Цель проекта – рассмотреть жанр рассказа на примере следующих произведений:
- И. Бунин “Темные аллеи”.
- М.Шолохов “Судьба человека”.
- А.Солженицын “Матренин двор”.
РАССКАЗ
- Изображается эпизод из жизни героя.
- Малое число действующих лиц.
- Сужено место и время действия.
- Характер героя раскрывается через его действия и поступки, отношения к другим.
- Композиция: З-К-Р.
- Повествователь-посредник между изображаемым и читателем.
- Тяготение к развернутому сюжету.
- Сплав повествовательной речи и высказываний героя (диалоги, монологи).
ЛИРИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ
- Характер героя раскрывается через внутреннее эмоциональное состояние.
- Через героя передаются чувства самого автора.
- Сжатость, выразительность речи.
- Через личное передается типичное.
- Сюжет прост внешне, несложен (ослаблен).
- Лирика прозы обращена к памяти, прошлому человека.
- Главное для автора – отражение внутреннего мира героя.
СКАЗ
- Строится как рассказ.
- Рассказчик речевой манерой и своей позицией отличен от автора.
- Речь рассказчика выходит за пределы литературной нормы данного времени.
- Сказ-монолог.
- Сказ строит рассказчика, но сам-построение писателя.
- Время увеличено за счет монолога героя.
ПРИТЧА
- Поучение в иносказательной форме.
- Берется проблема морали.
- Главное не обстоятельства, а авторская мысль, приковывающая внимание читателя.
- Сюжет важен как пример, с помощью которого автор стремится нагляднее и убедительнее донести до читателя свое понимание вещей и заставить задуматься над эти
- Символичность повествования.
РАССКАЗ XX ВЕКА
- Рассказ – лирическое повествование. (И.Бунин “Темные аллеи”)
- Рассказ-сказ. (М. Шолохов “Судьба человека”)
- Рассказ-притча. (А. Солженицын “Матренин двор”)
Цель урока: формирование навыков учебного исследования.
Структура:
- Выделение проблемы и цели исследования.
- Формирование гипотезы исследования.
- Определение методов исследования, источников информации.
- Обсуждение, анализ и оформление полученных результатов.
Форма продукта проектной деятельности – сравнительно-сопоставительный анализ по теме исследования. Мультимедийный продукт.
Форма презентации – научный доклад.
Ценность – развитие навыков научного исследования обучающихся.
1 этап – обсуждение, выделение проблемы и цели исследования.
Проект рассчитан на два урока.
Ставим перед учащимися проблему “В чем особенность жанра рассказа в литературе двадцатого века”. Формируем группы исследования, распределяем задачи и обсуждаем методы исследования. В результате работы формируем четыре группы, рассматривающие следующие темы:
“Что из себя представляет жанр рассказа?”, “Рассказ-притча. Солженицын “Матренин двор”, “Рассказ-сказ. Шолохов “Судьба человека”, “Лирический рассказ. Бунин “Темные аллеи”.
1 группа. Вопрос: “Что из себя представляет жанр рассказа?”
Цель: рассмотреть особенности жанра рассказа.
Задачи: дать определение рассказа; рассмотреть его особенности; выделить его основные черты.
План исследования:
- Что такое жанр?
- Дать понятие рассказа.
- Выделить основные особенности рассказа.
- Какие существуют виды повествования в рассказе?
2 группа. Вопрос: “Почему “Матренин двор” А.Солженицына – рассказ-притча?”
Цель: рассмотреть с точки зрения жанра произведение “Матренин двор”; выявить его жанровые особенности; дать определение виду повествования, используемому автором в нем.
Задачи: рассмотреть, признаки какого жанра преобладают в произведении “Матренин двор”; выяснить особенность жанра данного произведения, вид его повествования.
План исследования:
- Выяснить, какие черты эпического жанра рассказа есть в данном произведении.
- Что такое притча.
- Найти элементы притчи в данном произведении.
3 группа. Вопрос: “Почему произведение И. Бунина “Темные аллеи” – лирический рассказ?”
Цель такая же, как и у предыдущей группы.
Задачи: рассмотреть, признаки какого жанра преобладают в произведении “Темные аллеи”; выяснить, особенность жанра данного произведения, вид его повествовании.
План исследования:
- Найти черты жанра рассказа в данном произведении.
- Выяснить, что такое лирика.
- Найти элементы лирического в данном произведении.
4 группа. Вопрос “Почему “Судьба человека” – рассказ-сказ?”
Цель, задачи такие же, как и у предыдущих групп.
План исследования:
- Найти черты жанра рассказа в данном произведении.
- Выяснить, что такое сказ.
- Найти элементы сказа в данном произведении.
2 этап – обсуждение, предложения, координация действий групп.
3 этап – подбор наиболее значимых цитат из текстов, аргументов.
4 этап – вывод, итоги исследования.
5 этап – подготовка презентации.
6 этап – защита проекта.
Проект
РАССКАЗ
- изображается эпизод из жизни героя;
- развертывание действия в пространстве и времени;
- кратковременность изображаемых событий;
- малое число действующих лиц;
- характер героя раскрывается через действия и поступки; его отношения с другими персонажами;
- повествователь-посредник между изображенным и читателем;
- тяготение к развернутому сюжету;
- сплав повествовательной речи и высказываний героя (диалоги, монологи.)
ЛИРИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ
- характер героя раскрывается через внутреннее эмоциональное состояние;
- через героя передаются чувства самого автора;
- сжатость, выразительность речи;
- через личное передается типичное;
- сюжет внешне прост, несложен;
- лирика прозы обращена к памяти, прошлому человека;
- главное для автора – отражение внутреннего мира героя.
СКАЗ
- строится как рассказ;
- рассказчик речевой манерой и своей позицией отличен от автора;
- речь рассказчика выходит за пределы литературной нормы;
- сказ-монолог;
- сказ строит рассказчика, но сам – построение писателя;
- время увеличено за счет монолога героя.
ПРИТЧА
- поучение в иносказательной форме;
- берется проблема морали;
- главное не обстоятельства, а авторская мысль, приковывающая внимание читателя;
- сюжет важен как пример, с помощью которого автор стремится нагляднее и убедительнее донести до читателя свое понимание вещей и заставить задуматься над этим;
- символичность повествования.
БУНИН “ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ”
- характер главного героя раскрывается через его эмоциональное состояние при воспоминании о прошлой любви, молодости;
- через главного героя мы понимаем, как автор относится к любви, к жизни;
- в рассказе все лаконично, динамично;
- события, описанные в рассказе, типичные, часто встречающиеся в жизни;
- речь точная, выразительная, в форме диалога, который позволяет передать душевное состояние героя непосредственно, прямо;
- они могут быть счастливы вместе сейчас: он и она одиноки, но ему мешают предрассудки, общественные взгляды, а она в обиде на него;
- велика роль пейзажа: вспыхивает на мгновение прежнее чувство, как природа осенью, и умирает;
- особое внимание уделено отражению внутреннего мира героя;
- сюжет ослаблен
ШОЛОХОВ “СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА”
- строится как рассказ;
- повествование об определенном моменте жизни героя;
- два рассказчика (рассказчик-автор и рассказчик-герой);
- рассказчик отличен от автора своей речью, позицией;
- в речи рассказчика используются просторечья, присказки, элементы плача;
- автор возвращается к простым и вечным общечеловеческим ценностям;
- автор через отдельные временные отрезки выделяет главное: масштабность и человечность Андрея Соколова – главного героя;
- повествование – построение героя, но сам он создание автора;
- рассказ – исповедь героя.
СОЛЖЕНИЦЫН “МАТРЕНИН ДВОР”
- проповедование истины, духовности;
- движение сюжета направлено на постижение тайны характера героини, необыкновенно душевного человека;
- для автора важно показать, что мир устроен неправильно, он враждебен человеку, даже природа противится этому миру;
- символы: крестного пути, праведника, мученика (Матрена), дома – пристанища после бездомья, железная дорога, поезд-враждебность жизни;
- идеал автора – бескорыстный человек, праведник.
Таким образом, выяснили, что рассказ Бунина – лирическое повествование, Шолохова – рассказ-сказ, Солженицына – рассказ-притча.
Почему же писатели двадцатого века обращались к жанровому синтезу, они не просто изображали отдельные эпизоды из жизни героя, а пытались заглянуть в их душу, понять причину их поступков. Как Бунин раскрыть их чувства. Как Шолохов показать мироощущение русского человека, впитавшего народное представление о жизни, или как Солженицын пытались вернуть мир на путь праведный. Наверное, все это связано с историей человечества, нашей историей. И. Бунин пишет рассказ, когда ломалось все старое, строился новый мир. Человек чувствовал, осознавал напрасность прожитых лет, бесцельность. Отсюда непонимание происходящего, уход в прошлое, связанный с лучшим, что есть на земле – любовью. М. Шолохов описывает послевоенные годы, когда простой русский человек, солдат был возвеличен миром, он освободил мир от фашизма. Вырос интерес к нему как личности, как патриоту, гуманисту. А. Солженицын рассказывает о событиях, происходящих уже в более позднее время после смерти Сталина. Почему же это произошло, неужели нет бескорыстных, добрых людей? Есть. Но во времена Сталина были разрушены все каноны морали. А нужны ли эти праведники? Солженицын говорит, что они есть и нужны нам. И вот в своем рассказе “Матренин двор” он показывает нам, на примере Матрены, в чем истинное предназначение человека, какими мы должны быть. Отсюда, наверное, и своеобразие жанра рассказа в литературе двадцатого века. У Бунина это рассказ – лирическое повествование, у Шолохова – рассказ-сказ, и у Солженицына – рассказ-притча.