Цели урока: рассмотреть жанровое своеобразие произведения; раскрыть особенности изображения былинного героя; определить нравственные ценности русского народа.
Оборудование: раздаточный материал с заданиями, компьютер, проектор, интерактивная доска SMART Board.
Ход урока
1. Звучит запись – исполнение былины.
– Что вы сейчас услышали? (Фрагмент из былины “Илья Муромец и Соловей Разбойник”, которую читали дома.)
– К какому роду литературы относится былина? Почему?
– О чем она повествует?
– Это произведение фольклорное или литературное?
– Что такое фольклор? (Произведения УНТ.)
Термин фольклор (folklore) переводится с английского как мудрость народная. Такой перевод не только формально точен, но и верен по смыслу. Это целостная система народных знаний, особый национальный взгляд на мир.
У многих народов сохранились эпические произведения, которые тесно связаны с мифологией. Русский народный эпос – былины. Это эпические песни, сложенные в Древней Руси, отражают историческую древность, относящуюся главным образом к 11 – 16 векам. Раньше они назывались старинами, старинушками, старинками. Слово “былина” вошло в обиход с середины 19 века. К середине 20 столетия былины почти исчезли из устного репертуара народа и продолжали жить на страницах книг [1].
– Что необычного вы заметили в исполнении произведения? (Исполняется под музыку.) (ПРИЛОЖЕНИЕ, слайд 2)
– Да, сказывание былин сопровождалось игрой на гуслях. Это старинный струнный музыкальный инструмент. Вы видите его на картине В.М. Васнецова “Баян”.
Исполнять былины мог не каждый. Сказителями были особо талантливые люди с отличной памятью. Обычно почетное дело – сказывать былину – поручалось людям преклонного возраста, от 60-65 лет, с большим жизненным опытом. В Древней Руси сказители пользовались почетом и уважением, их мастерство в исполнении былин часто передавалось от родителей к детям и было достоянием семьи. Перенять от отца дар рассказчика, запомнить сюжеты былин и придумать что-нибудь свое, новое было большим счастьем для молодых. Вокруг сказителей всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом и большим вниманием переживали истории богатырей. Особенно часто исполнялись былины долгими зимними вечерами, когда в крестьянской жизни наступало затишье. Былины не пелись, а сказывались – произносились речитативом. Песня звучала медленно, плавно, нараспев.
Речитатив – это напевная речь в вокально-музыкальном произведении, чтение нараспев.
Человечество с течением веков все больше торопилось, суетилось, утрачивая талант мудрого созерцания, которыми обладали наши предки. Меняется жизнь, меняется культура. На смену былинным богатырям приходят другие герои. Традиция русских былин не получила развития в литературе. В наше время не создают произведения о подвигах богатырей. Но мы должны знать и помнить свое прошлое [2]. Изучение былин – серьезное и увлекательное дело. Многие ученые обращаются к былинам и до сих пор делают открытия. И, конечно же, прежде всего исследователей интересуют главные герои – богатыри. Вы прочитали самую популярную былину о русском богатыре Илье Муромце. Вот уже много веков ученые разных специальностей ищут прототип этого героя, даже объявляют, что его мощи покоятся в Киево-Печерской лавре, но нас интересует не реальность лица, а художественный образ, воплощающий народный идеал.
2.
Сегодня на уроке мы проведем исследование: определим особенности изображения героя былины “Илья Муромец и Соловей Разбойник”, охарактеризуем жанровое своеобразие произведения, узнаем, каковы нравственные ценности русского народа. Итак, запишите тему урока.
– Ни одно исследование не проводится без привлечения данных толковых словарей. К сегодняшнему уроку вы получили задание: поработать с толковыми словарями, найти в былине непонятные слова и найти определение их значений, чтобы лучше понять содержание былины. Давайте проверим, что вы сделали. (Проверка задания.)
– Кто главный герой прочитанной былины? (Богатырь Илья Муромец). Его образ запечатлели на своих полотнах многие русские художники. И каждый изобразил образ богатыря по-своему. Это картина художника Кибрика, изображающая Илью Муромца, сражающегося с Калин-царем (ПРИЛОЖЕНИЕ, слайд 3). Далее перед вами картина Васнецова “Богатырский скок”.
– Каких еще богатырей вы знаете? (ПРИЛОЖЕНИЕ, слайд 4). На картине В.М.Васнецова “Богатыри” изображены любимые народные герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Художник глубоко и тщательно изучал историю Древней Руси, ее искусство и литературу, особенно народное творчество, былины. Огромный труд вложил Васнецов в создание картины, поэтому образы русских богатырей получились яркие и поэтичные.
ВОПРОСЫ ПО КАРТИНЕ:
– какой эпизод из жизни богатырей изображен на полотне? ( Они на “богатырском выезде”, зорко всматриваются вдаль, не видно ли врага.);
– Илья Муромец изображен в центре картины. Чем он выделяется среди других богатырей?
– Почему художник не показал богатырей в бою? (Основная идея картины – богатыри ни на кого не нападают, но всегда готовы защитить и защищают родину от врага.)
– А какое определение вы бы дали слову богатырь?
– А как же изображен любимый народный герой в словесном народном творчестве? Это нам придется выяснить самим.
3.
– Итак, вы сегодня на уроке будете исследовать эпическое произведение УНТ – былину “Илья Муромец и Соловей Разбойник”. Но прежде чем приступить к исследованию, необходимо выяснить, как вы усвоили содержание произведения. Для этого мы проведем небольшой тест. Ваша задача – после номера вопроса писать ДА или НЕТ. Получите задания.
Проверим задание (ПРИЛОЖЕНИЕ, слайд 5).
4.
– А теперь приступим к исследовательской работе. Каждая группа получит задание. Руководители исследовательских групп, получите материал. Прочитайте задания.
5. Работа в группах:
- 1 группа . Составьте план былины.
- 2 группа . Определите композицию былины. О чем говорится в каждой части?
- 3 группа . Подберите эпитеты к следующим словам. Как они характеризуют Илью Муромца и Соловья Разбойника? Найдите гиперболы. Какие изобразительно-выразительные средства используются в былине (повторы, анафора, инверсия, параллелизм)? Какова их роль?
Постоянные эпитеты – народно-поэтические эпитеты, получившие в языке устойчивый характер.
- 4 группа . Дайте определение понятий. Создайте словесный портрет Ильи Муромца.
6. Выступления групп.
Вопросы 1 группе:
– В чем особенность повествования? (Используются повторы.)
– С кем сразился Илья Муромец? Образ Соловья-разбойника ассоциировался у народа с главным врагом древних славян – татаро-монгольской ордой.
Вопросы 2 группе:
– К какому фольклорному произведению близка по композиции былина? В чем отличие былины от сказки? Соберите цитату из былины. ПРИЛОЖЕНИЕ, слайд 6)
Вопросы 3 группе (ПРИЛОЖЕНИЕ, слайд 7):
– Как эти эпитеты характеризуют Илью? Соловья?
– Какова роль гипербол? Приведите примеры гипербол.
– Обратите внимание на существительные. В чем их особенность? (Уменьшительно-ласкательные суффиксы.)
– Какую роль выполняют в былине эпитеты, гиперболы, уменьшительно-ласкательные суффиксы? (Это средства создания образа былинного героя.)
Выступление 4 группы. (ПРИЛОЖЕНИЕ, слайд 8)
7. Подведение итогов.
– Так какой он, народный герой Древней Руси? (Русский богатырь – человек долга, носитель нравственных ценностей своего народа, он патриот, смысл жизни видит в служении Родине.);
– Какие качества прежде всего ценил русский народ в былинном герое? Каковы нравственные ценности народа? (Русский народ ценил в богатырях силу, смелость, готовность встать на защиту Родины и сразиться с врагом.)
– Каковы жанровые особенности былины? (ПРИЛОЖЕНИЕ, слайд 9)
8.
Итак, мы определили художественные особенности былины, нашли средства создания образа Ильи Муромца, определил, какие качества ценил русский народ ценил в богатырях. А теперь давайте попробуем сформулировать определение былины как жанра. (Формулировка определения.)
– Сейчас сравним ваше определение с определением, которое дает словарь литературоведческих терминов. (ПРИЛОЖЕНИЕ, слайд 10)
– А теперь проверим, как вы усвоили материал. (ПРИЛОЖЕНИЕ, слайд 11)
9. Рефлексия. Сейчас каждая группа оценит свою деятельность:
– Справились ли вы с заданиями? Что показалось трудным в работе?
10. Домашнее задание:
1. Составить устный рассказ о былине;
2. Придумать сюжет для былины (на выбор).
Литература
- Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописцев до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999. – С. 68-69.
- Литература. 7 класс. Поурочные разработки по учебнику Т.Ф. Курдюмовой /авт.-сост. О.А.Финтистова. – Волгоград: Учитель, 2008. – С. 66-70.