Жанровое своеобразие «Капитанской дочки». Петр Гринев – главный герой повести. Формирование характера

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (237 МБ)


Урок №1. ТЕМА: ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ “КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ”. ПЕТР ГРИНЕВ – ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА.

Вступительное слово

Итак, изучив многие документы, изъездив те места, где бушевало крестьянское восстание, Пушкин создает повесть “Капитанская дочка”. Труд этот был огромным, так как он воспроизвел давно ушедшую жизнь, характеры людей, создал увлекательный сюжет, в котором каждая картина является необходимым звеном единого целого. “Капитанская дочка” поэтому является и историческим произведением и откликом на современную писателю действительность и духовным завещанием для нас и наших потомков.

2 слайд

И вот книга перед нами. В критической литературе неоднократно высказывались разные мнения о произведении Пушкина: одни видели в нем повествование о двух влюбленных, другие – лишь изображение Пугачева и пугачевского восстания, третьи - этапы духовного становления молодого человека, на жизненном пути которого постоянно возникает проблема выбора чести: кто прав? Мы постараемся ответить на все эти проблемы – вопросы в ходе изучения произведения.

3 слайд

Что это – повесть? роман? исторический роман? семейные записки? хроника? мемуары? Вспомним определения данных литературоведческих терминов.

Но все же это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Все изображенные картины жизни и события ставят перед нами, читателями, проблему чести, долга.

4 слайд

Повесть можно разделить на три цикла. Какие?

5 слайд

- Кто герой-рассказчик в этом произведении? См. Приложение 1

6 слайд

Рассказ о жизни Гринева в родительском доме.Работа с текстом (подобрать подписи к иллюстрациям)

7 слайд

Вывод. Запись в тетрадях.

- Как вы считаете, когда начинается второй этап формирования Петра Гринева?

Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты многих иллюзий и предрассудков и вместе с тем обогащения его внутреннего мира.

Первый удар наносит отец, решая отправить его в армию.

- Какие слова Петруши позволяют сделать такой вывод?

8 слайд

Две стороны характера молодого героя в эпизодах встречи с Зуриным и бродягой-вожатым.

- Кратко перескажите эпизод пирушки с Зуриным.

- Какие отрицательные черты характера Гринева раскрываются в нем?

Итак, мечта о веселой беззаботной жизни быстро исчезает после пирушки с Зуриным.

Зато встреча с вожатым помогает проснуться в душе Гринева тому хорошему, доброму и светлому, что он вынес из детских и отроческих лет.

9 слайд разбор сцены с заячьим тулупом

- Найдите слова, выражающие чувства верного слуги по отношению к вожатому.

(Савельич боится незнакомца, видит в нем вора и разбойника, пьяницу.)

- А как реагирует бродяга на “барский подарок”? (чтение)

- Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?(Тут не в тулупе дело. Тут впервые промелькнуло между Гриневым и беглым казаком нечто иное. Автор показывает два отношения к человеку: для одного “собака”, “пьяница оголтелый”, для другого – “брат”. Две правды: одна по-хамски тычет в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек... В благородности Гринева не просто благородность. Тут больше, тут жалость, милосердие и уважение к человеку).

10 слайд

- Что такое милосердие?

(Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания, помощь, вызванная этими же чувствами. На милосердие всегда отвечают милосердием).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1)краткий пересказ главы “Крепость”;

2)подготовить рассказ о семье капитана Миронова.

Урок №2. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести “Капитанская дочка”

Эпиграф См. Приложение 2

Запись в тетради

Итак, Гринев, выросший на деревенском приволье, вдалеке от губительных нравов светского общества научился непредвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные замашки, но вместе с тем прямоту и честность.

Второй этап формирования характера начинается с момента отъезда из родного дома. Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а также и обогащение его внутреннего мира.

Беседа с учащимися

- Итак, мы вместе с Петром Гриневым вошли в Белогорскую крепость.

11 слайд

Где же крепость? Первые впечатления... Какие они?

Краткий пересказ содержания главы “Крепость”. (В ходе рассказа иллюстрации 11 слайда)

Рассказ о семье капитана Миронова. Приложение 3.

- Жизнь в Белогорской крепости открывает перед юношей ранее не замеченную красоту простых, добрых людей и рождает общение с ними. Беседы с милыми простыми людьми, занятия литературой, любовные переживания – все это доставляло ему истинное удовольствие. Над серьезными общественными, жизненными проблемами он не задумывался. Драматическое начало повести, может быть, ярче всего проявляется в трагической и героической судьбе старших Мироновых. Мироновы — это старинно-русские, простодушные и возвышенные люди. Они нарисованы Пушкиным выпукло, скульптурно, ощутимо, живо. В них много наивного, пленительно-наивного — и это раскрывает их во всей красоте их нетронутых, цельных душ...

В изображении Пушкина все эти люди прекрасны в своей непосредственности: они всегда по-своему и правильно думают, правильно живут и безропотно идут на смерть, верные тому, чему обязались служить и что считают своим долгом. Это незаметные и тихие герои — великие герои. Пушкин не просто их любит, но и любуется ими. Любуется ими вместе с автором и читатель — иначе и невозможно. За „старосветскими“ пушкинскими героями есть правда высокой нравственности, которая не может не привлекать”.

Беседа с учащимися

- Почему Гринев сблизился со Швабриным?

- Что послужило причиной и что поводом к ссоре между героями?

Чтение отрывка из главы “Поединок” (“Я же сказывал, что занимался литературой... Коли хочешь успеть, то советую действовать не песенками”)

- Какие черты характера проявляются в героях в этом отрывке?

12 слайд

Анализ сцены дуэли: Почему Петр Гринев согласился на дуэль? ( Дуэли были запрещены воинским уставом) Как характеризует героев поведение во время дуэли?Найдите слова, показывающие отношение разных людей к дуэли: Василисы Егоровны, Ивана Игнатьича, Маши, Савельича.

- Осуждает ли автор своего героя за дуэль?

(Автор тоже осуждает своего героя за дуэль со Швабриным, хотя заступничество Петра за честь любимой девушки не может не вызывать уважение)

13 слайд

Прослушивание отрывка из главы “Любовь”

Слово учителя

Таким предстает перед нами герой накануне грозных исторических событий. Прежде чем ввести в повествование образ Пугачева, Пушкин накоротке, домашним образом знакомит нас с рассказчиком, дает возможность проникнуть в мир его мыслей, чувств, представлений.

14 слайд Запись в тетради

Домашнее задание:

1) прочитать главы 6 и 7;

2) подготовить пересказ о падении Белогорской крепости;

3) письменно ответить на вопрос: “Почему Пугачев пощадил Гринева?”

Урок №3. Падение Белогорской крепости (разбор 6 и 7 глав)

Беседа

- Почему автор в качестве эпиграфа к 6 главе взял слова из народной песни?

(Эпиграф настраивает на то, что речь пойдет о страшных, кровавых событиях, потрясших Россию; критик Шиловский высказывает предположение о совпадении тактики Ивана Грозного и Пугачева и считает, что образ Пугачева ассоциировался в сознании Пушкина с образом Ивана Грозного)

- О чем рассказывает автор в 6 главе?

15 слайд

- Прочитайте сцену допроса башкирца( стр. 145)

- Как Гринев относится к несчастному?

16 слайд Запись в тетради

Работа над главой “Приступ”

- К кому из героев повести относится эпиграф?

- Какие черты характера капитана Миронова раскрывает этот эпиграф?

(Бескорыстие, честность, верность присяге проявил капитан и смерть свою встретил достойно)

- Почему крепость пала?

17 слайд

(Причины победы Пугачева в численном преимуществе его войск, к нему переходят все угнетенные народы Оренбургской губернии, сочувствуют Пугачеву и солдаты царской армии, а также в слабости и бездарности высокого начальства, бросившего Белогорскую крепость на произвол судьбы)

18 слайд Просмотр отрывка из фильма

19 слайд

- Как ведут себя герои в этой сцене?

- Можно ли осуждать Пугачева за казнь защитников крепости? А за казнь Василисы Егоровны? ( его повергли в гнев слова плача комендантши: “... а сгинул от беглого каторжника”)

Ответ на вопрос домашнего задания: “Почему Пугачев пощадил Гринева?”

- Какую роль сыграл Савельич

- Как Пугачев выходит из неловкого положения после отказа Гринева ему присягнуть?

Домашнее задание:

1) прочитать главы 8 -12;

2) найдите портретную характеристику Пугачева;

3) письменно ответьте на вопрос: “Почему Пугачев освободил Машу Миронову?

Урок №4 Изображение народной войны и ее вождя (разбор 8 – 12 глав)

Разбор 8 главы

И вот “государь” требует Гринева к себе. Гринев заранее представляет себе, каким будет свидание с самозванцем и чем оно кончится. “Читатель легко себе представит, что я не был совершенно хладнокровен, - замечает он в своих записках. Что же происходит?

- Чтение отрывка из главы “Незваный гость” (“А, ваше благородие!.. – Моя искренность поразила Пугачева”.)

- Почему Пугачев проявляет явную благосклонность к Гриневу?

(Мятежника в юном офицере поразили смелость, бесхитростность, прямодушие, верность долгу, правдивость. “Казнить, так казнить, миловать, так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь”. И еще завтра приглашает прийти проститься с ним. Смешная сценка на другой день, когда рачительный Савельич подал Пугачеву реестр разграбленного барского добра, могла бы недобро кончиться для Гринева. Но Пугачев только отворотился, не сказав более ни слова. И на пути в Оренбург Гринева вдруг догнал казак с подарками: лошадью и шубой “со своего плеча” да полтиной денег, “растерянной по дороге”).

20 слайд

- Что удивило Гринева в Пугачеве? Какие новые стороны характера он увидел в самозванце?

(Гринев видит добродушие Пугачева, ничего свирепого он не увидел в нем. Гринев видит в Пугачеве отнюдь не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, сильного и незлого)

Разбор глав 11-12

События разводят по разные стороны Гринева, Пугачева и Машу Миронову, но пугачевщина уже полыхает под стенами Оренбурга.

21 слайд

- Что делает Петр Гринев в Оренбурге? (храбро сражается с мятежниками)

Но вот он получает письмо от Маши...

- Чтение письма Маши Мироновой

- Какое решение принимает Гринев?

- Как отнесся генерал Р. к просьбе Гринева о спасении дочери капитана Миронова? (“Это еще не беда, лучшее ее быть пока женою Швабрина, он теперь может оказать ей протекцию, а когда его расстреляем, тогда, Бог даст, сыщутся ей и женишки”)

- На что решается Петр Андреевич?

22 слайд

- Почему Гринева схватили мятежники, ведь он мог спастись? (Он вынужден был вернуться, потому что схватили Савельича)

Мы попадаем в Бердскую слободу. Снова Гринев предстал перед Пугачевым. Пугачев по-прежнему видит в Гриневе не опасного и ловкого врага, а неопытного и честного юношу, хотя и вернувшегося из вражеского стана. А когда он узнает о причинах, побудивших Гринева ехать в крепость, он принимает решение ехать вместе с Гриневым, чтобы освободить сироту и проверить Швабрина.

- Прочитайте диалог Гринева с Пугачевым по дороге в Белогорскую крепость. Что мы узнаем из этого диалога? (Гринев узнает об отношении Пугачева к возглавляемому им восстанию, к своему окружению, к перспективам народной борьбы. Предводитель испытывает чувство одиночества среди своих сподвижников, знает о своей обреченности. Пугачев предстает перед нами в каком-то величественном трагическом ореоле. А затем Пугачев рассказывает калмыцкую сказку, которая показывает всю глубину пропасти между героями.

Слайд 23

Прослушивание сказки. Запись в тетради

Слайд 24

- Ответ на письменный вопрос: “Почему Пугачев освободил Машу Миронову?”

Продолжение записи в тетради Слайд 25 См. Приложение 4

Домашнее задание:

1) выучить калмыцкую сказку;

2) подберите аргументы для обвинения Швабрина (1в) и для защиты (2в) (письменно) ;

3) прочитать главы 13-14;

4) заполнение таблицы характеристика Пугачева и Екатерины

Урок №5. Трагедия Швабрина. Образ Маши Мироновой

Честность есть прямая линия, она ближе к истине, нежели кривые.
К.Н.Батюшков

Трагедия Швабрина

- Прослушивание письменного домашнего задания: аргументы обвинения и защиты Швабрина

Слово учителя (см. стр.66-67, Золотарева) Слайд № 26

Образ Маши Мироновой

С особенной теплотой в повести нарисован образ Маши Мироновой, внешне ничем не примечательной девушки, скромной, застенчивой и даже робкой, “трусихи” по определению матери.

- Почему к главам, в которых появляется Маша, даны эпиграфы, взятые из народных песен? (близость к народу, сильный, волевой человек, высокие духовные качества)

- Вспомните эпизод из 5 главы, где она отказывается выйти замуж за Гринева без благословения родителей. Какие черты характера Маши проявляются в этом эпизоде?

(Сила ее любви, глубина ее натуры, способность к большому и глубокому чувству, чувство ответственности за любимого человека: “Без их благословения не будет тебе счастья”. Она решила, что ей не судьба быть за Гриневым, что следует покориться воле Божьей. Но тяжелые испытания закаляют ее характер.)

- Какие качества характера Маши проявляются в плену у Швабрина? (мужество, стойкость, сила духа; она готова умереть, но не быть женой Швабрина)

Маша освобождена, но судьба приготовила ей новые испытания: Гринев арестован. И девушка решает начать борьбу за своего жениха. Маша понимает, что ради спасения ее чести, достоинства он на суде не произнесет ее имени никогда. Она принимает решение ехать в Петербург, чтобы просить за Гринева саму императрицу, и тем самым спасает Петра Гринева. Слайд №27

Запись в тетрадях Слайд № 28

Домашнее задание: Пересказ статьи “Исторический труд А.С.Пушкина” стр.212-215

Урок №6. Образ Екатерины Второй. Исторический труд А.С.Пушкина

Слово учителя

Введение образа Екатерины II в роман“Капитанская дочка” объясняется Ю. М. Лотманом как желание Пушкина уравнять действия самозванца и царствующей императрицы по отношению к Гриневу и Марье Ивановне. “Подобность” действия состоит в том, что и Пугачев, и Екатерина II - каждый в сходной ситуации выступает не как правитель, а как человек. “Пушкину в эти годы глубоко свойственно представление о том, что человеческая простота составляет основу величия (ср., например, “Полководец”), Именно то, что в Екатерине II, по повести Пушкина, рядом с императрицей живет дама средних лет, гуляющая по парку с собачкой, позволило ей проявить человечность. “Императрица не может его простить”,- говорит Екатерина II Маше Мироновой. Но в ней живет не только императрица, но и человек, и это спасает героя, а непредвзятому читателю не дает воспринять образ как односторонне отрицательный”.

Сообщение учащихся “Екатерина в живописи и в литературе” Слайд №29. Приложение 5

Слово учителя. Приложение 6

Проверка домашнего задания. Характеристика персонажей. Заполнение таблицы. Приложение 7

Слово учителя. Приложение 8

Пересказ уч-ся статьи “Исторический труд А.С.Пушкина”

Домашнее задание: проанализировать эпиграфы по плану:

  1. О чем эпиграф?
  2. Как называется глава?
  3. О чем рассказывает?

Урок №7. Роль эпиграфов в романе. Подготовка к сочинению

1. Работа с эпиграфами

Повесть является глубоко народным, национальным произведением и не случайно открывается эпиграфом-пословицей и каждой главе присутствует эпиграф, взятый, в основном, из сокровищниц устного народного творчества. Исследователи считают, что эпиграфы играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Так ли это? Рассмотрим первые 5 глав.

- О чем эпиграф?

- Как называется глава?

- О чем рассказывает?

См. Приложение 9

2. Подготовка к сочинению. Слайд 30

“Белогорская крепость в жизни Гринева”

- Обратимся к теме сочинения. Какой из вопросов полнее выражает ее суть: “Какие события произошли с Гриневым в крепости?” или “ Как изменили Гринева события, пережитые им в Белогорской крепости?”

- Найдите главы, с которыми мы будем работать. (с 3 по 9 и 12гл.)

- Составляем план.

1. ВСТУПЛЕНИЕ

1) Каким приехал Гринев в Белогорскую крепость и каким оставил ее навсегда?

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1) Любовь Гринева к Маше Мироновой и его борьба за любимую

а) зарождение и укрепление чувств;

б) испытания, через которые Гринев пронес свои чувства: столкновение со Швабриным, письмо отца, разлука, обращение за помощью к Пугачеву;

в) качества характера, проявленные при этом.

2) История отношений Гринева со Швабриным.

а) как и почему менялось отношение Гринева к Швабрину;

б) какие качества Гринева оттеняет его сопоставление со Швабриным.

3) Сильное и благородное потрясение в жизни Гринева.

а) как и почему менялось отношение Гринева к Пугачеву;

б) гуманные чувства Гринева.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почему рассказ о жизни в Белогорской крепости занял основное место в записках Петра Андреевича Гринева?

(И.В. Золотарева. Уроки литературы 8 класс)

Домашнее задание: написать сочинение.