"Живительный родник". Якутский фольклор в русской школе

Разделы: Литература


Цели: Повторить изученное о жанрах устного народного творчества; расширить кругозор учащихся о фольклоре родного края, через восприятие сказок, пословиц, загадок; показать роль устного народного творчества для дальнейшего развития якутской литературы, воспитывать уважительное отношение к истории своей республики.

Оборудование: предметы быта якутов (экспонаты школьного музея), выставка книг и рисунков «Мир сказок земли Олонхо».

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня тема нашего урока «Живительный родник» посвящена устного народного творчеству народов Якутии. Фольклор, как вы знаете, отражает душу народу. В качестве эпиграфа я выбрала слова М.Горького «Устная поэзия народа – это бессмертная поэзия». Надеюсь, что в ходе урока вы сами убедитесь в справедливости его слов.

II. Работа с темой.

1. Вспомните, что входит в понятие устное народное творчество? Вспомните жанры фольклора.

2. Что такое загадки?

Загадки загадывают с далёкой древности. Ещё Аристотель, обратив внимание на художественную форму загадок, определил её как «хорошо составленную метафору».

- Какие вы знаете загадки?

А вот в древности загадки у многих народов Севера имели магическое значение и входили в трудное задание для испытания героя.

Древние люди верили магическое слово. Веря в слово, в магическое значение загадок, у якутов был обычай во время сборов на охоту коллективно загадывать и отгадывать загадки, что, по их убеждению, положительно влияло на результат промысла.

Мотив наказания за неумение отгадывать загадки сохранился в якутском Олонхо, где судьба героя зачастую зависела от умения разгадывать загадки. Однако с течением времени загадки стали формой досуга.

Например:

1.

Эти двое при народе
Век не изменяются,
Весело всегда уходят
С плачем возвращаются.

(Вёдра)

2.

Четыре наряда у этой красавицы,
И в каждом наряде – любому понравится.

(Земля)

3. Помимо загадок, у всякого народа есть ещё и мудрые изречения – пословицы и поговорки.

Жанр якутских пословиц и поговорок возник как свод обычаев, правил поведения, как своего рода написанный закон, отражающий жизненный опыт народа. В пословицах и поговорках заключена народная мудрость, выражение духа родного языка, его меткость и точность, краткость и выразительность.

Давайте подумаем и поиграем! Я буду называть вам якутские пословицы и поговорки, а вы попробуйте подобрать к ним похожие по смыслу и назначению русские пословицы:

  1. Между ними и вода не просочится. (Их водой не разольёшь).
  2. Доброе имя лучше богатства. (Береги честь смолоду).
  3. У лодыря сердце стынет, а язык, как пламя, трепещет.
  4. От мороза спасают не рукавицы, а жаркая работа.
  5. Ищет кто – всегда отыщет промысловые места, кто сидит в своём жилище не добудет и хвоста.

4. Подробнее остановимся на сказках. Повторим о жанре сказки.

– Вспомните, ребята, что такое сказка? (вид устного народного творчества с фантастическим вымыслом).

– На какие виды делят сказки?

– Кто излюбленных герои русских сказок? (лиса, тип плута, хитреца)

– С чем связана волшебность сказок? (в их магических обрядах).

– О чём мечтали в сказках?

– Какие сказки вы знаете?

Жанр якутской сказки.

В нашем северном крае до революции 1917 года слепых, хромых было больше, чем грамотных. Для детей, живущих по глухим аласам, разбросанным среди моря тайги, сказки, рассказываемые в долгие зимние вечера, были всем.… У якутов, как и у других народов, сказки делятся на три вида: о животных волшебные и бытовые. Кроме дедушек и бабушек были свои сказатели: певцы и олонхолусты.

Сказки о животных.

По представлениям древних якутов, все звери и птицы наделены человеческим разумом, поэтому герои этих сказок наделены чертами человеческого характера, речью. И если в сказке и присутствует человек, то он является всего лишь второстепенным персонажем.

Чтение сказки «Лошадь и олень»

- В чём поучительный смысл?

Волшебные сказки.

Волшебные – это самые распространённые сказки, связано это с тем, что в Якутии сильно развита обрядовая поэзия, эпических поэм – олонхо. Порою образы волшебных сказок сливаются с образами эпических поэм. Классический образец таких сказок «Старуха Таал – Таал», воспевающая не переходящую ценность человека. (Чтение сказки)

- Мы с вами читали волшебны сказки. Кто герои этих сказок? (маленькие, бедные люди, с реалистическими чертами, бытовыми деталями, вступая в нелёгкое единоборство с чудовищами, они проявляют смекалку и отвагу, что ни кто не может устоять перед их правотой и умом).

- О чём фантазировали люди?

Социально-бытовые сказки.

Основная их черта – это социальное содержание и классовое размежевание героев (богач – бедняк).

Заимствованные сказки.

Это русские сказки «Иван – крестьянский сын», «Илья Муромец»… в отличие от якутских сказок, которые называются «кэпсээн» (рассказ), они называются истории.

3. Итог урока.

  • Понравился ли вам урок? Что нового вы сегодня узнали?
  • Как вы понимаете слова М.Горького «Устная поэзия народа – это бессмертная поэзия» (эпиграф урока)?
  • Хотите ли вы ещё прочитать другие сказки народов Севера?

Заключительное слово учителя.

Итак, мы познакомились с устным народным творчеством Якутии, республики, где мы живём. Да, устное творчество для народов, не имеющих письменности, было тем живительным родником, тем источником, который помог им не только сохранить мужество и свежий разум, но и послужил в дальнейшем развитию родной литературы. Ведь каждая сказка – это какая-то новая сторона большой души народа.

Домашнее задание: проиллюстрировать сказки народов Севера.

Используемая литература:

  1. Сборник якутских сказок. Якутское книжное издательство, 1990 г.