Изучение повести Н.В.Гоголя "Портрет" в 8-м классе

Разделы: Литература


Оборудование урока: портреты Н. В. Гоголя; репродукция А. И. Иванова “Явление Христа народу”, учебники, тетради.

Эпиграф к уроку: “Главный узелок нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл, у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы…” А. И. Солженицын

Оформление доски: Портреты Н. В. Гоголя, словарик

Портрет работы неизвестного художника 1820е гг.

Автолитография Э. А. Дмитриева – Мамонова с рисунка 1840–х гг.

Рисунок А. А. Иванова. 1847 г.

Портрет работы Горюнова 1835 г

Портрет работы Ф. Моллера. Рим, 1841 г.

Автолитография А. Г. Венецианова 1834 г.

Модель памятника Н. В. Гоголю Н. А. Андреев 1906 г. Бронза. Гранит.

img7.jpg (57265 bytes)

Памятник Н. В. Гоголю. Н. А. Андреев. 1906 г. Бронза. Гранит.

Памятник Гоголю в Москве. Н. В. Томский 1952 г.

Явление Христа народу. А. А. Иванов 1837-1857 гг.

Словарик:

Антики - гипсовые слепки с античных скульптур.

Психея - в греческой мифологии: олицетворение человеческой души изображалось обычно в виде бабочки или прекрасной девушки.

Вандик (Ван Дейк) Антонис (1599-1641) - голландский живописец, особенно прославившийся портретами.

Ундина - водяной дух, героиня одноименной повести Фридриха ла Мотт Фуке.

Аспазия - возлюбленная афинского государственного деятеля Перикла, отличавшаяся умом, образованностью и красотой.

Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке нам предстоит вновь встретиться с творчеством Н. В. Гоголя, но это будет уже не озорной смех “Вечеров на хуторе близ Диканьки” и не размышления о проблемах национального самосознания, веры и гуманизма, как это было, когда мы работали над повестью “Тарас Бульба”. Нам предстоит проследить, как Н. В. Гоголь решает проблему призвания художника, творца, что думает о роли искусства и его месте в истории человечества.

Давайте, обратим внимание на портреты Гоголя в разные периоды его жизни: в молодости, в зрелые годы. Несмотря на то, что перед нами один и тот же человек, тем не менее, не только возраст обуславливает восприятие внешнего вида, но и подход к изображению человека, самое восприятие личности отличается многообразием и обуславливается творческой индивидуальностью авторов.

С художниками и их творчеством мы встретились на страницах повести, проверим, хорошо ли мы прочли текст, чтобы поразмышлять о роли искусства и назначении художника.

Тест по содержанию.

1. Действие повести происходит:

а) в Петербурге;

б) в Москве;

в) в деревне.

2. Имя главного героя:

а) Андрей Петрович Чартков;

б) Алексей Иванович Чиртков;

в) Никита Иванович Чертков.

3. В лавочке продавали:

а) картины, писанные маслом;

б) акварели;

в) гравюры.

4. Покупателей было:

а) много;

б) немного;

в) не было совсем.

5. Чартков впервые увидал портрет:

а) на выставке;

б) в монастыре;

в) в картинной лавке.

6. Главной деталью портрета было:

а) широкий азиатский;

б) пейзажный фон – пламенный полдень;

в) глаза старика.

7. Чартков:

а) купил портрет на аукционе;

б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;

в) сторговался в лавочке за двугривенный.

8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:

а) два раза;

б) три раза;

в) четыре раза.

9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:

а) на необходимые для художника материалы;

б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства,

в) на новую квартиру, одежду, развлечения.

10. Талант Чарткова еще проявил себя:

а) в изображении Психеи;

б) аристократической дамы;

в) портрете дочери аристократической дамы.

11. Чарткова прославил:

а) таинственный портрет;

б) дама – заказчица;

в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.

12. Чартков стал знаменитым:

а) благодаря высокому таланту;

б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию заказчикам;

в) благодаря таинственной силе портрета.

13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:

а) зависти;

б) пьянства;

в) скандальной истории.

14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:

а) много денег;

б) незаконченные великие произведения искусства;

в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства

15. Историю таинственного портрета рассказал:

а) аукционист;

б) аристократ, любитель живописи;

в) молодой художник.

16. Изображенный на портрете старик был:

а) ростовщиком;

б) купцом;

в) актером.

17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:

а) удачу и богатство;

б) несчастье;

в) широкую известность.

18. Портрет был заказан художнику:

а) церковью, для которой он писал святых;

б) родными ростовщика;

в) самим ростовщиком.

19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:

а) бросил вообще заниматься своим ремеслом;

б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;

в) продолжал писать картины.

20. Портрет в конце концов:

а) был продан на аукционе;

б) уничтожен;

в) украден.

21. Композиция всего произведения:

а) линейная;

б) обратная;

в) рамочная.

В конце I четверти на страницах учебника мы познакомились с “Письмом преподобного оптинского старца иеромонаха Амвросия к превосходительной NN”. Вы помните, что предваряя чтение этого письма, мы познакомились с историей Оптиной Пустыни, куда приезжали за советом и поучением многие известные нам писатели XIX века. Среди них был Н. В. Гоголь. Оптинские старцы целью своего служения богу основывали на подвиге жертвенной любви к людям, на возрождении духовной цельности человека, большое значение в своих проповедях предавая смирению и взгляду на самого себя.

Читая повесть “Портрет”, мы видим, что размышления Гоголя над одной из важнейших для литературы тем – темы ответственности художника за свой труд не лишена влияния Оптиной Пустыни.

Давайте познакомимся поближе с героем повести, обращая пристальное внимание на детали портрета, интерьера, помня о том, что ни одно слово писателя не может быть написано случайно.

-Как выглядел Чартков в начале повести? (Старая шинель, нещегольское платье, крепко и сильно заношенный халат.)

Что представляло собой его жилье? (Комната с низкими потолками, в которую приходилось подниматься по лестнице, загаженной и облитой помоями, узкий диванчик с торчащими медными гвоздиками, отсутствие свечей.)

Был ли Чартков талантлив? Найдите подтверждение в тексте. (Молодой Чартков был художник с талантом, его кисть отзывалась наблюдательностью, занятый своей работой, мог забыть и питье, и пищу, и весь свет).

В толковом словаре слово “талант” трактуется следующим образом: “Выдающиеся природные способности, высокая степень одаренности”. В дневнике М. М. Пришвина есть такая запись: “Талант похож на аванс, который нужно отработать, и чем больше талант, тем, значит, больше к нему труда. Вот почему бездарные и ловкие люди обыкновенно больше зарабатывают, чем талантливые. По тому же самому часто слышишь сказку о “загубленных талантах”. Такие таланты опускаются, потому что не могут работать. Талант называется даром, потому что даровитому и сильному человеку сама работа доставляет наслаждение”.

Кто или что погубило талант Чарткова? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим: внешние или внутренние обстоятельства сыграли определенную роль в забвении дарования молодого художника.

Для этого составим сравнительную таблицу, обращая внимание на детали. Используем для этого материал 283-285, 296-298 страниц учебника.

Внешние препятствия для развития творчества

Внутренний голос и побуждения Чарткова

“последний двугривенный”

нестерпимо холодная гостиная”

“мастерская с мерзнущими окнами”

“оборванный диван”

“не на что купить кисти и краски”

“нечем платить за квартиру”

Брань хозяина квартиры

  • Оценка профессора:
  • нетерпеливость;
  • увлеченность чем-нибудь одним;
  • нет хороших “ремесленных” навыков художника;
  • погоня за модой;
  • предпочтение светской жизни, а не ремеслу.
Собственное желание Чарткова:
  • “хотелось кутнуть, щегольнуть, показать свою молодость”;
  • досада от чужого денежного успеха;
  • желание бросить все и закутить с горя на зло всему;
  • деньги, даже воображаемые, способны заворожить, а вид живых денег способен довести почти до безумия

Внезапно появившиеся деньги

  Голос рассудка Голос чувств
  • появилась возможность работать;
  • есть деньги на содержание и обеспечение
  • “во власти все, на что смотрит завистливыми глазами”;
  • желание “одеться, разговеться, нанять новую квартиру”;
  • отправился в театр, кондитерскую и прочее;
  • купил нечаянно лорнет, бездну всяких галстуков;
  • более ежели нужно завил локоны;
  • катался в карете без причины;
  • объелся без меры конфектами;
  • в новой квартире все, что получше поставил на видное место, что похуже в угол;
  • желание непреоборимое схватить славу за хвост;
  • заказал статью о себе; читал с тайным удовольствием.

 Подводя итог нашим наблюдениям, сравним, наконец, его мысли вслух, когда Чартков был молод (обращаемся к тексту стр. 286), и его же несобственно-прямую речь после увиденной на выставке картины (текст стр. 311-312).

Итак, все это помогает нам многое понять в характере героя: он талантлив, в нем есть вкус к учебе, труду, но одновременно жажда славы, мгновенного успеха побеждает.

Теперь проанализируем эпизод создания портрета молодой аристократки, обращая внимание на детали. Все вопросы к этому эпизоду записаны на доске.

  • Как изображен Гоголем процесс работы над портретом?
  • Что нарушает работу художника?
  • Как относится к претензиям заказчика?
  • Что примиряет его с ними?
  • Почему Гоголь так подробно описал первый портрет, а об остальных творениях художника упомянул только вскользь?

Чартков не был знатоком человеческой природы, ему не дана возможность выразить внутренний мир изображаемой им девушки, он видит только внешнее. Он увлекается, но его работа постоянно нарушается репликами, нетерпеливостью клиентки, претензиями аристократической дамы, на которые он фактически не возражает, а идет на поводу их желаний. Приглашение бывать, прийти на следующей неделе обедать, а затем восхищение Психеей, которой были переданы черты юной особы и последовавшие вслед за тем улыбки, деньги, комплементы, искреннее пожатие руки, приглашение на обеды – совершенно примеряют Чарткова с ними. Остальные творения не могут в полной мере называться творениями, потому кисть его хладела и тупела. Его портреты стали похожи на тот хлам, который он когда-то рассматривал в картинной лавочке из Щукинского двора. Обратимся опять к тексту. Сравним суждения молодого Чарткова (стр. 281) с тем, что произошло с ним самим. (“Тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоуправно встала в ряды искусства, тогда как ей место среди низких ремесел”).

Итак, на выставке в Академии художеств он увидел картину художника, сумевшего сохранить и возвеличить свой талант. Примером такого подвижничества является художник Александр Иванов, много лет писавший свое грандиозное полотно “Явление Христа народу”. В большой картине, ставшей делом жизни художника Иванова, тема нравственного преобразования и озарения человека и человеческого развернулась во всей широте и наглядности. Момент появления Христа перед людьми, принимающими крещение от Иоанна, был связан с представлением художника с началом дня человеческого. Для показа этого момента Иванову понадобилось прибегнуть к необычайному разнообразию персонажей, к глубокому их психологическому анализу, к воссозданию сцены как живой, словно происходящей на глазах у зрителя. Замысел художника и его реализация - монументальны. Композиция имеет симметричный характер, она замкнута, расположение фигур барельефно, фигурный план тяготеет к неглубокому пространственному развороту. Эти особенности композиции входят в противоречие с тем опытом освоения пространства, который был добыт художником в пейзажных этюдах. В результате изменения мировоззрения Иванова картина осталась незаконченной, и многие проблемы, поставленные в ней, - неразрешимыми. Вместе с тем она явилась великим опытом как для самого художника, так и для мастеров последующих поколений.

Гоголь, близко знавший Иванова, говорил о картине: “Где мог найти он образ того, чтобы изобразить главное, составляющее задачу всей картины – представить в лицах весь ход человеческого обращения к Христу? Откуда мог он взять его? Из головы? Создать воображаемым? Постигнуть мыслью? Нет, пустяки! Холодна для этого мысль и ничтожно воображение. Нет, пока в самом художнике не произошло истинное обращение к Христу, не изобразить ему того на полотне. Иванов молил Бога о ниспослании к нему такого полного обращения, лил слезы в тишине, прося у Него же сил исполнить им же внушенную мысль…”

Что почувствовал Чартков, когда почувствовал, что потерял свой талант? (Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства…”)

Зависть – один из смертных грехов. Когда адское намерение в результате это чувство родилось в его душе? (Чтение текста стр. 313-314).

Таким образом, мы подошли к проблеме противостояния ремесла и искусства. Искусство принято отражать высшую реальность. Когда “ясно даже непосвященным, какая незримая пропасть существует между созданием и простой копией природы”.

Сложную задачу поставил перед собой писатель. Рассмотрим, каким образом она получает свое решение в повести.

Вспомним историю расставания (краткий пересказ одним учеником).

Давайте подумаем, какой прием использует автор, чтобы более выпукло, ярко, быстро обнажить человеческую сущность того же Чарткова. (Фантастику).

С какой целью он использует прием фантастики?

Побуждая заново всмотреться в жизнь кажущуюся благополучной лишь потому, что она привычна, Гоголь изображает ее в преувеличенно резком виде, так чтобы эта привлекательная обыденность в своей недоброй порочной сути ярко бросилась в глаза всем. Высокий идеал и норма жизни здесь изображается по принципу контраста, что является собой и чем ей надлежит быть. Привлечение внимания к общественному злу, которое как зло люди уже не воспринимают, Гоголь считал своей прямой задачей. Ведь чтобы вылечить общую болезнь, надо ее назвать.

Домашнее задание. Письменно ответить на вопросы:

  1. Может ли искусство очистительно и благотворно повлиять на людей?
  2. Что вы думаете о роли искусства?
  3. Каково его назначение в жизни общества?

Индивидуальное задание (2 человека): подготовить рассказ о художнике написавшем картину, выставленную в Академии, и о художнике, нарисовавшем портрет ростовщика.

Тема: Проблема ответственности человека за свою судьбу. (3 урок)

Цель: учить пересказывать с сохранением основных стилевых особенностей текста и выражать собственную оценку прочитанного. Высказывать и обосновывать свое отношение к прочитанному. Характеризовать и оценивать героев произведения, объясняя обусловленность их поведения жизненными обстоятельствами, влиянием общественной среды и выявлять особенности их внутреннего мира.

Оборудование: текст, рабочая тетрадь.

Эпиграф к уроку: “Усилие есть необходимое условие нравственного существования”

Л. И. Толстой.

Урок начать с выступления учащихся (развернутый ответ на вопрос о роли искусства в жизни общества, дать возможность высказаться как можно большему числу учащихся).

Подводя итог вашим выступлениям, следует сказать, что лишь искусство возвращает человеку утраченную им душевную гармонию в мире, раздираемом противоречиями, отравленном властью бездушного чистогана и меркантильностью.

Художнику отводится автором особая роль (учебник стр. 333 со слов “Кто заключил в себе талант…”).

Какой путь может выбрать художник? (В процессе беседы сделать краткие записи в рабочей тетради).

I тип. Судьба Чарткова (предпочтение творчеству, приносящему духовное удовлетворение, ремеслу, приносившему деньги).

Рассказ ученика о художнике, написавшем картину, выставленную в Академии художеств.

II тип. Художник, сумевший сохранить и возвеличить свой талант.

Рассказ ученика о художнике, нарисовавшем ростовщика.

III тип. Добро существует наряду со злом. Пропустив его через себя, невольно заражаешься им. Чтобы отобразить духовный мир, надо обладать огромной силой духа и чистотой сердца, иначе зло подчинит человека. Человек, изображая зло, как бы дает ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех. Художник служит не своему тщеславию, и даже не таланту. Он служит Богу.

Вывод по уроку.

Итак, перед человеком всегда встает определенный выбор – выбор судьбы. Бывает, что выбирая, человек ошибается и снова его мучает выбор – что делать дальше: осознать свою ошибку и исправить ее – это добрый путь; или понимать, что ошибаешься, но гордыня не позволяет исправиться, тогда падение окончательно – это злой выбор, безнравственный. Истинное искусство служит Добру.

Домашнее задание. По группам. Ответить на вопросы:

1 группа. Почему нарушается хронология повествования?

2 группа. В первой редакции повести финал был таким: после рассказа об истории страшного портрета изображение ростовщика у всех на глазах исчезает с полотна. Во второй редакции портрет во время рассказа крадут. В чем смысл такого финала?

3. группа. Можем ли мы причислить “Портрет” к произведениям романтического направления? Доказать свою точку зрения.