Цели и задачи урока:
- дать понятие о жанре, сюжете и композиции “Слова о полку Игореве”, проанализировать образ князя Игоря, сравнить собственные представления о князе Игоре с представлениями художников и композитора, попробовать дать оценку действиям князя Игоря;
- развивать навыки работы с художественным текстом, навыки выразительного чтения, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения;
- воспитывать интерес и уважение к истории страны, чувство патриотизма, ответственности за свои поступки
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Под впечатлением от “Слова о полку Игореве” Александром Порфирьевичем Бородиным была написана опера “Князь Игорь”.
А.П.Бородин – профессор химии, академик военно-медицинской академии, доктор медицины и композитор – работал над оперой 18 лет (1869 – 1886), но так и не закончил ее. После смерти композитора опера была закончена Н.Римским-Корсаковым и А.Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890 году.
2. Доклад учащегося. Дополнительные сведения о князе Игоре (индивидуальное домашнее задание).
ИГОРЬ (в крещении Георгий) СВЯТОСЛАВИЧ (03.04.1151-29.12.1202), великий черниговский князь. Сын великого черниговского князя Святослава Ольговича. Главный герой “Слова о полку Игореве”.
В 1180-98 княжил в Новгороде-Северском, в 1198-1202 владел Черниговским княжеством. Игорь был участником многих усобиц, воевал с половцами. В 1185 он вместе с тремя другими князьями совершил поход в глубь степей, намереваясь разгромить половецкие орды, обитавшие в Северном Причерноморье и Подонье, и вернуть утраченный город Тмутаракань на Таманском полуострове. Но войско Игоря потерпело поражение, а сам он попал в плен к половцам. Вернувшись на Русь, он с помощью великого киевского князя Святослава Всеволодовича пытался организовать отпор кочевникам.
Игорь сознавал гибельность для Руси феодальных усобиц. Находясь в плену, он с болью вспоминал, как сам разорял русские земли: “...много убийств и кровопролития совершил я в земле христианской... взял на щит город Глебов у Переяславля. Тогда немало зла приняли безвинные христиане, разлучаемые отец с детьми своими, брат с братом, друг с другом своим, жены с мужьями своими и дочери с матерями своими, а подруга с подругой своей. И все было сметено пленом и бывшей тогда скорбью. Живые мертвым завидовали, а мертвые радовались, ибо, как мученики, святым огнем от жизни этой приняли испытание. Старцы умерщвлялись, юноши же лютые и тяжелые раны принимали, мужей же отделяли одного от другого и рассекали на части. И то все сотворил я”.
Некоторые исследователи высказывали предположение, что Игорь является автором “Слова о полку Игореве”.
3. План событий “Слова...”.
1.Вступление (зачин). Боян.
2.Сборы Игоря в поход. Затмение солнца.
3.Диалог на расстоянии между Игорем и Всеволодом Буй Туром.
4.Выезд Игоря. Зловещие знамения.
5.Отрывочные сведения о походе и битве, перемежающиеся с воспоминаниями об Олеге Гориславовиче и судьбе его гнезда.
6.Поражение князя Игоря. Сон Святослава.
7.Обращение к князям. Золотое слово Святослава.
8.Плач Ярославны.
9.Побег Игоря из плена.
10.Возвращение на Русь. Боян. Слава князьям!
4. Композиция “Слова о полку Игореве”. Беседа по вопросам.
- В чем особенности композиции “Слова...”? Хронологически ли расположены события? Почему автор не придает значения хронологии? Что для него важнее: хронологическая, документальная точность или чувства, эмоции?
- Найдите композиционные части. Какое событие является кульминацией “Слова”? Катарсисом? (плач Ярославны) Какие этапы отсутствуют? Какие фрагменты “Слова...” нельзя отнести ни к какому этапу?
Вывод: композиция “Слова...” подчинена эмоционально-лирическим требованиям и не имеет отношения к исторической или иной повествовательности, в которой соблюдалась именно хронологическая последовательность описываемых событий.
5. Жанр произведения.
Слово учителя.
- Какие жанры древнерусской литературы вы знаете? Какие жанры устного народного творчества?
Еще до опубликования и особенно после опубликования памятника его жанровую природу определяли по-разному, а именно как песню, поэму, героическую поэму, “трудную”, т. е. воинскую, повесть, былину, ораторскую речь (“слово”) и т. д. Уже первые издатели памятника параллельно с названием оригинала “Слово о плъку Игорев?, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова” напечатали: “П?снь о поход? Игоря, сына Святославова, внука Ольгова”. В 1797 Н. М. Карамзин, сообщая миру об открытии в России нового литратурного памятника, говорил о нем как об “отрывке поэмы”. Позже В. Г. Белинский отрицал возможность отнесения “Слова” к жанру героической поэмы, Ф. И. Буслаев, наоборот, считал “Слово” исторической поэмой с элементами древней мифологии. М. А. Максимович везде называл “Слово...” песней, а С. П. Шевырев подчеркивал, что это произведение представляет собой повествование, “переход от песни к повести”. В новейшее время А. И. Никифоров рассматривал “Слово...” как былину, И. П. Еремин — как “произведение ораторского искусства”, как “памятник светского красноречия Киевской Руси”.
- Каким жанрам близко “Слово...”?
Вывод: “Слово...” сочетает разные жанры древнерусской литературы и УНТ, это эпические и лирические жанры, преобладает лирическое начало.
6. Обратимся к тексту.
Чтение вступления.
Не пристало ли нам, братья,
начать старыми словами
печальные повести о походе Игоревом,
Игоря Святославича?Пусть начнется же песнь эта
по былинам нашего времени,
а не по замышлению Бояна.
Боян же вещий,
если хотел кому песнь воспеть,
то растекался мыслию по древу,
серым волком по земле,
сизым орлом под облаками.Вспоминал он, как говорил,
первых времен усобицы.
Тогда напускал десять соколов на стадо лебедей:
какую лебедь настигали,
та первой и пела песнь -
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
что зарезал Редедю пред полками касожскими,
красному Роману Святославичу.
Боян же, братья, не десять соколов
на стадо лебедей напускал,
но свои вещие персты
на живые струны воскладал;
они же сами князьям славу рокотали.Начнем же, братья, повесть эту
от старого Владимира до нынешнего Игоря,
который скрепил ум силою своею
и поострил сердце свое мужеством;
исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки
на землю Половецкую
за землю Русскую.
Как автор характеризует манеру повествования Бояна?
- Какая из предложенных репродукций соответствует вступлению?
- Какова цель похода князя Игоря?
- Как природа откликается на поход Игоря? Какие зловещие предзнаменования, предостережения дает она Игорю? (чтение отрывков).
- Как отображено на картинах Рериха и Глазунова действие сил природы?
- Какая репродукция точнее передает впечатление от затмения?
- Как ведет себя Игорь во время затмения? Как характеризует его такое поведение (не забывайте, что он человек языческой эпохи)?
- Какие еще зловещие предзнаменования посылает природа?
- Какую роль играет размышление об Олеге Гориславовиче и судьбе “Олегова гнезда”?
О походе князя Игоря современники и исследователи “Слова...” отзывались по-разному:
“Игорь - сын эпохи. Это князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной степени любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины” (Д.С.Лихачев).
“Высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, преданность новой — общерусской, ненависть к своим бывшим союзникам — свидетелям его позора, муки страдающего самолюбия — все это двигало им в походе” (Д.С.Лихачев).
“Образ солнечного затмения — поэтический прием автора “Слова”, с помощью которого он стремится оправдать Игоря и его поход. Игорь идет навстречу гибели, чтобы отвести беду от родной земли... Как считает автор “Слова”, поход Игоря был предпринят в целях обороны, “за землю Русскую” (Б.И.Яценко. Солнечное затмение в “Слове о полку Игореве”).
“Когда русские воины увидели себя со всех сторон окруженными половцами, князь Игорь, посоветовавшись с князьями, сказал: “Если поскачем, спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет нам перед Богом грех: предав их, уйдем. Но либо умрем, либо вместе живы останемся” (Ипатьевская летопись).
- Какое из высказываний, на ваш взгляд, точнее передает образ князя Игоря?
- Соответствует ли ваше представление о князе Игоре художественному образу Игоря И.Глазунова? Репродукции, казалось бы, похожи, но какая из них ближе вам? Чем отличаются?
7. Итоги урока.
Итак, посмотрите на экран и ответьте, верны ли данные утверждения?
- Жанр “Слова” - житие. НЕТ
- Сюжетом “Слова” является неудачный поход князя Игоря в 1185 году против половцев. ДА
- События в “Слове” расположены не в хронологической последовательности. ДА
- Князь Игорь был потомком Ярослава Мудрого. ДА
- Князь Игорь правил в Киеве. НЕТ
- Цель похода – завоевание новых земель. НЕТ
- Перед походом князь Игорь увидел вещий сон с дурным предзнаменованием. НЕТ
- Войско князя Игоря было разгромлено на реке Каяле. ДА
- Князь Игорь был ранен в ногу. НЕТ
- Бежать из плена Игорю помог половец Овлур. ДА
8. Домашнее задание. (Слайд 18).
- выразительное чтение “Плач Ярославны” и “Золотое слово Святослава”;
- ответить на вопрос: кто мог быть автором “Слова...”, подобрать аргументы (возможно использование ресурсов Интернета).