Изучение романа Л.Н. Толстого "Война и мир" в среднем профессиональном учебном заведении (методические рекомендации)

Разделы: Литература


В системе уроков по изучению произведений русской классики особое место занимает роман Л.Н. Толстого “Война и мир”.

Гениальная эпопея великого писателя по объёму, глубине и сложности содержания представляет серьёзные трудности при её изучении. Недостаточное количество часов, выделяемое на изучение романа “Война и мир”, осложняет задачу преподавателя. Помочь в решении задачи текстуального изучения романа Л.Н. Толстого в течение 8 – 10 учебных часов призваны развернутые планы, предлагаемые автором данной разработки. На уроке такой план в качестве раздаточного материала предлагается каждому студенту. По ходу записей плана преподаватель комментирует каждый пункт, используя при этом как текст романа, широко его цитируя, так и отдельные эпизоды художественного фильма “Война и мир” С. Бондарчука.

Непосредственный анализ романа “Война и мир” целесообразно начинать темой войны, т. к. в связи с военными потрясениями, пережитыми Россией в начале XIX века, общественные классы и отдельные персонажи раскрываются Толстым с наибольшей полнотой и глубиной.

В центре романа “Война и мир” находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу, выдвинувшей простых русских героев и гениального полководца.

Студентам предлагается следующий план по теме “Изображение Отечественной войны 1812 года”:

  1. Июнь 1812 года. Рассуждения автора о начале вторжения Наполеона в Россию (… пришел час, когда стало важно только одно – общая судьба всех, судьба Отечества”).
  2. Переход французских войск через Неман. (Наполеон в походном сюртуке на берегу Немана – Александр I на бале, “веселом, блестящем празднике”).
  3. Различные направления и партии в армии (9 партий).
  4. Москва в начале июня (похожа на “потревоженный улей”).
  5. Рассуждения Л.Н. Толстого о роли Наполеона и Александра I в событиях 1812 года: Наполеон и Александр I – разные люди, разного типа властители. Но оба они, по мнению Толстого, несут людям зло тем, что считают себя вправе решать судьбы народов.
  6. Назначение Кутузова главнокомандующим (8 августа). (Кутузов “умеет понять и Лаврушку (денщик Ростова), и Николая Ростова, князя Болконского, и каждого солдата” – этим он и отличается от Наполеона, от Александра I; это и определит его понимание народной войны, которую он возглавил).
  7. Первый смотр русских войск главнокомандующим Кутузовым (“И с такими молодцами все отступать да отступать?!”)
  8. Москва перед вторжением Наполеона и настроение москвичей: стихийный патриотизм москвичей; Москва похожа на улей, “покинутый его маткой”.
  9. Описание Бородинской битвы – центр романа, его кульминация. (“Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва, Один конец сделать хотят”).
  10. Нравственный исход сражения. (Кутузов знал то, чего не знал Наполеон: “…что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска…”; на французов “…в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника”).
  11. Военный совет в Филях. Приказ Кутузова об отступлении (“Спасение России в армии. …и я … – приказываю отступление…”).
  12. Мысли Кутузова об оставлении Москвы, его душевные страдания. (“Когда же, когда же наконец решилось то, что оставлена Москва? …кто виноват в этом?”; “Неужели это я допустил до Москвы Наполеона, и когда же я это сделал?”).
  13. Наполеон на Поклонной горе в ожидании депутации московских бояр с ключами от города (2 сентября). Москва пуста!
  14. Пожар Москвы. (“…похожа на вымирающий улей…”). Купец Ферапонтов: “Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам!.. Решилась! Расея!… сам запалю. Решилась…”.
  15. “Дубина народной войны”. (“Так называемая партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск…”). Тихон Щербатый – “самый нужный человек в отряде”.
  16. Анализ действий русской и французской армий в последний период кампании 1812 года. Историческое значение Кутузова: “Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей… Спасена Россия. Благодарю тебя, Господи! – И он заплакал”. Он выполнил свой долг до конца. Выполнил, не думая о наградах, – он слишком много знает о жизни, чтобы желать наград. Он кончил свой подвиг. “Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер”.

По ходу урока преподаватель коротко комментирует каждый пункт.

В романе “Война и мир” большое место занимает обличение далекого от народа паразитического дворянства, но вместе с тем в нем нашли яркое отражение и лучшие его представители. К их числу относятся Андрей Болконский и Пьер Безухов. Жизнь того и другого – это путь исканий деятельности, которая осмыслила бы их существование. Предлагаем, как обычно, планы, которые помогут преподавателю логично и последовательно изложить материал уроков по теме “Нравственные искания героев романа Толстого “Война и мир”. Материал будет излагаться в строгом соответствии с текстом романа и теми основными этапами, который пройдут Андрей Болконский и Пьер Безухов на пути нравственных поисков.

Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского

I. Князь Андрей Болконский в свете:

1) Неудовлетворенность жизнью в свете (“… эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!”); кн. Андрей знает цену свету: ложь, лицемерие – его законы;

2) Болконский не удовлетворен семейной жизнью (“Но если хочешь знать правду…(сестре кн. Марье) хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…”);

3) Дружба с Пьером Безуховым (“Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света”);

4) Мечты о воинской славе, о своём Тулоне.

II. Война 1805 года в судьбе кн. Андрея:

1) Изменившееся настроение и мироощущение кн. Андрея (“…много изменился за это время… он имел вид человека… занятого делом приятным и интересным”);

2) Шенграбенское сражение. Кн. Андрей мечтает о славе: “… ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он , тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!”. Первые сомнения в том, что воинская слава – это именно то, чему следует служить: истинные герои остаются в тени;

3) Аустерлицкое сражение:

а) мечты о славе накануне сражения: “Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими”;

б) подвиг Болконского;

в) небо Аустерлица – крах прежних мечтаний Болконского: прежние стремления к славе, к Любви людской суетны и потому ничтожны. Что-то другое должен искать человек в жизни. Но что?

III. Помещик – мизантроп князь Андрей Болконский:

Жизнь в Богучарово (мир Болконского после смерти жены и рождения сына сузился. Стоя у кроватки сына он думает: “Это одно, что осталось мне теперь”);

2) приезд Пьера Безухова и разговор с ним на пароме – перелом в настроении и мироощущении князя Андрея: “Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой…, с которой началась его новая жизнь”.

3) “Новая жизнь” кн. Андрея после встречи с Пьером (успешные попытки облегчить положение своих крестьян).

IV. Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней – окончательное возрождение кн. Андрея к жизни:

1) Первая встреча с Наташей в Отрадном (две встречи с дубом – отражение двух настроений кн. Андрея).

2) Жажда активной деятельности, в комиссии Сперанского: “Нет, в 31 год жизнь не окончилась…”.

3) Встреча с Наташей на большом придворном балу (1810 г.) и в впечатление, произведенное Наташей на кн. Андрея (он любил встречать все, что не имело светского отпечатка).

4) Разочарование в Сперанском и службе: под влиянием любви к Наташе меняется мироощущение Болконского;

5) Весь смысл, вся жизнь для кн. Андрея – в любви к Наташе (“Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там все счастье, надежда, свет; другая половина – все, где её нет, там все уныние и пустота”).

6) Отсрочка свадьбы (по требованию старого князя Болконского) и отъезд кн. Андрея за границу. Ошибка кн. Андрея: много думал о своей любви и мало о том – что чувствует Наташа.

7) Окончательный разрыв с Наташей. (“Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что могу простить. Я не могу…”).

8) Князь Андрей ищет личной встречи с Анатолем, потому что, “не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов со своей стороны компрометирующим графиню Ростову”. Даже оскорбленный, даже униженный, князь Андрей не может унизить женщину.

V. Война 1812 года в судьбе князя Андрея Болконского.

1) Поездка Болконского в поисках Анатоля Курагина, в Петербург и в Турецкую армию. Переход его в Западную армию к Барклаю де Толли.

2) Поездка в Лысые Горы к отцу, ссора с ним и отъезд на войну.

3) Решение князя Андрея служить не при особе государя, а в армии (“Навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения остаться в армии”).

4) Андрей Болконский накануне Бородинской битвы; свидание с Пьером и разговор с ним о войне, о назначении Кутузова главнокомандующим. Кровная связь Болконского с простым народом, с солдатами (“Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли НАШ КНЯЗЬ, им гордились, его любили”).

5) На перевязочном пункте. Встреча с Анатолем Курагиным: нет прежней ненависти, “восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце”. Что это? Или, как думает он сам, ему открылась та терпеливая любовь к людям. которой учила его сестра!

6) Раненый кн. Андрей в обозе Ростовых. Душевное состояние князя, его примирение с Наташей. Последняя нравственная борьба между жизнью и смертью.(“Та восторженная любовь к людям, которую он понял после ранения, сменилась равнодушием к ним: всех любить… значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнью”).

Путь нравственных исканий Пьера Безухова

I. Мсье Пьер – незаконнорожденный сын графа Безухова.

1) Пьер в салоне Анны Павловны Шерер (наивен, робок, естественен; он не “вписывается” в светский салон и вызывает у хозяйки “беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту”, но Пьеру здесь интересно!).

2) Дружба с князем Болконским.

3) В компании Долохова и Курагина (дань увлечению чувственными наслаждениями, борьба с самим собой, недовольство собой).

4) Высылка в Петербург “за буйство”.

II. Богач и граф Пьер Безухов.

1) Изменившееся отношение к Пьеру родственников и знакомых. Права была княжна Марья, когда беспокоилась за Пьера: “Столь молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, – через сколько искушений надо будет пройти ему!”).

2) Женитьба на Элен Курагиной – первое искушение, которое не выдержал Пьер; он изменил самому себе и горько за это расплатится.

3) Ссора Безухова с Долоховым. Дуэль. Разрыв с женой, отъезд в Петербург.(Пьер обвиняет в своих несчастьях не других, а себя, мучительно ищет свою вину: “Но в чем же я виноват?). Тяжелый душевный кризис: “… в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь”

III. В ложе масонов.

1) Встреча на станции в Торжке с масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым. Он открыл Пьеру идею внутреннего очищения и самоусовершенствования: “Очисти себя, и по мере очищения ты будешь познавать мудрость”. Пьер почувствовал себя новым человеком. “В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели”.

2) Первые сомнения в масонах во время обряда посвящения в масоны (остро чувствует неестественность).

3) Активный член ложи масонов (стремиться встать на путь обновления и деятельно-добродетельной жизни…, противоборствовать злу).

4) Попытки Пьера улучшить жизнь своих крепостных в киевских имениях, но “Пьер не знал, что там, где ему подносили хлеб-соль и строили придел Петра и Павла… придел уже строился богачами-мужиками села, а что девять десятых этого села были в величайшем разорении…” (наивно верит в то, что “можно сделать так много добра”, прикладывая так мало усилий).

5) Разочарование в русском масонстве, поездка за границу с целью знакомства с деятельностью масонов там (причины разочарования Пьера: видит в ложе масонов ту же ложь и то же лицемерие, что и в свете; корысть и личная выгода правят и здесь, “желание делать добро” остается только на словах.

6) Неудачная попытка Пьера придать новый характер работе русской ложи после возвращения из-за границы; выход Пьера из ложи масонов.

IV. Умный чудак, отставной камергер Пьер в блестящем светском салоне своей жены Элен Курагиной.

1) Примирение с женой; поиски забвения и успокоения.

2) Любовь к Наташе Ростовой, которая сильнее гордости и самолюбия. Отъезд в Москву.

3) Окончательный разрыв со всеми Курагиными.

V. Война 1812 года в судьбе Пьера Безухова.

1) Дворянский патриотизм москвичей и настроение Пьера, растворившегося в массовом патриотизме. Пьер чувствовал в себе силы, способные принести пользу России.

2) Отъезд Пьера к войскам под Бородино. На батарее Раевского Пьер понял весь смысл и значение Бородинской битвы; восхищен мужеством простых солдат, прочувствовал “скрытую теплоту патриотизма”, понял, что война – это безумие, противоестественное состояние для человека.

3) На постоялом дворе в Можайске. Мысль о возможности человеческих отношений между ним и солдатами. “Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”.

4) Пьер в Москве после Бородинского сражения. Возвращается к решению убить Наполеона, “с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы”.

5) В доме Баздеева. Порыв откровенности в разговоре с французским офицером Рамбалем.

6) На улицах горящей Москвы. Спасение девочки; защита женщины-армянки, с которой срывают ожерелье. Здесь Пьер “почувствовал себя освобожденным от тяготивших его мыслей”. Заключение Пьера под стражу.

7) Пьер в плену:

а) допрос у маршала Даву (Пьер понял, что “человек – это щепка, попавшая в колесо неизвестной ему, но правильно действующей машины”

б) расстрел пятерых пленных на глазах Пьера (потрясение привело к тяжелому кризису: почувствовал, что разрушилась его вера в благоустройство мира;

в) 4 недели в бараке для военнопленных: никогда еще Пьер не был так несвободен;

г) встреча с Платоном Каратаевым; Пьера привлекает в нем доброта, умение переносить жизненные трудности, естественность, правдивость, простота, но Платон смирился с окружающим злом – и зло убило его;

д) открытие, которое Пьер вынес из плена: человек может стать сильнее окружающей жестокости, он может быть внутренне свободен, как бы ни был унижен и оскорблен внешними обстоятельствами (“Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого? Меня? Меня – мою бессмертную душу!”);

е) освобождение Пьера из плена партизанами.

VI. Новая духовная жизнь Пьера после плена.

1) “Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий; точно из бани; – морально из бани” (Наташа о Пьере); но после нравственного подъема Пьер пережил и почувствовал духовную опустошенность, почувствовал, что не может понять радостей и горестей других людей.

2) Внутренняя работа, совершенная в плену, принесла новое ощущение: “улыбка радости жизни”, которую Пьер оценил теперь; “в глазах его светилось участие к людям…”, он “испытывал чувство радости, свободы, жизни”.

3) Любовь и женитьба на Наташе Ростовой. Для Пьера “весь мир, весь смысл жизни заключался в любви”

4) Член тайного общества. “… возьмемтесь рука с рукою те, которые любят добро…”.

Освещению образа Наташи Ростовой также предшествует план, который облегчает усвоение студентами объясняемого преподавателем материала и их самостоятельную работу над текстом романа.

1) Именины графини Ростовой и ее 13-летней дочери Наташи. Первое появление Наташи в романе: “В комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбочкой, и остановилась посередине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко”. (Нерассчитанность поступков – важнейшая и лучшая черта Наташи).

2) Наташа и Борис Друбецкой. (Непрестанная внутренняя работа Наташи. Она переполнена жаждой жизни – в этом секрет ее очарования. Максимализм – вот то качество, которое она сохранит в себе навсегда).

3) Наташа и ее отношения с братом Николаем после его возвращения с войны 1805 года. (Обостренная чуткость Наташи: она угадывает по интонациям и выражениям лиц то, что не замечает никто). Атмосфера влюбленности и веселья в доме Ростовых. У Наташи есть свой мир, и в этом мире особое место занимают люди, она чутьем понимает их: сумела оценить Василия Денисова, Долохова. Особая чуткость Наташи к чужому горю: почувствовала душевное состояние брата после его крупного проигрыша в карты.

4) Наташа в Отрадном. Светлый поэтический мир Наташи, который почувствовал даже князь Андрей.

5) Большой придворный бал (1810 г.); волнение, робость и страх Наташи. Первый вальс. (Она не умеет жить и чувствовать вполовину: она всегда “готова на величайшую радость и величайшее горе”; ее искренность, естественность произвели огромное впечатление на кн. Андрея: он любил встречать в свете тех, кто не имел светского отпечатка).

6) Любовь кн. Андрея к Наташе и его предложение “руки и сердца”. Отсрочка свадьбы. Кн. Андрей не понял, что Наташу нельзя заставлять ждать и мучиться.

7) Деревенская жизнь Ростовых в 1810 году. В гостях у дядюшки Елагина (пляска Наташи – свидетельство ее духовной близости к простому народу). Задушевные разговоры Наташи, Николая, Сони; вечер с арфой и пением.

8) Неудачный визит графа Ростова с дочерью к старому князю Болконскому. Княжна Марья хотела полюбить Наташу – и не смогла. Старик Болконский не только не хотел полюбить Наташу, но хотел оскорбить ее – и сделал это.

9) Наташа и Анатоль Курагин. Наташе 17 лет, она не знает, что люди могут быть низки… Увлечение Наташи Анатолем и разрыв с князем Андреем. Наташа попала под влияние порочного мира Курагиных.

10) Душевный кризис Наташи после ее попытки бежать с Анатолем. Она не прощает себя, она не может жить, подчиняясь слепым и темным силам в себе. Такая жизнь для Наташи – трагедия.

11) Окончательный разрыв с князем Андреем. Он не умел думать о Наташе, думать за нее – с этого началась трагедия. Отказавшись простить Наташу, он думал только о себе.

12) Дружба Наташи с Пьером, который видит, как она мучается и казнит себя. Он бы простил, потому что любит ее.

13) Москва в первые дни войны с Наполеоном. Настроение Наташи. Сборы Ростовых к отъезду из Москвы. Хозяйственность Наташи, ее деловитость. Стихийны патриотизм Наташи, ее вспышка против матери из-за подвод для раненых.

14) Раненый князь Андрей в обозе Ростовых. Ночлег в Мытищах. Свидание Наташи с князем Андреем и их примирение. Возрождение любви Наташи и Андрея.

15) Смерть князя Андрея. Опустошенность и душевное отупение Наташи после смерти кн. Андрея.

16) Известие о смерти Пети. Терпеливая забота о матери и начало заживления душевной раны Наташи. Деятельная любовь к матери пробудила в Наташе жизнь. Сущность Наташиной жизни – любовь. Проснулась любовь – проснулась и жизнь.

17) Сближение и любовь Наташи и Пьера после его возвращения из плена. Окончательное возрождение Наташи к жизни.

18) Замужество Наташи. Перемены, произошедшие в ней после замужества. Перемены эти только внешние. Она осталась все той же, не умеющей жить и чувствовать вполовину. Только теперь весь смысл ее жизни – в семье. Ее полная погруженность в семью, подвластность ей мужа, но она полна уважения к духовному миру Пьера, который “видел себя отраженным в своей жене”.

Завершить работу по изучению романа Л.Н. Толстого можно письменной контрольной работой или тестированием.

Можно предложить студентам написать эссе на одну из заданных тем. Например: “Путь нравственных исканий Пьера Безухова. А пошел бы я по этому пути? По дороге ли мне с Пьером?”

После показа телеканалом “Россия” сериала режиссера Роберта Дорнгейма “Война и мир” студентам была предложена письменная работа по следующим проблемам:

1. Знаменитый Рихтер говорил: “Вы играйте по нотам! Сыграйте партитуру! Там все написано. Не надо никаких трактовок!” Согласны ли вы с Рихтером? Трактовка режиссера, исполнителя – позволительна ли она? Нужна ли? Ваше отношение к экранизации Роберта Дорнгейма.

2. Как экранизировать классику: по букве или по духу? И вообще, нужно ли экранизировать классику?

3. Литература – это канон! Театр, кино вариативны! А имеем ли мы право экранизировать классику? Может ли экранизация заменить чтение классики?