Изучение лирических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе

Разделы: Литература, Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с биографией поэта, с литературными терминами;
  • раскрыть смысл стихотворения; учить анализировать поэтическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • развивать эмоционально-чувственное отношение к поэзии; прививать любовь к природе.

Учащиеся начальных классов проявляют два типа отношения к художественному миру произведения: эмоционально-образный и интеллектуально-оценочный.

При изучении лирических произведений идет мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти.

Именно при изучении лирики на уроке должна царить атмосфера импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов; очень важна создаваемая учителем на этих уроках особая “этико-эстетическая” атмосфера урока.

Невозможно говорить о единственно верном, “правильном” анализе лирического произведения, но, допуская свободу толкования, уважительно относясь к личностному восприятию текста, необходимо предупредить неправильное, искаженное или примитивное его понимание

Неречевое общение – это мимика и жесты, ... именно они помогают лучше понять, а главное, донести до слушателя эмоциональный, чувственный окрас стихотворения.

Самым оптимальным и эффективным способом анализа лирического текста является “медленное чтение” с остановками на ключевых “непонятных” словах.

Урок-сказка, урок-путешествие, урок-композиция, урок-праздник читательских удовольствий – они помогут отдохнуть душой на стихах великих поэтов.

Работая на уроке в позиции “автора”, “читателя”, “художника”, у ребенка есть самостоятельная оценка лирического произведения, которую он готов отстаивать.

Оборудование: портрет С. Есенина, плакат о жизни поэта, выставка книг, карточки.

I. Организационный момент.

– Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!

– Руки? На месте!

– Ноги? На месте!

– Локти? У края!

– Спина? Прямая!

II. Сообщение темы урока.

Я шла по улице, я всматривалась в лица.
Хотела я о людях больше знать,
Но люди шли, смотря себе под ноги,
На улице был лед, боялись все упасть.
Не видно глаз людских, все скованы и сжаты,
А ведь внутри они совсем не те…
Боимся мы смотреть в глаза друг друга,
Боимся людям тайны доверять,
Но надо постараться жить открыто,
В друзьях поддержку надо нам искать,
Друг другу в жизни надо помогать.

– Мы живем среди людей. Окружающие нас люди… о чем они думают, чем живут? Каждый человек – загадка! Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с жизнью и творчеством одного великого русского поэта.

III. Рассказ учителя о поэте.

В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло все его детство.

Дяди были озорные отчаянные. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держался за холку.

А как его учили плавать! Дядя Саша брал его в лодку, отъезжал от берега, снимал с него одежду и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним.

Среди других мальчишек Сережа был коноводом и большим драчуном, ходил всегда с царапинами. Бабушка любила внука, нежности ее не было границ, но и ругала за озорство.

Так протекало его детство. Когда Сережа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось.

Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сережа начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16-17 лет.

“Есенин – нежное имя,
Соловьиный звон.
Кудрями золотыми
Звенел веселый клен.
Из солнечного ливня
Весеннее лицо
Овеял ветер нивный
Цветочною пыльцой”.

Поэт прожил на земле до обидного мало – всего три десятилетия. Он писал, что его песня отзовется и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.

Вглядитесь внимательно в портрет Есенина. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? О чем писал свои стихи?

В своих произведениях поэт воспевал красоту родного края.

– А Родина для Сергея Есенина – это село Константиново под Рязанью.

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, –
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Родина … С детства знакомое и близкое слово. С чего она начинается? Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово “Родина”?

Родина, мама, семья, дом, природа, река, любовь, забота, Отечество, Россия.

Чтение ст/я “О матери”.

В своих рисунках вы запечатлели образы, увиденные вами. Всмотритесь внимательно в них, вспомните стихи С. Есенина.

Выставка рисунков.

IV. Чтение наизусть стихотворений С. Есенина, изученных ранее.

“Береза”, “Черемуха”, “Ночь”, “Поет зима – аукает”.

– Сегодня мы познакомимся с новым произведением Сергея Александровича Есенина “С добрым утром”.

V. Первичное восприятие текста.

– Чтение стихотворения учителем.

– Что вы можете сказать об этом произведение?

– Какие чувства оно у вас вызвало?

VI. Упражнения для подготовки к чтению. Гимнастика для глаз.

VII. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

VIII. Словарная работа.

Брезжит – рассветать, чуть светится.

Перламутр – ценное вещество с яркой переливчатой окраской. Им покрыты изнутри некоторые раковины.

Затон – вдавшийся в берег речной залив, заводь.

У плетня.

IX. Работа с текстом стихотворения.

– Найдите, как поэт описывает раннее утро в природе.

– Чему “улыбнулись сонные березки”?

– Почему они так красивы?

– В какой наряд “обрядилась” крапива?

– Выбери прилагательные, которые дает автор к словам:

звезды (какие?)

березки

косы

сережки

росы

– Найдите глаголы-действия к существительным.

Звезды – задремали

Свет – брезжит, румянит

Березки – улыбнулись, растрепали

Затон – задрожало

Росы – горят

Сережки – шелестят

Крапива – обрядилась, качается, шепчет.

– Почему это утро поэт называет добрым?

– Давайте попробуем заменить слова автора словами, близкими по смыслу (синонимами):

задремали –

задрожало –

брезжит –

обрядилась –

– Для поэта в природе все живое: и ветер, и лес, и солнце. Все имеет душу, живет, дышит.

Представить, увидеть картины природы помогают образные поэтические слова. Такие слова в литературе называют “эпитетами”.

– Найдите эпитеты.

X. Физкультминутка.

XI. Работа с текстом стихотворения (продолжение).

– Для чего поэт использует эти слова?

– А знаете ли вы, как называется изображение неживых предметов в виде живых существ?

Такой прием называется олицетворением.

– Для чего поэт использует разные приемы для описания утра?

XII. Обобщающая беседа.

Мы вместе с поэтом видим, слышим и ощущаем утро. Скажите своими словами, что он видит

– Что он слышит?

– Расскажите, в какой местности жил поэт, наблюдая утро?

– Докажите, что поэт бесконечно любит свою и нашу с вами – Родину.

XIII. Работа над выразительностью чтения.

Мы представляем всю картину целиком, как бы являемся участниками увиденного поэтом утра. Как мы должны читать стихотворение, что должны передать слушателям?

– Быстро, медленно или торжественно?

– С каким настроением надо прочитать это стихотворение?

XIV. Выразительное чтение стихотворения.

XV. Домашнее задание.

Я надеюсь, вам понравилось это стихотворение поэта, а дома я прошу вас выучить его наизусть.

XVI. Итог урока.

В заключение нашего урока мне хочется поблагодарить вас за работу. Выставление оценок.

И я думаю, что вы не раз еще в течение своей жизни откроете томик любимых стихов.