1. Слово учителя
Доброе утро! Рада всех приветствовать на уроке литературы, обобщающем по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Ваше знакомство с личностью и повестью Михаила Афанасьевича случилось в этом году, но уверена, что вы еще прочитаете и другие его великие произведения: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Записки на манжетах». Скорее всего, вы, когда будете в Москве, непременно посетите и булгаковские места: дом писателя, тот самый подъезд, где находится известная «нехорошая» квартира под номером 50, в ней в 1921 году жил Булгаков; одно из самых романтичных, загадочных и мистических мест Москвы - Патриаршие пруды; увидите роковую скамейку, на которой «однажды весной, в час небывало жаркого заката» Иван Бездомный и Берлиоз услышали от таинственного иностранца невероятную историю, произошедшую в Ершалаиме 2000 лет назад…
Но все это впереди, а сегодня, завершая чтение и размышления над повестью «Собачье сердце», мы постараемся прийти к выводам о философской, социальной и нравственной проблематике этого произведения, обогатим свои представления о сатире и сатирических приёмах изображения и традиционно понаблюдаем над словом в художественном тексте. В ходе урока, размышляя над сложным нравственным вопросом, где проходит граница вседозволенности Человека-Творца, несущего ответственность за поступки, скажем об эксперименте профессора Преображенского, что это было ««Жестокий опыт или рождение новой жизни?»
2. Первое задание - очень быстрая проверка, как вы хорошо знаете повесть. Расположите в главы, названные цитатой из повести, в правильной последовательности.
Глава 1 |
«Показался гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего - господин» |
Глава 2 |
«Боже! Пропал Калабуховский дом!» |
Глава 3 |
«Разруха не в клозетах, а в головах» |
Глава 4 |
«Эх, доктор Борменталь, жаль пса, ласковый был» |
Глава 5 |
«Перед нами новый организм» |
Глава 6 |
«Дорогой доктор, я измучился за эти две недели больше, чем за последние 14 лет. Вот ведь тип, я вам доложу…» |
Глава 7 |
«Ей-богу, я, кажется, решусь» |
Глава 8 |
«Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак» |
Эпилог |
«То есть он говорил? Это еще не значит быть человеком» |
Второе задание: Вам необходимо выбрать верные суждения (подобные задания вы будете выполнять на ОГЭ и ЕГЭ).
Выберите верные суждения:
1) События в повести происходят в Петербурге.
(В Москве. Известен точный адрес Калабуховского дома, в котором жил герой повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» профессор Филипп Филиппович Преображенский. Москва, ул. Пречистенка, 24/1, кв. 12)
2) Главный герой повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» Филипп Филиппович Преображенский - ученый-медик с мировым именем, профессор - проводит экспериментальную операцию по превращению человека из пса.
3) Бездомный пес Шарик в поисках пропитания бегает по городу из одного района в другой. По уличным вывескам Шарик учился читать. Он очень наблюдателен, что позволяет ему делать выводы о людях, встречающихся на пути: пес не любит дворников, с теплотой вспоминает о поваре Власе с Пречистенки, жалеет машинистку девятого разряда, вынужденную ради экономии питаться в пролетарской столовой.
4) Итогами превращения Шарика в Шарикова был разочарован профессор Преображенский, упомянувший в разговоре со своим ассистентом доктором Борменталем, что идея улучшения человеческой породы операционным путем опровергается самой жизнью.
5) Сатирическая повесть «Собачье сердце» Михаила Булгакова была написана в 1925 году. Публикация повести была запрещена в Советском Союзе и при жизни автора так и не была опубликована. На Родине шедевр Булгакова был издан только в 1987 году на страницах журнала «Знамя».
3. О судьбе повести
Цензура не пропустила повесть «Собачье сердце» к публикации. Более того в квартире Булгакова был сделан обыск. Рукописи повести изъяли. Публикация повести была запрещена в Советском Союзе. В 1930 году Булгаков обращается с письмом к Правительству СССР, в котором пишет о своей позиции, о цензуре, уничтожающей его и как личность, и как писателя: «Борьба с цензурой - мой писательский долг, так же как призывы к печати. Я горячий поклонник свободы и полагаю, что если кто-нибудь из писателей задумал бы доказать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода». В этом же письме Булгаков- пишет и о других чертах своих сатирических произведений, «в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противопоставление ему излюбленной и Великой Эволюции».
4. Булгаков Москве.
К сожалению, уроки истории и литературы все никак не могут подружиться, поэтому ученики узнают о судьбе страны очень непоследовательно. О роковой эпохе 20-х годов ХХ века в нашей стране вы раньше узнали из повести «Собачье сердце». Булгаков в этом произведении описал ту историческую и социокультурную действительность, в которой жил (выживал) сам и пытался работать.
В 1921 году Булгаков приезжает в Москву. В первое время в голодной и холодной столице ему приходится очень трудно. 9.02.22 он записывет в дневнике: «Идёт самый чёрный период моей жизни. Мы с женой голодаем… Обегал всю Москву- нет места. Валенки рассыпались». Эти годы жизни в Москве Булгаков опишет в «Записках на манжетах».
5. Проверка домашнего задания. Дома вы поработали еще раз с текстом и выписали в тетрадь приметы 20-х гг. ХХ века в Москве.
По тетрадям читаем, как изменилась страна после революции.
О разрухе - на с. 64-65.
6. Текст повести. В начале повести мы встречаем образы вьюги, метели.
Вьюга как символ разрушительных, страшных перемен старого мира. Нечто враждебное всему живому миру, старому миру. И примета нового мира - плакат: «Возможно ли омоложение?».
В другом произведении ХХ века в поэме А.А.Блока «Двенадцать» тот же символ.
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.Ветер, ветер -
На всем Божьем свете!
Завивает ветер
Белый снежок.Под снежком - ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит - ах, бедняжка!От здания к зданию
Протянут канат.
На канате - плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
- Почему для нас так важен разговор о Москве 20-х годах ХХ века? Случайно ли в основе повести эксперимент? Что это за эксперимент?
Повесть «Собачье сердце» - это своеобразная реплика писателя в разгоревшемся после революции 1917 года (то есть некого эксперимента) споре о попытке искусственного и ускоренного воспитания «нового человека». Что произойдет, если насильственно и радикально преобразовать общество, страну? Повесть М.А. Булгакова прозвучала очень своевременно. стала отражением умонастроений интеллигентов, почувствовавших тревогу в связи с происходившими в стране переменами.
7. Кто эти новые люди? Сцена со Швондером.
Швондер: - Мы к вам, профессор, вот по какому делу…
Преображенский: - Вы, господа, напрасно ходите без калош в такую погоду, - во-первых, вы простудитесь, а, во-вторых, вы наследили мне на коврах, а все ковры у меня персидские.
Женщина: - Во-первых, мы не господ
Преображенский: - Во-первых, вы мужчина или женщина?
Швондер: - Какая разница, товарищ?
Женщина: Я - женщина
Преображенский: - В таком случае вы можете оставаться в кепке, а вас, милостивый государь, прошу снять ваш головной убор.
Блондин: - Я вам не милостивый государь.
Швондер: Мы пришли к вам, - вновь начал чёрный с копной.
Преображенский: Прежде всего - кто это мы?
Швондер: Мы - новое домоуправление нашего дома. Я - Швондер, она - Вяземская, он - товарищ Пеструхин и Шаровкин. И вот мы…
Преображенский: - Это вас вселили в квартиру Фёдора Павловича Саблина?
Швондер: - Нас.
Преображенский: Боже, пропал калабуховский дом!
Швондер: Что вы, профессор, смеётесь?
Преображенский: Какое там смеюсь?! Я в полном отчаянии, что же теперь будет с паровым отоплением?
Швондер: Вы издеваетесь, профессор Преображенский?
Преображенский: По какому делу вы пришли ко мне? Говорите как можно скорее, я сейчас иду обедать.
Швондер: Мы, управление дома, пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома…
Преображенский: Кто на ком стоял? потрудитесь излагать ваши мысли яснее.
Швондер: Вопрос стоял об уплотнении.
Преображенский: Довольно! Я понял! Вам известно, что постановлением 12 сего августа моя квартира освобождена от каких бы то ни было уплотнений и переселений?
Швондер: Известно, но общее собрание, рассмотрев ваш вопрос, пришло к заключению, что в общем и целом вы занимаете чрезмерную площадь. Совершенно чрезмерную. Вы один живёте в семи комнатах.
Преображенский: Я один живу и работаю в семи комнатах, и желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку.
Блондин: Восьмую! Э-хе-хе, однако, это здорово.
Женщина: Это неописуемо!
Преображенский: У меня приёмная - заметьте - она же библиотека, столовая, мой кабинет - 3. Смотровая - 4. Операционная - 5. Моя спальня - 6 и комната прислуги - 7. В общем, не хватает… Да, впрочем, это неважно. Моя квартира свободна, и разговору конец. Могу я идти обедать?
Швондер: Извиняюсь, - вот именно по поводу столовой и смотровой мы и пришли поговорить. Общее собрание просит вас добровольно, в порядке трудовой дисциплины, отказаться от столовой. Столовых нет ни у кого в Москве.
Женщина: Даже у Айседоры Дункан.
Швондер: И от смотровой также, смотровую прекрасно можно соединить с кабинетом.
Преображенский: Угу, а где же я должен принимать пищу?
Четверо хором: В спальне.
Преображенский: В спальне принимать пищу, в смотровой читать, в приёмной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать. Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан!.. Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной! Передайте это общему собранию и покорнейше вас прошу вернуться к вашим делам, а мне предоставить возможность принять пищу там, где её принимают все нормальные люди, то есть в столовой, а не в передней и не в детской.
8. Вопросы
- Почему Швондер так нагло ведёт себя в разговоре с профессором?
Швондер со свитой жалок, за душой нет ничего, но много амбиций, злобные, считают себя устроителями новой жизни. Хотят получать от жизни все, ничего не делая, мешая работать другим. Пролетарская всласть считает вправе распоряжаться собственностью людей и диктовать им, как жить.
- Что собака думала о профессоре, наблюдая события, происходящие в повести?
- Персонажей повести характеризует речь. Какова речь Швондер и Филиппа Филипповича?
- Почему Швондер и его единомышленники вынуждены отступить человеку, который прямо говорит, что не любит пролетариата?
9. Цитаты из повести «Собачье сердце». Работа в группах. Необходимо восстановить цитаты и указать, какому герою принадлежат эти слова.
10. Образ Преображенского в повести.
Филипп Филиппович Преображенский - автор эксперимента по пересадке человеческого гипофиза собаке. Представитель русской интеллигенции, воплощает уходящую культуру. Профессор Преображенский, образованный, талантливый, считает недопустимым насилие над живыми существами.
«Лаской-с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был… Террор совершенно парализует нервную систему».
Имя Филипп означает «любящий жизнь», «жизнелюбивый». Фамилия?
Но сам решается на эксперимент по улучшению несовершенной породы человека.
В 20-е годы XX века особый интерес вызывала проблема омоложения и даже физического бессмертия. Причём, интересовала она не только медиков и биологов, но и руководителей молодого государства - Советской республики. Был даже создан специальный институт, занимавшийся проблемами омоложения, приглашались иностранные профессора. Именно на эту пору приходится расцвет науки евгеники, занимавшейся «выведением» особой породы людей.
Вплоть до начала XX века многие верили, что наш внешний облик определяет гипофиз. Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году, как раз тогда, когда произошел научный прорыв в исследовании функции гипофиза. Было установлено, что в гипофизе формируется гормон роста, он отвечает за развитие и обменные процессы организма. Самым главным эндокринным органом является гипофиз - небольшого размера железа, прячущаяся в основании головного мозга в углублении черепа с романтичным названием "турецкое седло".
Гипофиз можно назвать центром управления внутренним миром человека: от него зависят гармония, приспособление на высшем уровне, контроль действий.
Сравним, как называется в повести профессор в восприятии Шарика и доктора Борменталя с тем, как называет автор Филиппа Филипповича в сцене операции.
Профессор Преображенский | |
В каких словах выражается отношение к профессору
|
Какими словами Булгаков называет профессора в сцене операции?
|
Господин (по глазам)
|
«Только по смутному запаху можно было узнать, что это Филипп Филиппович»
Жрец
|
Возомнил себя божеством, способным повлиять на законы жизни. |
Булгаков неоднозначно относится к герою: уважает за истинную интеллигентность и осуждает за сомнительные и опасные методы проводимых опытов. Мотив злодейства, преступления. |
11. Евангельские мотивы. Несмотря на то, что повесть «Собачье сердце» отражает конкретную противоречивую послереволюционную эпоху 20-х годов ХХ века, в ней отражены вечные проблемы, вопросы, актуальные для читателя вне пространства и времени. Булгаков при создании «Собачьего сердца» использовал множество литературных аллюзий и реминисценций. Особую символичность повествованию придают евангельские мотивы, переводящие его в философский план, подчеркивающие глобальность и общечеловечность поднимаемых проблем.
Используя христианскую образность, Булгаков выражает отрицательное отношение ко всяким попыткам насильственного изменения природы, человека и общества.
12. Сценка Шариков и Преображенский
Результат чудовищного эксперимента - новое существо. Итог эксперимента оказался ужасным: рождается абсолютно аморальное, зловещее существо.
Профессор: Откуда взялась эта гадость? Я говорю о галстуке.
Шариков: Чем же гадость? Шикарный галстук. Дарья Петровна подарила.
Профессор: Дарья Петровна вам мерзость подарила, вроде этих ботинок. Что это за сияющая чепуха? Откуда? Я что просил? Купить приличные ботинки. А это что? Неужели доктор Борменталь такие выбрал?
Шариков: Я ему велел, чтобы лаковые. Что я, хуже людей? Пойдите на Кузнецкий - все в лаковых.
Профессор: Убрать эту пакость с шеи. Вы… посмотрите на себя в зеркало - на что вы похожи. Балаган какой-то. Окурки на пол не бросать - в сотый раз прошу. Чтобы я более не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вот плевательница! С Зиной разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте её подкарауливаете. Смотрите! Кто ответил пациенту «пёс его знает»?
Что вы, в самом деле, в кабаке, что ли?
Шариков: Что-то вы меня, папаша, больно утесняете. Да что вы всё. То не плевать. То не курить. Туда не ходи. Что уж это на самом деле? Чисто как в трамвае. Что вы мне жить не даёте? Разве я просил мне операцию делать? Ухватили животную, исполосовали ножиком голову, теперь гнушаются. Я, может, своего разрешения на операцию не давал. Я иск, может, имею право предъявить.
Профессор: Вы изволите быть недовольным? Может быть, предпочитаете бегать по помойкам?
Шариков: Да что вы всё попрекаете - помойка, помойка. Я свой кусок хлеба добывал. А если бы я помер под ножом? Что вы на это выразите, товарищ?
Профессор: Я вам не товарищ!
Шариков: Уж, конечно, как же. Мы понимаем-с. Какие мы уж вам товарищи!
Где уж. Мы в университетах не обучались, в квартирах по 15 комнат с ваннами не жили. Только теперь пора бы это оставить. В настоящее время каждый имеет своё право.
13. По каким признакам можно узнать шариковых - новых людей? Шариков смешон или опасен? (чужды совесть, стыд, наглый трус с претензией на силу; не имеет представления о морали и нравственности. Шариков любит власть. Опасный, невежественный, агрессивный, хам, не способен к труду)
- Согласны ли вы, что у Шарикова 2 создателя? Почему Шариков выбрал себе в качестве хозяина Швондера, а не Преображенского, по отношению к которому ведет себя с все более нарастающей наглостью?
14. Сцена (глава 7).
ГЛАВА 7
Борменталь (настойчиво): Нет, нет и нет! - извольте заложить.
Шариков (забурчал недовольно): - Ну, что, ей-богу…
Филипп Филиппович (ласково): Благодарю вас, доктор, а то мне уже надоело делать замечания.
Борменталь: Всё равно не позволю есть, пока не заложите. Зина, примите майонез у Шарикова.
Шариков (расстроенно): Как это так «примите»? - я сейчас заложу.
Левой рукой он заслонил блюдо от Зины, а правой запихнул салфетку за воротник.
Борменталь: И вилкой, пожалуйста.
Шариков длинно вздохнул.
Шариков: Вот всё у вас как на параде, салфетку - туда, галстук - сюда, да «извините», да «пожалуйста-мерси», а так, чтобы по-настоящему, - это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме.
Филипп Филиппович: А как это «по-настоящему»?
Борменталь: Ну‑с, что же мы с вами предпримем сегодня вечером?
Шариков: В цирк пойдём, лучше всего.
Филипп Филиппович: Каждый день в цирк, это довольно скучно, по-моему. Я бы на вашем месте хоть раз в театр сходил.
Шариков: В театр я не пойду… (неприязненно отозвался Шариков и перекосил рот).
Борменталь: Икание за столом отбивает у других аппетит. Вы меня извините… Почему, собственно, вам не нравится театр?
Шариков (посмотрел в пустую рюмку как в бинокль, подумал и оттопырил губы): Да дурака валяние… Разговаривают, разговаривают… Контрреволюция одна.
Филипп Филиппович (откинулся на спинку и захохотал). Борменталь только повертел головою.
Борменталь: Вы бы почитали что-нибудь, а то, знаете ли…
Шариков: Уж и так читаю, читаю…
Филипп Филиппович: Что же вы читаете?
Шариков: Эту… как её… переписку Энгельса с этим… Как его - дьявола - с Каутским.
Борменталь остановил на полдороге вилку с куском белого мяса, а Филипп Филиппович локти положил на стол, вгляделся в Шарикова.
Филипп Филиппович: Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного.
Шариков (пожал плечами): Да не согласен я.
Филипп Филиппович: С кем? С Энгельсом или с Каутским?
Шариков: С обоими.
Филипп Филиппович: Это замечательно, клянусь богом. А что бы вы со своей стороны могли предложить?
Шариков: Да что тут предлагать?.. А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять всё, да и поделить…
Филипп Филиппович (воскликнул): Так я и думал, (шлёпнув ладонью по скатерти,) - именно так и полагал.
Борменталь: Вы и способ знаете?
Шариков: Да какой тут способ, дело нехитрое. А то что же: один в семи комнатах расселился штанов, у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет…
Филипп Филиппович (прищурившись): Насчёт семи комнат - это вы, конечно, на меня намекаете?
Пауза.
Филипп Филиппович: Что же, хорошо, я не против дележа. Доктор, скольким вы вчера отказали?
Борменталь: Тридцати девяти человекам.
Филипп Филиппович: Гм… Триста девяносто рублей. Ну, грех на трех мужчин. Дам - Зину и Дарью Петровну - считать не станем. С вас, Шариков, сто тридцать рублей. Потрудитесь внести.
Шариков (испугавшись): Хорошенькое дело, - это за что такое?
Филипп Филиппович (рявкнул): За кран и за кота!
Борменталь (тревожно воскликнул): Филипп Филиппович!
Филипп Филиппович: Погодите. За безобразие, которое вы учинили и благодаря которому сорвали приём. Это же нестерпимо. Человек, как первобытный, прыгает по всей квартире, рвёт краны. Кто убил кошку у мадам Поласухер? Кто…
Борменталь: Вы, Шариков, третьего дня укусили даму на лестнице
Филипп Филиппович (рычал): Вы стоите…
Шариков: Да она меня по морде хлопнула, у меня не казённая морда!
Филипп Филиппович: Вы стоите на самой низшей ступени развития, вы ещё только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как всё поделить… А в то же время вы наглотались зубного порошку…
Борменталь: Третьего дня
Филипп Филиппович:Ну, вот-с, зарубите себе на носу, кстати, почему вы стёрли с него цинковую мазь? - Что вам нужно молчать и слушать, что вам говорят. Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом социалистического общества. Кстати, какой негодяй снабдил вас этой книжкой?
Шариков: Все у вас негодяи,
Филипп Филиппович: Я догадываюсь,
Шариков: Ну, что же. Ну, Швондер дал. Он не негодяй… Чтоб я развивался…
Филипп Филиппович: Я вижу, как вы развиваетесь после Каутского! Зина!
Борменталь: Зина!
Шариков:Зина!
Зина прибежала
Филипп Филиппович: Зина, там в приёмной… Она в приёмной?
Шариков: В приёмной - зелёная, как купорос.
Филипп Филиппович: Зелёная книжка…
Шариков (отчаянно): Ну, сейчас палить, она казённая, из библиотеки!
Филипп Филиппович: Переписка - называется, как его… Энгельса с этим чёртом… В печку её!
Зина улетела.
Филипп Филиппович: Я бы этого Швондера повесил, честное слово, на первом суку, - воскликнул Филипп Филиппович, яростно впиваясь в крыло индюшки, - сидит изумительная дрянь в доме - как нарыв. Мало того, что он пишет всякие бессмысленные пасквили в газетах…
Шариков злобно и иронически начал коситься на профессора. Филипп Филиппович в свою очередь отправил ему косой взгляд и умолк.
Филипп Филиппович: Доктор, прошу вас, съездите с ним в цирк. Только, ради Бога, посмотрите в программе - котов нету?
Шариков: И как такую сволочь в цирк пускают
15. Почему Преображенский говорит: «Сейчас Шариков проявляет уже только остатки собачьего, и поймите, что коты - это лучшее из всего, что он делает. Сообразите, весь ужас том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, оторые существуют в природе».
Почему подзаголовок повести «Чудовищная история»?
16. Почему Преображенский разочаровывается в своем эксперименте?
Филипп Филиппович Преображенский
Правда, открытие получилось, вы сами знаете - какое, но только имейте в виду, что единственным результатом этого открытия будет то, что все мы теперь будем иметь этого Шарикова вот где, (- здесь, Преображенский похлопал себя по крутой и склонной к параличу шее,) будьте спокойны! Если бы кто-нибудь разложил меня здесь и выпорол, - я бы, клянусь, заплатил бы червонцев пять! «От Севильи до Гренады…» Чёрт меня возьми… Ведь я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов… Вы знаете, какую я работу проделал - уму непостижимо. И вот теперь, спрашивается - зачем? Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают.
Вот, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей.
Можно привить гипофиз Спинозы или ещё какого-нибудь такого лешего и соорудить из собаки чрезвычайно высокостоящего. Но на какого дьявола? - спрашивается. Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создаёт десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар. Моё открытие стоит ровно один ломаный грош… Теоретически это интересно. Ну, ладно! Физиологи будут в восторге. Москва беснуется… Ну, а практически что? Кто теперь перед вами?
17. Повесть имеет кольцевую композицию. Произведение заканчивается операцией. Какое символическое значение имеет кольцевая композиция? (выражает основную идею - отрицание насилия как принципа жизни, науки, отношения к человеку).
18. «То есть он говорил? - спросил Филипп Филиппович, - это еще не значит быть человеком».
Дайте развернутый письменный ответ: Что значит, по-вашему, быть человеком?
19. Ответим на вопрос - тему урока: «Жестокий опыт или рождение новой жизни?» Какие выводы мы делаем вслед за Булгаковым?
Какие философские проблемы отражены в повести? (извечная борьба добра и зла, свободы и несвободы, ответственности человека за свои поступки- это все вечные проблемы человеческой жизни)
В повести «Собачье сердце» Булгаков показал современное ему общество, все безобразные, бесчеловечные явления жизни; людские пороки сознательно доведены до гротеска. Они просматриваются через увеличительное стекло.
Всё, что происходило вокруг, что именовалось строительством социализма. воспринималось Булгаковым как опасный и огромный по масштабам эксперимент. Булгаков считал, что ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична. Люди превращены в серую, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях. Преобладают тупость, невежество, хамство, бездуховность, примитивность.
Сатира Булгакова непрерывно говорит о личной нравственной ответственности человека - при любых обстоятельствах. У Булгаков ест еще одна сатирическая повесть «Роковые яйца».
Скромный профессор Персиков открывает луч жизни. Судьба является к нему как заурядный посетитель. Это товарищ Александр Семёнович Рокк. Он приходит с деловым предложением, с такой бумагой, что обсуждать её невозможно, обсуждать бесполезно. Персиков отдаёт своё гениальное, но недоработанное открытие в руки невежественных администраторов, не догадываясь, что ждёт всех впереди. Рокк реквизирует у профессора научное изобретение в самых благих целях - возместить урон от куриного мора в стране.
Обычное невежество, хаос и халатность, из-за которых куриные яйца были перепутаны с теми, что предназначались для опытов, приводит к беде.
Луч жизни в чужих неумелых руках становятся лучом смерти. Под его воздействием чудовищные гады - удавы и крокодилы, многократно превосходящие по размерам своих природных собратьев, - наводняют страну, захлёстывают её пространства, угрожают столице, катастрофа надвигается.
Упрятанный от читателя Булгаков, войдя в литературный свет с огромной задержкой, и через 60 лет не потерял актуальности и, верится мне, читателя.