Женская верность, воспетая поэтом К.М.Симоновым

Разделы: Литература, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 9

Ключевые слова: К.М.Симонов, «Жди меня»


Предмет: литература.

Класс: 9.

Автор УМК: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский. Литература . 9 класс: учебник для общеобразовательных школ в 2 частях – М.: Просвещение, 2009.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Место урока в учебном плане: Стихотворение К.М.Симонова изучается в разделе «Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков» в 4 четверти.

Цели урока:

  • Деятельностная: формирование способности к восприятию нового знания, систематизации и обобщению изученных знаний как средства для построения нового способа действия, формирование навыков употребления различных средств художественной выразительности при создании творческих работ;
  • Образовательная: обучение анализу лирического произведения, развитие речевых и творческих способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи.
  • Воспитательная: формирование активной личностной позиции, интереса к творчеству К.М.Симонова.

Задачи:

  • На основе фактов из биографии К.М.Симонова, понимания его внутреннего мира, обосновать отражение в творчестве поэта темы «Женская верность».
  • Через различные виды деятельности научить принимать учебную задачу, видеть проблему, анализировать, сопоставлять, работать по эталону, делать выводы и умозаключения и др.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация к уроку
  • аудиозапись (стихотворение «Жди меня» в исполнении автора, песня «Жди меня» в исполнении Людмилы Гурченко на слова К.М.Симонова, песня «Открытое письмо» в исполнении группы Дима Птицами на слова К.М.Симонова);
  •  фото военных лет, оформленные в виде слайд-шоу;
  • раздаточный материал : оценочный лист, стихотворения «Жди меня», «Открытое письмо», прием «Диаманта», прием «Плюс - минус - интересно»; вопросы для работы в группах;

Ход урока

1. Этап мотивации - ассоциации

Цель этапа: Психологический настрой и мотивация на творческий успех в работе, создание проблемной ситуации, определение цели и задач урока.

УУД:

  • самоопределение (Л);
  • умение работать с ассоциациями (П);
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Слово учителя:

- Здравствуйте. (Организационный момент). Приготовились к уроку, у вас на партах есть у каждого оценочный лист, который вам нужно будет поэтапно заполнить в течение урока. Итак, внимание на экран.

(Слайд 2. Картина «Лебеди», музыкальное произведение «Лебединая верность» в исполнении Евгения Мартынова (начало 1 куплета, до слов «вдвоем»)

- Какие ассоциации у вас вызывает эта картина и музыкальное произведение? Запишите их и прокомментируйте (выборочно несколько человек – верность, любовь и т.д. Слайд 3)

- Да. Тема любви и верности всегда затрагивала души и находила свое отражение в творчестве не только у композиторов и художников, но и у поэтов. Например, в стихотворении, которое я предлагаю послушать.

2. Этап актуализации и пробное учебное действие

Цель этапа: Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

УУД :

  • анализ, обобщение, (П);
  • извлечение необходимой информации (П);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • выполнение пробного учебного действия (Р);

(Прослушивание стихотворения « Жди меня», которое читает автор.)

- Знаете ли вы, кто автор этого прекрасного произведения «Жди меня»? (если знают – называют, если нет - то говорит учитель: это замечательный русский поэт К.М.Симонов. Слайд 4).

- Какая тема затронута поэтом в стихотворении?

(В стихотворении « Жди меня» поэт писал о женской верности, чести, умении поддержать в нелегкое время, умении ждать, о героизме, о мужестве, храбрости солдат, возлагал надежды на будущее и т.д.)

III. Постановка учебной задачи и выявление места и причины затруднения

Создание проблемной ситуации

Цель этапа: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

УУД:

  • анализ, обобщение, (П);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • целеполагание (П);
  • фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
  • учет разных мнений (К);

- Это стихотворение словно гимн верности, не правда ли. Попытайтесь сформулировать тему урока и его цель.

(Тема «Женская верность, воспетая К.М.Симоновым»; Цель: понять, что значит для поэта «женская верность», проследить, как эта тема отражена в творчестве поэта. Слайд 5)

- Ранее вы уже были знакомы с биографией и творчеством этого поэта. Какие произведения были прочитаны вами? («Привез майор мальчишку на лафете» - 6 кл., «Сын артиллериста» и др.)

- Этот год знаменателен тем, что этому великому поэту 28 ноября исполнилось 100 лет со дня его рождения. Я предлагаю вам сегодня вспомнить биографию этого уникального человека и познакомиться с историей создания стихотворения «Жди меня» и узнать, почему оно стало гимном любви и верности.

IV. Реализация исследования проблемной ситуации

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

УУД:

  • самоопределение (Л);
  • анализ, обобщение, (П);
  • определение основной и второстепенной информации (П);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, умение работать в группе (К);
  • умение сопоставлять, сравнивать (Р)

А) Индивидуальное задание: Презентация результатов исследования биографии поэта. (Слайд 6-9)

Информация:

Русский писатель, поэт, журналист, общественный деятель. Родился Константин Симонов 28 ноября 1915 в Петрограде в дворянской семье. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Воспитывался отчимом - преподавателем военного училища. Детские годы прошли в Рязани и Саратове. В 1931 вместе с семьей отчима переехал в Москву. Окончив училище точной механики, Симонов идет работать на авиационный завод. В эти же годы начинает писать стихи. В печати первые произведения появились в 1934. Затем продолжил свое образование в институтах Москвы. Закончил курсы военных корреспондентов. С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был корреспондентом многих газет, в 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны – полковника. В качестве военкора побывал на всех фронтах, был свидетелем последних боев за Берлин. Тема войны нашла свое отражение в его творчестве. Среди произведений Константина Симонова - романы, повести, пьесы, рассказы, сценарии художественных и документальных фильмов, поэмы, стихотворения, дневники, путевые очерки, посвященные войне . Например, "История одной любви" (1940; пьеса), "Парень из нашего города" (1941; пьеса;)"С тобой и без тебя" (1942; сборник стихов), "Жди меня" (1943; сценарий кинофильма), "Война" (1944; сборник стихов и др. Умер Константин Симонов 28 августа 1979 в Москве. Прах Симонова по его желанию был развеян над местами особенно памятных ему боёв периода Великой Отечественной войны.

Б) - Обратимся к истории создания стихотворения.

Индивидуальное задание: Презентация результатов исследования «История создания стихотворения « Жди меня» (Слайд 10).

Информация:

В январе 1942 года военный журналист Константин Симонов предложил редактору газеты 44-й армии стихотворение «Жди меня».

Редактор, по собственному признанию, «стал что-то бормотать, что в газету нужно героическое, а не лирическое. И потом бил себя по лысеющей голове, когда эти стихи опубликовала «Правда».

Для миллионов людей на передовой и в тылу они стали молитвой верности, клятвой любви, символом святости супружеских уз.

Написано оно в 1941 году. Автор и думать не мог, что напечатает стихи, так как изначально писал письмо. Симонов посвятил стихотворение любимой женщине, Валентине Серовой. В нем есть его собственные признания.

Но такие стихотворения нужны были всем. Люди испытывали такие же чувства, поэты дали фронтовикам слова, которые были у тех в сердце, но не находили точного выражения.

Поначалу Константин Симонов отказывался публиковать это стихотворение, считая его глубоко личным и не предназначенным для широкого круга читателей. Ведь лишь несколько близких друзей поэта были посвящены в его сердечную тайну. Однако именно они настояли на том, чтобы стихотворение «Жди меня, и я вернусь», в котором так нуждались тысячи солдат и их любимые, стало достоянием общественности. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Сам К.Симонов говорил об этом стихотворении: « Любовь, воспетая стихами».

В) После просмотра слайдов постановка проблемного вопроса:

- Почему поэзия в годы войны была необходима людям - и тем, кто был на фронте, и тем, кто был в тылу? (Поэзия, обращаясь к душе каждого человека, передавала его мысли, переживания, вселяла веру и надежду, связывала воюющих и оставшихся в тылу близких. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь Родину, а тебя любят и ждут дома, давала силы воевать и верить в победу. Именно об этом говорится в стихотворении « Жди меня»)
-Выполнив работу в группах, попробуем доказать это.

Г) Анализ стихотворения « Жди меня» - работа в группах.

- Прочитайте еще раз выразительно стихотворение «Жди меня» и выполните задания в группах (в учебнике или в распечатке – читает один человек (Слайд 11):

 1 группа «Тематика и проблематика и жанр стихотворения»

- О чем это стихотворение? (о верности любимой, о любви)

- Основная мысль стихотворения? (Мысль – надеяться, ждать, вопреки всему. Если вера любимой будет незыблема, то он обязательно выживет, она его спасет своей любовью и верностью.)

- Определите жанр стихотворения. (По жанру лирики его можно отнести к посланию, поскольку оно обращено к конкретному лицу – Валентине Серовой).

2 группа «Система образов стихотворения

- Подумайте, от чьего имени ведется повествование? (От имени автора.)

- Каким вы увидели лирического героя? Как можно оценить его душевное состояние? Какой он человек? (Лирический герой этого стихотворения простой солдат, который хочет выжить, вернуться домой, надеется, верит.)

- К кому обращены эти строки? (Это любимая женщина-жена, которая обязательно должна ждать и верить в то, что он выживет и вернется)

3 группа «Композиция стихотворения»

- Что представляет собой композиция стихотворения? (Стихотворение состоит из трёх строф, длина которых 12 стихов.)

- О чем говорится в каждой строфе стихотворения? (Первая строфа повествует нам о времени и условиях ожидания: «жёлтые дожди», «снега», «жара». Читатель понимает, что «ждать», на самом деле, не так просто: «других» уже «не ждут»; писем уже не приходит; надоедает ждать всем. Но тоска и безысходность не должны взять верх над женщиной, которая по-настоящему любит, ибо только в этом случае мужчина может вернуться. Должен. Симонов так и говорит: «Я вернусь», но с условием, что его будут «ждать», но не просто, а «очень».

Во второй строфе горечь поражения проскальзывает в каждой её строчке, ведь стихотворение написано в 1941 г., когда ещё неизвестен был исход войны, но все же звучит незыблемая уверенность в том, что могут забыть все («Пусть поверят сын и мать», «пусть друзья устанут ждать»), кроме той, единственной, которая не должна забывать, не имеет права. Поэтому твёрдое «жди» звучит здесь почти как приказ на фронте, который не обсуждается. Автор абсолютно уверен в том, что тризна, «помин души», откладывается на неопределённый срок. И эту уверенность он также передаёт читателю.

Третья строфа звучит как гимн любви. Волшебной, всепобеждающей («Смертям назло»). Посторонние люди скажут, что это везение. Нет. «Не понять не ждавшим им», что ожидание, замешенное на огромной любви, приправленное верой и надеждой может творить чудеса. Оно способно даже спасти от пуль «среди огня». Но это секрет только для двоих. Об этом «будем знать только мы с тобой». Но тайна раскрывается просто, «просто ты умела ждать». Ждать так, как может ждать только русская женщина, только в лихолетья – «как никто другой»).

4 группа « Художественно-изобразительные средства стихотворения»

- Каким языком написано стихотворение? (Это послание любимой, но написанное сдержанным языком. Нет здесь нежных слов, признаний в любви, но мы ощущаем силу чувств поэта.)

- Найдите строки, которые говорят о том, что между любящими – особые чувства. (Будем знать только мы с тобой.Ты спасла меня.)

- Как звучит стихотворение, какое в нем ключевое слово? (Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово здесь – «жди», повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь мужчины и победа.)

- Почему поэт обращается со страстным призывом «только очень жди»? (Поэт обращается с призывом для того, чтобы чувствовать сильную поддержку, ему нужна вера, что всё хорошо закончится.)

- Найдите строки, где автор выражает надежду на то, что вера любимой незыблема. Какое средство выразительности помогает нам это понять? (Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут… анафора и синтаксический параллелизм)

- Найдите строки, где автор упоминает о смерти. (Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло.) Почему автор говорит «смертям», ведь смерть бывает одна? Верно ли звучит эта фраза применительно к войне? (Смерть на войне случается от ран, взрывов, болезней, холода, голода. Много людей – много и смертей.)

- Какие еще художественные средства выразительности использовал автор, чтобы написать это замечательное произведение? (эпитеты - желтые дожди, горькое вино; метафора – как среди огня ожиданием своим ты спасла меня , олицетворение – писем не придет и т.д.)

 Выступление групп.

- Ответ на проблемный вопрос: Итак, мы можем с уверенностью заявить, что шедевр военной поэзии - стихотворение Симонова «Жди меня» подкупает своей искренностью, поэтому на фронте оно пользовалось огромной популярностью. Его можно читать и тихо, шёпотом, а можно громко, во весь голос. В любом случае, это будет хорошо. Именно такого не хватало на фронте, вдали от любимых и родных. Такая поэзия помогала выжить в нечеловеческих условиях, отвечала на вечные и бесконечные жизненные вопросы.

ФИЗМИНУТКА

(Слайд 12)

- Так как мы говорим сегодня о поэзии военных лет, то представьте себя солдатами, которым нужно выполнять приказы. На вопросы командира утвердительно отвечаем: «Так точно», отрицательно: «Никак нет». Итак:

- Подъем. Равняйсь. На месте шагом марш.

- К. Симонов был военным корреспондентом? (Так точно)

- Он участвовал в войне с Наполеоном? (Никак нет)

- Гимн любви и верности - стихотворение «Жди меня» посвящено Валентине Серовой? (Так точно)

- Поэту Симонову за гимн любви и верности - троекратное Ура! (Ура, ура, ура)

- На месте стой. Садитесь.

Д) Знакомство со стихотворением К.М.Симонова « Открытое письмо» - беседа. (слайд 13)

- К сожалению, на войне, да и в мирной жизни всякое бывает. И рядом с верностью и честью может быть неверность и предательство. Эта тема тоже нашла отражение в творчестве К.Симонова. Я предлагаю прослушать музыкальную композицию « Открытое письмо» в исполнении современной группы Дима ПтицаМи на стихи К.Симонова, посвященные женщине из г. Вичуга, написанные по поручению офицеров полка.

- Подумайте о чем оно, что осуждает автор? (тема - супружеская неверность, измена; осуждается предательство женщины)

- Какие чувства вызвало у вас стихотворение К.Симонова «Открытое письмо»? (чувство обиды за солдата, негодования, презрения, уважение к сослуживцам и т.д.)

- Какими словами передано отношение автора к поступку женщины? (Что вы за женщину, жену… себя выдавали, не уважающие вас однополчане и т. д.) Согласны ли вы с его точкой зрения?

V. Самостоятельная творческая работа по эталону

Цель: Исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

УУД:

  • контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р);
  • самоопределение (Л);

 - Чем отличаются темы прослушанных стихотворений? (темы противопоставлены, воспевает верность- осуждает предательство и т.д.) Я предлагаю вам выразить самостоятельно свое отношение к этим произведениям в творческой работе Диаманта, начиная ее со строки «Открытое письмо» или неверность.

Раздаточный материал: Эталон «Диаманта» (Слайд 14):

Описание: Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению

  • 1, 7 строчки – существительные антонимы;
  • 2 – два прилагательных к первому существительному;
  • 3 – три глагола к первому существительному;
  • 4 – два словосочетания с существительными;
  • 5 – три глагола ко второму существительному;
  • 6 – два прилагательных ко второму существительному.

Пример.

  • Город
  • Большой, древний
  • Строится, растет, процветает
  • Известный город, маленькая деревня
  • Возрождается, развивается, кормит
  • Красивая, родная
  • Деревня

Представление творческих работ (выборочно)

6. Рефлексия

Цель: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

УУД:

  • рефлексия способов и условий действия (П);
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);
  • самооценка на основе критерия успешности (Л);
  • адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- А сейчас я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями от урока, заполнив графу «Рефлексия» в оценочном листе, используя прием «Плюс-минус-интересно» и оценить свою работу на уроке в графе «Самооценка». На следующем уроке после того, как проверю ваш оценочный лист, я объявлю оценки за этот урок. ( слайд 15)

Прием «Плюс-минус-интересно».

В графу «П» - «плюс» запишите все, что понравилось на уроке (анализировать, составлять диаманту, осмысливать факты биографии, сопоставлять их с творчеством, сопереживать, осуждать, работать в паре), информацию, которая вызвала положительные эмоции.
В графе «М» - «минус», отметьте то, что показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информацию, которая, оказалась для вас ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» запишите все любопытные факты, которые вызвали у вас интерес, и что еще хотелось узнать о творчестве поэта, чему захотелось научиться.

 Обсуждение рефлексии

7. Итог урока

Цель: Мотивация обучающихся интереса к творчеству К.М.Симонова, осмысление домашнего задания.

УУД:

  • Планирование учебного сотрудничества (К);
  • следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

- В заключение мне хочется сказать, что если бы существовал музей «песенной славы» Великой Отечественной войны, то в нем на самом почётном месте лежали бы солдатские письма-треугольники, стояла бы солдатская гармонь, и хранились бы священные песенные реликвии, одной из которых по праву можно считать песню «Жди меня» в исполнении великой актрисы Людмилы Гурченко. Предлагаю, еще раз послушать эту замечательную песню. (песня «Жди меня» в исполнении Людмилы Гурченко, на экране слайд-шоу фотографий военных лет)

(Слайд 16)

Домашнее задание на выбор:

А) Выучить наизусть стихотворение К.Симонова «Жди меня»;

Б) Анализ стихотворения «Открытое письмо» по ранее изученному плану.

- Спасибо за урок.