Литература
-
Изучение творчества Рутена Аёшина на уроках литературы 2018
Данная методическая разработка поможет учителям города и района провести уроки и уроки внеклассного чтения по творчеству николаевского поэта Рутена Ивановича Аёшина.
-
Изучение фольклорной сказки на уроках литературы в пятом классе (дополнительные материалы в помощь учителю) 2012
Урок является основой для изучения других гуманитарных дисциплин. Пятиклассники погружаются в русскую историю и культуру и начинают понимать, что народная сказка – это не развлечение, а жизненная мудрость, которая отражает историю страны и народа.
-
Изучение японских хокку в 6-м классе 2005
Изучение японских хокку развивает творческие способности учащихся, дает простор творческому воображению, воспитывает эмоциональную отзывчивость к культуре другого народа. В материале представлено описание урока, проведенного в Намской улусной гимназии. Цели урока: познакомить с творчеством Мацуо Басе, выявить особенности лирического мира японского поэта, дать понятие о жанре хокку.
-
Изучение “деревенской прозы” на уроках литературы в 11-м классе на примере рассказов Б.П.Екимова “Последняя хата”, “Не надо плакать” 2018
Главные задачи школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека. Поэтому и обращаюсь на уроках литературы в 11-м классе к “деревенской прозе”. Село всегда было символом нравственной жизни, национальных корней человека. Можно сказать, “деревенская проза” полемична по отношению к представителям современной молодежи о подлинных ценностях жизни, что побуждает спорить с писателем и всматриваться, вчитываться в незнакомую жизнь.
-
Иисус Христос и силы добра 2009
Урок предполагает знакомство с Библией, а также с поэтическими произведениями о Деве Марии и Иисусе Христе. В ходе урока создаются ситуации развития духовно-нравственных качеств личности: доброты, человечности, отзывчивости, милосердия, а также формируется умение воспринимать текст Библии, понимать слова «волхвы», «искушение», «корысть», «бескорыстие». Ребятам предлагается проследить борьбу сил добра и зла вокруг Иисуса Христа, понять суть его величия.
-
Иконописное и живописное в автобиографической трилогии М.Горького ("Детство", "В людях", "Мои университеты") 2010
Автор посвящает урок некоторым аспектам творчества М.Горького, которые недостаточно изучены, в том числе те, которые касаются функционирования живописного и иконописного планов внутренней формы его произведений.
-
ИКТ на уроках литературы. Уроки внеклассного чтения по роману В.А. Каверина "Два капитана" 2009
УИспользование компьютерных и Интернет-технологий помогает учителю-словеснику сделать уроки более эффективными, активизировать деятельность учащихся, поддерживать и развивать интерес школьников к предмету. В подготовке к урокам по роману В.А. Каверина "Два капитана" были использованы ресурсы сети Интернет, сопровождает урок презентация, выполненная в Microsoft Power Point.
-
ИКТ на уроках русского языка и литературы. Жизнь и творчество Владимира Маяковского 2009
Урок литературы в 11-м классе с применением ИКТ. В разработке к уроку представлены интересные факты из личной жизни и творческой деятельности одного из представителей футуризма Владимира Маяковского. Все материалы даны со ссылкой на Интернет. Вашему вниманию предлагается готовая информация о биографии и творчестве поэта.
-
Илья Эренбург 2022
Илья Эренбург – советский поэт и писатель, публицист и переводчик, общественный деятель, творчество которого рождалось в непростую для страны эпоху. Он видел революцию, Первую и Вторую мировые войны, пребывал в эмиграции, но остался верен родной стране.
-
Имена существительные собственные и нарицательные 2011
Урок знакомит учащихся с делением существительных на собственные и нарицательные с помощью карточек, самостоятельной работы, интерактивной доски и т.д. При объяснении нового материала используется поисковый метод.
-
"Именем Пушкина" (Встреча — ассоциация с памятником А.С. Пушкину в Москве) 2009
Разговор о создании памятника А.С. Пушкину в Москве становится поводом для глубокого размышления о гении поэта, непреходящем значении и влиянии на всех нас его литературного наследия. Урок, проведённый на заключительном этапе изучения творчества А.С. Пушкина в 9-м классе, подводит итоги, обобщает факты, формулирует выводы о связи времён.
-
"Именем этим гордится Россия…". Ивану Алексеевичу Бунину посвящается 2015
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме “Жизнь и творчество Ивана Бунина”.
-
Импрессионизм и пейзажная лирика А.А. Фета "Поэт – художник" 2011
Урок посвящен знакомству с особенностями строения стиха А.А. Фета, с его импрессионистским видением мира, где показано, что импрессионизм присущ не только французской живописи, но и русской поэзии. Учащиеся должны выделить выразительные средства, придающие стихам Фета музыкальность, мелодичность. На уроке совершенствуется умение анализировать лирические произведения, воспитывается уважение к русской литературе, развивается эстетический вкус.
-
Импрессионизм как художественное течение в искусстве Франции конца XIX века (на примере живописи импрессионистов и лирики А.Фета) 2008
Интегрированный урок МХК и литературы рассчитан на учащихся 10-х классов. Цель урока – познакомиться с методом художников-импрессионистов и, проанализировав стихи А.Фета, ответить на вопрос: «Можно ли утверждать, что художественное направление импрессионизм, зародившееся во Франции в конце XIX века, присуще не только французской живописи, но и русской поэзии?» Учащиеся в тетрадях заполняют таблицу, в которой сравнивают художественный метод импрессионистов и творческий метод А.Фета. В ходе урока ученики рисуют композиционные оси и цветовые пятна к стихотворениям.
-
Импрессионистическая картина лирики А.Фета 2010
Интегрированный урок литературы и МХК в 10-м классе по программе по литературе под ред. В.Я. Коровиной («Просвещение», 2009). На 2-х уроках изучаются особенности импрессионизма как метода и его воплощение в творчестве А.Фета.
-
Имя в романе Е.Замятина "Мы" 2015
Роман Е.Замятина «Мы» интересен индивидуальным употреблением слова, так замена имени буквенно-числовым обозначением способствует раскрытию темы «математизированного» мира, где все подчинено законам логики, все линейно, предсказуемо и константно. Люди больше не люди, а нумера. У каждого нумера есть буквенно-числовое обозначение. Мужские имена обозначены согласными буквами, женские – гласными; при этом автор использует и кириллицу, и буквы латинского алфавита. Что они обозначают и почему выбраны автором?
-
Имя прилагательное как средство создания образа персонажа (на материале поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души") 2006
Имена прилагательные, обладая семантической многогранностью, располагают богатыми возможностями характеризовать человека по физическим, психическим и социальным свойствам, что обусловливает их широкое использование в текстах художественных произведений. Систематическая работа над портретом помогает развивать в детях наблюдательность, внимание к окружающим людям, обогащает речь учащихся. В процессе творческой деятельности ученики осознают, как через описание внешности можно передать внутренний мир героя, выразить свое отношение к нему.
-
"Имя твое бессмертно" (литературно-музыкальный монтаж, посвященный М.Джалилю) 2010
Литературно-музыкальная композиция посвящена всемирно известному татарскому поэту Мусе Джалилю. Композиция повествует о самых сложных и противоречивых годах, проведенных Джалилем в тюрьме Моабит.
-
Индивидуализация и дифференциация как личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе 2006
Дифференциация обучения - это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности в форме специального создания различий в процессе и результатах обучения.
-
Индивидуализация речи героев комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова посредством пословиц, поговорок и "крылатых" слов 2006
Основная задача урока - проследить новаторские приёмы А.С. Грибоедова в индивидуализации речевых характеристик героев комедии "Горе от ума".
-
Индивидуальная карта самоконтроля - одно из средств создания условий для индивидуализации работы с учащимися на уроках русского языка 2003
Карта самоконтроля является эффективным способом развития умения самооценки, самоконтроля, самопроверки, творческой самостоятельности в самоопределении последующего выбора шагов деятельности в языковом умении с целью роста и совершенствования языковых знаний, культуры речи, что способствует в перспективе организации самообразования учащегося.
-
Индивидуально ориентированная система обучения на уроках литературы (из опыта работы) 2006
Традиционная система обучения ограничивает свободу ученика: её целью являются знания, умения и навыки (ЗУНы). В индивидуально ориентированной системе обучения (ИОСО) ЗУНы – средство развития. Моя задача – создать условия для развития каждого ученика, который должен получить "практику успешности" в любой деятельности и вне её через уроки литературы по технологии ИОСО.
-
Индивидуально-ориентированный план - основа индивидуально-ориентированного способа обучения 2009
В статье представлен индивидуально-ориентированный план по русской литературе для учащихся 6-х классов.
-
Индивидуальные карточки при работе над романом А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 2018
В методическую разработку включен материал по литературе для 9-го класса. Автор статьи предлагает свой вариант индивидуально-опережающих карточек по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Все индивидуальные карточки разноуровневые. Это позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход в обучении.
-
Инклюзивное образование – «За» и «Против» 2021
Одной из важнейших задач образовательного учреждения в соответствии с ФЗ РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» – является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени испытывает особые образовательных потребности – детей с ОВЗ.
-
Инновации в работе сельской малокомплектной школы и в деятельности учителя русского языка, литературы 2019
Инновационные процессы, происходящие в современной сельской школе зачастую остаются без особого внимания, потому что недостаточная остепененность педагогического состава, большое количество статистической и документальной работы не позволяют педагогам-новаторам в полной мере осуществлять инновационную деятельности. Поэтому перед учителями стоит трудная задача: компенсировать эти недостатки, чтобы ученики, окончив сельскую школу, не чувствовали себя ущербными только потому, что учились в малокомплектной школе.
-
Инновационные технологии (ИКТ) на уроках русского языка и литературы 2011
Информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников.
-
Инновационные технологии в изучении русского языка и литературы 2017
Нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески. Именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.
-
Иного века гражданин (Жизнь и судьба А.С. Грибоедова) 9-й класс 2011
Урок литературы в 9-м классе проводится в форме устного журнала. Устный журнал состоит из пяти страниц. Каждая страница - сообщение о загадках из жизни писателя: о тайне рождения, о дуэли четырех, об <очистительном аттестате> (А.С.Грибоедов и декабристы), о любви поэта и Нино Чавчавадзе, о пребывание семьи Грибоедов во Владимирском крае.
-
Инструменты визуализации на уроках русского языка и литературы 2020
Использование наглядности не инновация в педагогике, каждый учитель вооружен таблицами, схемами, опорными конспектами, презентациями, фрагментами кинофильмов, интерактивными тренажерами, нужно отметить, что проверенные временем ресурсы работают, их не стоит списывать со счетов. Но современный школьник не только должен воспринимать информацию, изложенную учителем, но и определённым образом её перерабатывать, структурировать. И здесь незаменимыми оказываются новые средства визуализации: скрайбинг, инфографика, визуальные конспекты. Их задача - представить учебный материал, дополнить его, обеспечить логичность в изложении информации, продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию информации.