Литература
-
Драматургия А.Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе "Старший сын". 11-й класс 2012
Цель урока: показать значение драматургии Вампилова для русской литературы. Главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты человек человеком?
-
Древнегреческие мифы (урок внеклассного чтения). 6-й класс 2020
Цели урока: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; определять связь художественных средств выразительности современного языка с историей их возникновения; умение пересказывать литературное произведение; приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой литературы и изучение влияния мировой культуры на богатство современного русского языка и литературы.
-
Древнерусская культура. Периодизация древнерусской литературы. Иконопись. "Владимирская Богоматерь". "Троица". "Донская Богоматерь" 2010
В работе представлены материалы для проведения межпредметного "круглого стола". Цели урока: приобретение учащимися навыков постижения мира с помощью проектной методики, формирование ключевых компетенций старшеклассников.
-
"Древо жизни народа". Разработка внеклассного мероприятия по литературе. 5-й класс 2009
Представленная разработка позволяет не только обобщить в игровой форме известные сведения о фольклоре, но и значительно расширить их. В ходе мероприятия ученики смогут восхититься изделиями народных промыслов родного края, проверить себя в различных конкурсах, научить друзей народным играм, проверить свои артистические способности.
-
"Другие по живому следу пройдут твой путь за пядью пядь…" Вечер памяти В.И. Даля 2012
Мероприятие знакомит учащихся с неизвестными фактами биографии В.И. Даля. Прививает любовь к русскому языку, интерес к истории языка, развивает и обогащает речь и лексику средствами словарей.
-
Дружба детей в повести М.Карима «Радость нашего дома», посвященный творчеству Мустая Карима 2021
Цели урока: раскрыть основное содержание повести М.Карима «Радость нашего дома»; развивать речь, способность анализировать фрагменты художественного текста; воспитывать милосердие, доброту, толерантность на примерах главных образов повести.
-
Дружба и любовь в творчестве А.С. Пушкина 2012
Литературно- музыкальный вечер, посвященный теме дружбы и любви в творчестве А.С. Пушкина, проводится в 10-м классе школы-интерната V вида после изучения лирики поэта. В сценарии использованы стихотворения А.С. Пушкина и поэтов XX века, а также русские народные песни и музыка Г.Свиридова.
-
"Друзья мои, прекрасен наш союз…" 2011
19 октября 1811 года в Царском селе тридцать мальчиков сели за парты и стали лицеистами. Эти юнцы выросли поэтами, министрами, офицерами, сельскими домоседами и неугомонными путешественниками. За шесть лицейских лет они стали друзьями и пронесли эту дружбу через всю жизнь. Тот, первый выпуск целиком вошел в историю: нет ни одного имени, не оставившего в ней свой след. Именно первому выпуску посвящено мероприятие.
-
"Друзья! Прекрасен наш союз!" 2009
Цель урока – раскрыть отношение А.Пушкина к друзьям, дружбе. Для достижения цели решаются следующие задачи: раскрытие понятия дружбы; пробуждение интереса к личности поэта; раскрытие важности заботы о других людях. По ходу урока обучающиеся отвечают на вопросы теста, проводят аналитическую работу с текстами, рассуждают о значении дружбы в жизни человека, основываясь на «Письмах о добром» Д.С. Лихачёва.
-
Дуб в стихотворениях Н.Заболоцкого и И.Кашпурова. (Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения) 2009
Представленный урок развивает монологическую речь учащихся и совершенствует умение анализировать образы.
-
"Дубровский и Троекуров". Урок литературы в 6-м классе по повести А.С. Пушкина "Дубровский" 2010
Конспект второго урока по повести А.С. Пушкина «Дубровский». На примере ссоры между Дубровским и Троекуровым учащиеся осмысливают проблемы взаимоотношений друзей, учатся терпимости, ответственности за свои поступки, гуманистическому отношению к окружающим людям.
-
"Дурное общество" и "темные личности" (по повести В.Г. Короленко "Дети подземелья"). 5-й класс 2012
Урок изучения нового материала направлен на обучение частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей. Основная дидактическая задача этого урока – проанализировать причинно-следственные связи мира чувств ребенка, характер его взаимоотношений с взрослыми и окружающей действительностью на материале повести "Дети подземелья".
-
Духовная и нравственная ценность рассказов В.М. Шукшина 2013
Урок можно проводить в качестве урока внеклассного чтения после изучения творчества И.А.Гончарова в 10-м классе или в 11-м классе при изучении творчества В.Шукшина. Большая роль отводится учителю, важна эмоциональность урока, умение ненавязчиво и логично связывать происходящее в рассказах с жизнью. Презентация к уроку даёт возможность детям получить не только знания, но и хороший позитивный настрой.
-
Духовная литература. 5-й класс 2011
Урок обобщающий, завершающий изучение раздела "Духовная литература" в 5-м классе. Реализация его целей позволит довести до сознания детей, что сюжеты, темы, образы духовной литературы – неисчерпаемый кладезь мудрости, источник вдохновения.
-
Духовно-нравственное величие женщины в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины" 2014
Цели урока: воспитывать нравственные качества: долг, ответственность, сопереживание, милосердие, любовь к семье, патриотизм, стойкость, мужество; формировать гражданскую идентичность; познакомить обучающихся с историей написания поэмы Некрасова «Русские женщины», историческими событиями, отраженными в произведении; ввести понятие «дилогия»; раскрыть тему, проблему, мотив, идею, пафос поэмы; обучать актерскому мастерству.
-
Духовно-нравственное воспитание и развитие на уроках литературного чтения в школе первой ступени 2022
Целью данной работы является обоснование духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения в начальной школе. Цель достигается через решение следующих задач: выявление возрастных особенностей духовного устроения учащихся начальной школы; формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями на уроках литературного чтения; описание форм и методов работы учителя начальных классов на уроках литературного чтения по духовно-нравственному воспитанию.
-
Духовно-нравственное воспитание на уроках гуманитарного профиля 2003
Методическое приложение и разработка уроков литературы и русского языка являются небольшой частью цикла "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках гуманитарного профиля", который основывается на анализе высокохудожественных текстов с духовно-нравственной проблематикой, изучаемых на уроках литературы в каждом классе.
-
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы 2020
Когда заниматься духовно-нравственным воспитанием? Нужно ли это современным детям? Скажу так: «Без воспитания нет образования!» Через тексты художественной литературы происходит приобщение ребенка к вечным нравственным ценностям на уроках, во внеурочной деятельности, классных часах. Дети по-новому воспринимают художественный текст, если при его обсуждении учитель опирается на жизненный опыт ребенка.
-
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы 2014
Данная публикация является методической помощью учителю в подготовке учащихся к урокам литературы в 5–6-х классах.
-
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях введения ФГОС 2018
В методической разработке представлен материал практико-ориентированной реализации уроков, помогающих раскрыть как можно построить уроки по литературе, чтобы приобщить учеников к лучшим образцам русской письменной культуры в процессе их исторического развития от древности до наших дней.
-
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы II ступени обучения 2012
В современной школе одной из составляющих повышения качества образования является духовное развитие личности. Большое значение для духовно-нравственного воспитания школьников имеют уроки литературы. Именно произведения русской классики формируют любовь к Отечеству и своему народу через знание по истории и культуре, показывают красоту земли русской, неисчерпанные истоки мудрости человека, открывают нам нечто глубокое, важное, затрагивая в нас сокровенные струны наших сердец.
-
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы 2012
Уроки литературы побуждают вести диалог о непростых проблемах нашей жизни, сложной судьбе героев произведений, бездуховности, утрате нравственных идеалов, добре и зле, роли семьи в воспитании человека. На уроках русского языка необходимо анализировать тексты, несущие информацию и влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни.
-
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы 2011
Автор, рассматривая роль уроков литературы в духовно-нравственном воспитании учащихся, предлагает вариант проведения "мастерской ценностных ориентаций" по сказке О. Уайльда «Мальчик-звезда» в 5-м классе.
-
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы на примере рассказа А.Платонова "Третий сын" 2008
Актуальность избранной темы заключается в необходимости формирования и развития у школьников общественно значимых идеалов. Единый сюжет прозы А.Платонова – путешествие в глубины и из глубин человеческих и народных судеб. Андрей Платонов пишет правду - взыскует истину. Герои Платонова «в разрезе» похожи на мелкослойную древесину: скупо и тесно откладываются одно за другим кольца привычек, переживаний. У Платонова нет так называемых простых людей, примитивных, словно бы не знающих внутренней жизни духа.
-
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке-полилоге 2008
С точки зрения программных требований это урок внеклассного чтения, с точки зрения характера деятельности учителя и учащихся — урок-полилог, так как в диалог вступают учитель, учащиеся, писатели, композитор и певец, герои рассказа Бориса Екимова "Возвращение".
-
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы "И ляжет на душу добро…" 2011
В статье определяется роль учителя-словесника в формировании духовно-нравственной культуры обучающихся. Подчеркивается значение литературы как человекоформирующей учебной дисциплины, жизненно важной для современного школьника, направляющей его к духовным истокам национальной культуры.
-
Духовно-нравственное и гражданское воспитание на внеклассных занятиях по литературе 2011
В статье описан опыт работы по духовно-нравственному воспитанию. Создание программ духовно-нравственного воспитания, нового для современной России типа, заполнит белые пятна традиционного безрелигиозного воспитания и восстановит утраченные элементы культурной и духовной жизни России. Актуальная задача – подготовка специалистов в области духовно-нравственного воспитания.
-
Духовно-нравственные уроки «Слова о полку Игореве» 2015
Презентация к уроку поможет учителю организовать занятие, а ученикам погрузиться в эпоху, представить описанные в «Слове» события и образы, понять идею автора.
-
Духовно–нравственное воспитание на уроках литературы 2009
В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания на уроках литературы. Словесное искусство духовно по своей природе. Идеал нравственности красной нитью проходит по страницам бесценных произведений русской литературы, наследия христианской культуры. Обращение к богатому духовному наследию христианской культуры – актуальная сегодня проблема. Знакомство с библейскими сюжетами помогают глубже проникнуть в художественные произведения, понять их.
-
Духовное развитие личности в школе (из опыта работы МОУ СОШ № 29 г. Ульяновска) 2007
Особая роль школы состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки, потребности и интересы.