Цель: познакомить учащихся с жанрами древнерусской литературы; развивать умение определять жанр произведения; воспитывать любовь к чтению произведений данного периода, интерес к историческому прошлому нашего народа.
Ход занятия
I. Вступительное слово учителя.
Слайд № 1.
Считается, что возникновение древнерусской литературы относится к концу Х - началу ХI веков. В этот период на Руси происходит важнейшее событие: в 988 году киевский князь Владимир Святославович захватил крупнейший крымский город Херсонес. Византия предложила заключить мирный договор. Но князь Владимир согласился на него при одном условии: царевна Анна, сестра византийских императоров, должна стать его женой. Владимир был язычником, и греки потребовали, чтобы он принял христианство.
Слайд №2. Понимая выгодность союза с Византией, Владимир не только согласился креститься, но и установил христианство на всей Руси. Это событие благотворно повлияло на исторические и культурные последствия: во-первых, христианство способствовало объединению отдельных княжеств, становлению и развитию русской государственности; во-вторых, послужило распространению грамоты, появлению книг.
Слайд № 3. К этому периоду и устное народное творчество достигло своего совершенства. Чётко различались его разножанровые формы: пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, обрядовая поэзия и другие. Всё это послужило возникновению древнерусской литературы.
Слайд № 4. В течение семи столетий создавалась эта литература несколькими поколениями летописцев. Русская словесность - так называют её. Она тесно связана с историей, религией, наукой, философией.
Слайд №5. Рассказывая о политической и общественной жизни, русская словесность опиралась на народный эпос, на родовые предания, на легендарные сказания. Эта литература является хранительницей исторической памяти народа. Из её произведений мы узнаём о жизни предков. Она помогает нам понять существо связи прошлого с настоящим и заглянуть в будущее.
Слад № 6. Обстоятельства возникновения древнерусской литературы, ее место и функции в жизни общества определили систему ее исходных жанров, то есть тех жанров, в рамках которых началось развитие оригинальной русской литературы. На первых порах, по выразительному определению Д. С. Лихачева, это была литература "одной темы и одного сюжета. Этот сюжет- мировая история, и эта тема - смысл человеческой жизни". И действительно, этой теме и этому сюжету были посвящены все жанры древнерусской литературы.
II. Групповая работа с литературоведческим словарём (каждая группа получает задание: найти в словаре определение жанра, привести пример, подготовить вопросы для одноклассников)
1 группа. Найдите в словаре определение таких жанров, как хроника, летопись, повесть.
Ответ: Слайд № 7.
-В хрониках и хронографах последовательно записывались исторические события.
-В летописях (лето [год]+ писание) также последовательно описывались исторические события, свидетелем или участником которых был летописец ("Повесть временных лет").
- В повести (по + весть) речь шла как об исторических, так и о событиях из частной жизни. Авторская оценка и эпический характер здесь отсутствовали ("Повесть о взятии Царьграда").
Вопросы: Что такое летопись? Частные или исторические события составляют основу повестей?
2 группа. В русской словесности существовала обширная литература нравоучительных биографий - жития святых. Что такое житие? Патерики?
Ответ. Слайд № 8.
-Житие - повесть о жизни какого-либо человека, который прославился своим благочестием и аскетизмом или погиб за свои религиозные убеждения от руки язычников или иноверцев. Церковники объявляли его "святым". Жития составлялись в основном по такой схеме: рождение от благочестивых родителей, раннее монашество, совершение религиозного подвига, блаженная кончина и чудеса у гроба, похвальное слово святому ("Житие Стефана Пермского").
-Патерики (отечники) - сборники коротких, обычно остросюжетных рассказов из жизни монахов какой-либо обители - монастыря или скита.
Вопросы: Что составляет основу житийного жанра? Назовите традиционную схему условной биографии святого. Почему патерики называют "отечниками"?
3 группа. Жанры торжественного и поучительного красноречия представлены различными поучениями и "словами". Расскажите об этих жанрах.
Ответ. Слайд № 9
- В торжественных словах, произносимых в церкви во время службы, прославлялись христианские праздники, раскрывался смысл или символика тех или иных эпизодов и образов Священного писания.
-Поучение - литературное произведение в форме речи назидательного характера. В них обличались пороки, прославлялись добродетели, верующие наставлялись в основах христианской морали ("Поучение Владимира Мономаха").
Вопросы: Когда произносились торжественные слова? Существует ли этот жанр в настоящее время? Что такое поучение?
4 группа. Расскажите о хождениях и апокрифах.
Ответ. Слайд № 10.
- Существовали различные догматические сочинения, трактовавшие сложнейшие богословские вопросы, обличавшие ереси - учения и взгляды, противоречившие официальной христианской догматике или основам христианского мировоззрения. Такие писания называли апокрифами. Апокриф (от греч. тайный, подложный, скрытый, сокровенный) - древние религиозные легенды-сказания, которые выдавались за "священное" писание наравне с Библией и Евангелиями. Но эти писания не причислены к каноническим ("Беседа трёх святителей").
- Хождениями назывались произведения, в которых описывались путешествия-паломничества в Палестину, Византию, страны Востока. Главной целью паломников было поклонение христианским святыням в Вифлееме, Иерусалиме, Константинополе и в других восточнохристианских центрах. Xождения совершались как официальными представителями русской церкви, так и по собственной инициативе или обету паломников (их называли "калинами перехожими"). Они жаждали увидеть место рождения Иисуса Христа, описанные в Евангелиях холмы, сады, здания, колодцы и т. д., пройти "крестный путь" Христа до Голгофы, посетить храм Гроба Господня. Подобные хождения совершались на протяжении всего средневековья. Некоторые из путников сочетали благочестивые цели с торговыми и дипломатическими интересами. Известно более семидесяти произведений, написанных в жанре хождения. Они составляли заметную часть в круге чтения Древней Руси. В хождениях рассказывалось о путешествиях в "Святую землю"- в Палестину. Эта "географическая литература" приобрела, таким образом, также особый, нравоучительный смысл: Торы хождений- паломники- обычно излагали библейские "Дания, связанные с тем или иным городом или районом, но, кроме того, в той или иной степени выходили и за рамки собственно путеводителя по святым достопримечательностям, описывали архитектурные сооружения, природу, местные обычаи ("Xождения Даниила игумена", "Хождения Антония Новгородского").
Вопросы: Почему официальная церковь запрещала апокрифы? Что такое хождения?
III. Подведение итогов групповой работы.
В этом перечне основных жанров древнерусской литературы мы не встретили ни бытового романа или повести, изображающих частную жизнь частного человека, ни поэзии - лирической или гражданской, ни драматургии. Некоторые из этих жанров появятся в древнерусской литературе, но в XV или даже XVII в.
Значит ли это, что древнерусского читателя интересовали только мировоззренческие проблемы, что духовный мир человека раннего средневековья был иным и кардинальным образом отличался от духовного мира человека XVIII или XIX в.?
Существовали ли параллельно с жанрами древнерусской литературы жанры устного народного творчества?
Конечно, вы правы. Отличия были, но дело совсем не в этом. Дело в том, что эти духовные запросы удовлетворялись не литературой, а фольклором. Люди Древней Руси знали и бытовой рассказ-анекдот, и любовную песню, и сказку, и легенду, и богатырский эпос, в котором важнейшим компонентом могла быть и тема любовных похождений героя, и добывания невесты. Но все эти жанры бытовали в устной форме, дополняя литературу, но не конкурируя с ней. Записывать широко распространенные, всем доступные и известные произведения устной словесности на дорогом пергамене усилиями немногочисленных и чрезвычайно загруженных другими задачами книжников было нерационально, как записывать или перепечатывать на компьютере описание происшествия, о котором вы можете без труда лично поведать своему знакомому или соседу. Наличие древнерусского фольклора с его разветвленной системой жанров не вызывает сомнения не только потому, что мы можем реконструировать древний фольклор по поздним, дошедшим до нас его образцам, но и потому, что свидетельства о его существовании сохранили сами древнерусские памятники старшей поры - летописи, жития святых, церковные поучения.
-Как вы думаете, те жанры, с которыми мы с вами сегодня познакомились, были специфическими только для древнерусской литературы?
Конечно, нет. Если мы обратимся к византийской литературе IX-X веков, то там встретим почти те же самые жанры и в тех же самых пропорциях, что и в литературе Древней Руси. Светские жанры - любовный роман и лирическая поэзия - получат в византийской литературе распространение несколько позднее, в XI-XII веках.
-Как вы думаете, а были ли на страницах древнерусских произведений вымышленные герои, события?
Эта литература долгое время, вплоть до XVII века, не допускала литературного вымысла. Древнерусские авторы писали и читали только о том, что было в действительности: об истории мира, стран, народов, о полководцах и царях древности, о святых подвижниках. Даже передавая откровенные чудеса, они верили в то, что это могло быть, что существовали фантастические существа, населяющие неведомые земли, по которым прошел со своими войсками Александр Македонский, что во мраке пещер и келий бесы являлись святым отшельникам, то искушая их в образе блудниц, то устрашая в облике зверей и чудовищ. Рассказывая об исторических событиях, древнерусские авторы могли сообщить разные, порой взаимоисключающие версии: иные говорят так, как скажет летописец или хронист, а иные - иначе. Но это в их глазах было всего лишь неосведомленностью информаторов, заблуждением от незнания, однако мысль, что та или иная версия могла быть просто придумана, сочинена, и тем более сочинена с чисто литературными целями, - такая мысль писателям казалась неправдоподобной.
Слайд № 10.
IV. Откровенный вымысел допускался лишь в одном жанре - жанре аполога, или притчи. (О притче расскажет заранее подготовленный ученик).
V. Чтение притчи "Сеятель" (можно через проектор, можно раздать учащимся в печатном виде)
-Вышел сеятель сеять, и когда разбрасывал семена, некоторые упали возле дороги и были втоптаны в землю и склеваны птицами. Другие семена попали на каменистую почву, где не было достаточно земли, и вскоре проросли, ибо слой земли там был неглубокий. Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, так как у них не было корней, которые питали бы их влагой. Другие семена упали среди колючек, и когда колючки выросли, они заглушили ростки, так что те не дали зерна. Оставшиеся семена упали на благодатную почву. Они пустили ростки и стали плодоносить и принесли урожай, дав в тридцать, в шестьдесят и в сто раз больше зерен, чем было посеяно.
Итак, это был рассказ-миниатюра, каждый из персонажей которого и весь сюжет существовали лишь для того, чтобы наглядно проиллюстрировать какую-либо идею. Это был рассказ-аллегория, и в этом заключался его смысл: "Имеющий уши да услышит"
В древнерусской литературе, не знавшей вымысла, мир представал как нечто вечное, универсальное: события и поступки людей обусловлены самой системой мироздания; вечно ведётся борьба между сил добра и зла; мир, история которого хорошо известна (ведь для каждого события, упоминаемого в летописи, указывалась точная дата - время, прошедшее от ."сотворения мира") и даже будущее предначертано - широко распространены пророчества о конце мира, "втором пришествии" Христа и Страшном суде, ожидающем всех людей земли.
Слайд № 11. Древнерусская литература, как и другие христианские средневековые литературы, подчинена особой литературно-эстетической регламентации - так называемому литературному этикету. Понятие о литературном этикете Древней Руси разработано в исследованиях Д. С. Лихачева. Он отмечает, в частности, что литературный этикет слагается:
1) из представлений о том, как должен был совершаться тот или иной ход событий; 2) из представлений о том, как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему положению;
3) из представлений о том, какими словами должен описывать писатель совершающееся. Перед нами, следовательно, этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный.
Наглядно проиллюстрировать осуществление этих принципов литературного этикета поможет нам пример, о котором вы уже сегодня говорили: сюжетный компонент жития.
VI. У вас есть начальные фразы нескольких житий, принадлежащих разным авторам и написанных в разное время. Определите, есть ли в них какие-либо различия.
Слайд № 12. Феодосии Печерский
-душею влеком на любовь божию, и хожаше по вся дьни в цьркъвь божию, послушая божествьных книг с всемь въниманиемь, еще же и к детьмь играющим не приближашеся, якоже обычай есть уным, н(о) и гнушашеся играм их... К сим же и датися на учение божествьнных книг... И въскоре извыче вся граматикия.
Слайд № 13. Нифонт Новгородский
-вдан бывает родительми своими учитися божественным книгам. И абие вскоре никако извыкшу книжное учение, и нимало исхожаше с сверстники своими на игры детьския, но паче прилежаше к церкви божий и въсласть почиташе божественная писания.
Слайд № 14. Варлаам Хутынский
-по времяни же вдан бысть учити божественым книгам, темже вскоре некосно [быстро] извыче божественая писания... не убо уклоняющеся на некия игры или позоры [зрелища], но паче на пропитание божественных писаний.
Обратившись к летописям, мы обнаружим там подобную же картину: совпадают текстуально описания битв, из одних и тех же компонентов состоят княжеские характеристики-некрологи или характеристики церковных иерархов.
-Но если в творчестве древнерусских книжников столь значительное место отводилось следованию определенным каноническим образцам, то как же обстояло дело с понятием авторства?
Слад № 15. Подражание авторитетному писателю, заимствование из его произведений не только образов или отдельных фраз, но и целых фрагментов не было признаком творческого бессилия, напротив, все это свидетельствовало о начитанности, высокой книжной культуре и литературной выучке подражателя. Проблему авторства в Древней Руси решали по-разному. С одной стороны, большинство из древнерусских произведений анонимно.
С другой, произведения торжественного и поучительного красноречия почти всегда авторизованы, хотя некоторые памятники подписаны не автором. Это значит, что произведение в рукописной традиции приписывается какому-либо авторитетному богослову или проповеднику, хотя в действительности его автором является совсем другое лицо.
Авторы житий чаше называют себя в заголовках своих произведений, но, видимо, здесь сказывается не столько стремление отметить свое авторство, сколько удостоверить своим именем, что житие и сопровождающий его обычно рассказ о чудесах изложены самовидцем - сподвижником или учеником святого.
VII. Итог урока. Тестирование.