Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Духовный и общественный подвиг Сергия Радонежского 2010

    Автор: Кабачинова Ирина Владимировна

    В работе автора идет выявление отличительных признаков житийной литературы. В "Житии Сергия Радонежского" преобладают эпизоды, иллюстрирующие подвижничество святого в духовной и общественной сферах жизни. Епифаний Премудрый использовал различные лексические и синтаксические приемы, показывающие жизненный подвиг Сергия.

  • Духовный опыт детства (Мастерская ценностных ориентаций по рассказу В. Н. Крупина "Дымка") 2005

    Автор: Колышницына Татьяна Климентьевна

    Мастерская ценностных ориентаций - это одна из разновидностей мастерских, решающих задачу воспитания, духовного развития личности. Мастерская посвящена самому дорогому воспоминанию в жизни каждого - воспоминаниям о детских, радостных минутах, когда каждый постигает премудрости жизни. Цель ее: создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения ребенка к собственной жизни в диалоговом соответствии с жизнью других людей; способствовать организации образовательного процесса, где на первое место выходит пробуждение благоговейного отношения к своему детскому опыту.

  • Духовный стих в устном народном творчестве 2012

    Автор: Исупова Наталия Алексеевна

    Основное назначение урока – знакомство учеников с новым и малоизученным жанром устного народного творчества. Духовными стихами называются народные песни на религиозные сюжеты. Время действия в духовных стихах тоже может быть вполне определенным, но если иметь в виду духовные стихи в целом, оно начинается с сотворения мира и продолжается после кончины существующего мироздания.

  • Душа народа в легендах родного края 2003

    Автор: Елагина Эльвира Асалгариевна

    Самобытность, национальный колорит народов коми-пермяцкого края. Воспитание в детях любви к родному краю, к родной природе, уважение к старшим, постижение истоков национальной культуры.

  • "Душа обязана трудиться…" (урок литературы в 6-м классе) 2009

    Автор: Фоминых Таисья Александровна

    Урок литературы в 6-м классе по программе «Школа-2100» в форме игры «Счастливый случай». Цель урока – проверить знание текстов произведений, привить любовь и интерес к изучению литературы, обобщить материал по разделу «Пролетая над снами…». Игровые моменты урока, разнообразие видов работ способствуют развитию речи, внимания, воображения.

  • Душу невозможно рассказать 2015

    Автор: Мелешко Татьяна Федоровна

    Представлены стихотворения выпускника 2014 г. ГБОУ СОШ №531 г. Москвы Петра Величко.

  • Дуэль и русская культурная традиция: проблема чести и милосердия 2011

    Авторы: Калагина Татьяна Алексеевна, Тиц Ольга Владимировна

    Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами.


  • Дуэль как явление русской жизни XIX веке 2012

    Авторы: Бажакина Татьяна Викторовна, Брусняк Любовь Викторовна

    Интегрированный урок истории и литературы формирует представление о дуэли как явлении русской жизни, истории возникновения, правилах проведения.

  • "Дыхание земли родной (Знакомство с поэтами Кузбасса)". 8-й класс 2012

    Автор: Ерошкина Мария Винаминовна

    На уроке ребята знакомятся с писателями Кузбасса и их творчеством в исследовательской и самостоятельной работе с дополнительной литературой. Большое внимание уделяется охране и привитию детям бережного отношения к природе.

  • Дыхание истории Сибири в лирике Е.Евтушенко 2012

    Автор: Воробьева Ольга Петровна

    Урок данного типа предоставляет возможность решить разнообразные задачи: объяснить новый материал; проверить правильность его восприятия и понимания, проконтролировать знания, организовать применение вновь полученных знаний в решении практических заданий. Разнообразные приемы работы повышают эффективность занятия.

  • Дюма на Кавказе 2022

    Автор: Цаликова Альбина Солтанбековна

    Прошлым летом я просмотрела фильм «Три мушкетера» режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Сюжет фильма основан на всемирно известном романе Дюма "Три мушкетёра". Действие фильма происходит во Франции XVII века. Герои фильма оказываются втянутыми в придворные интриги, противостояние с могущественным кардиналом Ришелье, в котором демонстрируют ловкость, смелость, взаимовыручку и пренебрежение опасностями ради славы. Фильм пронизывает романтика подвига и дружбы. Фильм настолько захватил меня, что я решила прочитать роман великого Александра Дюма «Три мушкетера». Поделившись своими впечатлениями со своим учителем, я с удивлением узнала от неё, что, оказывается, Дюма в свое время посетил Россию, и, более того, побывал на Кавказе. Факт пребывания А.Дюма на Кавказе заинтересовал меня еще больше. Так я начала собирать материал, изучая научные работы о Дюма и пользуясь интернет-ресурсами.

  • Е.А.Пермяк. Сказка «Березовая роща» 2021

    Автор: Ковытева Алёна Александровна

    Смысл сказки "Березовая роща" заключается в том, что всегда есть злые существа, завистники, но не нужно обращать на них внимание, если ты четко знаешь, кто ты, знаешь свою цель и миссию.

    Е.А.Пермяк. Сказка «Березовая роща»

  • Е.Евтушенко. "Я сибирской породы" 2012

    Автор: Арсеньева Наталья Сергеевна

    Поэзия Е.Евтушенко – это поэзия социально активного действия. Понятия неправды и правды – фундаментальные опоры гражданской позиции поэта. Он безбоязненно вступается за преследуемых талантов, в защиту свободы творчества, прав человека.

  • Е.И. Носов «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребенка. Юмористическое и лирическое в рассказе 2014

    Автор: Петросян Ирина Осиповна

    Цель урока: знакомство с некоторыми фактами биографии Е.И. Носова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; воспитание интереса к жизни и творчеству Е.И. Носова; выявление художественной идеи рассказа «Как патефон петуха от смерти спас»; формирование навыков выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, пересказа, нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова "жалостливый".


  • Евангелие на уроках литературы (методические разработки) 2005

    Автор: Каширская Лариса Юрьевна

    Свою задачу в воспитании учащихся учитель должен видеть прежде всего в нрав-ственном совершенствовании свойств, качеств, присущих ребенку как субъекту и члену общества. Источником нравственного воспитания учащихся на уроках литературы является художественный текст. Евангелие - это вечный источник слов и образов, основа христианской морали. Это родник, который может напоить людей, потерявших веру в добро и справедливость. Исследованию евангелистских мотивов в русской литературе и возможному использованию их на уроках литературы посвящена данная работа.

  • Евангельская символика в поэме А.Блока "Двенадцать" 2005

    Автор: Левандовская Ольга Васильевна

    Основная проблема поэмы религиозно-нравственная. В ней идёт речь о спасении души на фоне стихии народного бунта "с Богом или против Бога". Блок уступил свой голос "глухонемой душе двенадцати безликих людей, в темноте вьюжной ночи вершащих своё дело распада и в глубине тёмного сердца тоскующих о Христе, которого они распинают". Знак креста, мотив крови, символ белых роз в венке Христа и другие евангельские "намёки" создают напряжение между стихийным началом народной жизни в смутное время и сакральными истинами, утверждёнными в вечности.

  • "Евгений Онегин" на "Брейн-ринге" 2004

    Автор: Окорокова Татьяна Васильевна

    Научить детей читать внимательно, увлеченно, обращать внимание на сноски, думать самостоятельно, делать неожиданные для себя выводы - в этом вам поможет интеллектуальная игра. Предлагаемый сценарий составлен по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Но на основе этого материала можно придумать познавательное мероприятие по любому другому классическому произведению.

  • "Его стихов пленительная сладость…" (Гостиная, посвящённая 225-летию В.А. Жуковского) 2008

    Автор: Быстрова Оксана Юрьевна

    Литературно-музыкальная гостиная "Его стихов пленительная сладость..." посвящена 225-летию со дня рождения В.А. Жуковского и знакомит с творчеством поэта, отдельными яркими моментами его жизни, рассказывает, какие "живые трепетные нити" связывают Жуковского и Пушкина.

  • Единство проблемных и культурологических аспектов на уроках литературы 2012

    Автор: Мусина Гюзель Вильевна

    Роман-эпопея «Война и мир» дает богатый материал преподавателю для культурологической работы на уроках. В современном контексте уроки литературы и русского языка могут и должны восприниматься как особое национальное явление, воплощающее духовные ценности русского народа, хранящее его историческую и эстетическую память, как источник знаний в разных областях национальной и общечеловеческой и культуры.

  • Единство человека и природы 2011

    Авторы: Господарчук Татьяна Юрьевна, Шиян Наталья Фёдоровна

    Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь".

  • Ее величество женщина 2011

    Автор: Сметанина Лариса Владимировна

    Целью проекта является просвещение воспитанниц в вопросах значимости и влиянии внешности женщины на её профессиональные, карьерные и семейные статусные ожидания.


  • Ее величество Осень 2012

    Авторы: Бочарова Елена Михайловна, Степанова Ольга Александровна

    Занятие предназначено для проведения в 5–6-х классах. Целями данного мероприятия являются пополнение словарного запаса учащихся, развитие чувства прекрасного, чувства любви к русской поэзии, музыке и другим видам искусства, а также развитие творческих способностей учащихся и логического мышления. Мероприятие позволяет сплотить коллектив, приобрести опыт сотрудничества в группах, выдвигать гипотезы, воспитывать уважение к товарищам, их мнению.

  • "Есенин глазами любящих женщин". Литературно-музыкальная гостиная 2007

    Автор: Астраханцева Лидия Николаевна

    Судьба гениального поэта России Сергея Есенина остаётся загадкой и сейчас . В его стихах и поэмах вскрыты собственные ошибки и заблуждения, кричащие противоречия, отражающие объективные противоречия самой действительности. Поэт не уходит от самых жгучих, животрепещущих проблем, которые вставали перед Родиной, народом после революции.

  • "Если б не было войны…". Час памяти, посвященный 65-й годовщине Победы 2010

    Автор: Першагина Татьяна Юрьевна

    Материал представляет собой сценарий литературно-музыкальной композиции для проведения урока по теме «Литература военных лет и литература о Великой Отечественной войне». К сценарию прилагаются: презентация о поэтах-фронтовиках и музыкальные фрагменты для сопровождения.

  • "Если в сердце нет любви…" Урок внеклассного чтения по современной русской литературе в 11-м классе по повести В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть" 2010

    Автор: Пилипчук Жанна Леонидовна

    Предлагаемый урок внеклассного чтения в 11-м классе по современной русской литературе обращён к творчеству Виктории Токаревой и заставляет учащихся задуматься о нравственных проблемах, которые ставит писательница. Произведение вызывает интерес у школьников. Главная героиня повести Анна приходит к пониманию того, что такое любовь и для чего должен жить человек.

  • "Если душа родилась крылатой" 2018

    Автор: Процей Елена Викторовна

    Сотрудники Детской библиотеки проведут мероприятие из цикла литературной гостиной «Пока горит свеча», посвящённое замечательному человеку, талантливому поэту - Марине Цветаевой.

  • Есть в мире этом самый лучший миг (урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева "Зорькина песня" в 5-м классе) 2003

    Автор: Корнилова Изумира Николаевна

    Вид урока - творческая мастерская. Цели урока: 1) расширение представления учащихся о пейзажной живописи и языковом мастерстве писателя; знакомство с понятием "лирическая проза"; 2) выработка умений работы с художественным текстом и создания своего текста; 3) воспитание культуры общения. Рассказ воспитывает в юном читателе доброе чувство к окружающей среде, чуткость к красоте природы.

  • "Есть времена, есть дни, когда ворвётся в сердце ветер снежный…" (Снежная стихия в творчестве А.С.Пушкина). Материалы к уроку 2007

    Автор: Козицкая Ольга Викторовна

    На примере программных произведений, изучаемых в разных классах, рассматривается использование мотива зимней бури, вьюги, метели как способа выражения обуреваемых поэта чувств и страстей, а также размышлений о собственной судьбе и о судьбе России. Данный материал может быть использован перед изучением романа "Капитанская дочка", как самостоятельная тема в творчестве Пушкина или на уроке повторения в старших классах.


  • "…Есть материнства женская работа…". Урок-размышление по повести В.Закруткина "Матерь человеческая" 2005

    Автор: Воркунова Ольга Михайловна

    Предлагается описание урока-размышления. Урок поможет сделать комплексный анализ текста, задуматься над такими проблемами, как война и материнство, война и детство, война и стремление к добру.

  • "Есть одно – великое призванье: зажигать в сердцах незримый свет…" 2011

    Автор: Модорова Зинаида Петровна

    Урок-мастерская построения знаний по творчеству Лилии Джигангеровны Юсуповой в 11-м классе. Одним из личностно ориентированных педтехнологий является творческая мастерская, где создаются условия для обучения и воспитания детей.