Урок-исследование по литературе. Тема: "Гости Анны Федотовны" (по рассказу Б.Л. Васильева «Экспонат №..»). 7-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления лексического значения слова ФОРМАЛИЗМ.

Задачи урока.

Образовательная. Выявить идейный замысел финала рассказа;

Развивающая.

  • Развивать способность к самостоятельной аналитической, исследовательской и оценочной работе с информацией через составление диаграммы Ишакава (“Фишбоун”), составления синквейна, написание отзыва о рассказе;
  • Формировать навыки коллективного труда и коммуникативных свойств личности; умение видеть авторское отношение к изображаемому и логически отстаивать свою точку зрения на предложенную проблему.

Воспитательная. Воспитывать чуткое отношение к родным и близким, “не позволять душе лениться”

Тип урока: комбинированный.

Инновационные технологии: технология критического мышления через чтение и письмо с элементами исследовательской работы (“Фишбоун”).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах. (Класс заранее разделён на группы, где один ученик следит за временем, другой выполняет задания творческого характера, третий – оформляет итоги наблюдений и исследований, “лидер” группы и остальные дети исследуют предложенную проблему и готовятся защищать свою работу.)

Оборудование и наглядность: (Презентация, видеоклип с песней “Москвичи”, проектор, листы ватмана, фломастеры, портрет Бориса Васильева,)

ХОД УРОКА

I. Стадия “Вызов”

1. Актуализация опыта: (Видеоролик. Звучит песня “Москвичи”. Слова Е.Винокурова, муз.А.Эшпай, песню исполняет Марк Бернес)

Учитель читает (Слайд № 4) :

“...Игорёк хоть и погиб, но как бы не окончательно, как бы не весь, что ли. Не исчез бесследно, не истлел в братской могиле, не распался, а остался навеки в бледном отпечатке плёнки, когда камера оператора снимала не его специально, а саму фронтовую жизнь, и в той фронтовой реальной жизни реально жил, двигался, существовал теперь уж навсегда её сын. В это хотелось верить, в это необходимо было верить, и она верила.”

Ребята, на первом уроке мы много рассуждали о том, как Борис Львович Васильев раскрывает проблему ПОМЯТИ в своём произведении “Экспонат №..”, говорили о тяжёлой судьбе матери, потерявшей единственного сына на войне

Работа с репродукцией картины Н.Марченко “Мир. Конец войны” (Слайд № 5)

В чём можно соотнести сюжет картины Н.Марченко с содержанием рассказа Б.Васильева?

– Как художник изобразил мать на этой картине? В чём она похожа на Анну Федотовну?

– Как жители коммунальной квартиры помогали Анне Федотовне пережить её горе?

Проблемная ситуация. (Слайд №6): Сегодня мы продолжаем разговор о героях рассказа. Прочитайте АКРОСТИХ и предположите, о каком эпизоде рассказа пойдёт сегодня речь на уроке?

Пришла незваная война,
И сын уходит со двора.
С ним сердце матери летит,
Ь – душа её навзрыд кричит.
Мечтает сына видеть мать,
А дни летят, летят, летят...

(Называется тема урока, дети её записывают в тетради).

– Зачем каждый день Анне Федотовне читали письма, присланные сыном и его другом с фронта?

2. Рождение информационного запроса.

– Какой момент в финале рассказа произвёл на вас самое сильное впечатление?

– О чём бы вы хотели поговорить сегодня на уроке?

– Какие вопросы возникли у вас после прочтения финала рассказа?

Запишите эти вопросы себе в тетрадь. Далее учащиеся, зачитав вопросы, предполагают и озвучивают цель и задачи урока.

II. Стадия “Осмысления”

(Слайд №7) – Какими словами из текста можно озаглавить финальный эпизод рассказа?

(“Визит старательных пионеров”)

– В каком слове отчётливо видно авторское отношение к пионерам? Как вы понимаете это слово?

Работа в тетрадях. Ассоциативная цепочка. (Слайд №8).

Составьте ассоциативную цепочку из существительных с приставкой бес- (без-), характеризующих поведение пионеров.

(Бесчеловечность, безнравственность, бессердечие)

(Жестокость, равнодушие)

Можем ли мы назвать эти слова контекстуальными синонимами?

(Слайд №9) – Какую проблему затрагивает автор в эпизоде “Визит старательных пионеров”? (Проблема детской жестокости)

– Какими изображены пионеры в рассказе Б.Л.Васильева “Экспонат №..”? Все ли дети жестоки по отношению к Анне Федотовне?

(Слайд №10).

Работа в группах в течение 10 минут.

С помощью диаграммы Ишакава, которую вы видите на слайде №17, проведите исследование причин поведения пионеров. Записи БУДЕТЕ ДЕЛАТЬ НА ВАТМАНЕ. Они должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть проблемы.

Творческое задание: Составьте синквейн, отражающий суть проблемы исследования. (Приложение 1)

(Слайд№11) ЗАЩИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.

(10 мин)

(Слайд №12)

– Прочитайте заключительные строки произведения. Почему эти строки выделены автором курсивом?

Работа с текстом или слайдом №20.

– Какой смысл вкладывает автор в строки “ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ”?

(Слайд №13)

– Какой смысл вложен автором в название рассказа “Экспонат №”?

– Можно ли утверждать, что в названии скрыта ирония, горькая усмешка?

(Понятие термина “ирония” Cлайд №19)

(Слайд №14, 18)

Лексическая работа со словом ФОРМАЛИЗМ.

– Как вы понимаете значение фразы “формальное отношение к делу”?

Слово учителя: В рассказе “Экспонат №..” Борис Васильев обличает бесчеловечную, разлагающую силу формализма. Бюрократический стиль мышления у взрослых невольно накладывает свой отпечаток и на молодое поколение, воспитывая у них такое же формальное отношение к делу. “Процентомания”, стремление любой ценой выполнить обязательства, взятые накануне Дня Победы, толкают пионеров на “жестокие” поступки. Так, для Анны Федотовны письма – это память о сыне, целая жизнь, а для пионеров всего лишь забытый экспонат. Ставя на первое место мероприятие само по себе, дети забыли о законах человечности, нравственности и просто внимательного отношения к матери, потерявшей на войне единственного сына.

III. Стадия “Рефлексия”

(Слайд №15)

– В каких словах заключается идея рассказа? Стр.224 учебника.

Задание в тетрадях: Продолжите начатое предложение, выразив своё отношение к поступку пионеров.

  • Возмущена тем, как... .
  • Осуждаю, потому что... .
  • Негодую, так как... .

На все ли вопросы, записанные вами в тетрадь, вы нашли ответ в ходе урока?

(Слайд №16)

Задание на дом дифференцированное:

Написать отзыв о рассказе.

Желающие могут придумать свой финал рассказа (“фанфик”, то есть своё продолжение рассказа)

Использованная литература и интернет-ресурсы:

  1. Вишнякова Е.Е. “О РКМЧП как о технологии”. Приложение к журналу “Русский язык” №15, 2004
  2. Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/ Авт.-сост. Г.С.Меркин. – 8-е изд.–М.:ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2010.
  3. Уроки литературы. К учебнику “Литература. 7 класс” (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие / Ф.Е.Соловьёва; под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2011.
  4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1310/%D0%A4%D0%9E%
    D0%A0%D0%9C%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%97%D0%9C
      – Философская энциклопедия.