Цели урока:
- Обобщение знаний, полученных при изучении произведения.
- Формирование умения анализировать художественный текст.
- Пробудить интерес к истории России.
Оборудование: Газета, изображение Богоматери, раздаточный материал, ТСО.
На доске эпиграфы.
Люди – это всегда дети своих
матерей…
ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын…
Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый источник
всепобеждающей жизни!
М. Горький “Сказки об Италии”.
…вспомнил женщину, которую не смел, не имел права забыть.
В. Закруткин “Матерь человеческая”.
I. Вводное слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок – урок-размышление. Мы попробуем поразмышлять над повестью Виталия Закруткина “Матерь человеческая”.
Эта повесть нам уже знакома. У нас был вводный урок по этому произведению, сегодня мы обобщим то, что узнали. В то же время мне хотелось, чтобы этот урок был и уроком – открытием, чтобы никто из вас не ушёл с пустым сердцем.
Прослушивается песня В. Высоцкого “ А на войне как на войне”.
Год 2005 – знаменательный для нашей истории. Исполнится 60 лет со дня Великой победы в Великой войне. На недавнем классном часе мы с вами говорили о войне, читали стихи, посвящённые этой теме. Скажите, а какие ассоциации у вас вызывает слово “война”? Кто воевал на войне? Что такое тыл? (Отвечают предположениями. Зачитывают из словаря: 1) территория позади фронта, за боевой линией; 2) во время войны: вся страна в противоположность фронту).
Обращается внимание на школьный стенд “Работники тыла”.
Люди в тылу тоже совершали подвиг, подвиг труда, жёны, матери, дети заменяли тех, кто ушёл на фронт.
Повесть В. Закруткина посвящена женщине, женщине-матери. Тем, кому в годы войны приходилось труднее всего. Они должны были заменить ушедших мужей, и в то же время продолжать свой труд – труд матерей. Неслучайно я взяла для названия темы нашего урока строку из стихотворения Д. Кедрина “Солдатка”: “Есть материнства женская работа…” А дальше есть продолжение: “И есть мужской тяжёлый труд войны”.
Произведений, посвящённых матерям, очень много. Мне особенно понравились высокие слова М. Горького, которые я выбрала в качестве эпиграфа. (Обращение к эпиграфу).
Учитель обращает внимание на газету, которую делали сами учащиеся. Эта газета должна помочь учащимся вспомнить содержание повести.
II. Анализ содержания произведения.
- О чём эта повесть?
- Какие эпизоды вам показались самыми яркими? Почему?
III. Анализ тем произведения.
- Какие темы звучат в произведении? (Темы Родины, детства и взросления, мужества, семьи, любви, жизни и смерти, скорби и печали, труда, природы, животных, героизма и подвига, народа, смирения…).
- Расскажите, как эти темы раскрываются писателем? Приведите примеры.
- Учащиеся были распределены по группам для анализа тем.
IV. Анализ проблематики произведения.
- Какие проблемы поднимают эти темы? (Война и дети; война и материнство; война и стремление к добру).
- Человек ответственен за всё живое. Никогда нельзя сдаваться, потому что твоя жизнь может спасти ещё чью- то жизнь.
V. Анализ художественных средств.
- Учитель вместе с учащимися анализирует отрывок из повести. “Она слегка приподнялась, опустила только что рождённого сына…”.
- С помощью каких приёмов автор создаёт образы и подводит к выводам?
Работа с текстом.
1 вариант.
1) На Марию навалился липкий, холодный страх. “Это Саню убили”, - молнией обожгла её страшная догадка.
2) Ни смерть, ни огонь, ни раны изуродованной войной земли не могли остановить жизнь…
2 вариант.
Земля глухо, утробно гудела. Мария поняла: по дороге вдоль хутора едут немецкие танки. Она видела их однажды, грузные, пышущие жаром громадины с чёрными крестами и чужими, непонятными буквами на боках и башнях.
3 вариант.
Опомнитесь люди! Пожалейте себя, не убивайте жизнь на земле! Оставьте им светлое солнце, и небо, и воды, и землю!
4 вариант.
В конце апреля возле погреба, в котором Мария прожила всю осень и зиму, неожиданно зацвела обожженная пожаром яблоня. На ней распускались редкие почки, ещё чернели оголённые, тронутые пламенем полумертвые ветки, и уже белые, с красноватой сердцевиной лепестки цветов засияли, нежно и трепетно, красуясь на утренней заре.
VI. Осмысление названия произведения.
Мария берёт на себя ответственность за чужих детей, за чужих животных. Она для всех них становится матерью. Почему автор назвал своё произведение “Матерь человеческая”, а не “мать”, “мама”? (“Матерь” - слово старославянское, слово высокого стиля)
О святых вещах нужно говорить возвышенными совами. Вспомните, как очень уважительно М. Горький отзывался о Матери.
Ответьте, почему сегодня у вас перед глазами образ Богородицы с ребёнком на руках?
Каждая мать рождает ребёнка на страдания. И она знает, на что отдаёт своё дитя. Горе Богородицы, отдающей своего сына людям, может быть понятно любой матери. Богородицу особенно любят на Руси, она считается покровительницей России. И нам нужно помнить, что, оскорбляя даже слово “мать”, мы оскорбляем и Богородицу, и свою собственную маму. Любя Богородицу, мы будем больше любить и понимать матерей человеческих.
Имя Мария имеет интересную историю. (Ученица рассказывает о значении имени и о чествовании святых с таким именем церковью).
VII. Учитель предлагает прослушать “Акафист” в честь Богородицы.
Давайте в дань памяти павших прослушаем эту музыку…
VIII. Подведение итогов урока.
- Чему может научить нас повесть В. Закруткина?
- Что вы открыли на нашем уроке для себя?
Автор говорит “…вспомнил женщину, которую не смел, не имел права забыть”. Давайте и мы не будем забывать о наших матерях.
IX. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение “Слово о маме”.