Мария Ухсай – талантливая чувашская писательница, драматург, педагог. Она родилась 25 января 1908 года в деревне Карачево Чебоксарского уезда (ныне Козловского района) Чувашской Республики. Окончила сельскую школу, Чувашский педагогический техникум в Чебоксарах, Чувашский педагогический институт. Преподавала в школах республики, Канашском педагогическом училище и в Чувашском педагогическом училище в г. Ульяновск. Ее перу принадлежат сборники детских рассказов и повестей, 16 пьес.
Богатый и образный язык произведений Марии Ухсай не утратил своей актуальности и в наше время. Один из ее рассказов “Утренняя роса” рекомендован для изучения в 5 классе. Он позволяет воспитывать в учащихся стремление к добру, любовь к родной земле, к труду.
Целью урока по рассказу М.Ухсай “Утренняя роса” является выявление темы и основной мысли произведения, раскрытие положительных и отрицательных черт человеческих характеров; также произведение позволяет работать над повышением скорости чтения и формированием внимательного, вдумчивого чтения. Учитель познакомит воспитанников с наиболее известными произведениями писательницы, при рассказе могут быть использованы подготовленные учителем слайды. В качестве эпиграфа можно взять чувашскую пословицу: “Ырǎ çын пуласси ачаран паллǎ” (Хорошего человека видно с детства).
Первый этап урока – повторение и закрепление материала, изученного на предыдущем уроке. Затем учащиеся записывают тему урока. Учитель рассказывает о жизни и творчестве Марии Ухсай, демонстрирует слайды.
Самым важным моментом урока является чтение рассказа и его анализ. Произведение лучше читать по частям. Можно составить план рассказа:
- Маша и Липа играют на улице.
- Матери девочек завели разговор о дочках.
- Решение Липы.
- Липа и Маша через несколько лет.
Проверить, насколько учащиеся усвоили содержание, помогут такие вопросы:
- Почему рассказ назван “Утренняя роса”?
- Какой прием является ведущим в изображении девочек?
- Какие предложения по цели высказывания преобладают в тексте? Приведите примеры.
- Кто из героев вам больше понравился? Ответ прокомментируйте.
- На кого из героев вы бы хотели быть похожей?
Учитель обобщает сказанное.
Утренняя роса, вера в ее чудесную силу изменила жизнь девочки Липы. Умывшись росой, Липа переродилась: стала красивее, добилась успехов в учебе, научилась трудиться. Не случайно эпиграфом к рассказу М.Ухсай выбрала слова: "Ир тǎракан тулǎ пĕрчи тупнǎ тет" (народная чувашская пословица, аналогичная русской: “Кто рано встает, тому бог дает”).
Учащиеся составляют сравнительную таблицу образов девочек
Липа | Маша | |
Родители (матери) | работящая женщина | хвастливая женщина |
Внешность девочек | - | круглолицая, здоровая |
Поведение (на улице) | подвижная, радостная, общительная | - |
Мнение матерей о дочерях | мать Липы считает ее некрасивой | мать Маши считает дочь самой красивой и самой умной |
Образ жизни девочек |
|
|
Мнение односельчан | Липа – красивая девушка, у нее золотые руки | - |
Вывод: труд развивает человека.
Подберите пословицы, близкие к содержанию рассказа:
- Доброе дело само себе хвалит (Ырǎ ĕç хǎйне хǎех мухтать).
- Человек славен своей работой (Этем тени ĕçпе паха).
- Человек хорош умом (Этем ырǎ – ǎсĕпе).
- Какова мать, такова и дочь (Амǎшĕ епле, хĕрĕ çапла).
- Хорошего человека видно с детства, хорошую лошадь – с жеребенка (Ырǎ çын пуласси ачаран паллǎ, ырǎ ут пуласси тихаран паллǎ).
Какими языковыми средствами раскрываются образы девочек?
- Сравнение
- Олицетворение
- Эпитет
- Метафора
- Повтор
- Риторический вопрос
Итоги урока.
- Как изменилась Липа?
- Что способствовало тому, что Липа стала такой?
- совет матери, ее пример;
- труд;
- девочка черпала силы в окружающей природе;
- желание стать лучше;
- упорство в достижении желаемого
- режим труда и отдыха.
Кластер
Синквэйн
Липа
- умная, красивая
- помогает маме, хорошо учится, умеет веселиться
- Все любуются девочкой
- у нее золотое сердце
Маша
- ленивая, неповоротливая
- любит спать, уроки не делает, проваливает экзамен
- Она без мамы ни на что не способна
- жалкое существо
Домашняя работа.
Написать продолжение рассказа “Как сложатся судьбы девушек Липы и Маши?”.