Дети наши уже давно перестали читать, и это ни для кого не является секретом. Телевизоры и компьютеры им заменили чтение. Различные издательства также поспособствовали этому: все произведения школьной программы в кратком изложении, да и готовые сочинения уже есть. Зачем же нашим детям напрягаться? Трудно, пожалуй, только учителям. Ведь задача учителя литературы состоит в том, чтобы не только изучить произведение, но и привить еще любовь к чтению. Разработок поурочных планов, статей, конспектов в помощь учителю (особенно молодому педагогу) очень много, тем не менее, каждый учитель при изучении той или иной темы и с учетом особенностей класса составляет свое календарно – тематическое и поурочное планирование. На изучение некоторых произведений отводится 1-2 часа. Этого, конечно, мало. Привить любовь к автору и конкретному произведению в этом случае крайне сложно. Особенно это касается зарубежной литературы. В 6 классе на изучение «Таинственного острова» Жюля Верна отводится 3 часа. Зная, что учащиеся до сих пор не знакомы ни с самим писателем, ни с его произведениями, я решила посвятить творчеству писателя и его роману намного больше уроков, чем того требует программа. Особая сложность была в том, что «Таинственного острова» не оказалось ни в школьной библиотеке, ни в сельской (такое тоже бывает). 2 экземпляра были найдены. Я предлагаю свою разработку уроков по изучению романа Жюля Верна «Таинственный остров».
Цели:
- знакомство с жизнью и творчеством французского писателя Жюля Верна и его романом «Таинственный остров»;
- способствовать закреплению у детей интереса к чтению;
- приобщение детей и родителей к совместному чтению;
- развитие умения работать с книгой;
- совершенствовать умение пересказывать прочитанный и прослушанный текст;
- умение анализировать текст;
- воспитание человека, готового прийти на помощь в трудную минуту.
Оборудование урока: портрет писателя; книги Жюля Верна; географическая карта мира.
1-й урок. Вводный.
Ход урока
Слово учителя (некоторые моменты биографии писателя записаны на доске).
Едва ли можно оспорить утверждение о том, что француз Жюль Верн является одним из самых знаменитых писателей мира. Поколение удивленных, восхищенных, просветленных мальчишек и девчонок всех рас и народов – это тоже Жюль Верн. Блестящий фантаст и гениальный Выдумщик – все Жюль Верн…
Жюль Габриэль Верн родился 8 февраля 1828 года во Франции. Сын адвоката, Верн изучал юриспруденцию в Париже, но любовь к литературе побудила его пойти по другой стезе. В 1852–1854 гг. он работал секретарем директора «Лирического театра», затем был биржевым маклером, не прекращая при этом писать комедии, либретто, рассказы.
Жюль Верн – французский географ, широко известный писатель, классик приключенческой литературы, создатель жанра научно – фантастического романа; его произведения в значительной мере способствовали не только становлению научной фантастики, но и послужили стимулом к началу практических работ по освоению космоса, начатым Годдардом и Обертом. Верн был членом Французского Географического общества. Он создал целую библиотеку увлекательных приключенческих романов, наполненных познавательными сведениями из разных областей знаний. Писатель увлекался естественными науками, интересовался новинками науки и техники, был знаком с учеными. Изобретателями, инженерами, посещал научные диспуты, доклады. Все это помогало успеху его книг. Всего Жюль Верн написал 66 романов, в том числе 3 неоконченные, опубликованные в конце ХХ века, а также более 20 повестей и рассказов, более 30 пьес, несколько документальных и научных работ.
Творчество Ж. Верна проникнуто романтикой науки, верой во благо прогресса, преклонение перед силой мысли. Сочувственно он описывает и борьбу за национальное освобождение.
Жюль Верн не был «кабинетным» писателем, он много путешествовал по миру: Англия, Шотландия, Скандинавия, США, Нидерланды, Германия, Дания, Италия… А свое первое путешествие он предпринял в 11 лет: удрал из дому и благодаря своему высокому росту устроился юнгой на торговое судно, но через несколько часов беглеца вернули родителям.
9 марта 1886 года Жюль Верн был тяжело ранен выстрелом из револьвера психически больным племянником Гастоном Верном и о путешествиях пришлось забыть навсегда. Незадолго до смерти Верн ослеп, но все так же продолжал надиктовывать книги. Писатель скончался 24 марта 1905 года от сахарного диабета.
В честь Жюля Верна названы:
- первый автоматический грузовой космический корабль, разработанный ЕКА;
- кратер на Луне диаметром 143 км.
В своих произведениях он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях: акваланги, телевидение, космические полеты, большие подводные лодки, самолет, вертолет.
Многие романы Верна были с успехом экранизированы, в том числе и у нас в стране:
- Дети капитана Гранта (1936г.)
- Таинственный остров (1941г.)
- Пятнадцатилетний капитан (1945г.)
- Сломанная подкова (1973г.)
- Капитан Немо (1975г.)
- В поисках капитана Гранта (1985г.)
- Капитан «Пилигрима» (1986г.)
Всего же насчитывается более 200 экранизаций произведений великого писателя.
Вопрос к учащимся
Кто из вас видел фильм по роману Жюля Верна?
(Если в классе есть дети, видевшие эти фильмы, то они могут поделиться впечатлениями. Если таковых детей не оказалось, то учитель сам может ответить на вопрос, какие фильмы он видел.)
Слово учителя
Свое знакомство с творчеством Жюля Верна мы начнем с увлекательного, захватывающего чтения романа «Таинственный остров».
Комментированное чтение учителем первой главы.
Беседа по вопросам.
– Когда и где происходят события, описанные в первой главе?
Комментарий учителя: Автор не зря указал конкретную дату 23 марта 1865 года. Это реальное событие, произошедшее в Тихом океане. Разрушительный ураган свирепствовал с18 по 26 марта 1865 года и имел много разрушительных последствий, также описанных Жюлем Верном в своем романе.
Работа с географической картой.
Рассмотрим опустошительный путь урагана, описанного в данной главе по карте.
Беседа по вопросам.
Сколько людей оказалось на воздушном шаре? (Пятеро.)
Почему стал снижаться воздушный шар? (В нем была дыра.)
Что делали путники, чтобы облегчить вес гондолы? (Выбрасывали из корзины тяжелые предметы.)
После того, как были выброшены все вещи, находившиеся в гондоле, а она по-прежнему продолжала снижаться, какая попытка была еще предпринята путниками? (Путники отрезали гондолу, а сами уцепились за ячейки сетки.)
Все ли потерпевшие крушение добрались до берега? (До берега добрались лишь 4 человека.)
Слово учителя.
Прежде чем мы продолжим чтение романа, я скажу, что путники, волею судьбы оказавшись на необитаемом острове, были чудесным образом спасены, пройдя через все испытания, уготованные им.
Давайте предположим, кто или что могло спасти их.
(Ответы учащихся были самыми разными – это были и инопланетяне, и золотая рыбка, и фантастические существа…)
На этот вопрос мы с вами ответим только тогда, когда прочтем весь роман.
Поскольку у нас всего два текста романа, то мы будем читать поочередно. Задания для всех общее: внимательно читать заданные на дом главы, пересказывать прочитанное, по желанию иллюстрации к главам. На заключительном уроке мы проведем тестирование по роману «Таинственный остров» и выставку творческих работ.
Рекомендации для учителей.
Распределение чтения по главам зависит и от количества текстов, и от уровня подготовленности самого ученика. Если учащийся хорошо читает, то он может дома прочитать несколько глав, если плохо читающий – одну-две главы. При этом к каждому ученику был индивидуальный подход. В классе учились сестры-близняшки. Для них прочтение заданных глав дома было коллективным. Многим детям читать помогали родители, при этом дети неплохо пересказывали прослушанный текст. Начало романа так увлекло детей, что они с удовольствием готовили домашнее задание, привлекая родителей и родственников.
Следующие уроки были построены по следующей схеме: учащийся пересказывал прочитанные дома главы, обязательно мной и детьми были заданы вопросы по пересказанному тексту. Просмотрены и прокомментированы иллюстрации (если таковые были). Далее я, насколько позволяло время, пересказывала следующие главы. Обязательно было акцентировано внимание на основные события, даты, имена в той или иной главе, работа с непонятными словами и терминами по словарям. Такое изучение романа проходило по девятнадцатую главу включительно. При этом учащимся очень хотелось узнать, как были спасены люди, оказавшиеся на необитаемом острове.
Заключительный урок-обобщение по роману Жюля Верна «Таинственный остров».
Цели урока:
- подведение итогов и систематизация полученных знаний по роману Жюля Верна «Таинственный остров»;
- показать роль дружбы в романе;
- укрепить интерес учащихся к чтению, в частности к жанру приключения и фантастики.
Оборудование урока:
- портрет писателя Жюля Верна;
- выставка книг писателя;
- иллюстрации учащихся по роману «Таинственный остров»;
- географическая карта мира.
Ход урока
Проверка домашнего задания. Пересказ прочитанных глав романа.
Вступительное слово учителя.
Итак, сегодня мы перевернем последние страницы романа и узнаем, каким же образом были спасены все колонисты необитаемого острова.
Чтение главы двадцатой учителем и ее обсуждение.
– Кто был спасителем колонистов? (Капитан Немо.)
Вспомните, каковы были ваши предположения в отношении спасения людей, попавших на необитаемый остров.
Давайте еще раз по карте проследим путь урагана. (Учащийся по карте показывает опустошительный путь урагана, описанный в первой главе.)
Работа с иллюстрациями.
Тестирование учащихся на знание текста. (Каждому ученику раздаются тесты с вопросами, где необходимо отметить правильный ответ.)
Задание: прочтите вопросы, и ответы обведите кружком или ответьте на вопрос.
1. Назовите дату разрушительного урагана, свирепствовавшего в Тихом океане.
А) с 1 по 5 октября 1965года.
Б) с 18 по 26 марта 1865года.
В) с 18 по 20 марта 1865года.
2. Сколько человек оказалось на воздушном шаре?
А) 4
Б) 5
В) 5 с собакой
3. Благодаря кому потерпевшие крушение смогли прожить на острове, не теряя присутствие духа?
А) Гедеон Спилет.
Б) Сайрес Смит.
В) Наб.
Г) Пенкроф.
Д) Герберт.
4. Сколько времени колонисты прожили на острове?
А) 4 года.
Б) Более 4 лет.
В) Менее 4 лет.
5. Напишите, чем питались колонисты на острове?
6. Как называлось основное жилище колонистов?
А) Мраморный дворец.
Б) Гранитный дворец.
7. Напишите, чем занимались на острове колонисты?
8. Кроме колонистов были ли на острове другие люди, если были, то кто?
9. Кто все эти годы незаметно помогал колонистам?
А) Собака.
Б) Обезьяна.
В) Капитан Грант.
Г) Капитан Немо.
10. Название судна, спасшего людей затонувшего острова.
А) «Дункан».
Б) «Пилигрим».
(Ответы – 1.Б. 2.В. 3.Б. 4.А. 5. Птицы и их яйца, растительная и животная пища. 6.Б. 7. Гончарное дело, выплавка железа, изготовление одежды, свечей, посадка пшеницы, сахароварение, изготовление стекла и посуды. 8. Кроме колонистов на острове были Айртон и каторжники. 9.Г. 10.А.)
Далее всем классом проанализировать ответы по тесту и отметить тех учеников, кто наиболее внимательно читал и слушал роман.
Заключительное слово учителя.
Сегодня мы перевернули последнюю страницу романа Жюля Верна «Таинственный остров». Это была встреча с героическими и мужественными людьми, которые, несмотря на многочисленные трудности, встретившиеся им на пути, смогли сохранить веру в дружбу, присутствие духа, мужество, умели находить выход в сложных ситуациях. После чудесного спасения они поклялись жить вместе, приобрели обширное земельное владение в штате Айова, стали жить в такой же дружбе, как и на затонувшем острове и были счастливы.
С некоторыми из героев «Таинственного острова» вы встретитесь, если прочтете другие романы Жюля Верна. Это Капитан Немо в романе «Двадцать тысяч лье под водой»; Айртон в романе «В поисках капитана Гранта», где он проявил свои не самые лучшие качества. Но не только взрослые были героями романов Жюля Верна. Дик Сенд в «Пятнадцатилетнем капитане» проявил ум и храбрость подростка в борьбе с опасностями и трудностями, заставившими возложить на себя ответственность, не свойственную его возрасту.
Читайте романы Жюля Верна и путешествуйте вместе с его героями!