Цель урока. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления лексического значения слова ФОРМАЛИЗМ.
Задачи урока.
Образовательная. Выявить идейный замысел финала рассказа;
Развивающая.
- Развивать способность к самостоятельной аналитической, исследовательской и оценочной работе с информацией через составление диаграммы Ишакава (“Фишбоун”), составления синквейна, написание отзыва о рассказе;
- Формировать навыки коллективного труда и коммуникативных свойств личности; умение видеть авторское отношение к изображаемому и логически отстаивать свою точку зрения на предложенную проблему.
Воспитательная. Воспитывать чуткое отношение к родным и близким, “не позволять душе лениться”
Тип урока: комбинированный.
Инновационные технологии: технология критического мышления через чтение и письмо с элементами исследовательской работы (“Фишбоун”).
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах. (Класс заранее разделён на группы, где один ученик следит за временем, другой выполняет задания творческого характера, третий – оформляет итоги наблюдений и исследований, “лидер” группы и остальные дети исследуют предложенную проблему и готовятся защищать свою работу.)
Оборудование и наглядность: (Презентация, видеоклип с песней “Москвичи”, проектор, листы ватмана, фломастеры, портрет Бориса Васильева,)
ХОД УРОКА
I. Стадия “Вызов”
1. Актуализация опыта: (Видеоролик. Звучит песня “Москвичи”. Слова Е.Винокурова, муз.А.Эшпай, песню исполняет Марк Бернес)
Учитель читает (Слайд № 4) :
“...Игорёк хоть и погиб, но как бы не окончательно, как бы не весь, что ли. Не исчез бесследно, не истлел в братской могиле, не распался, а остался навеки в бледном отпечатке плёнки, когда камера оператора снимала не его специально, а саму фронтовую жизнь, и в той фронтовой реальной жизни реально жил, двигался, существовал теперь уж навсегда её сын. В это хотелось верить, в это необходимо было верить, и она верила.”
Ребята, на первом уроке мы много рассуждали о том, как Борис Львович Васильев раскрывает проблему ПОМЯТИ в своём произведении “Экспонат №..”, говорили о тяжёлой судьбе матери, потерявшей единственного сына на войне
Работа с репродукцией картины Н.Марченко “Мир. Конец войны” (Слайд № 5)
– В чём можно соотнести сюжет картины Н.Марченко с содержанием рассказа Б.Васильева?
– Как художник изобразил мать на этой картине? В чём она похожа на Анну Федотовну?
– Как жители коммунальной квартиры помогали Анне Федотовне пережить её горе?
Проблемная ситуация. (Слайд №6): Сегодня мы продолжаем разговор о героях рассказа. Прочитайте АКРОСТИХ и предположите, о каком эпизоде рассказа пойдёт сегодня речь на уроке?
Пришла незваная война,
И сын уходит со двора.
С ним сердце матери летит,
Ь – душа её навзрыд кричит.
Мечтает сына видеть мать,
А дни летят, летят, летят...
(Называется тема урока, дети её записывают в тетради).
– Зачем каждый день Анне Федотовне читали письма, присланные сыном и его другом с фронта?
2. Рождение информационного запроса.
– Какой момент в финале рассказа произвёл на вас самое сильное впечатление?
– О чём бы вы хотели поговорить сегодня на уроке?
– Какие вопросы возникли у вас после прочтения финала рассказа?
Запишите эти вопросы себе в тетрадь. Далее учащиеся, зачитав вопросы, предполагают и озвучивают цель и задачи урока.
II. Стадия “Осмысления”
(Слайд №7) – Какими словами из текста можно озаглавить финальный эпизод рассказа?
(“Визит старательных пионеров”)
– В каком слове отчётливо видно авторское отношение к пионерам? Как вы понимаете это слово?
Работа в тетрадях. Ассоциативная цепочка. (Слайд №8).
Составьте ассоциативную цепочку из существительных с приставкой бес- (без-), характеризующих поведение пионеров.
(Бесчеловечность, безнравственность, бессердечие)
(Жестокость, равнодушие)
– Можем ли мы назвать эти слова контекстуальными синонимами?
(Слайд №9) – Какую проблему затрагивает автор в эпизоде “Визит старательных пионеров”? (Проблема детской жестокости)
– Какими изображены пионеры в рассказе Б.Л.Васильева “Экспонат №..”? Все ли дети жестоки по отношению к Анне Федотовне?
(Слайд №10).
Работа в группах в течение 10 минут.
С помощью диаграммы Ишакава, которую вы видите на слайде №17, проведите исследование причин поведения пионеров. Записи БУДЕТЕ ДЕЛАТЬ НА ВАТМАНЕ. Они должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть проблемы.
Творческое задание: Составьте синквейн, отражающий суть проблемы исследования. (Приложение 1)
(Слайд№11) ЗАЩИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.
(10 мин)
(Слайд №12)
– Прочитайте заключительные строки произведения. Почему эти строки выделены автором курсивом?
Работа с текстом или слайдом №20.
– Какой смысл вкладывает автор в строки “ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ”?
(Слайд №13)
– Какой смысл вложен автором в название рассказа “Экспонат №”?
– Можно ли утверждать, что в названии скрыта ирония, горькая усмешка?
(Понятие термина “ирония” Cлайд №19)
(Слайд №14, 18)
Лексическая работа со словом ФОРМАЛИЗМ.
– Как вы понимаете значение фразы “формальное отношение к делу”?
Слово учителя: В рассказе “Экспонат №..” Борис Васильев обличает бесчеловечную, разлагающую силу формализма. Бюрократический стиль мышления у взрослых невольно накладывает свой отпечаток и на молодое поколение, воспитывая у них такое же формальное отношение к делу. “Процентомания”, стремление любой ценой выполнить обязательства, взятые накануне Дня Победы, толкают пионеров на “жестокие” поступки. Так, для Анны Федотовны письма – это память о сыне, целая жизнь, а для пионеров всего лишь забытый экспонат. Ставя на первое место мероприятие само по себе, дети забыли о законах человечности, нравственности и просто внимательного отношения к матери, потерявшей на войне единственного сына.
III. Стадия “Рефлексия”
(Слайд №15)
– В каких словах заключается идея рассказа? Стр.224 учебника.
Задание в тетрадях: Продолжите начатое предложение, выразив своё отношение к поступку пионеров.
- Возмущена тем, как... .
- Осуждаю, потому что... .
- Негодую, так как... .
– На все ли вопросы, записанные вами в тетрадь, вы нашли ответ в ходе урока?
(Слайд №16)
Задание на дом дифференцированное:
Написать отзыв о рассказе.
Желающие могут придумать свой финал рассказа (“фанфик”, то есть своё продолжение рассказа)
Использованная литература и интернет-ресурсы:
- Вишнякова Е.Е. “О РКМЧП как о технологии”. Приложение к журналу “Русский язык” №15, 2004
- Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/ Авт.-сост. Г.С.Меркин. – 8-е изд.–М.:ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2010.
- Уроки литературы. К учебнику “Литература. 7 класс” (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие / Ф.Е.Соловьёва; под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2011.
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1310/%D0%A4%D0%9E%
D0%A0%D0%9C%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%97%D0%9C – Философская энциклопедия.