Изучение русской народной сказки на уроках литературы по программе Т.Ф. Курдюмовой

Разделы: Литература


Система уроков литературы направленных на изучение русской народной сказки

  1. Сказка – хранительница народной мудрости (урок изучение нового материала: вводное занятие). 1 час.
  2. Своеобразие волшебной сказки (комбинированный урок: закрепление теоретического материала на основе анализа художественного текста и изучение своеобразия волшебной сказки). 1 или 2 часа (зависит от подготовленности класса).
  3. Виды русских народных сказок (урок внеклассного чтения: обобщения и систематизации знаний). 1 час.
  4. Особенности построения сказки (урок развития речи: комплексного применения знаний). 1 час.

Сказка – хранительница народной мудрости (урок изучения нового материала)

Цели:

  1. Способствовать осознанию и осмыслению жанра сказки как способу выражения народной философии, систематизировать и обобщить знания учащихся о жанре сказки.
  2. Способствовать развитию умения анализировать художественный текст.
  3. Воспитать учащихся в духе народных традиций, способствовать формированию русского самосознания. Сформировать позитивное отношение и интерес к истории и культуре своей страны.

Организационный момент. Обоснование темы и постановка цели урока. Учитель обращает внимание учащихся на доску, где написана тема урока и эпиграф к нему. Возможно использование компьютерной презентации. Презентация в Power Point (Приложение 1).Слайд 1.

Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы, вовлекая их в беседу, если дети затрудняются ответить на вопрос, то учитель подводит их к ответу.

Вопросы:

Что хотел сказать А. С. Пушкин этими словами?

– Чему нас может нас научить сказка?

– Какие общие черты сближают сказку с мифом?

Презентация в Power Point (Приложений 1). Слайд 2.

Повторение учебного материала. Проверка Д/З. Дома учащиеся должны были прочитать главу учебника "Русские народные сказки" на стр. 31–33 учебника под ред. Курдюмовой Т. Ф. и выписать из главы значения слов: сказка, зачин, присказка, концовка.

На данном этапе урока учитель проверяет не только то, как работали ученики дома, но и их умение самостоятельно работать с текстом и находить в нем главное.

Вопросы для беседы:

Что такое сказка? Как определяет автор учебника этот жанр?

– Какие виды народных сказок вы знаете? Приведите примеры.

– Какие приемы построения сказки помогают быстрее и легче пересказывать её содержание?

– Что такое зачин? Приведите примеры.

– Что такое присказка? Приведите примеры.

– Что такое концовка? Приведите примеры.

Презентация в Power Point (Приложений 1). Слайд 3.

Первичное усвоение учебного материала. Учитель излагает новый учебный материал. Содержание рассказа определяется подготовленностью учащихся.

Материал к уроку. Приложение 2.

При объяснении нового материала на определенном этапе, в зависимости от подготовленности учащихся, возможно включить детей в беседу.

Вопросы:

Какие мудрые советы можно почерпнуть из сказок?

– Чему учит сказка "Репка"?

– Чему учит сказка "Морозко?"

Презентация в Power Point (Приложений 1). Слайд 4.

Осознание и осмысление новой учебной информации. Учитель предлагает учащимся зарисовать Мировое древо. Учащиеся создают рисунок-образ Мирового древа, осмыслив услышанное от учителя.

Закрепление учебной информации. Учитель предлагает учащимся познакомится с текстами сказок.

Работа с текстами сказок. Работа с текстами может быть коллективной и групповой в зависимости от подготовленности учащихся. Возможна работа с эпизодами сказок, но для создания общей картины желательно прочитать сказку целиком.

Варианты сказок: "Крошечка-Хаврошечка" (Приложение 3), "Петух и жерновцы", "Лиса-исповедница" (на своем уроке обращаюсь к сказке "Крошечка-Хаврошечка" комментарии к этой сказки смотри в Приложении 4).

Вопросы для анализа:

К какому из трех видов (волшебной, бытовой или о животных) относится сказка?

– О чем сказка? Чему она учит?

– Где зачин сказки?

– Какие в ней есть присказки? Приведите примеры.

– Какая концовка у сказки?

– Какую роль играет дерево в сказке?

– Как соотносится это дерево с представлениями славян об окружающем мире?

Презентация в Power Point (Приложений 1). Слайд 5.

Рефлексия. Учитель подводит своеобразный итог урока. Объявляет оценки за урок и проводит беседу для определения уровня усвоения материала на уроке.

Домашнее задание. Прочитать сказку "Царевна-лягушка" стр. 34–41 учебник под ред. Курдюмовой Т. Ф. и найти в тексте сказки зачин, присказки, концовки.

Своеобразие волшебной сказки (комбинированный урок: закрепление теоретического материала на основе анализа художественного текста и изучение своеобразия волшебной сказки)

Цели:

  • Продолжить осознание и осмысление жанра сказки как способ выражения народной философии, показать, в чем своеобразие волшебной сказки.
  • Продолжить формировать умение анализировать художественный текст.
  • Воспитать учащихся в духе народных традиций, способствовать формированию русского самосознания. Сформировать позитивное отношение и интерес к истории и культуре своей страны.

Организационный момент. Обоснование темы и постановка цели урока. Учитель обращает внимание учащихся на доску, где написана тема урока и предлагает самостоятельно попытаться сформулировать цель, ответив на вопросы. Презентация в Power Point (Приложений 5). Слайд 1.

Вопросы:

Какие виды сказок существуют?

– Чем они отличаются друг от друга?

– О каких сказках мы будем говорить сегодня?

– Какова наша цель?

Презентация в Power Point (Приложений 5). Слайд 2.

Повторение учебного материала. Проверка домашнего задания. Дома учащиеся должны были прочитать сказку "Царевна-лягушка" стр. 34–41 учебник под ред. Курдюмовой Т. Ф. и найти в тексте сказки зачин, присказки, концовки.

На данном этапе урока учитель проверяет не только то, как работали ученики дома, но и их умение самостоятельно работать с текстом и находить в нем главное.

Вопросы для беседы:

О чем сказка? Чему она учит?

– Где зачин сказки?

– Какие в ней есть присказки? Приведите примеры.

– Какая концовка у сказки?

Первичное усвоение учебного материала. Учитель излагает новый учебный материал. Содержание рассказа определяется подготовленностью учащихся.

Рассказ учителя. Материал к уроку. (Приложение 6).

Презентация в Power Point (Приложений 5). Слайд 3, 4.

Осознание и осмысление новой учебной информации. Работа с текстом (коллективная).

Учитель предлагает найти изобразительно-выразительные средства языка, использованные в сказке "Царевна-лягушка", как используется прием троекратного повторения.

Для учащихся 5-го класса данный вид работы вызывает затруднения, поэтому, на сколько возможно, желательно сузить рамки поиска (назвать эпизод, страницу или зачитать эпизод).

Задания:

  • Найдите в тексте гиперболы.
  • Найдите в тексте тавтологии.
  • Найдите в тексте сросшиеся синонимы.
  • Найдите в тексте постоянные эпитеты.
  • Найдите в тексте прием троекратного повторения.

Презентация в Power Point (Приложений 5). Слайд 5.

Затем учитель предлагает найти особенности, характерные только для волшебной сказки, использованные в "Царевне-лягушке".

Задания:

  • Назовите волшебные события.
  • Назовите волшебных героев и их помощников.
  • Назовите волшебную обстановку.
  • Назовите волшебные предметы.

Презентация в Power Point (Приложений 5). Слайд 6.

Закрепление учебной информации. Учитель организует беседу по новому учебному материалу (сопоставление волшебных сказок "Царевна-лягушка" и "Крошечка-Хаврошечка").

Вопросы для беседы:

Назовите черты, которые присущи только волшебным сказкам?

– Являются ли эти черты общими для сказок "Царевна-лягушка" и "Крошечка-Хаврошечка".

Применение учебной информации. Самостоятельная работа с текстом (по группам).

Класс делится на пять групп (примерно по 4–5 человек) и работает с тестом. Задания для каждой группы напечатаны на карточках. Каждая группа выполняет одно задание, предназначенное только для неё.

Учитель в спорных и затруднительных ситуациях помогает ученикам советом.

Задания. Презентация в Power Point (Приложений 5). Слайд 7:

1 группа (герои сказки): Назовите всех героев сказки, разделив их на группы (1 – положительные герои, олицетворяющие добро; 2 – отрицательные герои, олицетворяющие зло; 3 помощники героев; 4 – все остальные). Докажите своё мнение.

2 группа (животные): Назовите всех животных, которые упоминаются в сказке, какую роль, положительную или отрицательную, они играют. Докажите свою точку зрения.

3 группа (волшебные действия и события): Назовите все необычные события или действия героев, которые происходят в сказке. Докажите, что такое не возможно в реальной жизни.

4 группа (поступки героев): Назовите все существенные, важные для хода сказки поступки героев, разделив их на положительные и отрицательные. Докажите свою точку зрения.

5 группа (волшебные предметы): Назовите все волшебные предметы, которые присутствуют в сказке, объясните их назначение.

6 группа (народная философия): Чему учит сказка? Какие полезные советы и выводы она содержит?

Проверка уровня усвоения учебного материала. Выступления групп.

На данном этапе учитель играет роль арбитра, если необходимо поправляет ответы учащихся, наблюдает, кто и как работает.

Ученики представляют по одному выступающему от каждой группы, который должен рассказать о результатах работы с текстом.

Рефлексия. Учитель подводит своеобразный итог урока. Объявляет оценки за урок и проводит беседу для определения уровня усвоения материала на уроке.

Вопросы для беседы:

Д/З. Прочитать сказку "Зимовье зверей" и найти в тексте сказки зачин, присказки, концовки.

Виды русских народных сказок (урок внеклассного чтения: обобщение и систематизации знаний)

Цели:

  1. Систематизировать и обобщить знания о русских народных сказках, их видах и особенностях, применить их в знакомой и новой учебных ситуациях, проверить уровень усвоения учебной информации и уровень познавательной самостоятельности (воспроизведение, конструирование).
  2. Способствовать развитию умения работать с текстом, сравнивать, анализировать, выделять главное.
  3. Воспитать учащихся в духе народных традиций, способствовать формированию русского самосознания. Сформировать позитивное отношение и интерес к истории и культуре своей страны.

Организационный момент. Обоснование темы и постановка цели урока. Учитель обращает внимание учащихся на доску, где написана тема урока и предлагает самостоятельно попытаться сформулировать цель, ответив на вопросы. Презентация в Power Point (Приложений 7). Слайд 1.

Вопросы:

Какую сказку вы читали дома?

– Определите, к какому виду она относится?

– Какова наша цель?

Презентация в Power Point (Приложений 7). Слайд 2.

Повторение учебного материала. Проверка Д/З. Дома учащиеся должны были прочитать сказку

"Зимовье зверей" и найти в тексте сказки зачин, присказки, концовки.

Учитель проводит письменную проверочную работу по прочитанной сказке.

Варианты вопросов для проверочной работы:

  • Перечислите героев сказки.
  • Назовите зачин и концовку сказки.
  • Чему учит эта сказка?
  • Какой эпизод изображен на иллюстрации? (Рисунок 1)

Презентация в Power Point (Приложений 7). Слайд 3.

Закрепление учебной информации. Работа с текстом (коллективная).

Обсуждение особенностей сказки о животных на примере “Зимовье зверей”.

Учитель предлагает ученикам, используя знания текста сказки о животных “Зимовье зверей”, заполнить таблицу “Виды русских народных сказок”, желательно подготовить листы с таблицей заранее и раздать ученикам. (Приложение 8).

Презентация в Power Point (Приложений 7). Слайд 4.

Вопросы для обсуждения:

О чем рассказывает сказка (сюжет, события)?

– Кто герои сказки?

– Чему учит сказка?

– В чем своеобразие сказки о животных?

Презентация в Power Point (Приложений 7). Слайд 5.

Применение учебной информации. Работа с текстом (коллективная).

Чтение и обсуждение бытовой сказки. Учитель сам выбирает, с какой сказкой познакомить учащихся в зависимости от подготовленности класса, времени для чтения и обсуждения. Хорошо читается сказка “Как старик домовничал”, “Мудрая дева”, “Загадки”.

После прочтения сказки учитель организует обсуждение сказки.

Проверка уровня усвоения учебного материала. После прочтения сказки учитель организует обсуждение и заполнение следующей колонки “Бытовые сказки”, используя прочитанный текст. (Приложение 8).

Презентация в Power Point (Приложений 7). Слайд 6.

Рефлексия. Учитель подводит своеобразный итог урока. Объявляет оценки за урок и проводит беседу для определения уровня усвоения материала на уроке.

Д/З. Закончить заполнение таблицы “Виды русских народных сказок” (3 колонка – волшебные сказки), повторить изобразительно-выразительные средства языка, использованные в сказке.

Особенности построения сказки (урок развития речи: комплексное применение знаний)

Цели:

  1. Применить знания о русских народных сказках, их видах и особенностях, применить их в знакомой и новой учебных ситуациях, проверить уровень усвоения учебной информации и уровень познавательной самостоятельности (творчество).
  2. Сформировать умение работать с текстом, самостоятельно создавать текст по предложенным образцам.
  3. Воспитать учащихся в духе народных традиций, способствовать формированию русского самосознания. Сформировать позитивное отношение и интерес к истории и культуре своей страны.

Организационный момент. Обоснование темы и постановка цели урока. Учитель обращает внимание учащихся на доску, где написана тема урока и предлагает самостоятельно попытаться сформулировать цель, ответив на вопросы. Презентация в Power Point (Приложений 9). Слайд 1.

Вопросы:

Какие виды сказок мы знаем? Какие особенности мы можем выделить?

– Как мы можем использовать наши знания о сказках?

– Какова наша цель?

Презентация в Power Point (Приложений 9). Слайд 2.

Повторение учебного материала. Проверка Д/З. Дома ученики должны были закончить заполнение таблицы (3 колонка – волшебные сказки), повторить изобразительно-выразительные средства языка, использованные в сказке. Учитель устно спрашивает как ученики заполнили таблицу “Виды русских народных сказок”, а затем предлагает свой вариант. Презентация в Power Point (Приложений 9). Слайд 3.

Не закрывая таблицу, учитель предлагает вспомнить, какие виды сказок существуют и чем эти виды отличаются друг от друга.

Применение учебной информации. Затем ученикам предлагаются 3 иллюстрации к сказкам. По этим рисункам ученики должны определить вид сказки, которую они иллюстрируют. Презентация в Power Point (Приложений 9). Слайд 4,5.

Далее учитель предлагает придумать сюжет сказки к данным иллюстрациям.

Бытовая сказка. (Рисунок 2)

Сказка о животных. (Рисунок 3)

Волшебная сказка. (Рисунок 4)

Ученики предлагают различные версии.

Вопросы для беседы:

Что необходимо знать о видах сказки, чтобы правильно создать сюжет произведения?

– Достаточно ли для создания сказки этого сюжета?

– Что нужно знать об особенностях построения сказки?

Презентация в Power Point (Приложений 9). Слайд 6.

Какие элементы вы используете в своей скаке?

– Какие изобразительно-выразительные средства языка используются в сказке?

Презентация в Power Point (Приложений 9). Слайд 7.

– Придумайте изобразительно-выразительные средства языка для своей сказки (гиперболы, тавтологии, сросшиеся синонимы, постоянные эпитеты, прием троекратного повторения)

Рефлексия. Учитель подводит своеобразный итог урока. Объявляет оценки за урок и проводит беседу для определения уровня усвоения материала на уроке.

Д/З. Сочинить сказку (по вариантам 1 – бытовую, 2 – о животных, 3 – волшебную), используя материал урока.

Возможный вариант выполнения задания (Приложение 10).