Изучение рассказа Марии Ухсай "Утренняя роса" в 5-м классе чувашской школы

Разделы: Литература


Мария Ухсай – талантливая чувашская писательница, драматург, педагог. Она родилась 25 января 1908 года в деревне Карачево Чебоксарского уезда (ныне Козловского района) Чувашской Республики. Окончила сельскую школу, Чувашский педагогический техникум в Чебоксарах, Чувашский педагогический институт. Преподавала в школах республики, Канашском педагогическом училище и в Чувашском педагогическом училище в г. Ульяновск. Ее перу принадлежат сборники детских рассказов и повестей, 16 пьес.

Богатый и образный язык произведений Марии Ухсай не утратил своей актуальности и в наше время. Один из ее рассказов “Утренняя роса” рекомендован для изучения в 5 классе. Он позволяет воспитывать в учащихся стремление к добру, любовь к родной земле, к труду.

Целью урока по рассказу М.Ухсай “Утренняя роса” является выявление темы и основной мысли произведения, раскрытие положительных и отрицательных черт человеческих характеров; также произведение позволяет работать над повышением скорости чтения и формированием внимательного, вдумчивого чтения. Учитель познакомит воспитанников с наиболее известными произведениями писательницы, при рассказе могут быть использованы подготовленные учителем слайды. В качестве эпиграфа можно взять чувашскую пословицу: “Ырǎ çын пуласси ачаран паллǎ” (Хорошего человека видно с детства).

Первый этап урока – повторение и закрепление материала, изученного на предыдущем уроке. Затем учащиеся записывают тему урока. Учитель рассказывает о жизни и творчестве Марии Ухсай, демонстрирует слайды.

Самым важным моментом урока является чтение рассказа и его анализ. Произведение лучше читать по частям. Можно составить план рассказа:

  1. Маша и Липа играют на улице.
  2. Матери девочек завели разговор о дочках.
  3. Решение Липы.
  4. Липа и Маша через несколько лет.

Проверить, насколько учащиеся усвоили содержание, помогут такие вопросы:

  • Почему рассказ назван “Утренняя роса”?
  • Какой прием является ведущим в изображении девочек?
  • Какие предложения по цели высказывания преобладают в тексте? Приведите примеры.
  • Кто из героев вам больше понравился? Ответ прокомментируйте.
  • На кого из героев вы бы хотели быть похожей?

Учитель обобщает сказанное.

Утренняя роса, вера в ее чудесную силу изменила жизнь девочки Липы. Умывшись росой, Липа переродилась: стала красивее, добилась успехов в учебе, научилась трудиться. Не случайно эпиграфом к рассказу М.Ухсай выбрала слова: "Ир тǎракан тулǎ пĕрчи тупнǎ тет" (народная чувашская пословица, аналогичная русской: “Кто рано встает, тому бог дает”).

Учащиеся составляют сравнительную таблицу образов девочек

  Липа Маша
Родители (матери) работящая женщина хвастливая женщина
Внешность девочек - круглолицая, здоровая
Поведение (на улице) подвижная, радостная, общительная -
Мнение матерей о дочерях мать Липы считает ее некрасивой мать Маши считает дочь самой красивой и самой умной
Образ жизни девочек
  • встает рано, видит красоту окружающего мира,
  • помогает матери по хозяйству (ходит за водой), занимается рукоделием, хорошо готовит, стирает, читает, готовится к урокам, блестяще сдает экзамен, получает медаль.
  • спит долго,
  • не умеет ничего (белье на постели грязное),
  • одевается не сама
Мнение односельчан Липа – красивая девушка, у нее золотые руки -

Вывод: труд развивает человека.

Подберите пословицы, близкие к содержанию рассказа:

  • Доброе дело само себе хвалит (Ырǎ ĕç хǎйне хǎех мухтать).
  • Человек славен своей работой (Этем тени ĕçпе паха).
  • Человек хорош умом (Этем ырǎ – ǎсĕпе).
  • Какова мать, такова и дочь (Амǎшĕ епле, хĕрĕ çапла).
  • Хорошего человека видно с детства, хорошую лошадь – с жеребенка (Ырǎ çын пуласси ачаран паллǎ, ырǎ ут пуласси тихаран паллǎ).

Какими языковыми средствами раскрываются образы девочек?

  • Сравнение
  • Олицетворение
  • Эпитет
  • Метафора
  • Повтор
  • Риторический вопрос

Итоги урока.

  1. Как изменилась Липа?
  2. Что способствовало тому, что Липа стала такой?
  • совет матери, ее пример;
  • труд;
  • девочка черпала силы в окружающей природе;
  • желание стать лучше;
  • упорство в достижении желаемого
  • режим труда и отдыха.

Кластер

Синквэйн

Липа

  • умная, красивая
  • помогает маме, хорошо учится, умеет веселиться
  • Все любуются девочкой
  • у нее золотое сердце

Маша

  • ленивая, неповоротливая
  • любит спать, уроки не делает, проваливает экзамен
  • Она без мамы ни на что не способна
  • жалкое существо

Домашняя работа.

Написать продолжение рассказа “Как сложатся судьбы девушек Липы и Маши?”.