Цели: ознакомление со своеобразием жанровой структурой «Мёртвых душ», с основной задачей, стоявшей перед Н.В. Гоголем при написании этого произведения.
Задачи.
- Развивать умения анализировать текст, находить выразительные средства лирики в прозаическом произведении; умение доказывать свою точку зрения, аргументируя её.
- Воспитывать любовь к литературе, интерес к классике и творчеству Н.В. Гоголю.
План.
- Организационный момент.
- Объяснение темы.
- Закрепление темы. (Работа в группах.)
- Обобщение темы. (Выступление групп.)
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. (Цели, задачи, тема, эпиграфы к уроку.)
- Тема сегодняшнего урока: « Жанровое своеобразие поэмы Н.В. Гоголя « Мёртвые души». На этом уроке мы познакомимся со своеобразием жанровой структуры «Мёртвых душ», с основной задачей, стоявшей перед писателем при написании этого произведения, поучимся находить выразительные средства в лирических отступлениях поэмы.
Эпиграфом к уроку выбрано высказывание Л.Н. Толстого о поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые
души»:
«Не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное».
2. Объяснение темы.
- Жанровая природа «Мёртвых душ» сложна. Гоголь сам определил жанр своего произведения, назвав «Мёртвые души» поэмой. Для нас такое определение жанра звучит несколько парадоксально. В нашем сознании поэма – это нечто, написанное в стихах. То, что написано прозой, это чаще всего роман, повесть или рассказ. Поэтому нам непонятно, почему Гоголь назвал свое произведение поэмой.
Можем ли назвать «Мёртвые души» романом? Только в том случае, если похождения Чичикова, его хитроумная афера была бы центром произведения. Но рассказ о похождении героя не самоцель для писателя, а лишь средство для раскрытия главной идеи: представить в своём произведении Русь. Поэтому нельзя целиком отнести это произведение к жанру романа. (Роман – литературный роман, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельных личностей, в их отношениях к окружающему миру, на становлении их характеров и самосознания.)
Мы можем по праву назвать «Мёртвые души» поэмой. (Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.)
Изображение действительности в этом произведении проходят через призму авторского восприятия.
В «Мёртвых душах» два предмета изображения: объективная реальность (характерно для эпоса) и внутренний мир личности (характерно для лирики).
Внутренний мир личности передаётся при помощи лирических отступлений. В каждой главе лирические отступления:
- в первой главе – рассуждение о толстых и тонких;
- во второй – рассуждение о двух типах характеров;
- в третьей главе – рассуждение об «оттенках и тонкостях обращения»;
- в четвёртой главе – мысль о живучести Ноздревых;
- в пятой главе – размышления Чичикова «о славной бабешке»; думы автора о метком русском слове и «бойком русском уме»;
- в шестой главе – воспоминания автора о юности; размышление о человеке.
- в седьмой главе – о двух писателях, о крестьянах, купленных Чичиковым;
- в восьмой главе – о силе власти исправника;
- в девятой главе – о бунте крестьян селения Вшивая-Спесь;
- в десятой главе – «Повесть о капитане Копейкине»;
- в одиннадцатой главе – отступления о Руси, о дороге, рассказ о Кифе Мокеевиче и его сыне; рассуждение о добродетельном герое и герое – подлеце; размышление о птице – тройке.
Введение в произведение образа автора даёт возможность связать воедино свой собственный жизненный путь с путём России. Это и является важнейшей задачей поэмы: показать путь России в прошлом, настоящем и будущем, а также нерасторжимость судеб писателя и его родины.
Образ автора в поэме расширил сюжетные границы, позволил поставить перед читателями ряд философских проблем: жизненного пути человека, роли художника в обществе, особенности русского характера, ложного и истинного патриотизма, предназначения России в судьбе Европы и многое другое.
Именно в лирических отступлениях сформулирована авторская позиция. Гоголь обратился к лиро-эпическому жанру, чтобы показать противостояние живого и мёртвого в самой сущности России. Мёртвое показано писателем на уровне сюжета: все герои поэмы заражены этой омертвлённостью, все без исключения: помещики, чиновники, главный герой и даже крестьяне. Но их возрождение возможно, Гоголь задумал показать во 2-3 томах поэмы возрождение души.
Но в первом томе возможность показать живое, способное возродиться писатель мог только на уровне лирических отступлений.
Также поэмой раньше называли произведения Гомера, Данте. Например «Божественную комедию» Данте. А связь «Божественной комедии» с «Мёртвыми душами» была замечена ещё современниками (Герцен, Вяземский). Это ещё раз проясняет жанровую организацию «Мёртвых душ».
Также право называться поэмой «Мёртвым душам» даёт и особая поэтичность языка. Несмотря на то, что это прозаическое произведение, язык поэмы так поэтичен, даже музыкален, насыщен выразительными средствами, что разница между прозой и поэзией исчезает.
3. Закрепление темы.
- Так давайте попробуем проанализировать несколько лирических произведений поэмы, найти выразительные средства, которые использует автор в них. Попробуем увидеть ту особенность языка, его музыкальность, которая присутствует в основном в лирике. В лирических отступлениях писатель использует приёмы, характерные для поэтического текста. Найдите такие приёмы.
Группам выдаются таблицы с заданиями.
1 группа. Лирическое отступление в 6 главе, начало, со слов: «Прежде, давно, в лета… меня поражало…» | ||
№ | Выразительные средства | Примеры |
1 | Инверсия – изменение обычного порядка следования чего-либо (слов в предложении, элементов сюжета). | |
2 | Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней). | |
3 | Обращения, восклицания. | |
4 | Парцелляция (приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова в виде самостоятельного неполного предложения. Её цель придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения). | |
5 | Назывные предложения. | |
6 | Синонимы (близкие по значению слова). | |
7 | Антонимы (слова с противоположным значением). | |
8 | Однородные члены (синтаксическое средство: слова со значением перечисления фактов, событий). | |
9 | Сравнения (один предмет сравнивается с другим). | |
10 | Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности, употребление слова в переносном значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету). | |
11 | Звукопись: аллитерация (повторение одинаковых или однородных согласных). | |
12 | Звукопись: Ассонанс (созвучие гласных звуков). |
2 группа. Лирическое отступление в 5 главе со слов: «Выражается сильно российский народ!» | ||
№ | Выразительные средства | Примеры |
1 | Инверсия – изменение обычного порядка следования чего-либо (слов в предложении, элементов сюжета). | |
2 | Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней). | |
3 | Обращения, восклицания. | |
4 | Градация. | |
5 | Синонимы (близкие по значению слова). | |
6 | Олицетворения (неживой предмет наделяется живыми качествами). | |
7 | Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности, употребление слова в переносном значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету). | |
8 | Просторечье. | |
9 | Фразеологизмы. |
3 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «И какой же русский не любит быструю езду!... месяц одни кажутся недвижны.» | ||
№ | Выразительные средства | Примеры |
1 | Инверсия – изменение обычного порядка следования чего-либо (слов в предложении, элементов сюжета). | |
2 | Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней). | |
3 | Обращения, восклицания. | |
4 | Синонимы (близкие по значению слова). | |
5 | Градация. | |
6 | Олицетворения (неживой предмет наделяется живыми качествами). | |
7 | Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности, употребление слова в переносном значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету). | |
8 | Просторечье. | |
9 | Риторические вопросы. | |
10 | Антонимы. | |
11 | Парцелляция (приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова в виде самостоятельного неполного предложения. Её цель придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения). |
4 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Эх, тройка! Птица тройка да сверлит воздух.» | ||
№ | Выразительные средства | Примеры |
1 | Инверсия – изменение обычного порядка следования чего-либо (слов в предложении, элементов сюжета). | |
2 | Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней). | |
3 | Обращения, восклицания. | |
4 | Гипербола. | |
5 | Градация. | |
6 | Олицетворения (неживой предмет наделяется живыми качествами). | |
7 | Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности, употребление слова в переносном значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету). | |
8 | Просторечье. | |
9 | Риторические вопросы. | |
10 | Поговорки, крылатые фразы. | |
11 | Парцелляция. (Приём расчленения
фразы на части или даже на отдельные слова в виде самостоятельного
неполного предложения. Её цель придать речи интонационную экспрессию
путём её отрывистого произнесения). Анафора (одинаковое начало предложений). |
5 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая…» |
||
№ | Выразительные средства | Примеры |
1 | Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней). | |
2 | Обращения, восклицания. | |
3 | Синонимы. | |
4 | Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности, употребление слова в переносном значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету). | |
5 | Риторические вопросы. | |
6 | Парцелляция. (Приём расчленения фразы на
части или даже на отдельные слова в виде самостоятельного неполного
предложения. Её цель придать речи интонационную экспрессию путём её
отрывистого произнесения.) Анафора (одинаковое начало предложений). |
6 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Русь! Русь!…» |
||
№ | Выразительные средства | Примеры |
1 | Олицетворения. | |
2 | Обращения, восклицания. | |
3 | Повторы. | |
4 | Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной изобразительности, употребление слова в переносном значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами; эпитет – красочное прилагательное, через которое выражается авторское отношение к предмету). | |
5 | Риторические вопросы. | |
6 | Парцелляция. (Приём расчленения
фразы на части или даже на отдельные слова в виде самостоятельного
неполного предложения. Её цель придать речи интонационную экспрессию
путём её отрывистого произнесения). Анафора (одинаковое начало предложений). |
4. Обобщение темы.
Выступление групп по таблицам (см. Приложение).
5. Подведение итогов урока.
Мы постарались доказать, что перед нами, действительно, поэма, так как автор в лирических отступлениях применяет много выразительных средств.
Такой жанр «Мёртвых душ» дал возможность показать всю Россию целиком, дать глубоко философское, обобщённое видение пути России и её судьбы в дальнейшем.
Образ Руси как мчавшейся лошади не просто символичен, но и укоренён в русской классической литературе (у А.С. Пушкина, у А.А. Блока).
Подведя итоги сегодняшнего урока, я хотела бы выслушать вас, что вы узнали нового, чему научились на уроке?
6. Домашнее задание.
Обобщить весь материал по поэме Н.В. гоголя «Мёртвые души». Подготовиться к тестам. Написать сочинение.