Цели:
- познакомиться с новым писателем, узнать о его жизненном и творческом пути, исследовать трилогию “Уединённое” и два короба “Опавших листьев”,
- вспомнить роды и жанры литературы,
- предположить жанр трилогии В.В. Розанова.
Я ввёл в литературу самое мелочное…
Смысл – не в Вечном,
смысл в Мгновениях.
В.В.Розанов.
1. Вступительное слово учителя.
Василий Васильевич Розанов. О нём написано очень много литературы, и вся эта литература представляет собою небольшие заметки о его творчестве. Многие спорят с Розановым, опровергают его, некоторые соглашаются, но везде, в многочисленных статьях, заметно одно: Розанов, как человек, и как писатель, далёк от нашего понимания его творчества. Критики нашего времени рассматривают его только с какой-то одной стороны, да и то сторону-то эту они делят ещё на многочисленные элементы, одному из которых они и посвящают свои работы. На сегодняшний день не существует разработки, объёмной и полной, которая бы помогла разобраться в таком непохожем на других писателей человеке как В.В.Розанов. Действительно, можно согласиться со словами М.М.Бахтина, который сказал, что Розанов нам “Не по зубам”. Бахтин, конечно же, обратил эти слова ко времени Розанова, но, я думаю, что их можно обратить и к нынешнему времени. Очень жаль, что ни один не взялся за изучение такой личности, полностью и целиком не отдал свои силы разработке его творчества, ведь интерес к этой замечательной личности возрастает с каждым годом. Критики всё чаще обращаются к работам В.В.Розанова. И это не случайно, так как Розанов и сегодня является современным писателем. Его оценки интересны и убедительны, они помогают решить многие проблемы в понимании русской классики.
2. Определение темы, постановка цели урока.
Сегодня мы проведём урок-исследование по теме: “В.В.Розанов. Жанр трилогии “Уединённое” и “Опавшие листья” и поставим перед собой следующие цели: познакомиться с новым для нас писателем, узнать о его жизненном и творческом пути, исследовать трилогию, в которую входят “Уединённое” и два короба “Опавших листьев” и предположить жанр трилогии.
3. Сообщение: “В.В.Розанов. Жизненный и творческий путь”.
Говорить о работах писателя, не зная его биографии, невозможно, поэтому прослушаем сообщение ученицы, которая расскажет нам о жизненном и творческом пути В.В.Розанова.
4. Открытие В.В.Розановым нового литературного жанра.
Да, нужда, отсутствие средств к существованию
подорвали здоровье Розанова. Будь всё иначе,
возможно он бы и подарил миру ещё какие-либо
работы.
А вот до 1911 года никто не решился бы назвать
Розанова писателем. В лучшем случае – очеркистом
(в молодые годы он опубликовал серию очерков о
своём путешествии по Волге – “Русский Нил”). Но
вот выходит “Уединённое”. Ведущий критик того
времени – М.Гершензон был в восхищении. Да и сам
Розанов считал “Уединённое” лучшим и любимым
своим произведением. Заговорили об открытии
Розановым нового литературного жанра.
5. Исследовательская работа: “Уединённое”. Тематика и специфика книги”.
Исследовательскую работу по тематике и
специфике книги “Уединённое” провела ученица
из класса. Послушаем её выступление.
“Мысль изречённая есть ложь”, – полагал Фёдор
Тютчев. Розанов иначе: “Всякое движение мысли у
меня сопровождается выговариванием. И всякое
выговаривание я хочу записать. Вот откуда
взялось “Уединённое”.
6. Исследовательская работа: “Тематика “Опавших листьев” В.В.Розанова”.
Так же было проведено исследование “Опавших листьев”. Послушаем выступление ученицы.
7. Своеобразие трилогии.
Трилогия В.В.Розанова стоит за пределами того,
что до тех пор писали о литературе и жизни. Менее
всего писатель стремился к созданию
последовательной концепции. Принцип
непоследовательности постоянно даёт себя знать
в его “случайных” записях, набросках “для
себя”, составляющих трилогию с подчас
вызывающими пометами о времени и месте
написания: “Когда болел живот”, “На конверте
“приглашения на выставку”, “В купальне”. Эти
пометы сами по себе ничего не добавляют к тексту,
мысль могла прийти в любом месте. Но они создают
ощущение жизни, текущего момента. В трилогии он
обращается к многоголосью. Действительно, если
подряд читать одну из частей трилогии, то
создаётся впечатление разнобойного “шума
голосов”.
Трилогия не рассчитана на прочтение подряд, как
читаются повести и романы. Перед нами весьма
своеобразная смесь талантливости, глубины
наблюдений художника.
К вышедшей в те же годы книге “Литературные
изгнанники” Розанов взял эпиграфом слова из
письма своего друга П.А.Флоренского:
“Единственный вид литературы, который я
признавать стал – это письма. Даже в “дневнике”
автор принимает позу. Письмо же пишется столь
спешно и в такой усталости, что не до поз в нём.
Это единственный, искренний вид писаний”.
Для трилогии Розанов попытался ухватить ещё
более непроизвольный вид письма – внезапно
срывающиеся с души нашей восклицания, вздохи,
обрывки мыслей и чувств. Эти “нечаянные
восклицания”, “жизнь души”, записывались на
первых попадавшихся листочках и складывались.
Главное было – “успеть ухватить”, пока не
улетело.
Стремление ухватить “истину”, попытаться
запечатлеть отдельные, подчас разрозненные и
противоречивые стороны того, что мы зовём
“правдой”, самое сокровенное в душе человека –
вот что ценное в трилогии, что даёт ей право на
новую жизнь в эпоху совершенно иную, нежели та,
когда жил и писал её автор.
Новым в трилогии был тон повествования,
“рукописность души”, как называл это писатель в
отличие от литературного шаблона. Вину за это
Розанов возлагал на изобретателя
книгопечатания: “Как будто этот проклятый
Гуттенберг облизал своим медным языком всех
писателей, и они все обездушили “в печати”,
потеряли лицо, характер. Появилась “техническая
душа”, с механизмом творчества, но без
вдохновения”. И отсюда вывод о современной
литературе: “Оловянная литература. Оловянные
люди её пишут. Для оловянных читателей она
существует”.
Он попытался сказать то, что до него не говорил
никто, потому что не считал это стоящим внимания.
“Я ввёл в литературу самое мелочное, мимолётное,
невидимые движения души, паутинки быта, ибо смысл
– не в Вечном, смысл в Мгновениях”. “У меня есть
какой-то фетишизм мелочей. Мелочи суть мои
“боги”.
Так создавались “Уединённое” и “Опавшие
листья”.
8. Розановский стиль глазами Жоржа Нивы.
Согласитесь, что В.В.Розанов – писатель
неординарный. Его подача, размещение материала
своеобразны. Недаром критики, литературоведы
затрудняются в определении жанра розановских
работ.
Исследователи, обращавшиеся к трилогии Розанова,
обычно усматривали в ней исповедальный стиль и в
жанровом отношении сравнивали её с исповедями
Руссо, с афоризмами Ницше, с прозрениями в
области пола З.Фрейда. Однако В.В.Розанов прежде
всего сын русской литературной традиции –
Достоевского, Страхова.
Интересен взгляд Жоржа Нивы, который пишет, что
Розанов – творец нового литературного жанра,
который, как он сам считал, положил конец
литературе как таковой. В своей трилогии он
выступает абсолютным новатором, и даже сегодня,
когда публика пресыщена всевозможными
“разрушениями” литературы, новаторство
Розанова нисколько не потускнело.
Рассмотрим основные признаки розановского
стиля, которые выделяет Жорж Нива: полная
бессюжетность, абсолютное главенство интонации,
домашность, почти полное бесстыдство
литературного текста, тщательная фиксация
обстоятельств написания каждого клочка,
сосуществование противоположных утверждений –
одним словом, поэтика, основанная на чистой
прихоти и культе фрагмента. “Книги В.В.Розанова
– это центоны, составленные из газетных
рецензий, дневниковых записей, кулинарных
рецептов, адресованных автору писем; это своего
рода гербарий подслушанных чужих слов –
ворчливых, крикливых, недосказанных…”
Всё сказанное Жоржем Нивой можно оценить
положительно, со многим можно согласиться, но, я
думаю, насчёт полной бессюжетности розановских
произведений он не прав. Чтобы увидеть сюжет,
нужно просто внимательно всматриваться в текст,
читать медленно и вдумчиво. По-иному Розанова не
возможно понять. На мой взгляд, бессюжетным можно
назвать только такое произведение, которое
состоит из набора слов и не несёт в себе
смысловую нагрузку. А у Розанова? Неужели его
замечательные творения можно назвать набором
слов? Нет, конечно, поэтому о его работах, как
бессюжетных, не может быть и речи.
Действительно, В.В.Розанов, по словам Жоржа Нивы,
не скупится на характеристики изобретённой им
литературной формы. Он попеременно объясняется
литературе то в любви, то в ненависти. Настоящая
литература должна быть уютной и тёплой. Она
нежна, пассивна, полностью “домашняя” – именно
такова литература, создаваемая В.В.Розановым. Но
существует и другая литература, которая
разлучает автора с самим собой, автора с
читателем: эта литература – синоним смерти, она
касается лишь окраин жизни.
Речь в этом отрывке идёт о противоречивости
Розанова. Но за этими противоречиями стоит цель
самого Розанова. Это его своеобразный поиск
истины. Всем известно, чтобы прийти к какому-нибудь
окончательному выводу, необходимо всё измерить,
взвесить, неспеша обдумать, отобрать необходимый
материал, касающийся данной проблемы, а затем из
него отбрасывать ненужное, неубедительное и
оставить самое ценное. Ведь Розанов так и делает,
по такому пути накапливания материала и
отбрасывания ненужных элементов и идёт. Только
Розанов своеобразен тем, что он на стадии
накапливания материала думает не про себя, а
вслух, то есть публично. Разве можно осуждать
человека, который ищет истину? Каждый её ищет
своими способами, доступными и понятными только
ему. Так Розанов выбрал форму противоречий и в
этом его своеобразие, а не ошибка, которая
подлежит осуждению.
Розановский стиль нельзя было спутать ни с чьим
другим, он был непредсказуем и неподражаем, а о
тайне стиля сказал просто: “Стиль есть то, куда
поцеловал Бог вещь”.
9. Жанр трилогии “Уединённое” и “Опавшие листья”.
Следующий этап нашей работы – это проба,
попытка определения жанра трилогии. Как вы уже
знаете, вся литература делится на 3 рода: эпос,
лирику и драму. Каждый род, в свою очередь, на
жанры. Давайте определим, к какому роду
литературы относится трилогия В.В.Розанова. А для
этого вспомним, что такое драма, лирика и эпос.
(Драма предназначается для постановки на сцене.
Она характеризуется драматизмом внутреннего
мира человека, который вступает в конфликт с
враждебными силами.
В лирике показывается духовная жизнь человека,
мир его чувств, переданных через стихотворения.
Развёрнутый сюжет здесь отсутствует.
Эпос – повествование о внешних по отношению к
автору явлениях жизни, в эпосе присутствует
сюжет. Учащиеся доказывают, что трилогия
В.В.Розанова относится к эпосу).
На дом было дано индивидуальное задание выписать
из “Словаря литературоведческих терминов” все
эпические жанры, которые имеют небольшой размер,
объём. Давайте познакомимся с предложенными нам
жанрами и постараемся определить наиболее
подходящий жанр для розановской трилогии.
(Учащиеся получают раздаточный материал,
знакомятся с предложенными жанрами и
останавливают свой выбор на эссе как более
подходящем жанре).
10. Актуальность творчества В.В.Розанова в наши дни.
В.В.Розанов несправедливо был забыт, долгое
время он оставался за гранью литературы. И дело
вовсе не в том, что он мало был кому интересен, а в
том, что Розанов – личность сложная и дать ему
какую–либо конкретную характеристику было
затруднительно. Даже на сегодняшний день мы мало
знаем о нём как о личности и писателе. Возможно,
придёт время, когда этот удивительный писатель
будет включён в школьную программу, но сейчас мы
просто ещё не готовы к встрече с ним, с его
необычными произведениями. Он далёк от
традиционного понимания писателя, а мы так к
этому привыкли и не можем представить, что на них
возможны другие точки зрения. Мы не готовы к
встрече с ним, потому что он бывает порой
противоречив, а мы привыкли получать информацию
конкретную, не допускающую противоречий. Прежде,
чем прийти к окончательному решению, нужно так
много передумать и переосмыслить. Только понимая
это, современный читатель сможет понять
В.В.Розанова и высоко его оценить. Этот писатель
необходим в наше время, так как его оценки
помогают разобраться в писателях, с которыми мы
часто встречаемся в своей повседневной жизни. На
сегодняшний день появились в печати не все
творения Розанова, это, конечно, затрудняет его
понимание. Так же метод комментирования
розановских произведений нуждается в
специальной разработке и освоении. Но уже радует
тот факт, что даже небольшая часть его наследия
опубликована и с каждым годом растёт интерес к
этому писателю.
Наследие писателя обширно и включает в себя
более 30 книг по философии, истории, религии,
морали, литературе, культуре. Его творчество –
одно из наиболее неоднозначных явлений русской
культуры, чем и объясняется розановское
“забвение”.
В.В.Розанов удивительно современен, “ужасающе
современен”, как отозвался о нём крупный
английский писатель Д.Г. Лоренс. Действительно,
розановское слово живо, как будто написано в наши
дни.
11. Подведение итогов уроку.
Наш урок–исследование – только начало
изучения творчества В.В.Розанова. В дальнейшем мы
рассмотрим его взгляды на писательство и
отдельных писателей, определим позицию Розанова,
с которой он анализирует творчество русских
писателей, проследим, как изменялся его взгляд на
них, дадим оценку Розанову в наши дни, определим
значение его работ.
Пока с его оценками русских писателей нам
знакомиться рано, так как мы ещё не изучили
некоторые произведения.
И в заключение урока мне хочется спросить:
“Заинтересовал ли вас этот писатель? Что
необычного в его работах? Хотелось бы вам
услышать его высказывания о писателях?
(Ребята высказывают своё мнение, дают оценку
уроку, показывают заинтересованность писателем).
Вот и подошёл к концу урок. У каждого из вас уже
сложилось впечатление о В.В.Розанове как о
человеке и как о писателе. Нам остаётся только с
нетерпением ждать новой встречи с этим
удивительным автором.
Использованная литература
- Э.В.Голлербах “В.Розанов. Жизнь и творчество”. 1922 г.
- А. Николюкин “Последняя книга В.В.Розанова”. Литературное обозрение 90–1, с. 83.
- В.В.Розанов “Среди художников”.
- В.В.Розанов “Уединённое”, 1912 г.
- В.В.Розанов “Опавшие листья”, 1913–1915 гг.
- Советский энциклопедический словарь.