Цели и задачи урока:
- Формирование умений вдумываться в поступки и поведение героев с целью выяснения их характеров;
- Развитие навыков сравнения на примере противопоставления Жилина и Костылина;
- Развитие речи учащихся и привитие навыка анализа текста.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Слово учителя: тема и цель урока.
III. Основная часть. На доске записаны три пункта, по которым будет идти работа на уроке:
- Поведение героев в критических ситуациях.
- Отношение Жилина и Костылина к окружающим.
- Отношение окружающих к героям.
1. Поведение героев в критических ситуациях.
Беседа по вопросам.
1) Какие критические ситуации в рассказе самые главные?
- Жилин и Костылин попадают в плен;
- Татары требуют выкупа;
- Жизнь Жилина и Костылина в плену;
- Первый побег из плена;
- Второй побег.
2) Вспомните, как брали в плен Жилина и Костылина. Расскажите об этом так, чтобы мы увидели рассказанное как бы на экране. Нарисуйте словесную картину.
Жилин видит опасность – шестеро татар несутся наперерез, отступление невозможно. Тогда он с шашкой поскакал на красного татарина и наверняка срубил бы его, если бы пуля не попала в лошадь. Конь не просто упал, а “придавил хозяина”. Сначала двое татар бросились на Жилина, но он сумел скинуть их, тогда еще трое соскочили с коней и начали бить прикладами по голове. И только пятеро смогли скрутить Жилина, уже бывшего в беспамятстве.
Костылин (он рассказывает об этом Жилину уже в плену): увидевший татар Костылин “ожаривает лошадей”, бьет изо всех сил, но лошадь выбилась из сил, стала. Ружье у Костылина осеклось. Его нагоняет Абдул и увозит с собой.
Отношение к лошадям: Костылин нещадно “ожаривает” лошадь, Жилин – любовно относился, просит: “Матушка, вынеси…”
3) Прочитайте выразительно сцену требования выкупа.
Чтобы взять верный тон в чтении, надо сначала уяснить суть поведения пленников.
- Каково же поведение Жилина и Костылина в сцене требования выкупа?
Жилин – отказывается платить большой выкуп.
Костылин – соглашается на выкуп в 5 тысяч, не
торгуется.
Жилин – письмо пошлёт с неверным адресом, а всё
равно торгуется, он гордый, смелый, не боится
татар и их угроз.
Костылин – трусит, безвольный. Татары это видят и
прижимают его.
- Как ведут себя Жилин и Костылин в плену?
Костылин – надеется на судьбу. Спит.
Жилину – всё интересно: обычаи народа, как сакля убрана, как татары одеваются, как едят, как ведут себя, когда у них горе, когда радость. Везде ходит, всё смотрит. Татарские дети полюбились ему, он стал им делать куклы. Активный, любознательный. В плену - мастерит, чинит. Цель – убежать из плена, место обследовать, собаку подкормить, чтоб не лаяла на беглецов, еду запасти.
4) Сцена первого побега из плена.
Жилин – трудно “копать от камней”. Заботливо
разрыл яму пошире, чтобы его грузный товарищ мог
пролезть.
Костылин – трусливый наблюдатель. Всего боится.
Не помогает. Даже в дыру бесшумно пролезть не
может. Во время побега ноет: то в сапогах ноги
стер, то без сапог ноги обрезал.
Не смог далеко унести – взяли их татары, из-за
Костылина побег сорвался.
5) Второй побег.
- Зачем Жилин мастерит кукол детям, чинит ружьё?
Чтобы расположить татар.
- Зачем Жилин пошёл смотреть, как живет старик-татарин?
Осмотрительный Жилин почувствовал в старике-татарине опасного врага и, готовясь к побегу, хотел предвидеть все возможные препятствия.
Жилин – храбрый, Костылин – трусливый.
Жилин, пока жив, будет бороться за свободу, а Костылин – сломленный и покорный, он даже слушать не хочет ни о каком побеге.
2. Отношение Жилина и Костылина к окружающим.
Как Жилин и Костылин относятся к людям?
Доброе отношение Жилина к Костылину. Жилин доверяет ему, считает, что тот, как и всякий порядочный офицер, должен держать слово. А уговор был, когда поехали без обоза, не разъезжаться.
Встретились офицеры в плену, и ни слова упрека не услышал Костылин, хотя он один был виноват в плачевном положении их обоих.
Жилин заботится о Костылине: и за себя, и за Костылина высказывает требования татарам: колодки снять, кормить хорошо, дать одежду.
Жилин помнит и выполняет одну из заповедей Ветхого Завета: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле”. Он и в плену заботится о матери (“Где она деньги возьмет? Она тем жила, что я посылал ей”), о Дине. Дружески относится к беднякам – татарам.
Костылин – спит, считает дни, когда деньги дойдут. Равнодушен ко всем.
Толстой умалчивает об отношении Костылина к людям – тоже средство его характеристики.
Жилин не насмехается над татарскими обрядами, уважительно и серьезно наблюдая чужие обычаи.
Костылин – равнодушный, трусливый, ленивый.
- Каким образом еще до писания пленения автор создает доброе расположение читателей к Жилину?
Жилин едет навестить старую мать, он тепло распростился с солдатами и по всему видно, что это хороший человек.
- В каком положении мы видим Жилина и Костылина в татарском ауле и воспринимают ли они всех жителей аула как своих врагов?
Суровые условия: рваная одежда, еда – вода и хлеб, иногда и просто тесто непеченое.
Жилин – в колодках, ему все интересно. Мирные татарские жители ему вовсе не враги, он им помогает, чинит все – кому часы, кому пистолет.
Костылин – жил, как раб. Ни с кем не знался – все ему враги. Не помогал готовить побег для них обоих.
- Что можно сказать об отношении Жилина и Костылина к людям из эпизодов первого и второго побегов?
Костылин ноет – “дороги не знает”, “не дойдем в ночь”, “сапоги ноги стерли”.
Жилин – терпит нытье Костылина. Тащит его, в сердцах думает: “И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел”. Не таит злобы и тогда, когда беглецов поймали. Снова предлагает ему бежать, по-братски прощается с ним.
Дина – верный друг Жилина. Он заботится о ее безопасности. Передавая шест, говорит: “Снеси на место, Дина, а то хватятся- прибьют тебя”.
3. Отношение окружающих к героям.
Костылина жители аула не видят. Он сидит в сарае или спит.
Жилин: хороший, добрый человек, умелец. Люди просят полечить их. Хозяин выказывает расположение к Жилину, приносит ему снасть, щипчики, буравчики, подпилочек.
Дина – настоящий друг Жилина. Она молока принесет, лепешек, баранины кусок. Дина радовалась поделкам, сделанным для нее Жилиным: кукле, глиняным зверюшкам. Она помогает выбраться из ямы, проявляя настоящий героизм: притащила длинный шест, догнала Жилина, всунула лепешки, стала разбивать колодку, горько заплакала, увидев, что не сможет ее осилить.
Вывод: человек ответственен за зло и несправедливость, каждый должен, даже в трудных условиях, быть активным, сеять не вражду и злобу, а мир и доброе расположение людей друг к другу. Люди разных национальностей могут и должны жить в мире и дружбе.
- Почему татары решили убить только Жилина?
- Зачем привели Костылина, когда требовали выкуп
с Жилина?
Татары считают Костылина неопасным, трусливым и пытаются добиться его согласия на все условия, “поставить в пример” непокорному Жилину.
- Жилин добр только по отношению к Дине?
Нет, он проявляет доброе отношение к матери, к солдатам, к Костылину, к татарам, к татарским детям.
- Приносит ли пользу людям доброта Жилина?
Да, он все время делает что-то доброе людям, он заботлив, внимателен, участлив. Не сводит счеты с предавшим его Костылиным.
Учащиеся подбирают эпитеты, характеризующие героев рассказа.
Жилин: добрый, честный, смелый, любознательный, активный, трудолюбивый, деятельный, гордый, благородный, высоконравственный, великодушный.
Костылин: трусливый, пассивный, бездеятельный, безвольный, сломленный, покорный.
IV. Работа с иллюстрациями.
Автор М.С. Родионов.
- Кто изображен на всех 3-х иллюстрациях
Жилин, герой рассказа Л. Н. Толстого, в различных ситуациях.
Писатель не дает описания внешности Жилина. О нем лишь сказано: “А Жилин хоть не велик ростом, а удал был”.
- Как представляете вы внешний облик героя?
- Совпали ваши мнения с образом, данным
художником.
- Почему? В чём?
- Найдите слова, которые можно употребить в
качестве подписи каждой иллюстрации.
1 картина: “Ударилась лошадь оземь со всего
маху – навалилась Жилину на ногу”.
2 картина: “Сел Жилин, стал место разглядывать;
стал смотреть в русскую сторону; туда, промеж
этих двух гор, и бежать надо”.
3 картина: Дина стремилась помочь Жилину,
освободить его от колодки.
V. Проверка домашнего задания.
На предыдущем уроке учащиеся получили задание: подобрать пословицы и поговорки, характеризующие главных героев.
Жилин:
- Правда светлее солнца.
- Смелость города берет.
- Храброму смерть не страшна.
- Не место красит человека, а человек место.
- Великому кораблю велико и плаванье.
Костылин:
- От волка бежал, да на медведя попал.
- В тихом омуте черти водятся.
- Не смейся, горох, не лучше бобов.
- Пустили козла в огород.
- Шило в мешке не утаить.
Второе задание состояло в рисовании понравившихся эпизодов рассказа. (“Создай свою иллюстрацию”).
- Почему вы нарисовали этот эпизод?
VI. Выразительное чтение понравившихся отрывков.
- Почему данные отрывки понравились?
VII. Выводы. Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание – письменная работа “Жилин и Костылин”.
Ребята, я думаю, “Кавказский пленник” никого не оставил равнодушным. Л.Н. Толстой в этом рассказе обращается к вам, детям, он учит вас отличать добро от зла, прекрасное от безобразного. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, трудолюбивыми, смелыми, друг друга в беде не бросите, будете хорошо относиться к людям, любить маму, считаться с другими, не бояться брать ответственность на себя. Спасибо за урок, добра вам и справедливости.