Литература
-
Духовное развитие личности в школе (из опыта работы МОУ СОШ № 29 г. Ульяновска) 2007
Особая роль школы состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки, потребности и интересы.
-
Духовное становление личности - основа гражданского воспитания (концепция развития личности учащегося) 2009
Об особой роли школы в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой, бережно относящейся к традициям своей семьи, своего народа, осознающей приоритет общечеловеческих ценностей, любящей свою Родину.
-
"Духовность в культуре русского крестьянства". Урок в курсе МХК. 6-й класс 2011
Урок настраивает учащихся на размышление о собственном духовном мире, помогает раскрыть красоту и выявить средства выразительности различных произведений искусств. У учащихся формируются представления о некоторых особенностях жизни крестьянства – тесной связи праздничных и событийных дат с именами святых, почитаемых на Руси, природных явлений.
-
Духовно–нравственное воспитание на уроках литературы 2009
В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания на уроках литературы. Словесное искусство духовно по своей природе. Идеал нравственности красной нитью проходит по страницам бесценных произведений русской литературы, наследия христианской культуры. Обращение к богатому духовному наследию христианской культуры – актуальная сегодня проблема. Знакомство с библейскими сюжетами помогают глубже проникнуть в художественные произведения, понять их.
-
Духовные подвижники России 2020
Кого называют подвижником? Современный толковый словарь русского языка дает нам два значения этого слова. Во-первых, подвижником называют человека, изнуряющего себя лишениями во имя служения Богу. Во – вторых, подвижник – это активный, самоотверженный деятель, борец. В России на протяжении веков было множество таких людей. Они оказывали мощное нравственное влияние на судьбы наших соотечественников: помогали нищим, лечили больных, давали людям надежду на светлое будущее.
-
Духовный и общественный подвиг Сергия Радонежского 2010
В работе автора идет выявление отличительных признаков житийной литературы. В "Житии Сергия Радонежского" преобладают эпизоды, иллюстрирующие подвижничество святого в духовной и общественной сферах жизни. Епифаний Премудрый использовал различные лексические и синтаксические приемы, показывающие жизненный подвиг Сергия.
-
Духовный опыт детства (Мастерская ценностных ориентаций по рассказу В. Н. Крупина "Дымка") 2005
Мастерская ценностных ориентаций - это одна из разновидностей мастерских, решающих задачу воспитания, духовного развития личности. Мастерская посвящена самому дорогому воспоминанию в жизни каждого - воспоминаниям о детских, радостных минутах, когда каждый постигает премудрости жизни. Цель ее: создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения ребенка к собственной жизни в диалоговом соответствии с жизнью других людей; способствовать организации образовательного процесса, где на первое место выходит пробуждение благоговейного отношения к своему детскому опыту.
-
Духовный стих в устном народном творчестве 2012
Основное назначение урока – знакомство учеников с новым и малоизученным жанром устного народного творчества. Духовными стихами называются народные песни на религиозные сюжеты. Время действия в духовных стихах тоже может быть вполне определенным, но если иметь в виду духовные стихи в целом, оно начинается с сотворения мира и продолжается после кончины существующего мироздания.
-
Душа народа в легендах родного края 2003
Самобытность, национальный колорит народов коми-пермяцкого края. Воспитание в детях любви к родному краю, к родной природе, уважение к старшим, постижение истоков национальной культуры.
-
"Душа обязана трудиться…" (урок литературы в 6-м классе) 2009
Урок литературы в 6-м классе по программе «Школа-2100» в форме игры «Счастливый случай». Цель урока – проверить знание текстов произведений, привить любовь и интерес к изучению литературы, обобщить материал по разделу «Пролетая над снами…». Игровые моменты урока, разнообразие видов работ способствуют развитию речи, внимания, воображения.
-
Душу невозможно рассказать 2015
Представлены стихотворения выпускника 2014 г. ГБОУ СОШ №531 г. Москвы Петра Величко.
-
Дуэль и русская культурная традиция: проблема чести и милосердия 2011
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами.
-
Дуэль как явление русской жизни XIX веке 2012
Интегрированный урок истории и литературы формирует представление о дуэли как явлении русской жизни, истории возникновения, правилах проведения.
-
"Дыхание земли родной (Знакомство с поэтами Кузбасса)". 8-й класс 2012
На уроке ребята знакомятся с писателями Кузбасса и их творчеством в исследовательской и самостоятельной работе с дополнительной литературой. Большое внимание уделяется охране и привитию детям бережного отношения к природе.
-
Дыхание истории Сибири в лирике Е.Евтушенко 2012
Урок данного типа предоставляет возможность решить разнообразные задачи: объяснить новый материал; проверить правильность его восприятия и понимания, проконтролировать знания, организовать применение вновь полученных знаний в решении практических заданий. Разнообразные приемы работы повышают эффективность занятия.
-
Дюма на Кавказе 2022
Прошлым летом я просмотрела фильм «Три мушкетера» режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Сюжет фильма основан на всемирно известном романе Дюма "Три мушкетёра". Действие фильма происходит во Франции XVII века. Герои фильма оказываются втянутыми в придворные интриги, противостояние с могущественным кардиналом Ришелье, в котором демонстрируют ловкость, смелость, взаимовыручку и пренебрежение опасностями ради славы. Фильм пронизывает романтика подвига и дружбы. Фильм настолько захватил меня, что я решила прочитать роман великого Александра Дюма «Три мушкетера». Поделившись своими впечатлениями со своим учителем, я с удивлением узнала от неё, что, оказывается, Дюма в свое время посетил Россию, и, более того, побывал на Кавказе. Факт пребывания А.Дюма на Кавказе заинтересовал меня еще больше. Так я начала собирать материал, изучая научные работы о Дюма и пользуясь интернет-ресурсами.
-
Е.А.Пермяк. Сказка «Березовая роща» 2021
Смысл сказки "Березовая роща" заключается в том, что всегда есть злые существа, завистники, но не нужно обращать на них внимание, если ты четко знаешь, кто ты, знаешь свою цель и миссию.
-
Е.Евтушенко. "Я сибирской породы" 2012
Поэзия Е.Евтушенко – это поэзия социально активного действия. Понятия неправды и правды – фундаментальные опоры гражданской позиции поэта. Он безбоязненно вступается за преследуемых талантов, в защиту свободы творчества, прав человека.
-
Е.И. Носов «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребенка. Юмористическое и лирическое в рассказе 2014
Цель урока: знакомство с некоторыми фактами биографии Е.И. Носова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; воспитание интереса к жизни и творчеству Е.И. Носова; выявление художественной идеи рассказа «Как патефон петуха от смерти спас»; формирование навыков выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, пересказа, нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова "жалостливый".
-
Евангелие на уроках литературы (методические разработки) 2005
Свою задачу в воспитании учащихся учитель должен видеть прежде всего в нрав-ственном совершенствовании свойств, качеств, присущих ребенку как субъекту и члену общества. Источником нравственного воспитания учащихся на уроках литературы является художественный текст. Евангелие - это вечный источник слов и образов, основа христианской морали. Это родник, который может напоить людей, потерявших веру в добро и справедливость. Исследованию евангелистских мотивов в русской литературе и возможному использованию их на уроках литературы посвящена данная работа.
-
Евангельская символика в поэме А.Блока "Двенадцать" 2005
Основная проблема поэмы религиозно-нравственная. В ней идёт речь о спасении души на фоне стихии народного бунта "с Богом или против Бога". Блок уступил свой голос "глухонемой душе двенадцати безликих людей, в темноте вьюжной ночи вершащих своё дело распада и в глубине тёмного сердца тоскующих о Христе, которого они распинают". Знак креста, мотив крови, символ белых роз в венке Христа и другие евангельские "намёки" создают напряжение между стихийным началом народной жизни в смутное время и сакральными истинами, утверждёнными в вечности.
-
"Евгений Онегин" на "Брейн-ринге" 2004
Научить детей читать внимательно, увлеченно, обращать внимание на сноски, думать самостоятельно, делать неожиданные для себя выводы - в этом вам поможет интеллектуальная игра. Предлагаемый сценарий составлен по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Но на основе этого материала можно придумать познавательное мероприятие по любому другому классическому произведению.
-
"Его стихов пленительная сладость…" (Гостиная, посвящённая 225-летию В.А. Жуковского) 2008
Литературно-музыкальная гостиная "Его стихов пленительная сладость..." посвящена 225-летию со дня рождения В.А. Жуковского и знакомит с творчеством поэта, отдельными яркими моментами его жизни, рассказывает, какие "живые трепетные нити" связывают Жуковского и Пушкина.
-
Единство проблемных и культурологических аспектов на уроках литературы 2012
Роман-эпопея «Война и мир» дает богатый материал преподавателю для культурологической работы на уроках. В современном контексте уроки литературы и русского языка могут и должны восприниматься как особое национальное явление, воплощающее духовные ценности русского народа, хранящее его историческую и эстетическую память, как источник знаний в разных областях национальной и общечеловеческой и культуры.
-
Единство человека и природы 2011
Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь".
-
Ее величество женщина 2011
Целью проекта является просвещение воспитанниц в вопросах значимости и влиянии внешности женщины на её профессиональные, карьерные и семейные статусные ожидания.
-
Ее величество Осень 2012
Занятие предназначено для проведения в 5–6-х классах. Целями данного мероприятия являются пополнение словарного запаса учащихся, развитие чувства прекрасного, чувства любви к русской поэзии, музыке и другим видам искусства, а также развитие творческих способностей учащихся и логического мышления. Мероприятие позволяет сплотить коллектив, приобрести опыт сотрудничества в группах, выдвигать гипотезы, воспитывать уважение к товарищам, их мнению.
-
"Есенин глазами любящих женщин". Литературно-музыкальная гостиная 2007
Судьба гениального поэта России Сергея Есенина остаётся загадкой и сейчас . В его стихах и поэмах вскрыты собственные ошибки и заблуждения, кричащие противоречия, отражающие объективные противоречия самой действительности. Поэт не уходит от самых жгучих, животрепещущих проблем, которые вставали перед Родиной, народом после революции.
-
"Если б не было войны…". Час памяти, посвященный 65-й годовщине Победы 2010
Материал представляет собой сценарий литературно-музыкальной композиции для проведения урока по теме «Литература военных лет и литература о Великой Отечественной войне». К сценарию прилагаются: презентация о поэтах-фронтовиках и музыкальные фрагменты для сопровождения.
-
"Если в сердце нет любви…" Урок внеклассного чтения по современной русской литературе в 11-м классе по повести В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть" 2010
Предлагаемый урок внеклассного чтения в 11-м классе по современной русской литературе обращён к творчеству Виктории Токаревой и заставляет учащихся задуматься о нравственных проблемах, которые ставит писательница. Произведение вызывает интерес у школьников. Главная героиня повести Анна приходит к пониманию того, что такое любовь и для чего должен жить человек.