Цели: углубить представление о жанре басни; расширить читательский интерес учеников – познакомить учеников с предшественниками Крылова в жанре басни; обучить элементам сравнительного анализа текстов.
Оборудование: сборники басен А.И. Крылова; тексты басен «Лисица и виноград» Эзопа, Ж. де Лафонтена, И.А. Крылова; иллюстрации к басням Кукрыниксы и А.М. Лаптева, детские иллюстрации, видеоматериалы к уроку.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
А) Повторение теории:
– Дайте определение басни.
– Из каких частей состоит басня? (Зачин, мораль, небольшой рассказ о событии)
– Что такое мораль?
– В баснях часто встречается аллегория. Что это такое?
– Определение олицетворения?
– Какие ещё художественные приемы могут встречаться в баснях? (звукоподражания, эпитеты)
Б) Выразительное чтение понравившихся басен с кратким анализом.
- «Свинья под дубом»
– Почему свинья не поняла, в чем её упрекают?
– Какая фраза из этой басни стала устойчивым выражением (фразеологизмом)? («Лишь были б жёлуди, ведь я от них жирею...»)
- «Осел и мужик»
– Аллегорией чего является осел?
– Какова мораль этой басни?
II. Изучение нового материала.
Учитель: Жанр басни известен с древних времен. Родоначальником жанра считается Эзоп, живший в 6 веке до нашей эры. Почти через семь веков римский поэт Федр переложил его басни в стихотворную форму и издал их отдельными сборниками. Так родился жанр латинской стихотворной басни. В 17 веке древний жанр был возвеличен французским писателем Ж.. де Лафонтеном. Развивали жанр басни и русские баснописцы 18 века Хемницер И.И., Сумароков А.П., Дмитриев И.И.
Попробуем проследить, как менялся облик басни Эзопа «Лисица и виноград» на протяжении веков, что нового внесли баснописцы в древнее произведение. Название басни сохранялось без изменений.
(Слайд 1 Презентации)
– Итак, это была басня Эзопа. А теперь вашему вниманию предлагается произведение Жана де Лафонтена на эту же тему.
(Слайд 2)
– Басня И.А.Крылова «Лиса и виноград»
(Слайд 3)
III.Обучение сравнительному анализу басен.
План сравнительного анализа.
(Запись на доске)
- Тема басни.
- Герои басни.
- События, действия героев.
- Цель басни.
- Мораль.
- Художественные особенности.
Беседа с детьми, что общего и чем различаются басни.
Общее | Различное |
|
|
IV. Закрепление изученного материала.
– Какие басни вы приготовили для чтения в классе? Кто смог найти краткую историю создания этой басни? (Заслушивание выразительного чтения басен, приготовленных дома детьми)
V. Викторина по прочитанным дома басням.
Класс делится на 2 команды, за правильный ответ команда получает 1 балл.
- Задание 1 (Слайд 4)
- Задание 2 (Слайд 5)
- Задание 3 (Слайд 6)
- Задание 4 (Слайд 7)
- Задание 5 (Слайд 8)
- Задание 6 (Слайд 9)
- Задание 7 (Слайд 10)
Учитель: – А теперь последнее задание: рассмотрите иллюстрации художников к басням Крылова, попробуйте угадать их.
Задание 8 (Слайды 11-20)
Учитель: – Итоги викторины. Кто больше всех получил жетонов, тот получает приз: зеркальце (ребята угадывают, из какой сказки этот предмет), очки, жёлудь, кусочек сыра и т.д.
VI. Домашнее задание.
- Письменный ответ на вопрос: «Почему басне суждена долгая жизнь?»
- Попробовать сочинить басню самим.