В школьном образовании изучение литературы является одним из главных предметов, формирующих навыки, необходимые для изучения других дисциплин гуманитарного цикла. Это, к примеру, правильное целостное восприятие текста, его анализ и интерпретация, умение рассуждать и обосновывать свою точку зрения. Но во многом важным при изучении литературы является не «сухая» интерпретация, а соотнесение прочитанного материала с этическими и моральными нормами, что, безусловно, ведет к формированию у школьников устойчивых нравственных установок. Литературная критика, в особенности - критика XIX столетия, направляла свой взгляд на литературу не только как теоретический “ценз”, но и рассматривала ее именно с точки зрения поднимаемых в ней этических проблем, с точки зрения смыслов, предъявляемых авторами своим читателям. Все это происходило на фоне постоянно и быстро происходивших социальных изменений, перемен в мышлении, восприятии человеческой личности и ее места в обществе. Нельзя забывать, что практически все литературные произведения писались в первую очередь для узкого круга людей, среди которых велась неугасающая полемика; социально-политические взгляды писателей неизбежно вели к принадлежности их к тем или иным литературным журналам, обществам. Все это делает литературную критику необходимой для изучения в старших классах, поскольку она выполняет сразу три важнейшие задачи: формирует нравственные установки, широко освещает историко-литературный процесс и помогает оценить произведение с точки зрения теории литературы. Стоит отметить, что в старших классах анализ и интерпретация литературного произведения как художественного целого рассматривается в историческом аспекте с использованием серьезного теоретико-литературного фундамента.
При очевидной необходимости изучения курса литературной критики в настоящее время она зачастую оказывается исключенной из образовательного процесса, так как влечет за собой затруднения как со стороны педагогов, так и со стороны учащихся. Одной из главных причин является дефицит учебного времени, которое практически полностью отводится на изучения самих художественных произведений, в то время как литературная критика отходит на второй план и часто изучается “обзорно”, либо переводится во внеклассную деятельность. Возможно, в реалиях современной школьной программы именно это повлекло за собой и вторую причину: методологическая литература, направленная на изучение курса литературной критики, интерпретацию критических статей, практически отсутствует, при этом именно интерпретация таких текстов вызывает у учеников большие сложности, что влечет за собой снижение мотивации и отсутствие интереса. В такой ситуации педагоги предпочитают исключать из программы большую часть литературно-критического материала. Здесь важно отметить и то, что в некоторых рабочих УМК до сих пор сохраняются идеологические штампы и односторонние, узкие интерпретации литературных произведений (например, Максим Горький – «буревестник революции»; Катерина Кабанова – лишь «луч света в темном царстве»).
Исходя из приведенных выше примеров, хочется сразу отметить, что подобные односторонние интерпретации вызваны узким списком необходимых к прочтению статей, содержащимся в большинстве современных УМК. На первом месте здесь стоят работы И.С.Гончарова «Мильон терзаний» и Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве», отрывки из которых старшеклассники читают в рамках изучения курса литературы. При этом другие взгляды на литературные произведения, вступающие в полемику с точкой зрения авторов, названных выше, не рассматриваются (в данном случае хочется отметить статью М.И.Писарева «Гроза». Драма Островского», где автор выступает против интерпретации главной героини как трагически погибшего идеолога-борца). Такой узкий список критических статей логически приводит к отсутствию дискуссии и формирования пластического мышления подростков. К тому же, сама современная культура и психология подростка сопротивляется навязыванию определенных «штампов», что опять же ведет к снижению интереса школьников к изучению курса критической литературы.
Между тем, литературная критика всегда занимала важное место в духовной жизни общества и его просветительской деятельности: в XVIII веке критика опережала литературу, влияла на направление ее развития, в XIX в. критика приобретает еще большее значение, критики становятся властителями дум, а критические отделы журналов – трибуной для обсуждения животрепещущих вопросов современности. Несмотря на то, что в 30-е годы XX века произошел кризис критики (появляется марксистско-ленинская критическая литература, продолжившая традиции революционно-демократической критики и носившая только идеологический характер), критика на современном этапе продолжает развиваться, благодаря критической деятельности Н.Ивановой, В.Бондаренко, Д.Быкова. Именно поэтому знакомство учащихся с критикой позволяет не только всестороннее рассмотреть и изучить литературное произведение, но и расширить свой кругозор, получить сведения о социально-историческом, историко-литературном контексте этого произведения и, что особенно важно, – о живом, непосредственном восприятии произведения современниками.
Тем не менее, о важности изучения литературной критики следует говорить не только с точки зрения формирования нравственных установок и расширения культурно-исторического подтекста. Знание критических текстов является неотъемлемым требованием для успешного прохождения целого ряда экзаменов по курсу основного общего образования. В первую очередь, следует, конечно, говорить о ЕГЭ по литературе, где как в тестовой части, так и в части с развернутым ответом требуется знание целого ряда критических опусов, выходящих за рамки «стандартно изучаемых» на уроках литературы. Это и работы Д.И.Писарева, посвященные роману И.С.Тургенева, и работы В.Г.Белинского о романе А.С.Пушкина, и многие другие.
Следующим испытанием, в котором школьникам пригодится знание критических статей, является итоговое «декабрьское» сочинение, где от учащихся требуется дать развернутую аргументацию собственного мнения на важные этические проблемы. Так как неотъемлемой частью такого аргументирования является опора на художественный текст, то знание критических статей и позиция их авторов стали бы отличным подспорьем.
Кроме того, на протяжении многих лет в преподавательской среде поднимается еще одна не менее важная проблема: слабое овладение школьниками навыками написания публицистических текстов, таких как эссе, рецензия, очерк, статья. Данные навыки являются необходимыми не только для учащихся, сдающих экзамены по литературе: они требуются и для сдачи дополнительных внутренних экзаменов в ведущие ВУЗы нашей страны, и для успешного участия в олимпиадах, и для ЕГЭ по обществознанию, истории, иностранным языкам. Нам видится, что изучение литературно-критических текстов и их детальный разбор явились бы одним из эффективных инструментов в работе над формированием навыка владения публицистическим стилем.
Все приведенные выше доводы позволяют нам говорить об изучении в школе курса русской литературной критики как о методологической проблеме, требующей детальной проработки. В настоящий момент решение данных проблем полностью возложено на плечи учителя: в условиях дефицита учебного времени он должен не только ознакомить учащихся с критическими работами, но и вовлечь их в процесс глубокого осмысления, анализа, сопоставления этих текстов. В таком случае следует прибегать к множеству современных образовательных технологий, задействовать литературную критику в проектной деятельности, включать ее в список обязательной к прочтению.