Цели:
- Образовательная: выяснить с учащимися композиционную роль женских образов в романе «Герой нашего времени»;
- Развивающая: систематизировать и расширить знания о главном герое Печорине;
- Воспитательная: воспитывать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова, к его умению давать нравственную характеристику героям;
Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности и креативных способностей учащихся через групповую форму работы.
Методическое обеспечение урока:
- Наглядные пособия: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации Печорина с княжной Мэри, Бэлы.
- Дополнительная литература: отрывки из статей В.Г.Белинскогом «Герой нашего времени», В.А.Сологуба «»Воспоминания», Л.Н.Васильева «Струн пламенные звуки. Мой Лермонтов».
- Раздаточный материал: тестовые задания
Планируемые результаты: создание части проекта на тему «Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»; (чтение отдельных отрывков из романа в сопровождении кратких сообщений и цитирование отдельных фрагментов), уровень усвоения данного материала на уроке (тестирование).
Эпиграф:
Я никогда не считался рабом любимой женщины.
М.Ю.Лермонтов
Ход урока
I. Организационный момент
Постановка целей.
II. Проверка ранее изученного материала: В.Г.Белинский о романе Лермонтова (отдельные отрывки). Тестирование:
Тестирование
1. Кто рассказывает историю Бэлы?
а) Печорин;
б) автор;
в) сама героиня;
г) Максим Максимыч.
2. Как сложилась судьба Бэлы?
а) её увёз Казбич;
б) она осталась с Печориным;
в) она вернулась к своим родным;
г) она умерла.
3. Куда пригласила ундина Печорина на свидание?
а) в дом старухи;
б) на берег моря;
в) в трактир;
г) в сосновый бор.
4. Чем закончилось свидание Печорина и ундины?
а) Печорин не пошёл на него;
б) ундина чуть не утопила Печорина;
в) ундина попросила Печорина ничего не говорить уряднику;
г) она назначила вторую встречу.
5. Чей это портрет?
«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала»
а) Вера;
б) Бэла;
в) Княжна Мэри;
г) Княгиня Лиговская.
6. В повести «Тамань» действующим лицом является:
а) Вера;
б) Бэла;
в) Княжна Мэри;
г) Княгиня Лиговская.
7. О какой героине Печорин рассуждает так: У нее такие бархатные глаза – именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят... Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего... А что, у нее зубы белы? Это очень важно! жаль, что она не улыбнулась на твою пышную фразу.
а) Вера;
б) Бэла;
в) Княжна Мэри;
г) Княгиня Лиговская.
8. Накануне дуэли Печорин спрашивает себя: «...зачем я жил? для какой цели я родился?..» и делает вывод: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных...» Как закончилась жизнь героя?
а) Женился на Вере;
б) Уехал за границу;
в) Умер, возвращаясь из Персии;
г) Стал членом тайного общества.
III. Работа по теме
Слово учителя. Мы уже выяснили, что
Печорин в романе показан противоречивой
личностью. С одной стороны, он завистлив, зол,
жесток, с другой – великодушен, иногда добр, то
есть способен поддаться доброму чувству,
например, благородно защищает княжну Мэри от
посягательств толпы. Он безупречно честен
наедине с собой, умён, но в то же время не умеет
сострадать, привык исполнять только свои
желания. Душевная черствость, равнодушие,
неумение дорожить дружбой и
любовью делают этот образ
малопривлекательным. Однако такая оценка
Печорина была бы неглубокой и однозначной, если
не заметить в его образе штрихи грусти, ноты
безысходности. Для того чтобы
разобраться в образе Печорина, нужно понять
его душу, его внутренний мир, мотивы его
поведения и поступков во взаимоотношениях со
всеми героями.
На предыдущем уроке мы говорили о роли мужских
образов в романе, на сегодняшнем мы проведём
исследование композиционной роли женских
образов.
Эпиграфом нашего урока будут слова из романа
«Я никогда не считался рабом любимой женщины».
– Как вы их понимаете?
– Работать мы будем в группах. В романе на внутренний мир Печорина, его поступки, характер влияют четыре женщины. Каждая группа будет рассматривать образ одной женщины.
IV. Задания группам
I группа: Печорин и Бэла.
1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?
2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?
3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?
(Тезисы ответов учащихся: Бэла – черкешенка,
похищенная Печориным. Она жила и воспитывалась
среди "естественных" людей, "детей
природы". Характерной чертой её народа
является гармония с окружающим миром. Печорин
тоже стремится обрести ее в любви к Бэле. Однако
ему, человеку с развитым самосознанием, не дано
этого. Образ Бэлы, в основе которого лежит
гармония, строящаяся на традициях и обычаях
народа, символизирует явную чуждость Печорина к
этому миру.
Кроткая и в то же время сильная, любящая и не
желающая покориться Бэла привлекает Печорина.
Однако это лишь страстное увлечение, а отнюдь не
любовь. Старый и добрый Максим Максимыч не
понимает, как можно не любить эту "славную
девочку". Восторгаясь ее прелестью и
веселостью, Максим Максимыч осуждает Печорина,
охладевшего к Бэле после того, как услышал
заветное "да".
Бэла, также заметившая перемену в Печорине и
плачущая в его длительное отсутствие, не
упрекает его ни одним словом.
Ее поведение – признак силы ее характера,
способного скорее умереть, чем признать свое
поражение.
Ее смерть – счастье для нее и трагедия для
Печорина, лишний раз убедившегося в том, что в
погоне за личным счастьем он губит чужое.
Находя в себе черты, сближающие его с народом, к
которому принадлежит Бэла (порывистость,
горячность, страстность), Печорин в то же время
понимает, что этих качеств недостаточно, чтобы
обрести гармонию с миром. История с Бэлой – яркое
тому подтверждение).
II группа: Печорин и девушка-ундина.
1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?
2. Перечитайте сцену в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?
3. Какова композиционная роль ее образа?
(Тезисы ответов: Ундина – молодая, здоровая и
энергичная девушка из маленького
провинциального города, единственная, над кем
Печорин не смог возобладать, даже не наделена
именем. Ундиной ее называет Печорин, подчеркивая
ее близость к природе (ундина – существо,
соответствующее славянской русалке).
Напуганная способностью Печорина донести и
разрушить ее мир, Ундина решается на смелый и
жестокий поступок. Из-за одного только
подозрения она, как существо истинно природное,
готова убить человека.
Порывистость, решительность и естественность ее
поведения свидетельствуют о силе характера
Ундины. Умение притворяться (признается Печорину
в любви, чтобы выманить его ночью на берег)
говорит о способности добиваться своих целей
любыми способами.
Способы Ундины оказываются эгоистичными и
жестокими. Примечательно то, что Печорин ни в чем
не винит Ундину, пытавшуюся его утопить.
Встреча с этой девушкой доказывает чуждость
Печорина миру "честных контрабандистов",
живущих по своим законам, которые неизвестны
герою, его отторженность от них).
III группа: Печорин и Мери
1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в журнале от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?
2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?
3. Каков композиционный смысл образа Мери?
(Тезисы ответов: Княжне Мери посвящена
Лермонтовым самая обширная из повестей,
образующих роман, но в жизни Печорина Мери
занимает место несравненно меньше, чем Бэла.
которой посвящена небольшая повесть, и чем Вера,
которая лишь мелькает в некоторых записях
Печорина. В то время как Бэле была отдана вспышка
настоящей страсти, а чувство свое к Вере Печорин
осознал, в конце концов, как любовь, встреча
Печорина с Мери и искание им ее любви были скорее
главным приемом его борьбы с Грушницким, чем
проявлением зарождающегося чувства к ней.
Рисуя Мери, Лермонтов чрезвычайно отчетливо
изображает ее как человека своего времени,
социального положения и своей культурной среды.
Жизнь Мери – соблюдение правил светского
общества, от которых она может отступить, только
будучи уверенной в том, что общество об этом не
узнает. Прямое человеческое движение княжны –
помочь больному Грушницкому поднять стакан –
сразу же осуждается ею же самой с точки зрения
общественной морали и закона приличий:
великосветской девушке не подобает снисходить
до нужд незнакомого разжалованного солдата (не
зная, что он на самом деле юнкер).
Образ Мери словно бы раздваивается: с одной
стороны. это холодная светская дама, умеющая
скрывать свои чувства, пряча их за маской
томности, а с другой стороны, чувствительная и
ранимая натура, способная переступить через
приличия и первой признаться в любви молодому
человеку ("Вы, может быть, хотите, чтоб я первая
вам сказала, что я вас люблю?"). Однако любовь
светской женщины так же быстро надоедает
Печорину, как и любовь дикарки, а разговор о
женитьбе и вовсе отталкивает Печорина от Мери.
Запись Печорина 6 июня ("зачем она [Вера] не
хочет дать мне случай видеться с нею наедине?")
многое объясняет в поведении его по отношению к
Мери. Вера медлит назначить встречу с Печориным,
и он надеется, что ее ревность к Мери поможет ему
сломить сопротивление Веры. Уже 11 июня Печорин
ловит себя на том, что он едва ли не влюблен в
Мери. В Кисловодске его влечение к ней становится
еще сильнее, он целует при переезде через
Подкумок и доводит ее до признания в любви.
Но как только ему удается добиться желаемого
свидания с Верой, он охладевает к Мери и
признается ей, что не любит ее, а Вера становится
ему "дороже жизни, чести, счастья". Таким
образом, Мери оказывается лишь кратковременным
увлечением Печорина, с ее помощью он добивается
своих целей: доказывает свое превосходство над
Грушницким и вызывает ревность Веры. Княгиня
Мери же принимает это известие стойко и находит в
себе силы сказать Печорину на прощание: "Я вас
ненавижу!", хотя по-прежнему его любит).
IV группа: Печорин и Вера
1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как охарактеризовать их чувства друг к другу?
2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им дуэли и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке?
3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?
(Тезисы ответов:Образ Веры, на наш взгляд,
раскрыт недостаточно, в романе отсутствует
рассказ о ее психологических и культурных связях
с ее средой и обществом: она вся раскрывается
перед нами только со стороны своего чувства к
Печорину. Страницы, посвященные Вере, доказывают,
что она живет одною этой любовью.
Вера – единственная женщина, полностью понявшая
Печорина. И любит она его не за
привлекательную внешность или умение держать
себя в обществе, а за сложность и
противоречивость его характера. Ситуации, в
которых показана Вера, – это только свидания с
Печориным или безмолвное присутствие в гостиной
Лиговских, когда он там бывает.
Ничего не известно ни об образе жизни Веры, ни о
её отношениях с людьми, ни о ее умственном
кругозоре, мы не слышим ее разговоров ни с кем,
кроме Печорина. Кажется, что она существует вне
среды, почти вне быта.
Но "Вера такою и должна быть, ибо она – образ
самой любви, беззаветной, самозабвенной, не
знающей границ, переступившей через запреты
среды, ничего не теряющей от сознания
недостатков и пороков возлюбленного". И только
такая любовь может растопить ожесточенное и
жаждущее сердце Печорина.
В облике Веры нет светского колорита, так как
светскость и искренность – понятия
взаимоисключающие, а Вера – само чувство, не
знающее противоречий. Однако сознание того, что
Вера единственная любовь Печорина, приходит к
нему слишком поздно, когда он теряет ее навсегда.
И в этом трагедия Печорина. Также трагедия в том,
что Печорин даже ради Веры не готов
жертвовать своей свободой).
V. Вывод
Женщины, с которыми встречается Печорин в романе, принадлежат к разным социальным классам, у них разное сознание. Бэла и Ундина, Вера и княжна Мэри – женщины разные, но ни с одной из них Печорин не постиг настоящего счастья. Это говорит о сложности и противоречивости его характера.
VI. Задание на дом: ответить письменно на вопрос: почему Печорин ни с одной женщиной не постиг настоящего счастья?
VII. Итог урока
Рефлексия: в начале урока учащиеся получили по две карточки-зелёную и красную. Зелёная означает положительный результат, красная – отрицательный.
При выходе из класса учащиеся помещают каточки в кармашек с вопросами:
– в группе сохранилось единство и партнерские
отношения?
– единство группы в ходе работы было нарушено?
Литература:
1. Белинский В.Г. «Герой нашего времени». М.,
«Рипол Классик», 1999
2. Герштейн Э. «Герой нашего времени». М.,
«Художественная литература», 1976
3. Коплан И.Е. «Анализ произведений русской
классики». – М.,«Критическая литература», 1997
4. М.Ю.Лермонтов в школе. Пособие для учителя.
/сост. А.А.Шагалов. – М., Просвещение, 1976
5. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».
Комментарии В.А. Мануйлова, О.В. Миллер. С.-П.,
Гуманитарное агентство «Академический проект,
1996
6. Удодов Б.Т. «Герой нашего времени». М.,
Просвещение, 1989