Ж-Б. Мольер "Мещанин во дворянстве". Инсценировка фрагментов пьесы

Разделы: Литература


Цели урока:

  • воспитывать интерес к драматургическим произведениям, театральному искусству, творчеству Мольера;
  • углубить представления об особенностях драмы как рода литературы;
  • познакомить школьников с творческой и сценической работой над комедией;
  • развивать и воспитывать творческое воображение, культуру общения, зрительскую культуру, умение “ исполнять” роли героев пьесы;
  • обучать навыкам эффективной коммуникации в различных условиях общения;
  • повышать уровень речевой культуры.

Итоговая цель: Развитие детского интеллекта, его читательских пристрастий. Влияние через произведение на чувства, на умение красиво и свободно держаться, на выработку правильной ясной и богато-интонированной речи, на формирование чувства ответственности. Дать представление о “технологии” комедийного произведения.

Методические приемы:

  • самостоятельная подготовка;
  • презентация (информационные технологии);
  • словарная работа;
  • работа в группах;
  • элементы анализа произведения;
  • беседа по вопросам;
  • просмотр и обсуждение фрагментов кинофильма “Мещанин во дворянстве”
    (театр им. Е.Вахтангова);
  • инсценирование фрагментов произведения.

Оборудование:

1. Доска:

  • портрет Мольера;
  • иллюстрации к пьесе;
  • иллюстрации театральных деятелей того времени, сцен из комедии;
  • текст комедии;
  • диск с фильмом.

2. Музыкальное сопровождение к уроку.

  • Штраус. Сюита “Мещанин во дворянстве”;

3. Словарь. Интрига, афиша, программка, партер, бельэтаж, балкон, ложа, режиссер, ремарка, актер

План урока:

1. Сообщение темы урока и его задач.

2.1.Презентация: История создания комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”.

2.2. Презентация: Известные постановки комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”.

2.3.Презентация: Первые исполнители комедии Мольера.

3. Работа со словарем.

4. Работа с текстом в группах.

5. Инсценировка выбранных фрагментов пьесы.

6. Слово актерам.

7. Слово критикам.

8. Просмотр постановки фрагментов из пьесы с целью сравнения с инсценировкой учащихся.

9. Анализ просмотренных фрагментов.

10. Знакомство с известными артистами.

11. Итог урока.

12. Домашнее задание.

Ход урока

Слово учителя.

(Звучит музыка Штрауса из сюиты “Мещанин во дворянстве”)

Сегодня мы познакомимся с историей создания комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”, с известными постановками комедии, посмотрим фрагменты фильма Мольера “Мещанин во дворянстве”, проанализируем те роли, которые вы выбрали. Нам предстоит оживить уже сегодня на уроке некоторые сцены из пьес. Так как наш урок – это тоже маленький театр, и мы будем учиться искусству слова.

На прошлом уроке мы создали небольшие группы, в которые вошли актеры, режиссер, костюмер, художник и критики, которые рецензируют постановку товарищей. Костюмеры поработали дома и создали костюмы. Мы видим их работу.

Каждая группа занимает свои места.

Сегодня у нас есть выступающие, которые познакомят нас с историей создания комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”, известными постановками того времени. Так как у нас урок-театрализация, все представляют костюмы: кто персонажей, а кто эпохи 17 века (Франции).

Презентация 1. Подготовленный ученик знакомит с историей создания комедии, известными постановками того времени.

Презентация 2. Сейчас познакомимся с известными постановками комедии Ж.-Б.Мольера “Мещанин во дворянстве”.

На комедию Мольера были сняты и кинофильмы.

  • 1922г .– немой кинофильм, Франция – реж. Жак де Фероди
  • 1945г. – кинофильм, США
  • 1982г. – телефильм, Франция – реж. Пьер Бадель, с участием Мишеля Серо в роли г-на Журдена
  • 1982г. – кинофильм, Франция – реж. Роже Кожио́, с участием Рози Варт и Мишеля Галабрю в роли г-на Журдена

Презентация 3. Второй ученик знакомит с первыми исполнителями комедии Мольера “Мещанин во дворянстве” (презентации можно получить у автора).

Работа со словарем. (Запись в тетрадь.) Для проведения словарной работы используется интерактивная доска. Работа проводится в виде теста: из множества терминов выбрать термин, соответствующий данному значению.

Например:

Верхний ярус в зрительном зале: 1) интрига 2) балкон 3) ложа 4) партер.

Результаты записывают в тетради в таблицу:

Это я знал Узнал на уроке
афиша интрига
программка партер
режиссер бельэтаж
актер ремарка
балкон ложа
комедия антракт
  • Комедия – драматическое произведение, в котором характеры, положения и действия представлены в смешных формах. Смешное в комедии имеет различные эмоциональные окраски: ирония, добродушный или горький юмор, резкая сатира, ядовитый сарказм.
  • Интрига – соотношение персонажей и обстоятельств, обеспечивающее развитие действия в художественном произведении.
  • Афиша – объявление о спектакле, концерте, лекции и т. п.
  • Программка – содержание театральных, концертных, цирковых представлений.
  • Партер – нижний этаж зрительного зала с местами для публики.
  • Бельэтаж – ярус в зрительном зале, расположенный непосредственно над партером.
  • Балкон – верхний ярус в зрительном зале.
  • Ложа – место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц.
  • Режиссер – художественный руководитель театральной постановки.
  • Ремарка – пояснение автора к тексту пьесы, касающееся обстановки, поведения актеров.
  • Актер – профессиональный исполнитель ролей в драматических, оперных, балетных, эстрадных, цирковых представлениях и кино, исполнитель ролей в театральных представлениях.
  • Антракт – перерыв между действиями, актами театрального спектакля. Предназначен для двух целей: отдыха актера и зрителей, и перемены декораций, а также, при необходимости, смены костюмов и грима актеров.

Сегодня мы познакомились с терминологией театра. Запишите те слова, которые вам известны, а неизвестные мы прокомментируем в тетради.

Как вы думаете, нужны ли нам значения этих слов ? Представьте, что вы в театре. Купили билет, куда вы пойдете? А там места в партере, бельэтаже и т.д. Вам дали программку, для чего? Как вы себя поведете во время антракта?

Работа с текстом в группах (2 группы).

Вы создали группы, где есть актеры, режиссер, костюмеры, критики и должны были выбрать понравившийся эпизод и роль.

1 группа выбрала Д.2, явл.6: урок философии(Г-н Журден и учитель философии).

2 группа выбрала Д. 3, явл.10: объяснение Клеонта и Люсиль, Ковьеля и Николь (Николь, Люсиль, Клеонт, Ковьель).

Вопросы первой группе:

  • Как соотносится Журден к желанию стать похожим на аристократов?
  • Чем обеспечивается комизм героев и ситуации?
  • Почему вы выбрали именно этот эпизод?
  • Почему вы выбрали эту роль?
  • Как вы должны играть эту роль?
  • Каким я представляю персонажа – внешность, манеру держаться, говорить? Отношение с другими персонажами, мимику, походку.
  • Как должен быть одет герой?
  • Каким в этих отрывках предстает Журден?
  • Какие качества высмеиваются в Журдене?
  • К каким – положительным или отрицательным – героям мы отнесем Журдена?

Оценивают ответы учащихся критики второй группы.

Вопросы второй группе:

  • Почему вы выбрали именно этот эпизод?
  • Почему вы выбрали эту роль?
  • Как вы должны играть эту роль?
  • Каким я представляю персонажа – внешность, манеру держаться, говорить? Отношение с другими персонажами, мимику, походку.
  • Как должен быть одет герой?
  • Легко ли сыграть роль простой служанки? Читать легко ли?
  • А как играть роль слуги Ковьеля?
  • Каким предстает Клеонт?
  • Как нужно играть роль Люсиль? Какая она по характеру (ваше мнение)?

Оценивают ответы учащихся критики первой группы.

Инсценировка выбранных фрагментов пьесы (1 группа – урок философии и 2 группа – объяснение Клеонта и Люссиль, Ковьеля и Николь).

Вопросы “актерам”:

  • Что вы почувствовали, исполняя эту роль?
  • Какие качества персонажа вам удалось передать?
  • Сегодня встречаются люди, похожие на Журдена? На Клеонта? Люсиль?
  • Что бы вы сделали, если рядом оказался человек, который хочет быть не тем, кем он является на данный момент?
  • Сравните героев, которых вы играли. Чем они отличаются друг от друга?
  • Как, по-вашему, в чем суть комедийной роли? Что нового для себя приобрели, сыграв эту роль. (Может быть понравилось выступать перед аудиторией? Или, прочувствовав роль, что-то поняли, что-то приобрели для себя?

Слово критикам.

  • Мнение о режиссере. Справился ли он со своей задачей?
  • Удалось ли нашим артистам войти в роль выбранного героя?
  • Справились ли наши костюмеры, художники?

Просмотр постановки фрагментов из пьесы “Мещанин во дворянстве” с целью сравнения с инсценировкой учащихся.

Анализ просмотренных фрагментов.

  • Сравните выступление свое и известных артистов.
  • Как одеты артисты? Какова манера, мимика, походка?
  • Правильно ли вы представляли себе своего героя?
  • Удалось ли вам точно передать выбранного героя?
  • Кого из артистов вы уже знаете?
  • Что вы заметили в речи артистов? А вам удалось передать речь героя?

Многие вам, наверное, знакомы. Кого из артистов вы узнали? (Предлагаю имена исполнителей ролей. Знакомых артистов записывают в таблицу.)

Целью этой работы является сравнение игры актеров и учащихся для поучительного характера и знакомство с известными артистами, так как многие не знают актеров театра и кино.

Составляем таблицу в тетради (знакомство с известными артистами):

Это я знал Узнал на уроке
   

Спектакль театра им. Евгения Вахтангова. Музыка из произведений Ж. Б. Люлли, Р. Штрауса. Музыка песен и интермедий Р. Архангельского. Запись 1971 г.

Исполняют: Господин Журден, мещанин – Владимир Этуш;
Люсиль, их дочь – Екатерина Райкина;
Клеонт, влюбленный в Люсиль – Алексей Кузнецов;
Николь, служанка Журдена – Людмила Максакова;
Ковель, слуга Клеонта – Олег Форостенко;
Учитель философии – Александр Граве.

Итог урока. (1 мин)

Сегодня мы побывали в “театре” и почувствовали себя людьми, живущими театром.

  • Что представляет собой профессия актера? Режиссера? Костюмера? Критика? Декоратора?
  • Понравилась ли вам ваша “профессия”? Чем именно?
  • Много ли времени и сил необходимо для постановки пьесы?
  • Какие чувства вызывает именно это произведение?
  • Можно ли сравнивать персонажей с сегодняшними людьми?
  • Актуальна ли комедия сегодня и в чем актуальность?

VII. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру, ответив на вопрос: “Почему мольеровские персонажи считаются бессмертными?”