Цели урока: обучение монологическому высказыванию; аналитическому чтению характеристики героя.
Оборудование: доска, портрет писателя, эпиграфы к уроку, иллюстрации, карточки - задания, карточки – информаторы; вопросы к характеристике героя записаны на доске.
Эпиграфы к уроку:
“Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по новому произволу”.
“Видишь ли, чем больше в нас самих духа и внутреннего содержания, тем краше наш угол и жизнь. Конечно, страшен диссонанс, страшно неравновесие, которое представляет нам общество. Вне должно быть уравновешено с внутренним. Иначе с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмет слишком опасный верх.”
Ф. М. Достоевский
Вступительное слово учителя
С Ф. М. Достоевским мы встречаемся уже второй раз. Первой была встреча с “Мальчиком у Христа на елке”. Достоевский – автор нелегких для чтения произведений. В каждом его романе мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой, благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления. Первая его повесть так и называлась – “Бедные люди”. Это было целостное произведение в жанре романа, в котором был заострен вопрос о сословном неравенстве, в показе поистине “парий общества” – людей обреченных, придавленных гнетом зависимости и унижений, не сложных, полных внутренний душевной деликатности, преисполненных чувства собственного достоинства.
Сообщение учащегося о повести Ф. М.
Достоевского “Бедные люди”.
Сопоставлением Макара Девушкина с Самсоном
Выриным из “Станционного смотрителя” А. С.
Пушкина и Акакием Акакиевичем Башмачкиным из
“Шинели” Н. В. Гоголя.
Тезисы выступления учащегося, заранее
подготовленного учителем
В Вырине Девушкин узнает себя, переживания
смотрителя близки и понятны ему, даже финал
повести Пушкина он принимает без протеста против
несправедливости судьбы.
Судьба Вырина в чем - то повторяется в судьбах
других персонажей романа: Покровского – отца,
чиновника Горшкова, Емели. Все они в глазах
Девушкина обладают той или иной добродетелью,
как и пушкинский герой.
Башмачкин вызывает чувство возмущения. В
“Шинели” перед героем предстает тоже правда его
жизни, правда, которую он не хочет признать, но
которая проникает в самое его сердце и разрушает
его представление о себе и своем месте в жизни.
Состояние это пробуждает в Девушкине желание
непременно высказаться, обостряет его
самосознание.
Наряду с традиционными представлениями о мире и
своем месте в нем, присущими и Вырину и
Башмачкину, у Девушкина возникает понимание
жизненных ценностей, пробужденное прежде всего
любовью к Вареньке Доброселовой.
Слово учителя
Как видите, проблема соотношения
“среды” и “личности” заявлена Достоевским уже
в ранних произведениях, и в них же по новому
зазвучала тема любви как высшего проявления
человеческой сущности. Известно выражение
Достоевского, что “красота спасет мир”; он хотел
заглянуть в область “предведений и
предчувствий” того, чего нет, но что должно быть
действительностью.
“Зачем мы все не так, как бы братья с братьями?” -
такой риторический вопрос задает героиня “Белых
ночей” своему нечаянному знакомому.
Работа со вступительной статьей
учебника.
Работа с иллюстрациями.
Слово учителя
Всмотритесь в иллюстрацию Г. Горнецова
“Набережная Невы. Ночь” мы не будем
анализировать ее; мы постараемся проникнуться
настроением, заданным Достоевский в самом начале
повести: “Была чудная ночь, такая ночь, которая
разве только и может быть тогда, когда мы молоды,
любезный читатель. Небо было такое звездное,
токае светлое небо, что, взглянув на него,
невольно нужно было спросить себя: неужели же
могут жить под таким небом разные сердитые и
капризные люди?”.
Портрет молодого человека на фоне города
Петербурга, отражающегося, как в зеркале, в
спокойных водах канала, так и называется
“Мечтатель. Ф. Достоевский. “Белые ночи”. Автор
этого портрета Илья Глазунов.
На третьей мы видим идущих по ночным, безлюдным
улицам города девушку и юношу, в которых
несомненно узнаем героев повести Настеньку и
Мечтателя.
Беседа (вопросы заранее написаны на доске)
Постарайтесь, опираясь на текст повести, дать характеристику ее главному герою:
- Кто он?
- Чем занимается?
- Каков род его деятельности, отношение к ней?
- Любимое занятие в свободное время?
- Что можно сказать о его увлечениях, кругозоре?
- Можно ли мечтателя отнести к типу “маленьких” людей.
Работа в группах
Карточки – задания
Первая группа |
|
Вторая группа |
|
Третья группа |
|
Четвертая группа |
|
Пятая группа |
|
Группа шестая |
|
Группа седьмая |
Тебе случалось – в роще
темной,
|
Итог работы в группах.
Почему так печальна судьба человека с добрым “слабым сердцем”. Как вы понимаете слова бескорыстие? альтруизм? (Бескорыстие – отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Альтруизм – бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами, противоп. эгоизм.)
КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР Романтизм -
Роман -
Сентиментальный -
Сентиментализм -
На основе словарных статей определите
жанровое своеобразие произведения Ф. М.
Достоевского “Белые ночи” и запишите его в
тетрадь. |
Домашнее задание
Напишите небольшое сочинение: интересно ли вам, современному читателю, мысли и чувства Достоевского?
Список литературы
- Белов С. В. Федор Михайлович Достоевский: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.
- В мире литературы. 9 кл.: учеб. – хрестомания для общеобразоват. учеб. завед / Авт. – сост А. Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е. С, Романичева и др.; Под ред. А. Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2002. – 560 с.
- Золотарева И. В., Беломестных О. Б., Корнеева М. С. Поурочные разработки по литературе 9 класс. – М.: “ВАКО”, 2002, 400 с.
- Кулешов В. И. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского: Очерк – М.: Дет. лит., 1984. – 208 с.
- Методические советы к учебнику – практикуму для 9 кл. Литература. Русская классика (избранные страницы) / Под. Ред. Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 1998. – 192 с.
- Кутузов А. Г., Киселев А. К., Романичева Е. С. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Методическое пособие / Под ред. А. Г. Кутузова - М.: Дрофа, 2001 . – 144 с.