавил).
- Первый смотр русских войск главнокомандующим Кутузовым (“И с такими молодцами все отступать да отступать?!”)
- Москва перед вторжением Наполеона и настроение москвичей: стихийный патриотизм москвичей; Москва похожа на улей, “покинутый его маткой”.
- Описание Бородинской битвы – центр романа, его кульминация. (“Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва, Один конец сделать хотят”).
- Нравственный исход сражения. (Кутузов знал то, чего не знал Наполеон: “…что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска…”; на французов “…в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника”).
- Военный совет в Филях. Приказ Кутузова об отступлении (“Спасение России в армии. …и я … – приказываю отступление…”).
- Мысли Кутузова об оставлении Москвы, его душевные страдания. (“Когда же, когда же наконец решилось то, что оставлена Москва? …кто виноват в этом?”; “Неужели это я допустил до Москвы Наполеона, и когда же я это сделал?”).
- Наполеон на Поклонной горе в ожидании депутации московских бояр с ключами от города (2 сентября). Москва пуста!
- Пожар Москвы. (“…похожа на вымирающий улей…”). Купец Ферапонтов: “Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам!.. Решилась! Расея!… сам запалю. Решилась…”.
- “Дубина народной войны”. (“Так называемая партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск…”). Тихон Щербатый – “самый нужный человек в отряде”.
- Анализ действий русской и французской армий в последний период кампании 1812 года. Историческое значение Кутузова: “Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей… Спасена Россия. Благодарю тебя, Господи! – И он заплакал”. Он выполнил свой долг до конца. Выполнил, не думая о наградах, – он слишком много знает о жизни, чтобы желать наград. Он кончил свой подвиг. “Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер”.
По ходу урока преподаватель коротко комментирует каждый пункт.
В романе “Война и мир” большое место занимает обличение далекого от народа паразитического дворянства, но вместе с тем в нем нашли яркое отражение и лучшие его представители. К их числу относятся Андрей Болконский и Пьер Безухов. Жизнь того и другого – это путь исканий деятельности, которая осмыслила бы их существование. Предлагаем, как обычно, планы, которые помогут преподавателю логично и последовательно изложить материал уроков по теме “Нравственные искания героев романа Толстого “Война и мир”. Материал будет излагаться в строгом соответствии с текстом романа и теми основными этапами, который пройдут Андрей Болконский и Пьер Безухов на пути нравственных поисков.
Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского
I. Князь Андрей Болконский в свете:
1) Неудовлетворенность жизнью в свете (“… эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!”); кн. Андрей знает цену свету: ложь, лицемерие – его законы;
2) Болконский не удовлетворен семейной жизнью (“Но если хочешь знать правду…(сестре кн. Марье) хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…”);
3) Дружба с Пьером Безуховым (“Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света”);
4) Мечты о воинской славе, о своём Тулоне.
II. Война 1805 года в судьбе кн. Андрея:
1) Изменившееся настроение и мироощущение кн. Андрея (“…много изменился за это время… он имел вид человека… занятого делом приятным и интересным”);
2) Шенграбенское сражение. Кн. Андрей мечтает о славе: “… ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он , тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!”. Первые сомнения в том, что воинская слава – это именно то, чему следует служить: истинные герои остаются в тени;
3) Аустерлицкое сражение:
а) мечты о славе накануне сражения: “Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими”;
б) подвиг Болконского;
в) небо Аустерлица – крах прежних мечтаний Болконского: прежние стремления к славе, к Любви людской суетны и потому ничтожны. Что-то другое должен искать человек в жизни. Но что?
III. Помещик – мизантроп князь Андрей Болконский:
Жизнь в Богучарово (мир Болконского после смерти жены и рождения сына сузился. Стоя у кроватки сына он думает: “Это одно, что осталось мне теперь”);
2) приезд Пьера Безухова и разговор с ним на пароме – перелом в настроении и мироощущении князя Андрея: “Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой…, с которой началась его новая жизнь”.
3) “Новая жизнь” кн. Андрея после встречи с Пьером (успешные попытки облегчить положение своих крестьян).
IV. Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней – окончательное возрождение кн. Андрея к жизни:
1) Первая встреча с Наташей в Отрадном (две встречи с дубом – отражение двух настроений кн. Андрея).
2) Жажда активной деятельности, в комиссии Сперанского: “Нет, в 31 год жизнь не окончилась…”.
3) Встреча с Наташей на большом придворном балу (1810 г.) и в впечатление, произведенное Наташей на кн. Андрея (он любил встречать все, что не имело светского отпечатка).
4) Разочарование в Сперанском и службе: под влиянием любви к Наташе меняется мироощущение Болконского;
5) Весь смысл, вся жизнь для кн. Андрея – в любви к Наташе (“Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там все счастье, надежда, свет; другая половина – все, где её нет, там все уныние и пустота”).
6) Отсрочка свадьбы (по требованию старого князя Болконского) и отъезд кн. Андрея за границу. Ошибка кн. Андрея: много думал о своей любви и мало о том – что чувствует Наташа.
7) Окончательный разрыв с Наташей. (“Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что могу простить. Я не могу…”).
8) Князь Андрей ищет личной встречи с Анатолем, потому что, “не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов со своей стороны компрометирующим графиню Ростову”. Даже оскорбленный, даже униженный, князь Андрей не может унизить женщину.
V. Война 1812 года в судьбе князя Андрея Болконского.
1) Поездка Болконского в поисках Анатоля Курагина, в Петербург и в Турецкую армию. Переход его в Западную армию к Барклаю де Толли.
2) Поездка в Лысые Горы к отцу, ссора с ним и отъезд на войну.
3) Решение князя Андрея служить не при особе государя, а в армии (“Навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения остаться в армии”).
4) Андрей Болконский накануне Бородинской битвы; свидание с Пьером и разговор с ним о войне, о назначении Кутузова главнокомандующим. Кровная связь Болконского с простым народом, с солдатами (“Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли НАШ КНЯЗЬ, им гордились, его любили”).
5) На перевязочном пункте. Встреча с Анатолем Курагиным: нет прежней ненависти, “восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце”. Что это? Или, как думает он сам, ему открылась та терпеливая любовь к людям. которой учила его сестра!
6) Раненый кн. Андрей в обозе Ростовых. Душевное состояние князя, его примирение с Наташей. Последняя нравственная борьба между жизнью и смертью.(“Та восторженная любовь к людям, которую он понял после ранения, сменилась равнодушием к ним: всех любить… значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнью”).
Путь нравственных исканий Пьера Безухова
I. Мсье Пьер – незаконнорожденный сын графа Безухова.
1) Пьер в салоне Анны Павловны Шерер (наивен, робок, естественен; он не “вписывается” в светский салон и вызывает у хозяйки “беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту”, но Пьеру здесь интересно!).
2) Дружба с князем Болконским.
3) В компании Долохова и Курагина (дань увлечению чувственными наслаждениями, борьба с самим собой, недовольство собой).
4) Высылка в Петербург “за буйство”.
II. Богач и граф Пьер Безухов.
1) Изменившееся отношение к Пьеру родственников и знакомых. Права была княжна Марья, когда беспокоилась за Пьера: “Столь молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, – через сколько искушений надо будет пройти ему!”).
2) Женитьба на Элен Курагиной – первое искушение, которое не выдержал Пьер; он изменил самому себе и горько за это расплатится.
3) Ссора Безухова с Долоховым. Дуэль. Разрыв с женой, отъезд в Петербург.(Пьер обвиняет в своих несчастьях не других, а себя, мучительно ищет свою вину: “Но в чем же я виноват?). Тяжелый душевный кризис: “… в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь”
III. В ложе масонов.
1) Встреча на станции в Торжке с масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым. Он открыл Пьеру идею внутреннего очищения и самоусовершенствования: “Очисти себя, и по мере очищения ты будешь познавать мудрость”. Пьер почувствовал себя новым человеком. “В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели”.
2) Первые сомнения в масонах во время обряда посвящения в масоны (остро чувствует неестественность).
3) Активный член ложи масонов (стремиться встать на путь обновления и деятельно-добродетельной жизни…, противоборствовать злу).
4) Попытки Пьера улучшить жизнь своих крепостных в киевских имениях, но “Пьер не знал, что там, где ему подносили хлеб-соль и строили придел Петра и Павла… придел уже строился богачами-мужиками села, а что девять десятых этого села были в величайшем разорении…” (наивно верит в то, что “можно сделать так много добра”, прикладывая так мало усилий).
5) Разочарование в русском масонстве, поездка за границу с целью знакомства с деятельностью масонов там (причины разочарования Пьера: видит в ложе масонов ту же ложь и то же лицемерие, что и в свете; корысть и личная выгода правят и здесь, “желание делать добро” остается только на словах.
6) Неудачная попытка Пьера придать новый характер работе русской ложи после возвращения из-за границы; выход Пьера из ложи масонов.
IV. Умный чудак, отставной камергер Пьер в блестящем светском салоне своей жены Элен Курагиной.
1) Примирение с женой; поиски забвения и успокоения.
2) Любовь к Наташе Ростовой, которая сильнее гордости и самолюбия. Отъезд в Москву.
3) Окончательный разрыв со всеми Курагиными.
V. Война 1812 года в судьбе Пьера Безухова.
1) Дворянский патриотизм москвичей и настроение Пьера, растворившегося в массовом патриотизме. Пьер чувствовал в себе силы, способные принести пользу России.
2) Отъезд Пьера к войскам под Бородино. На батарее Раевского Пьер понял весь смысл и значение Бородинской битвы; восхищен мужеством простых солдат, прочувствовал “скрытую теплоту патриотизма”, понял, что война – это безумие, противоестественное состояние для человека.
3) На постоялом дворе в Можайске. Мысль о возможности человеческих отношений между ним и солдатами. “Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”.
4) Пьер в Москве после Бородинского сражения. Возвращается к решению убить Наполеона, “с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы”.
5) В доме Баздеева. Порыв откровенности в разговоре с французским офицером Рамбалем.
6) На улицах горящей Москвы. Спасение девочки; защита женщины-армянки, с которой срывают ожерелье. Здесь Пьер “почувствовал себя освобожденным от тяготивших его мыслей”. Заключение Пьера под стражу.
7) Пьер в плену:
а) допрос у маршала Даву (Пьер понял, что “человек – это щепка, попавшая в колесо неизвестной ему, но правильно действующей машины”
б) расстрел пятерых пленных на глазах Пьера (потрясение привело к тяжелому кризису: почувствовал, что разрушилась его вера в благоустройство мира;
в) 4 недели в бараке для военнопленных: никогда еще Пьер не был так несвободен;
г) встреча с Платоном Каратаевым; Пьера привлекает в нем доброта, умение переносить жизненные трудности, естественность, правдивость, простота, но Платон смирился с окружающим злом – и зло убило его;
д) открытие, которое Пьер вынес из плена: человек может стать сильнее окружающей жестокости, он может быть внутренне свободен, как бы ни был унижен и оскорблен внешними обстоятельствами (“Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого? Меня? Меня – мою бессмертную душу!”);
е) освобождение Пьера из плена партизанами.
VI. Новая духовная жизнь Пьера после плена.
1) “Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий; точно из бани; – морально из бани” (Наташа о Пьере); но после нравственного подъема Пьер пережил и почувствовал духовную опустошенность, почувствовал, что не может понять радостей и горестей других людей.
2) Внутренняя работа, совершенная в плену, принесла новое ощущение: “улыбка радости жизни”, которую Пьер оценил теперь; “в глазах его светилось участие к людям…”, он “испытывал чувство радости, свободы, жизни”.
3) Любовь и женитьба на Наташе Ростовой. Для Пьера “весь мир, весь смысл жизни заключался в любви”
4) Член тайного общества. “… возьмемтесь рука с рукою те, которые любят добро…”.
Освещению образа Наташи Ростовой также предшествует план, который облегчает усвоение студентами объясняемого преподавателем материала и их самостоятельную работу над текстом романа.
1) Именины графини Ростовой и ее 13-летней дочери Наташи. Первое появление Наташи в романе: “В комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбочкой, и остановилась посередине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко”. (Нерассчитанность поступков – важнейшая и лучшая черта Наташи).
2) Наташа и Борис Друбецкой. (Непрестанная внутренняя работа Наташи. Она переполнена жаждой жизни – в этом секрет ее очарования. Максимализм – вот то качество, которое она сохранит в себе навсегда).
3) Наташа и ее отношения с братом Николаем после его возвращения с войны 1805 года. (Обостренная чуткость Наташи: она угадывает по интонациям и выражениям лиц то, что не замечает никто). Атмосфера влюбленности и веселья в доме Ростовых. У Наташи есть свой мир, и в этом мире особое место занимают люди, она чутьем понимает их: сумела оценить Василия Денисова, Долохова. Особая чуткость Наташи к чужому горю: почувствовала душевное состояние брата после его крупного проигрыша в карты.
4) Наташа в Отрадном. Светлый поэтический мир Наташи, который почувствовал даже князь Андрей.
5) Большой придворный бал (1810 г.); волнение, робость и страх Наташи. Первый вальс. (Она не умеет жить и чувствовать вполовину: она всегда “готова на величайшую радость и величайшее горе”; ее искренность, естественность произвели огромное впечатление на кн. Андрея: он любил встречать в свете тех, кто не имел светского отпечатка).
6) Любовь кн. Андрея к Наташе и его предложение “руки и сердца”. Отсрочка свадьбы. Кн. Андрей не понял, что Наташу нельзя заставлять ждать и мучиться.
7) Деревенская жизнь Ростовых в 1810 году. В гостях у дядюшки Елагина (пляска Наташи – свидетельство ее духовной близости к простому народу). Задушевные разговоры Наташи, Николая, Сони; вечер с арфой и пением.
8) Неудачный визит графа Ростова с дочерью к старому князю Болконскому. Княжна Марья хотела полюбить Наташу – и не смогла. Старик Болконский не только не хотел полюбить Наташу, но хотел оскорбить ее – и сделал это.
9) Наташа и Анатоль Курагин. Наташе 17 лет, она не знает, что люди могут быть низки… Увлечение Наташи Анатолем и разрыв с князем Андреем. Наташа попала под влияние порочного мира Курагиных.
10) Душевный кризис Наташи после ее попытки бежать с Анатолем. Она не прощает себя, она не может жить, подчиняясь слепым и темным силам в себе. Такая жизнь для Наташи – трагедия.
11) Окончательный разрыв с князем Андреем. Он не умел думать о Наташе, думать за нее – с этого началась трагедия. Отказавшись простить Наташу, он думал только о себе.
12) Дружба Наташи с Пьером, который видит, как она мучается и казнит себя. Он бы простил, потому что любит ее.
13) Москва в первые дни войны с Наполеоном. Настроение Наташи. Сборы Ростовых к отъезду из Москвы. Хозяйственность Наташи, ее деловитость. Стихийны патриотизм Наташи, ее вспышка против матери из-за подвод для раненых.
14) Раненый князь Андрей в обозе Ростовых. Ночлег в Мытищах. Свидание Наташи с князем Андреем и их примирение. Возрождение любви Наташи и Андрея.
15) Смерть князя Андрея. Опустошенность и душевное отупение Наташи после смерти кн. Андрея.
16) Известие о смерти Пети. Терпеливая забота о матери и начало заживления душевной раны Наташи. Деятельная любовь к матери пробудила в Наташе жизнь. Сущность Наташиной жизни – любовь. Проснулась любовь – проснулась и жизнь.
17) Сближение и любовь Наташи и Пьера после его возвращения из плена. Окончательное возрождение Наташи к жизни.
18) Замужество Наташи. Перемены, произошедшие в ней после замужества. Перемены эти только внешние. Она осталась все той же, не умеющей жить и чувствовать вполовину. Только теперь весь смысл ее жизни – в семье. Ее полная погруженность в семью, подвластность ей мужа, но она полна уважения к духовному миру Пьера, который “видел себя отраженным в своей жене”.
Завершить работу по изучению романа Л.Н. Толстого можно письменной контрольной работой или тестированием.
Можно предложить студентам написать эссе на одну из заданных тем. Например: “Путь нравственных исканий Пьера Безухова. А пошел бы я по этому пути? По дороге ли мне с Пьером?”
После показа телеканалом “Россия” сериала режиссера Роберта Дорнгейма “Война и мир” студентам была предложена письменная работа по следующим проблемам:
1. Знаменитый Рихтер говорил: “Вы играйте по нотам! Сыграйте партитуру! Там все написано. Не надо никаких трактовок!” Согласны ли вы с Рихтером? Трактовка режиссера, исполнителя – позволительна ли она? Нужна ли? Ваше отношение к экранизации Роберта Дорнгейма.
2. Как экранизировать классику: по букве или по духу? И вообще, нужно ли экранизировать классику?
3. Литература – это канон! Театр, кино вариативны! А имеем ли мы право экранизировать классику? Может ли экранизация заменить чтение классики?