В 2019 году исполнилось 75 лет с момента выхода в свет книги, которая в прошлом была самым популярным произведением В. Каверина для юношества и которая в настоящее время незаслуженно забыта. Это роман «Два капитана», повествующий о жизни двух человек, судьбы которых так причудливо переплелись, - Сани Григорьева и капитана Татаринова. Можно с уверенностью сказать, что данное произведение приобщает юных читателей к духовно-нравственным ценностям человечества, воспитывает целеустремленность, благородство, верность данному слову, силу воли и т.д. Сам писатель утверждал, что "это роман о справедливости и о том, что интереснее быть честным и смелым, чем трусом и лжецом". На девизе "Бороться и искать, найти и не сдаваться" воспитано много поколений тех, кто достойно справлялся с бедами и невзгодами своего времени.
Задача учителя – открыть для учащихся мир произведений В. Каверина и создать на уроке условия творческой работы при изучении романа «Два капитана». Я предлагаю использовать интерактивные методы обучения для решения поставленной задачи.
«Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности» [Кашлев С.С., Технология интерактивного обучения./ С.С.Кашлев – М., 2005г. - С. 5]. В процессе такого обучения школьники приобретают навыки анализа художественного произведения крупной формы, творчески подходят к решению проблемы, рассматривая её с разных сторон, овладевают функциональной грамотностью.
В основе предлагаемого урока по роману В.Каверина Два капитана» лежит прием «Общий проект». Ребята получили задания разного содержания, освещающие роман с разных сторон. По завершении работы каждая группа делает отчет и представляет свой продукт – страничку - коллаж. В результате все эти странички собираются в единый журнал. Также используется технология QR – кодов: ребята при помощи QR – кодов получают доступ к необходимому, но избыточному материалу и должны отобрать нужный объем информации, что способствует формированию их функциональной грамотности. Кроме того, на уроке используются игровые технологии, элементы проблемного обучения, интегрированного обучения.
Тема урока: «Судьба человека в романе В.Каверина «Два капитана».
Цель урока - изучить художественный мир романа В.Каверина "Два капитана".
Задачи урока:
1. Познакомиться с историей создания романа и прототипами его героев.
2. Охарактеризовать главных героев романа "Два капитана".
3. Осмыслить сюжет и идею произведения В. Каверина.
4. Сопоставить вымышленное путешествие капитана Татаринова и реальное освоение Севера, выявить их сходство и различия.
5. Создать условия для развития коммуникативной компетенции школьников, исследовательских и творческих способностей учащихся.
6. Создать условия для формирования лучших качеств: верности своему слову, честности, упорства, силы воли, мужества и т.п.
Оборудование: ноутбук или ПК, принтер, листы А3, краски, фломастеры, ножницы, клей, смарфоны, листы с QR-кодом.
Структура урока:
- Организация начала урока: деление класса на группы с помощью приема «Цвет настроения».
- Мотивация учебной деятельности: прием «Фотогалерея» с использованием QR-кодов.
- Определение цели урока: прием «Знаю - Не знаю - Хочу узнать», инсценировка.
- Изучение нового материала: работа в группах, составление отчета, оформление странички дневника по результатам работы группы.
- Подведение итогов: оформление дневника, анализ достижения целей и задач урока.
- Рефлексия: составление синквейна.
- Домашнее задание: прием «Выбери сам».
Ход урока
Мечты слабых — бегство от действительности, мечты сильных — формируют действительность.
Юзеф Бестер
«Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.»
Толстой Л.Н.
Учащиеся делятся на группы перед уроком, выбирая листочки определенного цвета.
Работа с эпиграфами урока. Как вы понимаете слова Юзефа Бестера и Л.Н.Толстого? Кого можно назвать целеустремленным человеком, а кого пустым мечтателем?
Сегодня мы с вами будем говорить о двух капитанах. Каких знаменитых капитанов вы знаете?
Посмотрите на эти портреты (рядом с каждым портретом QR-код).
Как вы думаете, кто это?
Мне кажется, что всех этих людей объединяют очень известные слова: "Бороться и искать, найти и не сдаваться". Ведь в жизни этих людей было место и время для подвига. Воспользовавшись QR-кодами, в группе подготовьте краткое сообщение об этих людях.
Работа учащихся по подготовке сообщения и отчет о проделанной работе.
Как связаны судьбы этих людей и девиз нашего урока?
Из какого произведения я взяла этот девиз? Из романа В. Каверина «Два капитана».
Давайте сформулируем тему и цели урока. Для этого заполним таблицу «Знаю – Не знаю – Хочу узнать». В ходе работы на уроке будем заполнять постепенно третью колонку.
Сегодня мы с вами побываем в роли отважных капитанов, составим путевые заметки и дневники, а также узнаем много нового о В. Каверине и его романе «Два капитана», кроме того, мы побываем в экспедиции на Севере нашей страны и вместе с капитанами пройдем этот нелегкий путь новых открытий.
Как же все начиналось? Давайте послушаем самого главного героя романа – Саню Григорьева.
Инсценировка. Ученик, играющий Саню Григорьева, читает начало романа и письмо.
Назовите ключевые события романа.
Запись в тетрадях:
- Найдены письма.
- Герой научился говорить.
- Побег в Москву.
- Саня узнает историю капитана Татаринова и дает клятву найти его.
- Саня становится летчиком.
- Война.
- Капитан Татаринов найден.
Если бы вам предложили разделить роман на отдельные книги, кто бы стал главным героем в каждой из них? Книга о Сане Григорьеве и его судьбе и книга о капитане Татаринове и его подвиге.
Как вы думаете, почему роман называется «Два капитана»? Судьба Григорьева тесно связана с судьбой капитана Татаринова, героическая самоотверженная личность исследователя Севера стала для простого мальчика образцом для подражания, летчик-капитан возвращает доброе имя моряку-капитану.
Сейчас мы с вами будем работать в группах. Каждая группа получает свое задание, а результат своей работы представляет на листе А3, на котором должна отражаться самая важная, на ваш взгляд, и интересная информация по вашему заданию. В конце урока мы соединим ваши листы и посмотрим, что у нас получится.
1 группа готовит характеристику Александра Григорьева по плану:
1. Внешность героя.
2. Характер героя.
3. Друзья и единомышленники: друг Петька, сестра, доктор Иван Иванович, Валька, Кораблев, Катя, летчик, тетя Даша.
4. Враги: Ромашов, Н.А.Татаринов.
2 группа характеризует капитана Татаринова:
1. Как писатель знакомит читателя с внесюжетным персонажем? ( Отрывки из романа для анализа: письма , воспоминания Кати, книги, которые читал капитан, описание его кабинета, его дела и поступки –дети получают с помощью QR-кода).
2. Друзья и единомышленники: жена, дочь, команда корабля.
3. Враги: брат Н.А.Татаринов.
После выступления 1 и 2 групп задаются такие вопросы:
- Что объединяет этих героев? (Стремление жить ради великой цели: открыть новые земли, разведать новые морские пути, восстановить доброе имя героя)
- Почему у таких хороших людей есть враги? (Зависть, подлость, ненависть очень часто толкает людей на предательство и неблаговидные поступки)
- Есть ли еще в романе герои-двойники? (Ромашов и Н.А.Татаринов)
3 и 4 группы разбиваются по подгруппам и работают над определением жанра произведения. Задание: дополните карточки и подберите примеры и доказательства из текста. У детей есть доступ к тексту романа онлайн, поэтому нужные отрывки они могут распечатать на принтере. Свои заполненные карточки учащиеся размещают в виде кластера на листе А3. После выступления групп учитель предлагает послушать, как сам автор говорит о своем произведении:
“…С первых страниц я взял за правило не выдумывать ничего или почти ничего. Я услышал историю о мальчике, у которого было трудное детство и которого воспитало общество – люди, ставшие для него родными и поддержавшие мечту, с ранних лет загоревшуюся в его пылком и справедливом сердце. Почти все обстоятельства жизни этого мальчика, юноши и взрослого человека сохранены в “Двух капитанах”.
Для моего “старшего капитана” я воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. У одного я взял мужественный и ясный характер, чистоту мысли, ясность цели – все, что отличает человека большой души. Это был Седов. У другого – фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф моей “Святой Марии” совершенно точно повторяет дрейф Брусиловской “Святой Анны”. Дневник штурмана Климова, приведенный в моем романе, полностью основан на дневнике штурмана “Св.Анны” Альбанова – одного из двух участников, оставшихся в живых”.