Изучение современной драматургии в выпускном 11-м классе

Разделы: Литература


От автора

Почти десятилетие мы прожили в XX I веке. За это время в русской литературе появилось большое количество талантливых писателей. Их произведения издаются огромными тиражами… Но большинство выпускников средней школы не способно разобраться в том, что сегодня предлагает книжный рынок. Как же помочь им?

При общении с коллегами – словесниками часто выясняется, что в качестве современной литературы зачастую изучается литература 60-70-х годов, уже ставшая классикой. Катастрофическая нехватка времени в учебном плане, а также объективные трудности, которые испытывает учитель литературы, не позволяют познакомить учащихся с литературой рубежа XX-XX I века. Для многих выпускников жизнь лирики остановилась в начале XX века на именах М.Цветаевой и А.Ахматовой. Как будто бы не существует ни лирики шестидесятников, ни авторской песни, ни поэзии андеграунда, ни тем более стихотворений живых современников. А драматургия для школьников часто заканчивается “Вишнёвым садом” А.П. Чехова, так как многие учителя уже не изучают пьесу М. Горького “На дне”, не говоря уже о драматургии 50-80-х гг.

Самая главная беда состоит в том, что не приобщившись к современной литературе, молодой человек не сможет своим сознанием жить в новом времени. Никто, как художник слова не имеет такого обострённого чувства современности, будь то поэт, драматург или прозаик. Литературное образование невозможно без изучения новейшей современной литературы.

Особое внимание при изучении новейшей литературы необходимо уделить драматургии, поскольку драматические произведения наиболее остро раскрывают противоречия эпохи.

Хотелось бы поделиться своим опытом по изучению современной драматургии (возможно, он не совсем удачен).

Изучению современной драматургии в выпускном классе целесообразно отвести 2 урока.

1 урок. Обзор драматургии конца XX-начала XXI века.

2 урок. “Рыжая пьеса” К. Драгунской.

УРОК №1.

Ход урока

1. Слово учителя.

На театральных афишах 90-х годов на протяжении многих сезонов не появлялись имена современных драматургов и названия новых пьес. Театры обратились к отечественной классике: Гоголь, Островский, Чехов. В репертуаре только московских театров значились одновременно несколько “Ревизоров”, “Чаек”, “Вишнёвых садов”. Причем, по мнению театроведов, далеко не все эти спектакли являлись “новым прочтением”. Многие режиссеры с особым пристрастием обратились к Шекспиру и западному авангарду (“абсурдистам”, “парадоксалистам” и т.п.)

Не отсутствием ли современной отечественной драматургии диктовалось такое пристрастие к классике? Тогда на вопрос: “Существует ли новейшая драматургия?” - ответить было довольно затруднительно.

Анкета “Как поживаете, режиссер?”, опубликованная журналом “Театральная жизнь”[1], подтвердила печальный факт, что театры и современные драматурги не могут найти друг друга. Драматурги обижались на невнимание к себе, режиссеры – на отсутствие шедевров в их творчестве. На вопрос анкеты: “Какие пьесы хотите ставить? Что считаете злободневным?” - почти все известные режиссеры назвали имена Гоголя, Чехова, Достоевского, Шекспира, Брехта и никто не назвал хотя бы одного современного автора. В самой театральной среде зародилось беспокойство. Критики писали: “Театр наш висит в воздухе, ни на что не опираясь…Как призрак…Основы нет…” [1]; “… все виды искусства и драматургия в том числе “находятся в подвешенном состоянии…”[2].

А новейшая драматургия жила – в конце 80-х – начале 90-х годов. Целая плеяда новых драматургов, в основном молодых, предлагала новые темы, новых героев, новые формы, язык. Но молодых драматургов старались не замечать по различным причинам (коммерциализация театральной жизни, закон об авторском праве, характер переходного времени).

Это ненормальное для истории русского театра положение попытались изменить сами драматурги.

2. Индивидуальные сообщения учащихся.

  1. Фестиваль “Любимовка” и его роль в поисках новой литературы для сцены.
  2. Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина.
  3. Экспериментальная сцена. Театр.doc.

3. Групповые задания.

  1. Краткий обзор журналов “Драматург”, “Театр”, “Современная драматургия”.
  2. Краткий обзор сегодняшнего репертуара известных театров.
  3. Обзор сегодняшнего репертуара театра имени Ф. Волкова г. Ярославль.

4. Дискуссия.

Многие критики называют сегодняшнюю литературу литературой “конца света”. Согласны ли вы с этим утверждением?

Домашнее задание.

  1. Прочитать “Рыжую пьесу” К. Драгунской.
  2. Определить проблему каждого из действующих лиц.
  3. Ответить на вопрос: “Счастливы ли герои пьесы?”
  4. Индивидуальное сообщение “Символика рыжего цвета”.

УРОК №2.

Ход урока

1. Слово учителя.

Ксения Викторовна Драгунская – прозаик, киносценарист, драматург. Родилась в 1966 году в Москве. Дочь Виктора Драгунского, автора известных и любимых многими “Денискиных рассказов”. Отец умер, когда ей исполнилось шесть лет. Писать начала в четырнадцать. После школы поступила на сценарный факультет ВГИКа, по окончании которого в 1988 году работала редактором на Мосфильме, писала для детей и подростков рассказы и сказки, стала автором многих детских радиопередач на волнах “Эха Москвы” и “Возрождения”.

В 1994 году в журнале “Современная драматургия” была опубликована первая пьеса Драгунской “Земля Октябрь”.

Сейчас Ксения Викторовна Драгунская автор более 20 пьес, многие из которых с успехом идут в театрах России и ближнего зарубежья.

Мир пьес Драгунской реальный, узнаваемый. Автор часто повторяет, что её пьесы “про людей, про жизнь, про любовь, про детство, про печали и надежды… О молодости как миге. И о России, конечно…”

В последнее время Ксения Драгунская стала известным драматургом “для взрослых”, хотя считает, что “все люди – дети”:

“Повзрослеть человек не успевает. Жизнь слишком короткая. Человек успевает только научиться – ходить не падая, есть не пачкаясь, самостоятельно ездить в метро, не плакать, когда больно или страшно, курить, убивать, притворяться, врать… Человек не успевает измениться. Он успевает только сильно устать от обманутых надежд. Все люди дети. Одинокие дети, затаившие свои смешные детские мечты, которым никогда не сбыться. И какая разница – сорок лет или семь?” [1].

В пьесах для “взрослых” много грустного, тревожного, даже трагического. В них страшно страдают и взрослые, и дети, но добро всегда одерживает победу над злом, пусть даже не здесь и сейчас, пусть за пределами сценического сюжета.

“Рыжая пьеса” К. Драгунской была опубликована в журнале “Современная драматургия” №1, 1999 г.

2. Проблемы героев и разрешение этих проблем в пьесе.

Какие проблемы возникают у героев?

1) Тим (Аня Тимофеева).

Проблема девушки заключается в том, что на свою беду она полюбила взрослого человека, своего преподавателя. Героиня потеряла почву под ногами и решила, что жизнь кончена.

2) Соня.

Соня – рыжая девочка. Вероятно, у неё особые отношения с одноклассниками, потому что к “рыжим” всегда относятся иначе. Сонина мама занимается шейпингом, для общения с дочерью у неё нет времени. Но основная проблема в том, что убили предмет её любви - рыжую собаку Селёдку. И теперь девочка одинока.

3) Егор – сын.

У Егора сложные отношения в семье: мама “совсем достала своей йогой, всё худеет, худеет”; отец увлечён своей работой, строит мосты через реки и преподает в институте. Родители не уделяют ему времени, не понимают его. Мальчик очень любит их и переживает из-за того, что они не только его не понимают, но не понимают и друг друга.

4) Егор – отец.

Его проблема в том, что ему ни на что не хватает времени. В его жизни осталось только одно – работа. Ещё ему кажется, что жена его больше не любит.

5) Мама Егора.

Ей кажется, что муж перестал её любить. Всё свободное время, а у неё его слишком много, она отдает восточным учениям, чем раздражает мужа и сына.

6) Проблема родителей.

В суетной жизни они забыли, что любят друг друга, что их сын стал взрослым

7) Нора.

Девочка попала в другую культуру, не в свою среду по обычаям. Она грустит по родной Абхазии, из которой была вынуждена бежать во время войны.

8) Хали.

Отец остался без работы, Красивый не отвечает взаимностью – всё это приводит к тому, что Хали ненавидит всех и всё на свете.

9) Потомок.

В прошлом его предки были купцами. Всё лучшее в городе принадлежало им. А сейчас – мальчик болен, но лечиться не на что, так как отец, “потомственный купец Дыркин”, пропивает всё, даже пианино увлечённого музыкой сына.

10) Красивый.

Родители “по полгода без получки”, а ему нечем платить за подготовительные курсы. Юноша продает себя “старухам шапокляк”. Он в душе любит Хали, но нужно выбирать между деньгами и любовью.

Вывод. Оказывается, что все герои пьесы столкнулись с серьезными проблемами. Действие в пьесе происходит в 90-х годы XX века, когда все люди, а особенно подростки, почувствовали себя отверженными. Желание быть вместе собирало их на чердаках, в подвалах, на пустырях. В пьесе по разным причинам отверженными становятся все герои.

- Счастливы ли герои пьесы? (Герои не могут быть счастливыми, потому что они отверженные. А отверженность порождает агрессию.)

- Проследите по тексту на кого направлена агрессия каждого из героев.

(Тим. Агрессия против себя – попытка самоубийства.

Соня. Решает отомстить всем “толстопузым”, “кто шапки из собак делает”. Она уверена, что хороших людей нет, “остались только плохие”. Девочка взяла в руки автомат.

Егор – сын. Агрессия направлена на родителей.
Егор – отец. Агрессия на жену.
Мама Егора. Агрессия на мужа.

Нора, Хали, Потомок, Красивый – протест против социальной несправедливости.)

Мир, в котором живут герои пьесы, жесток и суров. Трудно не озлобиться, выстоять, не потерять себя.

Но недаром пьеса – рыжая. Автор даёт понять, что в мире, где правит рыжий цвет, должен быть счастливый конец.

Индивидуальное сообщение о символике рыжего цвета.

(Ещё в древности положительным знаком были отмечены золотистые оттенки жёлтого цвета. Рыжий цвет ассоциировался с золотом и обозначал Свет, Благодать, Милость, Избранность. Рыжий цвет – символ Солнца, символ Любви и т.п.)

Как символика рыжего цвета влияет на разрешение проблем героев пьесы?

(Рыжий цвет – цвет солнца, тепла, а главное – любви. Поэтому проблемы всех героев разрешаются через рыжий цвет, через любовь. Любовь Ани Тимофеевой растопила сердце Егора Владимировича. Он вдруг вспомнил, что он человек, а не машина, что в детстве “влюбился в рыжую, как морковка, девчонку”. Мама вспомнила, что в детстве была влюблена в “совершенно рыжего мальчика Митю”. Любовь Сони и Егора возникает на почве рыжего цвета. Любовь Норы помогла Потомку справиться с болезнью. Читатель догадывается, что за пределами сценического сюжета через любовь разрешатся проблемы Красивого и Хали.

В финальной сцене родители Егора вспоминают, что они любят друг друга. Папа решил, что он не поедет в Америку: “А я дом сочинил. С винтовой лестницей… Стены увьём виноградом, и летом они будут зеленые, а осенью – красные. И в этот дом смогут приходить все. Особенно дети. Кому идти некуда, кто из дому сбежал, кому просто надо… А я буду сидеть в этом доме и ждать их… Я не едув Америку. Я строю дом в Феофановой роще. В Обожалово! В Обожалово!

Домашнее задание. Написать сочинение на предложенные темы:

  1. “Обожалово – это самое лучшее, что есть на свете”. (Символический образ деревни Обожалово).
  2. Роль ремарок в “Рыжей пьесе”.
  3. Юмористические эпизоды и их роль в “Рыжей пьесе”.
  4. Речевая характеристика героев “Рыжей пьесы”.

Литература.

  1. М.И. Громова Русская драматургия конца XX-начала XX I века. Учебное пособие. Издание 3е, исправленное. М., Издательство “Флинта”, “Наука”. 2007 г.
  2. Современная русская литература 10-11 классы. Элективный курс. Под ред. Б.А. Ланина. М., Издательский центр “Вентана-Граф”. 2006 г.
  3. Журнал “Театральная жизнь” №3, 1994 г.
  4. Журнал “Драматург” №1, 1993 г.
  5. Газета “Культура” за 23 июля 1994 г.