Жанр рассказа в русской литературе ХХ века

Разделы: Литература


Цель проекта – рассмотреть жанр рассказа на примере следующих произведений:

  1. И. Бунин “Темные аллеи”.
  2. М.Шолохов “Судьба человека”.
  3. А.Солженицын “Матренин двор”.

РАССКАЗ

  1. Изображается эпизод из жизни героя.
  2. Малое число действующих лиц.
  3. Сужено место и время действия.
  4. Характер героя раскрывается через его действия и поступки, отношения к другим.
  5. Композиция: З-К-Р.
  6. Повествователь-посредник между изображаемым и читателем.
  7. Тяготение к развернутому сюжету.
  8. Сплав повествовательной речи и высказываний героя (диалоги, монологи).

ЛИРИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ

  1. Характер героя раскрывается через внутреннее эмоциональное состояние.
  2. Через героя передаются чувства самого автора.
  3. Сжатость, выразительность речи.
  4. Через личное передается типичное.
  5. Сюжет прост внешне, несложен (ослаблен).
  6. Лирика прозы обращена к памяти, прошлому человека.
  7. Главное для автора – отражение внутреннего мира героя.

СКАЗ

  1. Строится как рассказ.
  2. Рассказчик речевой манерой и своей позицией отличен от автора.
  3. Речь рассказчика выходит за пределы литературной нормы данного времени.
  4. Сказ-монолог.
  5. Сказ строит рассказчика, но сам-построение писателя.
  6. Время увеличено за счет монолога героя.

ПРИТЧА

  1. Поучение в иносказательной форме.
  2. Берется проблема морали.
  3. Главное не обстоятельства, а авторская мысль, приковывающая внимание читателя.
  4. Сюжет важен как пример, с помощью которого автор стремится нагляднее и убедительнее донести до читателя свое понимание вещей и заставить задуматься над эти
  5. Символичность повествования.

РАССКАЗ XX ВЕКА

  • Рассказ – лирическое повествование. (И.Бунин “Темные аллеи”)
  • Рассказ-сказ. (М. Шолохов “Судьба человека”)
  • Рассказ-притча. (А. Солженицын “Матренин двор”)

Цель урока: формирование навыков учебного исследования.

Структура:

  1. Выделение проблемы и цели исследования.
  2. Формирование гипотезы исследования.
  3. Определение методов исследования, источников информации.
  4. Обсуждение, анализ и оформление полученных результатов.

Форма продукта проектной деятельности – сравнительно-сопоставительный анализ по теме исследования. Мультимедийный продукт.

Форма презентации – научный доклад.

Ценность – развитие навыков научного исследования обучающихся.

1 этап – обсуждение, выделение проблемы и цели исследования.

Проект рассчитан на два урока.

Ставим перед учащимися проблему “В чем особенность жанра рассказа в литературе двадцатого века”.  Формируем группы исследования, распределяем задачи и обсуждаем методы исследования. В результате работы формируем четыре группы, рассматривающие следующие темы:

“Что из себя представляет жанр рассказа?”, “Рассказ-притча. Солженицын “Матренин двор”, “Рассказ-сказ. Шолохов “Судьба человека”, “Лирический рассказ. Бунин “Темные аллеи”.

1 группа. Вопрос: “Что из себя представляет жанр рассказа?”

Цель: рассмотреть особенности жанра рассказа.

Задачи: дать определение рассказа; рассмотреть его особенности; выделить его основные черты.

План исследования:

  1. Что такое жанр?
  2. Дать понятие рассказа.
  3. Выделить основные особенности рассказа.
  4. Какие существуют виды повествования в рассказе?

2 группа. Вопрос: “Почему “Матренин двор” А.Солженицына – рассказ-притча?”

Цель: рассмотреть с точки зрения жанра произведение “Матренин двор”; выявить его жанровые особенности; дать определение виду повествования, используемому автором в нем.

Задачи: рассмотреть, признаки какого жанра преобладают в произведении “Матренин двор”; выяснить особенность жанра данного произведения, вид его повествования.

План исследования:

  1. Выяснить, какие черты эпического жанра рассказа есть в данном произведении.
  2. Что такое притча.
  3. Найти элементы притчи в данном произведении.

3 группа. Вопрос: “Почему произведение И. Бунина “Темные аллеи” – лирический рассказ?”

Цель такая же, как и у предыдущей группы.

Задачи: рассмотреть, признаки какого жанра преобладают в произведении “Темные аллеи”; выяснить, особенность жанра данного произведения, вид его повествовании.

План исследования:

  1. Найти черты жанра рассказа в данном произведении.
  2. Выяснить, что такое лирика.
  3. Найти элементы лирического в данном произведении.

4 группа. Вопрос “Почему “Судьба человека” – рассказ-сказ?”

Цель, задачи такие же, как и у предыдущих групп.

План исследования:

  1. Найти черты жанра рассказа в данном произведении.
  2. Выяснить, что такое сказ.
  3. Найти элементы сказа в данном произведении.

2 этап – обсуждение, предложения, координация действий групп.

3 этап – подбор наиболее значимых цитат из текстов, аргументов.

4 этап – вывод, итоги исследования.

5 этап – подготовка презентации.

6 этап – защита проекта.

Проект

РАССКАЗ

  • изображается эпизод из жизни героя;
  • развертывание действия в пространстве и времени;
  • кратковременность изображаемых событий;
  • малое число действующих лиц;
  • характер героя раскрывается через действия и поступки; его отношения с другими персонажами;
  • повествователь-посредник между изображенным и читателем;
  • тяготение к развернутому сюжету;
  • сплав повествовательной речи и высказываний героя (диалоги, монологи.)

ЛИРИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ

  • характер героя раскрывается через внутреннее эмоциональное состояние;
  • через героя передаются чувства самого автора;
  • сжатость, выразительность речи;
  • через личное передается типичное;
  • сюжет внешне прост, несложен;
  • лирика прозы обращена к памяти, прошлому человека;
  • главное для автора – отражение внутреннего мира героя.

СКАЗ

  • строится как рассказ;
  • рассказчик речевой манерой и своей позицией отличен от автора;
  • речь рассказчика выходит за пределы литературной нормы;
  • сказ-монолог;
  • сказ строит рассказчика, но сам – построение писателя;
  • время увеличено за счет монолога героя.

ПРИТЧА

  • поучение в иносказательной форме;
  • берется проблема морали;
  • главное не обстоятельства, а авторская мысль, приковывающая внимание читателя;
  • сюжет важен как пример, с помощью которого автор стремится нагляднее и убедительнее донести до читателя свое понимание вещей и заставить задуматься над этим;
  • символичность повествования.

БУНИН “ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ”

  • характер главного героя раскрывается через его эмоциональное состояние при воспоминании о прошлой любви, молодости;
  • через главного героя мы понимаем, как автор относится к любви, к жизни;
  • в рассказе все лаконично, динамично;
  • события, описанные в рассказе, типичные, часто встречающиеся в жизни;
  • речь точная, выразительная, в форме диалога, который позволяет передать душевное состояние героя непосредственно, прямо;
  • они могут быть счастливы вместе сейчас: он и она одиноки, но ему мешают предрассудки, общественные взгляды, а она в обиде на него;
  • велика роль пейзажа: вспыхивает на мгновение прежнее чувство, как природа осенью, и умирает;
  • особое внимание уделено отражению внутреннего мира героя;
  • сюжет ослаблен

ШОЛОХОВ “СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА”

  • строится как рассказ;
  • повествование об определенном моменте жизни героя;
  • два рассказчика (рассказчик-автор и рассказчик-герой);
  • рассказчик отличен от автора своей речью, позицией;
  • в речи рассказчика используются просторечья, присказки, элементы плача;
  • автор возвращается к простым и вечным общечеловеческим ценностям;
  • автор через отдельные временные отрезки выделяет главное: масштабность и человечность Андрея Соколова – главного героя;
  • повествование – построение героя, но сам он создание автора;
  • рассказ – исповедь героя.

СОЛЖЕНИЦЫН “МАТРЕНИН ДВОР”

  • проповедование истины, духовности;
  • движение сюжета направлено на постижение тайны характера героини, необыкновенно душевного человека;
  • для автора важно показать, что мир устроен неправильно, он враждебен человеку, даже природа противится этому миру;
  • символы: крестного пути, праведника, мученика (Матрена), дома – пристанища после бездомья, железная дорога, поезд-враждебность жизни;
  • идеал автора – бескорыстный человек, праведник.

Таким образом, выяснили, что рассказ Бунина – лирическое повествование, Шолохова – рассказ-сказ, Солженицына – рассказ-притча.

Почему же писатели двадцатого века обращались к жанровому синтезу, они не просто изображали отдельные эпизоды из жизни героя, а пытались заглянуть в их душу, понять причину их поступков.   Как Бунин раскрыть их чувства. Как Шолохов показать мироощущение русского человека, впитавшего народное представление о жизни, или как Солженицын пытались вернуть мир на путь праведный. Наверное, все это связано с историей человечества, нашей историей. И. Бунин пишет рассказ, когда ломалось все старое, строился новый мир. Человек чувствовал, осознавал напрасность прожитых лет, бесцельность. Отсюда непонимание происходящего, уход в прошлое, связанный с лучшим, что есть на земле – любовью. М. Шолохов описывает послевоенные годы, когда простой русский человек, солдат был возвеличен миром, он освободил мир от фашизма. Вырос интерес к нему как личности, как патриоту, гуманисту. А. Солженицын рассказывает о событиях, происходящих уже в более позднее время после смерти Сталина. Почему же это произошло, неужели нет бескорыстных, добрых людей? Есть. Но во времена Сталина были разрушены все каноны морали. А нужны ли эти праведники? Солженицын говорит, что они есть и нужны нам. И вот в своем рассказе “Матренин двор” он показывает нам, на примере Матрены, в чем истинное предназначение человека, какими мы должны быть. Отсюда, наверное, и своеобразие жанра рассказа в литературе двадцатого века. У Бунина это рассказ – лирическое повествование, у Шолохова – рассказ-сказ, и у Солженицына – рассказ-притча.