Изучение литературы постреалистического направления в 11-м классе

Разделы: Литература


Цель: Максимальное развитие художественного вкуса через анализ художественных произведений XX-XXI века. (По выбору учителя)

Актуализация: Заинтересовать учащихся, способствовать формированию навыков работы с текстами, развитие научно-исследовательской деятельности учащихся.

Объект исследования: Знакомство учащихся с произведениями, не входящими в школьную программу.

Данная цель реализуется посредством решения задач:

  1. Знакомство учащихся с шедеврами классической и современной литературы.
  2. Воспитание критического  мышления.
  3. Развитие навыков литературного анализа.

Гипотеза: Если мне удастся донести до учащихся основы постреалистического направления  то, вероятно, ученики будут глубже анализировать произведения, указанные ниже.

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие интереса к литературе XX-XXI века постреалистического направления.
  2. Глубокий самостоятельный анализ произведений.

Современная парадигма образования все больше ориентирована на то, чтобы научиться распознавать собственное содержание ребёнка, научиться вслушиваться в его внутренний мир, научиться понимать то, что происходит в нем. Понимание ребёнка, абсолютная ценность его – основа любой современной образовательной стратегии.

Желание и готовность учителя всматриваться и вслушиваться в «я» ученика и строить образовательный диалог с этим внутренним миром – важнейший признак высокого педагогического профессионализма. А ориентированность школы на такого рода деятельность –важнейший показатель современной качественной школы.

Сегодня мы без конца говорим об инновационных процессах в образовании, и это естественно.

Учитель, по-моему, постоянно находится в процессе напряжения думанья. И наши ученики нам,  учителям, постоянно создают проблемные ситуации. Сегодняшняя школа для учителя – это Терра инкогнита. Для нас важно понять: возросла ли у ученика потребность вслушиваться в мир или угасла?

В какой мере у старшеклассника развивается потребность слышать и понимать?

Представим себе: человек оканчивает школу, и одна из главных вещей, которая потребуется ему  в жизни – это способность строить взаимоотношения с другими людьми. Помогают ли ему уроки (пусть даже и обзорные!) постреалистического направления? Думаю, что помогают, потому что это уроки – диалоги, ведущие к движению мысли и пониманию. А акцент на развитие этой способности, пожалуй,  главная составляющая, ведущая человека к самосовершенствованию.

Что же такое «реализм»? Известно,  что в пушкинскую эпоху этого термина не было. Будучи критиком, Пушкин обходился без него, в случае необходимости прибегая к другому  выражению – «благородная простота» Впервые понятие «реальная поэзия», «реальная проза» возникает  в статье В.Белинского 1835 года «О русской повести и повестях Н.В..Гоголя», в которой он разделил литературу на два типа:  «реальную» и «идеальную».

Реализм как литературное направление претерпевает значительные изменения. Реалисты по-прежнему исходят из представления о том, что в мире есть смысл – только его надо найти. С начала 1990-х годов в русской литературе фиксируется новый феномен, получивший определение постреализма. «Рождается новая «парадигма художественности». В ее основе лежит универсально понимаемый принцип относительности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему. Творческий метод, формирующийся на основе такой «парадигмы художественности»,  мы называем постреализмом», - пишут М. Липовецкий и Н. Лейдерман.

Готовя семинар в 11-м классе по теме «Литературная ситуация конца XX начала XXI века, даю вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Какие события литературной жизни последних лет вы считаете наиболее значимыми? Какие книги (публикации) привлекли ваше внимание и почему? По каким критериям вы определяете степень значимости того или иного художественного произведения в современной культуре?

2. На основе материалов сайта http:// magazines.russ.ru подготовьте краткие сообщения о ведущих «толстых» литературных журналах: «Новый мир», «Знамя», «Звезда, «Октябрь», «Нева». Найдите информацию о времени создания журнала, восстановите его краткую историю, охарактеризуйте его место в литературном процессе последних десятилетий.

3. Объясните, как вы понимаете значение понятий постмодернизм, постреализм, неонатурализм, неосементализм. Охарактеризуйте основные черты каждого из названных течений.

4. Какие социокультурные факторы оказывают определяющее влияние на развитие современной культурной и общественной жизни?

5. Подготовьте сообщение о современных российских литературных премиях (Букеровская премия, Антибукеровская премия, премия Аполлона Григорьева, премия Андрея Белого, премия имени Ивана Петровича Белкина), Обратите внимание на то, какие литературные достоинства отмечены каждой премией.

Информацию для выполнения задания вы можете найти по следующим адресам ...

Программа данного курса

Цели:

  • помочь ученику достаточно полно представить современную литературную ситуацию;
  • совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного произведения;
  • воспитывать любовь к чтению;
  • способствовать развитию эстетического вкуса, умению “не тонуть” в бурном море современной литературы.

Задачи курса:

  • показать национальное своеобразие и связь с мировым литературным процессом современной русской литературы;
  • совершенствовать навыки анализа произведений современной литературы;
  • развивать устную и письменную речь учащихся, помочь им овладеть литературно-критическими жанрами (аннотация, рецензия, эссе, обзор);
  • подготовить школьников к  контрольному итоговому сочинению по современной литературе.

Структура программы

Элективный курс опирается на программу Т.Г. Кучиной, И.Щербаковой, А.Л. Хадынской и др., учебное пособие С.П. Белокуровой, С.В. Друговейко, а также включает в себя новые темы и произведения. Курс построен на сочетании и взаимодополнении проблемно-тематического, историко-литературного и теоретико-литературного принципов. Весь учебный материал сгруппирован в следующих разделах:

1. Литературная ситуация второй половины 1980–1990-х годов.

Литература 1990-х — начала XXI века:

а) современная поэзия.

2. Реалистическая традиция: кризис реализма и формирование постреализма.

3. Современная массовая литература.

Основными организационными формами вовлечения учащихся в читательскую деятельность являются:

  • “медленное чтение” (читаем в классе, тексты распечатаны)
  • самостоятельная работа (исследование предложенных проблем, составление планов и тезисов статей на литературные и публицистические темы, написание комплексных анализов текстов и рецензий на самостоятельно прочитанное произведение);
  • работа в малых группах на уроках литературы.

Теперь более подробно, на примерах, хочу остановиться на постреалистической литературе. В реализме нет, и не может быть никакой «политики»; все, в конце концов, встает на свои места: является человек, который как-то ставит рядом обыкновенные слова, а они звучат уже по-другому, и смысл их совсем другой. И в этом - его счастье. Предопределяю вопрос, заданный вами: почему именно этот период был взят мною? Вот некоторые размышления – ответы на данный вопрос. Мы, литераторы, часто сетуем на то, что произведений,  включенных в литературу 11-го класса реалистического плана, не так уж много. Поэтому на уроках я вместе с ребятами работаю над творчеством Довлатова в частности его рассказ «Номенклатурные полуботинки», Т Толстой «Факир», «Кысь», В.Маканина «Кавказский пленный», обзор творчества Л.Улицкой (обзорно – Казус Кукоцкого), анализ рассказа «Перловый суп», обзор творчества Акунина и анализ «Коронации» Л.Петрушевской «Дама с собаками».

Остановлюсь на изучении рассказа  Маканина «Кавказский пленный». Конечно, рассказ связан со всем «кавказским наследством» русской прозы. Конечно, рассказ связан со всем «кавказским наследством» русской прозы. Человек массы – Красота. Сохранил ли он к ней былую чувствительность? Да, сохранил, да, откликается. Рубахин мучительно робеет, теряется перед непонятной, но очевидной для него силой. Он реагирует, и реакция его… со стороны души – разрушительна: невыносима нарастающая тревога. Возникает уверенность: прекрасный пленник должен быть убит – независимо от того, опасен он или нет, - потому что такую тревогу долго терпеть не с руки…

Содержание программы (Приложение 1)

Разработка урока по рассказу «Кавказский пленный» (2 часа)

Тема: «Многомерность бытийного пространства в рассказе В.Маканина Кавказский пленный».

Дидактические цели:

  1. Повторение основных сведений о постреализме.
  2. Анализ рассказа (комплексный).

Развивающие цели:

  1. Развитие навыков анализа текста.
  2. Развитие монологической речи.

Воспитательная цель: Понимание смысла личного бытия и, как следствие, - свободы, правды, справедливости.

Ход урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение 2)

1. Показ слайдов с сообщением учащегося о личности В. Маканина. (Досье) портрет Дата и место рождения 1937 г. Орск, Оренбургской области

- Образование.
- Работа.
- Творчество.
- Премии. (Буклеровская, Пушкинская, Государственная)

Анализ произведения «Кавказский пленный»

Вопрос классу:

- К каким произведениям русской классики отсылает название рассказа В.Маканин.?

Поговорим о горных кавказских пейзажах.

В. Высоцкий говорил: «Лучше гор могут быть только горы»

Он говорил о красоте кавказских гор: это могли быть спящие горные вершины, грозные и мрачные горные ущелья.

Красота природы становится почти невидимой, невесомой. Именно на таком замечательном фоне происходят события, изображенные в рассказе «Кавказский пленный».

Работа по содержанию

Вопросы классу:

- Перечитайте первый абзац рассказа. Обратите внимание на вводные слова (авторские замечания).
- Как они соотнесены с основным текстом?
- Какие ключевые сквозные темы рассказа вводятся на первой странице?

Маканин словно бы специально уточняет в начале рассказа, какая красота оказывается внятна его героям – «красота местности», притом что «местность» звучит как специфический военный канцеляризм, красота остается волнующей и бередящей душу, пугающей и в то же время могущей спасти. Мотив красоты от начала к концу «Кавказского пленного» приобретает почти иррациональные значения: красота становится невидимой, «невесомой», но ощутимо реальной силой, способной решать человеческие судьбы. Юношу-горца «красота не успела спасти». Приехавшего из «степи за Доном» Рубахина горы – в своей немой торжественности и величавости – не отпускают. Берут в плен. И если на событийном уровне Маканин допускает рокировку по отношению к классическим сюжетам русской литературы XIX века – не горцы берут в плен русского солдата/офицера, а русские солдаты захватывают в плен кавказского юношу, то в своем смысловом итоге рассказ остается историей русского пленника на Кавказе. Только плен этот метафизический – незримый, безличный (неясно, кто выступает в роли захватчика), лишенный цели. И смысл его тоже остается невнятен – заканчивается рассказ вопросом, ответа на который нет ни у героя, ни у автора. Может быть, его должен найти читатель» «Горы. Горы. Горы. Который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность – но что, собственно, красота их хотела ему сказать? Зачем окликала?».

Вывод

Красота местности может, быть губительной!  Именно эту красоту автор подчеркивает несколько раз.

«Особняком стояли над травой» гордые южные деревья. Красота из универсальной превращается в красоту местности.

Вопросы классу:

- Знает ли Рубахин названия деревьев?

Нет. Это тоже указание на попытку героя «вглядеться», уточнить общее понятие.

Рассмотрим сцену гибели ефрейтора Бояркова: «Обрёл смерть». (Стреляли в упор. Он, похоже, и не понял, что умер)

Далее идет точное описание того, как солдат погиб.

Почему этот эпизод часто возникает в сознании Рубахина? Почему автор приводит все новые и новые подробности гибели?

История жизни Бояркова (Пожалуй, больше смерти) звучит как диссонанс к теме красоты.

«И вновь высокая трава (ничуть не пожухла.) Тихо колышется. И так радостно перекликаются в небе птицы.

Обобщение учителя

Возможно, в этом смысле красота спасет мир? Боярков погибает там, где красота совершенна.

Смерть и красота звучат на протяжении всего повествования и они неотделимы друг от друга, они словно две стороны монеты.

Внимательно вчитайтесь в текст и  найдите описание реакции на красоту пленного юноши. Посмотрим, как меняется отношение солдата к горцу. (Зачитываются цитаты)

Первая реакция Рубахина - «Лицо удивило»

Появляются смутные переживания Рубахина (сострадание, стыд, доверие).

Красота пленного тревожна и опасна, и Рубахин теряет прежнее спокойствие и уравновешенность. И ещё теснее сливается мотив красоты с мотивом гибели. Юноша не должен издать ни звука, пока не пройдут отряды боевиков. И Рубахин заклеивает  рот красивого пленного. Красота чревата смертью. Красота не успевает спасти – она ведет к гибели.

Вопрос классу:

- Как определяют характер войны сами герои рассказа?

Автор называет войну «вялой».

Учащиеся работают с текстом.

Вот примеры: подполковник договаривается со своим врагом об обмене оружия на провиант. В рассказе подробно описывается сцена этого абсурдного торга. А вот определение Гурова как воина-офицера. Слово «воин» звучит, по-моему,  издевательски: «Гуров, разумеется, воевал. Воевал и не стрелял» Вот такой автор показывает войну на Кавказе. Непонятной, непрекращающейся. Война оставляет время и на сон, и на встречу с женщиной, и на работу в огороде.

Рубахин по-своему пытается объяснить пленному, что «мы свои люди».

Вопросы:

- Почему боевики убили Бояркова?
- Зачем было убивать пленного юношу? (Он рот - то открыл, но не кричал!)

Невозможно не обратиться к известным словам Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир».

Вопрос классу: Подтверждается или опровергается это тезис в рассказе? (Обмен мнениями).

Тема красоты и тема смерти

Сегодня невозможно не связать рассказ Маканина с событиями в Абхазии.

Учитель и ученики беседуют о событиях в Абхазии

Вопросы:

1. Какой литературный род и жанр представляет собой данное произведение? Есть ли у него жанровое обозначение (жанровый подзаголовок)?

2. Аналогии с какими другими литературными произведениями возникли у вас на основе анализа особенностей художественного содержания и формы данного произведения?

3. Учитывая, что жанр – явление не статичное, а динамичное, развивающееся, попытайтесь определить, в чем автор следует определенной  жанровой традиции, в чем он от этой традиции отступает. Укажите характерные именно для этого писателя (поэта) индивидуальные черты жанра, сопоставив данное произведение с жанровым каноном, а также с другими произведениями, относящимися к этому жанру.

4. Определите жанровую разновидность литературного произведения на основе анализа его тематики, проблематики, пафоса, особенностей художественной формы (например, психологический роман, роман в письмах, сатирическая комедия и т.п.),

5. Элементы каких других литературных жанров можно отметить в данном произведении? Как это связано с авторским замыслом? Какие приемы «включения» текстов других жанров использует автор (например, вставные эпизоды, цитаты, реминисценции)? Есть ли в произведении признаки жанровой конфронтации (например, в форме пародии или полемики, открытой и скрытой, с жанровой традицией или с конкретным произведением этого же жанра, принадлежащим другому автору или литературному направлению)?

6. Соотнесите жанр произведения с определенным литературным направлением (течением). Является ли указанный жанр характерным для этого литературного направления (течения)? Можно ли говорить о некоторой трансформации жанра применительно к данному литературному направлению (течению)?

7. Сделать вывод о жанровом своеобразии литературного произведения, об особой значимости для писателя жанрового обозначения (жанрового подзаголовка). Отметьте соотношение традиционного (канонического) и новаторского (индивидуально-авторского) и модели жанра, представленной в анализируемом нами литературном произведении.

Приложение 3. Научно-исследовательская работа Крыловой Ксении, ученицы 11-го класса «Многомерность бытийного пространства в рассказе В.Маканина Кавказский пленный».