Введение
Современный урок литературы во многом оказался изменённым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Вместо акцента на ЗУНы ныне акцент на компетенции как образовательные достижения.
А проблем в преподавании литературы возникает все больше и больше с каждым годом. Это и падение читательской культуры, и снижение мотивации обучающихся по отношению к чтению, засилье гаджетов, явное увеличение разрыва во взаимодействии «учитель литературы - обучающийся». Естественно, встаёт вопрос о профессиональных компетенциях учителя. Ведь они во многом определяют и компетенции обучающихся.
В связи с ориентацией на требования компетентностной педагогики, каким же должен быть современный урок, И.Ш.Галеева предлагает вспомнить таксономию Б.Блума, которая была разработана ещё в 50-е годы ХХ века и апробирована во многих странах мира. Получился своего рода «конструктор, позволяющий осмыслить структуру урока, логику презентации программного материала, предусмотреть различные уровни знаний, реализующих принцип «от простого к сложному», позволяющих увидеть уровень сформированности читательской компетентности». [3] Как же работает таксономия?
1 уровень предполагает воспроизведение пройденного материала (задания с преобладанием глаголов: дать определение, повторить, перечислить, вспомнить и т.п.).
2 уровень - умение передать новую информацию своими словами, предположить дальнейший ход событий (глаголы: обсудить, описать, объяснить…).
3 уровень демонстрирует умение использования изученного материала в конкретных условиях и новых ситуациях (глаголы: интерпретировать, использовать, применить, инсценировать, разработать…).
4 уровень выявляет умение распознать, соотнести, выделить (глаголы: различить, оценить, анализировать, сопоставить…).
5 уровень - это умение комбинировать элементы, чтобы получить целое (глаголы: разработать, систематизировать, организовать…).
6 уровень - это умение оценивать, переосмысливать, создавать своё (глаголы: сравнить, сделать вывод, обосновать…). Чем выше уровень, тем более он направлен на выявление высокого уровня мышления.
Но это механизм урока. А перед учителем литературы, перед обучающимся - художественное произведение, которое представляет жизнь в образах, будит в человеке чувства, вызывает эмоции, заставляет переживать и сопереживать. И ведь зачастую именно учитель может помочь вызвать в детях подобные переживания, т.к. интернет уже во многих душах подростков «убил» чувства доброты, сочувствия, сопереживания, даже страха… Так как же усилить у обучающихся мотивацию к познанию литературы, помочь им понять, что уроки литературы - это не получение оторванных от жизни знаний, а напротив, подготовка к этой жизни, это понимание тех проблем и их преодоление, которые возникали и возникают во все времена? Ведь в центре любого художественного произведения - Человек.
Итак, ученик становится участником образовательного процесса. О.В.Волкова определяет современный урок литературы как «урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это урок с применением проблемно-диалогических технологий».[3] Используя такое обучение, учитель вызывает у школьников «интерес к новому материалу, познавательную мотивацию и добивается у них активного понимания материала» [3], поскольку ученик сам пришёл к выводам. О.В.Волкова предлагает «шесть шагов» такого урока.
1. Определение нового. Учитель определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это м.б.понятие, закономерность, своё отношение к предмету исследования и т.д.
2. Конструирование проблемной ситуации. Она может возникнуть неожиданно, но учитель должен «поймать» её, обдумать, как она может привести к задуманному результату. Ученикам может не хватить знаний, они должны это осознать. Тогда ставится цель найти это знание. Можно заставить детей удивиться. И в этом случае проблема формулируется в виде вопроса.
3. Планирование действий. После формулирования проблемы- основная часть, коммуникация. Здесь предполагается самостоятельная работа обучающихся. Учитель должен спланировать различные приёмы ведения этой части работы. Это может быть мозговой штурм, выдвижение различных версий, составление планов, тезисов, выполнение различного рода заданий и т.д.
4. Планирование решений. Для этого нужно сформулировать вывод по проблеме с помощью учителя; суметь объяснить полученные новые знания для решения проблемы; необходимо организовать диалог по поиску решения проблемы. Главное, чтобы такой диалог способствовал развитию логики, творчества. Необходимы при этом какие-то опорные сигналы, схемы и т.п.
5. Планирование результата. На этом этапе учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. «Как же мы её решили?»
6. Планирование заданий для применения нового знания. Задания здесь также должны носить проблемный характер. Они направляют ученика на поисковую, исследовательскую деятельность, создание проектов. Такие задания способствуют развитию как индивидуальной исследовательской работы учащихся, так и групповой.
Таким образом, в «основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность, которая будет направлена на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый ученик, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство дать оценку или обогатить свой словарный запас, но и находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний с автором, героем».[3]
Примерная разработка заданий на основе таксономии Б.Блума по программным произведениям литературы. 11 класс
- Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?» («Четвёртый сон Веры Павловны») и
- Е.И.Замятин. Роман «Мы»
Уровень 1. Знание
- Что вы знаете о таких понятиях, как «утопия» и «антиутопия»?
- Какие произведения данного направления вы читали?
- В какую эпоху жили Н.Чернышевский и Е.Замятин?
- Наиболее важные и интересные факты их биографий?
- Назовите героев «будущего» в романе Н.Чернышевского?
- Назовите героев «будущего» в романе Е.Замятина?
- Назовите примерное время действия в этих романах?
- Дайте портретные характеристики героев этих романов.
- Что вы можете сказать об их прошлом?
Уровень 2. Понимание
- Как представляет модель государства в своём романе Н.Чернышевский?
- Какова модель государства в романе Е.Замятина?
- В результате каких событий произошли изменения в этих государствах?
- Как вы поняли отношение героев романов к данным изменениям?
Уровень 3. Применение
- Как вы думаете, почему Н.Чернышевский в «Четвёртом сне Веры Павловны» даёт лишь общую картину будущего?
- Почему нет героев в этой картине?
- Какие основные правила жизни «пропагандирует» автор в изображении такого будущего?
- Какой государственный строй представляет Н.Чернышевский? Объясните свою позицию.
- Как читатель воспринимает Д-503 из романа Е.Замятина?
- Что это за человек? Чем он занимается? Что с ним не так?
- Какой государственный строй представляет в своём романе Е.Замятин? Докажите примерами из текста.
- Есть ли герои в этих романах, противостоящие государственному строю? Объясните примерами из текста.
Уровень 4. Анализ
- Как вы поняли, почему в Государстве Н.Чернышевского нет верховной власти? Сделан упор на сельское хозяйство? Не показано, как расширяются границы государства? Что делают с «нетрудовым» населением? Почему не указаны основополагающие функции государства: оборонительная, правовая, экономическая…? Найдите, если получится, объяснения в тексте «Сна».
- Можем ли мы назвать это общество «социалистическим» или «коммунистическим»? Докажите свою позицию анализом текста.
- Докажите, сможет ли существовать подобное жизнеустройство?
- В чём заключается счастье живущих в таком обществе?
- Единое Государство в романе «Мы» Е.Замятина имеет чёткую структуру. Составьте в тетрадях схему данной структуры и проанализируйте функцию каждой.
- Какое государство получилось? Есть ли у него границы? Существуют ли взаимоотношения с другими государствами? Объясните свою точку зрения.
- Есть ли единство в этом Едином Государстве?
- Почему Д-503 уже в самом начале обнаруживает некоторое несходство с другими членами общества?
- Что объединяет Д-503 с I-330, O-90, R-13? Проанализируйте данные характеры героев.
- Как вы поняли, почему Д-503 вернулся в «строй»? Что он успел осуществить, находясь в обществе вышеназванных героев?
- Каким вы видите продолжение будущего в романе Е.Замятина?
Уровень 5. Синтез
- Попробуйте объяснить различие в понятиях «утопия» и «антиутопия»?
- А есть ли между этими понятиями общее? Докажите на примере данных романов.
- Найдите в каждом из романов Н.Чернышевского и Е.Замятина, что осуществилось в нашем обществе из предсказаний этих писателей? Хотя бы в какой-то мере?
- Как вы поняли определение понятия «свобода» в данных романах?
- А каково место человеческой личности в них?
- Что произойдёт, если такое будущее осуществится?
Уровень 6. Оценка
- Ответил ли Н.Чернышевский на вопрос своего романа: «Что делать?»?
- Каков, по вашему мнению, смысл названия романа Е.Замятина «Мы»?
- Русский философ Н.А.Бердяев писал: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?» Почему Н.Бердяев так сказал? Что же тогда мы можем сказать об антиутопиях? В чём их ГЛАВНАЯ опасность?
Использованная литература
- Н.Г.Чернышевский. Избранные сочинения. Москва «Художественная литература» 1989.
- Е.И.Замятин. Мы. Москва «Молодая гвардия» 1990.
- Конструктор урока литературы на основе таксономии Бенджамина Блума. Методическое пособие. - Казань: Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ, Управление образования ИКМО г.Казани, 2017.